Конспект урока "Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»" 7 класс

Конспект урока №32
Класс: 7 «А»
Тема: Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.
Цель: познакомиться с рассказом А. П. Чехова «Хамелеон», раскрыть смысл
его названия.
Задачи:
- провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, составить
словесные портреты персонажей на основе их поведения и речевой
характеристики;
- сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и
развивающей человеческое общество;
- учить детей выразительному чтению.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
- Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с уже знакомым
писателем – Антоном Павловичем Чеховым.
Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее,
нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё
должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова
можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их
поведение, сознание он мог только через творчество.
II. Слово учителя
- Ребята, может вы вспомните, с какими произведениями Антона
Павловича вы уже знакомы? (Юмористические рассказы «Лошадиная
фамилия» и «Пересолил»)
- Действительно так, а сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним
рассказом Чехова, который называется «Хамелеон». И тема нашего урока:
«Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа».
- А какую цель мы должны поставить?
- Рассказ «Хамелеон» был создан в начале литературной деятельности
писателя и опубликован в 1884 году. В литературе Чехов стал учеником и
последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с
глубоким уважением. С Щедриным Чехова сближает тема обличения
российской действительности. И для того, чтобы в этом убедиться, давайте
обратимся к рассказу.
III. Чтение рассказа учителем и учениками
IV. Анализ текста
- Каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?
- Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть,
посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает,
показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас
духовно богаче.)
- Назовите действующих лиц рассказа.
С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац)
Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза?
(Новая шинель символ чина; узелок и решето с крыжовником
свойство их деятельности.)
Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов;
все замерли в ожидании.)
Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.)
Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.)
Завязка звуковая. Кто же является виновником столь
душераздирающих криков? Описание зачитать.
А кто же “пострадавший”? Зачитать.
Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный
палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.)
Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?
Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.)
Как дальше разворачиваются действия?
Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В
связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого
называют хозяином собаки.)
Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От
начальственно-повелительной до рабски-трусливой.)
Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит?
(Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина.
Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него
является привычным.)
А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки;
это его истинное лицо.)
Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого
должностного лица?
Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это
отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а
виновным оказывается Хрюкин.)
Зачитайте рассуждения Очумелова.
С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение?
(чтобы не уронить своего достоинства.)
А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с
него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку
генерала.)
Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое
решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с
хозяином собаки.)
Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое
решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их
благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует,
переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.)
Новые сомнения городового новый сдвиг в настроении Очумелова:
вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается
пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки
над и.
Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в
изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со
слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок
удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.)
Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется,
чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь
становится слащавой льстивой.) Зачитать.
Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.)
Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее
участь от этого не зависит.)
А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.)
То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите,
встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем
закон-? (Ни разу.)
А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? речи Хрюкина два
раза.)
О чем это говорит? соблюдении законности здесь не может быть и
речи.)
Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением
Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.)
Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот
сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает
такого эффекта.
- Что показалось вам смешным в рассказе? (Сама история, название
рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина)
- Чехов – признанный мастер художественной детали.
Художественная деталь изобразительная или выразительная
подробность изображенного мира художественного произведения, с
помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также
выражает свою позицию.
- Какая деталь в рассказе подчеркивает превращение Очумелова?
(Всякий раз, когда Очумелов меняет свое мнение, он снимает или надевает
свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски хамелеона)
- Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя
внимание, помогают создать комический эффект? (Изображение виновника
скандала «белого борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на
спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса» в слезящихся глазах явно не
мог никого серьезно укусить. Один его вид вызывает сочувствие и
свидетельствует о комичности создавшейся ситуации.)
- У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что
краткость сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему
хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.
- Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени
раскрыть образ Очумелова? (Описание Очумелова с узелком в руках и
городового Елдырина с «решетом, доверху наполненным конфискованным
крыжовником», свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь
своим служебным положением, выполняют свои обязанности
небескорыстно.)
- Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него
смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются
юмор и сатира.
Виды смеха
Юмор Сатира
(добрый смех) (злой смех)
(человеческие пороки, (социальные пороки
слабости) общества)
- Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая
достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим-
безобидную насмешку или безжалостную сатиру? ( В «Хамелеоне», как и в
других рассказах, автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в
большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)
- Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова
является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть
характеры персонажей, понять мотивы их поведения. Особую роль в рассказе
имеет речевая характеристика героев. Автор использует прием говорящих”
фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.
- Какие ассоциации вызывают у вас фамилии действующих лиц? Для
этого предлагаю поработать в группах.
V. Работа в группах
1 группа
1. Какие ассоциации у вас вызывают фамилия Очумелова?
Очумелов - _______________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи
и художественные детали.
2 группа
1. Какие ассоциации у вас вызывает фамилия Елдырина?
Елдырин - ________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи
и художественные детали.
3 группа
1. Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Хрюкина?
Хрюкин - _________________________________________________________
________________________________________________________________
2. Нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и
художественные детали.
Очумелов чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин свинья, некультурный, глупый…
Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”,
“говорит строго”, шевеля бровями” этот глагольный ряд рисует
чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную
значительность и важность. Особую значительность придает ему новая
шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором,
вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает
комический эффект.
Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил
направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.
Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка,
полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-
деловой окраски – “вышеописанный человек”.
Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический
эффект в рассказе? (Комическое контрастное несоответствие содержание
объекта и формы его проявления.). Записать в тетради
Приемы создания комического в рассказе:
1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.
Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение
одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов
исполняет различные роли, противоположные по своей сути.)
Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду
обстоятельствам, менять свои взгляды на прямо противоположные; нельзя
не иметь своего мнения.)
Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное
изменение своих взглядов на прямо противоположные в угоду
обстоятельств.)
Записать определение в тетрадь
А есть ли “хамелеонство в наши дни?
Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок?
В прямом или переносном значении употреблено это слово?
В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать
“хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.)
VI. Подведение итогов
Чему нас учит рассказ?
Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?
(Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.)
Актуален ли рассказ Чехова в наши дни? Почему?
- А использовали ли вы своей жизни такой прием?
VII. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Сколько
хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте свое мнение».
Оценки!!!!!!
Антон Павлович Чехов
(1860 1904)