Конспект урока "И.С. Тургенев и искусство"

Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа
С.Поима Белинского района Пензенской области
Урок-лекция по литературе
на тему:
Выполнила: Кудрявцева Н.В.
План
1.И.С.Тургенев - великий русский писатель.
2.И.С.Тургенев и искусство:
а) И.С.Тургенев и музыка,
б) И.С.Тургенев и живопись.
3.Роль И.С.Тургенева в развитии русской литературы и
искусства 19 века.
Тургенев был человек вы-
сокоразвитый, убежденный и
никогда не покидавший почвы
общечеловеческих идеалов
(М.Е.Салтыков Щедрин).
Давно ушла в прошлое эпоха Ивана Сергеевича Тургенева. Жизнь
решила вопросы, которые заботили и тревожили самого писателя и его
героев, но осталось великим историко-познавательное, нравственно-
воспитательное и эстетическое значение произведений И.С.Тургенева. Они
продолжают волновать мысли и чувства новых поколений своей
жизненной правдой, благородством и чистотой идей, силой ума и таланта,
красотой и совершенством художественной формы.
Иван Сергеевич Тургенев родился двадцать восьмого октября тысяча
восемьсот восемнадцатого года в Орле в дворянской семье. Детские годы
он провел в богатой материнской усадьбе Спасское-Лутовиново Мценского
уезда Орловской губернии.
Благодаря родительским заботам Тургенев получил
блестящее образование. Он с детских лет свободно читал
и говорил на трех европейских языках - немецком, французском,
английском. Приобщался к духовным сокровищам Спасской библиотеки.
В Спасском имелся прекрасный оркестр крепостных музыкантов, а одна
из боковых галерей усадебного дома была приспособлена для театральных
представлений.
Со степенью кандидата Тургенев успешно окончил филологическое
отделение философского факультета в Петербурге. В мае тысяча восемьсот
тридцать восьмого года он отправляется за границу. Вернувшись в Россию,
Тургенев знакомится с В.Г.Белинским, который высоко оценил его
поэтическое творчество. Иван Сергеевич оказался непревзойденным
мастером в раскрытии внутреннего мира человека во всей его сложности.
Произведениям писателя свойственны глубокий лиризм и ясность
повествования. Поражает точность и выразительность, благозвучие и
простота тургеневского языка. Творчество Тургенева оказало огромное
влияние на развитие русской и мировой литературы.
По словам М.Горького,
он оставил "превосходное наследство". Вся
жизнь и творчество писателя были неразрывно связаны с судьбами России
и русского народа. Иван Сергеевич безмерно любил свою родину, свято
верил в свой народ, его великое предназначение.
"Мы... - писал он, - народ юный и сильный, который верит и имеет право
верить в свое будущее".
Мы знаем Тургенева как автора романов "Отцы и дети", "Рудин,
«Накануне", рассказов» Первая любовь", Ася", «Записки охотника" и
многих других произведений. Но еще знаменитый писатель любил
музыку и живопись, жил в атмосфере искусства. Откликался на
все утонченные впечатления, на все неопределенные ощущения,
даваемые искусством, и без конца стремился к этим изысканиям и
наслаждениям редкостными творениями человеческого таланта.
Творчество И.С.Тургенева неотделимо от музыкальной культуры.
Музыкой наслаждаются его герои, сам писатель не знал наслаждения
выше.
Юный Тургенев со своим приятелем, дворовым мальчиком Ваней
Кубышкиным, часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться
деревенским праздником и послушать пение крестьянских девушек в
праздничных хороводах. Лёжа в густых зарослях орешника между садом и
деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской
улице, прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминая их
мелодии. Музыкальный слух у Ванечки Тургенева был изумительный.
Пройдет много лет, и Тургенев, пленённый творчеством Полины Виардо в
итальянской опере, всё-таки останется, верен народным мотивам.
Вспомним рассказ «Певцы» из «Записок охотника». Пению рядчика с
украшениями, напоминающими искусство итальянских певцов, писатель
предпочтёт русскую протяжную мелодию Якова «Не одна во поле
дороженька пролегала»: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-
то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась
перед вами, уходя в бесконечную даль».
