Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

1
Методическая разработка урока литературы
учителя русского языка и литературы
гимназии № 1582 г. Москвы
Семеновой И.В.
Урок литературы в 11 классе (начало учебного года)
ТЕМА УРОКА: Панорама интерпретаций рассказа А.П.Чехова
«Дама с собачкой»
ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей;
урок применения ИТ и ООТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть загадочную поэтику произведения А.П.Чехова
ЗАДАЧИ УРОКА:
рассмотреть высказывания о произведении известных литературоведов и
критиков;
рассмотреть панораму интерпретаций рассказа, соотнести с замыслом писателя;
соотнести своё истолкование рассказа с интерпретациями известных
литературоведов;
изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;
развитие эмоциональной сферы учащихся;
развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
развитие монологической речи.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
презентация виртуальных версий учащихся по теме: «Загадки
«Дамы с собачкой»; классификация данных;
пополнение и активизация словаря; поиск аргументов,
подтверждающих правильность выбора интепретации;
совершенствование речевой культуры; обобщение.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: проблемный, деятельностный подход
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: смарт-доска, компьютер,
экран для проецирования.
ЗАДАНИЕ К УРОКУ: подготовить компьютерные презентации «Страничка к
уроку»
СМЫСЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ УРОКА
1. Вопрос-завязка урока:
Бердников Г. П. в статье «Проблема человеческого счастья» писал,
что Чехов рисует «драму обездоленности и бесприютности человека,
сбросившего с себя обывательское забытье». Автор статьи пришёл к
следующему выводу: «Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не
беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его».
Л.Н Толстой в «Избранных дневниках» заметил: «Читал «Даму
с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не выработавшие в себе
2
ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели,
искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются
по сю сторону, то есть почти животные».
Как вы думаете, кто прав? Каковы ваши аргументы?
2. Панорама интерпретаций
Задание группам: обсудить существующие варианты
интерпретаций, выбрать соответствующие вашим
читательским истолкованиям, назвать их,
аргументировать свой выбор.
ПАНОРАМА ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»
«Дама с собачкой» - это...
история двух семейных катастроф
история пошлых супружеских измен
история большой и хрупкой любви
банальная история курортной любви
история любви к обыкновенной женщине
история встречи с женщиной-богиней
история любви к роковой женщине
история утраченных иллюзий
история ожидания новой, прекрасной жизни
история обретения счастья
история утраты счастья
история утраченных иллюзий
история преображения человека
воплощение отражения жизни в кривом зеркале повседневности
ещё одна «скучная история»
история столкновения иллюзий героев с действительностью
история обретения человеком истинного смысла жизни
история малодушия и боязливого отказа от возможного счастья
история «расфутляривания» человека
..............................................................................................................................
3. Рассмотрение выбранных интерпретаций, обсуждение аргументов
с опорой на текст произведения
Детям предлагается выбрать работу парами или групповую.
Мои ученики выбрали работу парами, выбор оказался удачным.
4. Просмотр мини-презентаций (« электронных страничек к уроку») с
комментариями авторов
5. Обсуждение результатов работы. Выводы гимназистов
6. Рефлексия:
Оцените свою работу на уроке.
Какие чувства вы испытали, обсуждая проблему урока?
3
Дополнительные материалы к уроку:
Сементковский Р. И. Что нового в литературе? // Ежемес. лит. и поп.-науч. прил. к
журн. «Нива». 1900. № 1. Стб. 191203.
Гуровых на Руси очень много. Чехов поднял очень важный вопрос: как создаются
подобные ненормальные типы, почему для них семья, воспитание детей,
общественная служба отодвигаются на задний план и заменяется любовными
интрижками? Необходимо воспитывать общество с помощью просвещённых
педагогов.
Набоков В. В. Антон Чехов // Лекции по русской литературе: пер. с англ. / В. В.
Набоков М., 2001. С. 330338. 1-я публ.: Lectures on Russian Literature / v.
Nabokov. Harcourt Brace & Company, 1981.
В лекции, которую Набоков читал американским студентам в 1940-е годы,
отмечено, что «Дама с собачкой» — один из самых великих рассказов в мировой
литературе. В частности, он отмечает семь свойств, присущих рассказу:
естественность повествования; достижение точных характеристик за счет
распределения незначительных деталей; отсутствие особой морали, особой идеи,
«которую нужно было бы уяснить»; рассказ основан на оттенках настроения;
Чехову одинаково дорого и высокое, и низкое; рассказ в действительности не
кончается.
