Проект "Потомки Стомахиона Архимеда" 11 класс
Подписи к слайдам:
- Потомки Стомахиона Архимеда
- 1
- Выполнила ученица 11 класса Мишарина Ксения Владимировна
- Руководитель Иванова Нина Николаевна
- учитель математики МОУ «СОШ»
- с. Большелуг Корткеросский район
- Республика Коми
- Из разных видов головоломок хотелось рассмотреть именно «стомахион», «танграм», «пентамино», «яйцо Колумба», так как это игры:
- заставляющие думать,
- предоставляющие возможность проверить и развить свои способности, способствуют их самоутверждению,
- развивают настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества,
- в таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
- <number>
- Цель:
- Ознакомление с этими головоломками
- Задачи:
- Узнать больше об играх: стомахион, танграм, пентамино, яйцо Колумба
- Составить из них несколько фигур
- Совместить эти игры на практической работе
- <number>
- Игра стомахион была известна еще до нашей эры. Создателем ее считали Архимеда. В переводе из древнегреческого стомaxион означает то, что вызывает злость. Прямоугольник, длины сторон которого относятся, как 1:2, нужно разрезать на 14 частей. Тогда оказывается, что из них можно составить силуэты разных животных, предметов, сооружений и т.д. Испытав свою сообразительность в этой игре, вы убедитесь, что название целиком оправдано. Игра воспитывает изобретательность, тренирует зрение, умение видеть геометрические формы в окружающих предметах.
- Игра стомахион
- <number>
- Сделаем игру стомахион: возьмем прямоугольник, одна сторона которого в 2 раза больше другой, и выполним в нем построения. Разрезав прямоугольник по сплошным линиям, составим фигурки человека, волка и мельницы.
- <number>
- Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "Танграмм" возникло в Европе. Вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква"). На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.
- Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу.
- Игра танграм
- <number>
- Сделаем несколько фигур
- Лошадь
- кошка
- Дом
- <number>
- Игра пентамино
- Эта игра была придумана в 50-ых годах ХХ века американским математиком С. Голомбом и очень быстро увлекла не только школьников и студентов, но и профессоров математики. Она заключается в складывании различных фигур из заданного набора пентамино. Набор пентамино содержит 12 фигурок, каждая из которых составлена из пяти («пента» в переводе с греческого означает «пять») одинаковых квадратов, причем квадраты «соседствуют» друг с другом, только сторонами.
- <number>
- Игра яйцо Колумба
- <number>
- Из этих фигур можно сделать заповедник
- <number>
- Давайте проиллюстрируем с детства известную
- нам сказку « Курочка ряба».
- Жили-были дед да баба.
- <number>
- Была у них курочка ряба.
- <number>
- Снесла курочка яичко.
- Яичко не простое, золотое.
- <number>
- Дед бил, бил – не разбил.
- <number>
- Баба била, била – не разбила.
- <number>
- Мышка бежала, хвостиком махнула. Яичко упало и разбилось.
- <number>
- Дед и баба плачут.
- Курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба.
- Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
- <number>
- Заключение
- <number>
- Стомахион, танграм, пентамино, яйцо Колумба имеют тысячелетнюю историю. Их решали люди разных эпох и национальностей. Разрезать на части и обратно собрать простую геометрическую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) всегда было для человека сложной и увлекательной задачей.
- К сожалению, сохранились до наших дней не все древние головоломки, а только наиболее интересные и удачные.
- Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры. Из полученных деталей можно складывать самые разные силуэты (животных, людей, различные предметы). Однако существуют определенные правила: в каждую собираемую фигуру должны войти все ее элементы, но так чтобы они примыкали один к другому, а не накладывались друг на друга. Сделать это непросто. Чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить.
- Эти головоломки интересны людям любого возраста, но в первую очередь они несут огромную пользу детям, поскольку стимулируют образное, пространственное и творческое мышление, развивают память, логику и воображение.
- Литература:
- Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1998.
- Конфорович А. Г., А. Андриевская А. М. История развития математики. Альбом. Киев. Головное издательство издательского объединения «ВЫША ШКОЛА» 1988.
- Оплеснина Л. С., Юрченко И. М. Коми Республиканский Институт Усовершенствования Учителей. Использование листов с печатной основой. Сыктывкар, 1979.
- http://igrushka.kz/vip87/aib1.jpg
- http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/tangram_kartinki7.jpg
- http://nattik.ru/wp-content/uploads/2010/09/tangram_kartinki8.jpg
- http://www.babylessons.ru/wp-content/uploads/2010/03/_45031.jpg
- http://igrushka.kz/vip87/aib2.jpg
- <number>
Математика - еще материалы к урокам:
- Контрольные работы по математике для 4 класса УМК «Перспектива»
- Конспект урока "О числах от 1 до 9 их составе"
- Внеклассное мероприятие "Математика на страже экологии" 5-7 класс
- Презентация "Приёмы письменных вычислений" 3 класс
- Подготовка к контрольной работе "Линейная функция" 7 класс УМК: А.Г. Мерзляк
- Конспект урока "Площадь прямоугольника" 8 класс