Тургенев с детских лет, будучи неизменным поклонником и ценителем
музыки, часто испытывал настоящий музыкальный голод. Тогда он
подходил к фортепиано и одним-двуми пальцами проигрывал любимую
мелодию и подпевал высоким тонким голосом, не соответствующим ни его
росту, ни широкой богатырской фигуре. Он обладал безукоризненным
музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой
фальшивый звук. Музыкальная память его вызывала изумление у
современников.…Не случайно стихотворения Тургенева положены на
музыку, звучат как романсы
И.С.Тургенев и музыка
Однажды во время охоты под Петербургом Тургенев знакомится с
театральным деятелем, критиком и переводчиком Луи Виардо. Вскоре он
представил Тургенева своей супруге. Полине Виардо было двадцать
два года. У нее был удивительной красоты голос, меццо-сопрано.
В Петербурге она имела поразительный успех. Тургенев,
не пропускавший ни одного представления в Итальянской
опере, был потрясен до глубины души талантом певицы.
Еще два сезона она пела в Петербурге и Москве.
Летом тысяча восемьсот сорок пятого года Тургенев,
ставший своим человеком в семье Виардо, побывал в их
имении Куртавнель под Парижем. Между ним и Полиной
Виардо постепенно налаживалась переписка. Тургенев-это
совершенно очевидно влюблен в нее с первой
встречи. Она же это видно из переписки, - с самого
начала относится к Тургеневу дружески. Полина Виардо
пишет романсы на слова русских поэтов - Фет а, Пушкина, Лермонтова и
других, а также самого Тургенева. Она сочинила несколько оперетт,
либретто, тему которым создал Иван Сергеевич, во время домашних
спектаклей Тургенев даже играл в них. В доме Виардо кипит музыкально -
литературная жизнь, устраиваются
концерты с участием знаменитостей, приходят известные
французские писатели и художники. Все это общество
почитает Тургенева как "великого русского романиста". В ноябре
тысяча восемьсот пятидесятого года Иван Сергеевич писал прекрасной
Полине: «В
будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в
первый раз был у вас. И вот, мы остались друзьями. И
мне радостно сказать вам по истечении семи лет, что я
ничего не видел на свете лучше вас, что встретить вас
на своем пути-было величайшее счастье моей жизни.
5 октября 1849 года умер Шопен. Тургенев был большим поклонником его
таланта. Полина Виардо пела на заупокойной мессе. Писатель слушал её.
В 1865 году в Баден-Бадене, в доме Виардо, на музыкальных утренниках
играли выдающиеся пианисты, среди которых были Брамс, Рубинштейн.
Тургенев был автором либретто к опереттам, которые сочиняла Полина
Виардо.
Музыкальные и литературные «утренники» в парижском доме Виардо
были популярны не одно десятилетие, и одним из активнейших участников
литературных чтений и благодарнейшим слушателем был Иван Сергеевич
Тургенев. С композитором Мусоргским, представителем знаменитой
"Могучей кучки", Тургенев познакомился в Петербурге в
мае тысяча восемьсот семьдесят четвертого года у
Стасова. «Приезжаю, - пишет Тургенев Виардо, - Вся "школа"
в сборе: Кюи, Бородин, Римский-Корсаков с женой, Мусоргский и
Рубинштейн. " В письмах к Полине Виардо он с восхищением отзывается о
слышанных им в Петербурге операх Мусоргского "Борис Годунов" и
"Хованщина".
Мусоргский в "Автобиографической записке", где пишет
о себе в
третьем лице, отмечает: "Постоянные беседы и завязавшиеся связи с
обширным кругом русских ученых литераторов, каковы Тургенев,
Костомаров, Писемский и другие, особенно возбудили мозговую
деятельность молодого композитора и дали ей серьезное, строго-научное
направление".