Мейлах Б. С. Два решения одной темы // Нева. 1956. № 9. С. 184—188.
Сравнительный анализ сюжетных линий «Анна Каренина — Вронский» и «Анна
Сергеевна — Гуров». Героинь объединяет тоска по счастью. Любовь привела
Гурова к резкому осуждению окружающей жизни, и «такая трактовка темы
любви так близка роману Толстого, что кажется прямым её развитием». Главное
в рассказе — постановка вопроса о причинах трагедий, и вопрос о любви таким
образом «перерастал у Чехова в мечту об иной жизни, полной героизма,
творчества, красоты». По мнению критика, Толстой, осуждая рассказ, не прав,
возводя мораль чеховских героев к Ницше.
Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова-новеллиста // Читая Достоевского
и Чехова: ст. и разборы / А. А. Белкин. М., 1973. С. 190192. 1-я публ.:
Мастерство русских классиков: сборник. М., 1959.
Психологически очень правдив эпизод, в котором показано, как пошлый
банковский служащий под влиянием глубокой любви к женщине становится
подлинно человечным. Этот эпизод, или художественная деталь — упоминание об
осетрине с душком. «Обыденная и пошлая реплика потому стала признаком
освобождения от пошлости, что Гуров впервые сам осознал её пошлость».
Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья // А. П. Чехов. Идейные и
творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 413—414. 1-я
публ.: А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.
Чехов рисует драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с
себя обывательское забытье. Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не
беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его.
4
Берковский Н. Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе / Н. Я.
Берковский. М. ; Л., 1962. С. 430431.
Чехов слегка презирает обоих. Оба по-своему сговорчивы в отношении к злу. Они
имитируют жизнь, имитируют любовь, веря, что их подражание — это и есть
сам подлинник, не понимают себя. «Их счастье, что они понимают меньше, чем
позволено понимать читателям через автора».
Бялый Г. А. «Пути, мною проложенные…» А. П. Чехов // Чехов и русский реализм
/ Г. А. Бялый. Л., 1981. С. 68—69.
Семья в рассказе имеет отношение к тому миру, где «осетрина с душком», где
люди ведут «куцую и бескрылую жизнь». Семейный союз — это путы. Как
освободиться от этих пут? — спрашивают себя герои рассказа. Любовь,
поднявшая их высоко над миром, подобном сумасшедшему дому, даёт им
нравственную силу поставить вопрос об освобождении. Чехов показывает, что
«жизнь начинает требовать от людей каких-то решительных действий, разрыва
с привычным существованием».
Катаев В. Б. Две оппозиции в «Даме с собачкой» // Проза Чехова: проблемы
интерпретации / В. Б. Катаев. М., 1979. С. 250—268.
Чехова больше интересует образ Гурова. Финал рассказа указывает на переход
героя в новое состояние, его отказ от некоторых стереотипов и появление новых
вопросов. Эти перемены в представлениях Гурова, полагает критик, проясняются
при сопоставлении двух контрастных пар — оппозиций: «казалось — оказалось» и
«кончаться — начинаться». Анна Сергеевна, кажется, ничем не примечательная
женщина, но именно она оказалась для Гурова настоящей любовью. Значит,
причина не столько в ней, сколько в том, что происходит в душе героя. Чехов
пишет о тайне в любви, то есть о том, что любовь — тайна для его героев,
каждый случай уникален.
Звонникова Л. А. «Ложные представления» // Заколдованный круг (проза А. П.
Чехова), 1880—1904 / Л. А. Звонникова. М., 1998. С. 103—107.
Художественное время рассказа — время духовного пробуждения Гурова. Время
бежит вне встреч Анны Сергеевны и Гурова и замедляет свой ход в моменты их
общения. Бежит «бытовое» время, замедляется время «любви»; человек
преодолевает время, под влиянием любви приобщаясь к «высшим и отдалённым
целям» — к правде и красоте, к природе, к самому себе, к ближним.
Л.Н.Толстой: «Читал «Даму с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не
выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде
робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются
по сю сторону, то есть почти животные. […]»
Л.Н.Толстой Избранные дневники