В представлениях о русском искусстве - живописи и музыке - у
критика искусствоведа Стасова и писателя Тургенева было
взаимопонимание. Стасов был идеологом такого крупного явления
в русской живописи как
передвижничество. Он
же
горячо поддерживал национальные основы в
новой русской музыке - всячески пропагандировал произведения членов
музыкального кружка "Могучая кучка".
И.С.Тургенев и живопись
К русской музыке тысяча восемьсот шестидесятых - тысяча восемьсот
восьмидесятых годов он относился, сдержано, однако
некоторые произведения Чайковского, Мусоргского и
других композиторов ему нравились. в первый раз
увидел Тургенева в тысяча восемьсот шестьдесят пятом
году, - вспоминал Стасов. Это было в зале Благородного собрания.
Тургенев немного опоздал на
концерт Русского музыкального общества. Я в первый
раз видел эту крупную, величавую, немного сутуловатую
фигуру, его голову с густой гривой тогда еще не седых
волос". В этот вечер они не познакомились. Года два
спустя, в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году, -
пишет Стасов, - мне привелось снова увидеть Тургенева,
и опять в концерте... И тут мы уже познакомились.
При первом же знакомстве между ними произошел горячий
спор о новом русском искусстве, " первый из тех
споров, какие мне суждено было вести с Тургеневым в
продолжение стольких еще лет впереди, « - говорит
Стасов. В дальнейшем Тургенев и Стасов встречались в
Петербурге и Париже, переписывались. Тургенев и
Стасов сходились в отрицательной оценке художника Карла Брюллова, в
положительной оценке таких новых талантов, как скульптор
Антакольский, художник Крамской и Верещагин. "Нам приходилось вечно
спорить, - говорит Стасов, - при этом мы иногда даже сильно
раздражались, становились, чуть ли не врагами. И все-таки, при первой
оказии, снова спорили с ожесточением, чуть ли не с пеной у рта. "
Французский композитор Гуно в тысяча восемьсот
пятидесятом году работал над своей первой оперой - «Сафо".
Полина Виардо обещала ему, что будет петь в ней главную
партию. И она пригласила молодого композитора с его
матерью в свое имение Куртавнель. встретил там,- пишет Гуно в
своих воспоминаниях прекрасного человека, Ивана Тургенева,
известного русского писателя и интимного друга семьи Виардо".
Тургенев и Гуно подружились. В Куртавнеле они вместе ходили на
охоту. Вечерами он играл для своего русского друга на фортепьяно
.Уже в мае он продолжил работу над "Сафо",проигрывая некоторые
отрывки Тургеневу."Гуно сочинил оду Алкея,-пишет Иван Сергеевич
Виардо. Это по истине великолепно и по стилю и колориту". И в другом
письме: "То, что он написал, исполнено порыва, оно благородно и
насыщен патетикой. Возникновение такой музыкальной натуры, как
Гуно, среди этого множества одаренных вульгарных остроумием
талантов, понятных не вследствие своей ясности, а из-за своей
тривиальности, есть нечто столь редкое, что нельзя не приветствовать её
как счастливое событие". После отъезда Тургенева в Россию
личные отношения между ним и Гуно прервались, но они обменялись
несколькими письмами. Впоследствии между Гуно и семьей Виардо
произошла размолвка. В феврале тысяча восемьсот пятьдесят
третьего года Тургенев пишет Виардо из Спасского: "Гуно
вычеркнут из числа моих друзей, но я, тем не менее, не
могу не любить его музыки". Картины художника Верещагина
Тургенев увидел f впервые в тысяча восемьсот семьдесят шестом
году. К этому времени художник был уже знаменитым, в тысяча
восемьсот семьдесят четвертом году огромный успех
имела выставка его картин туркестанской серии. О ней с восторгом писал
тогда же Стасов, в особенности отмечал трагическую по содержанию
картину" Апофеоз войны". Однако против Верещагина, против его
правдивого изображения войны поднялось высшее военное начальство и
реакционная печать. Три картины Верещагин был вынужден снять.
Художник решил покинуть Россию на долгое время и отправился в
Индию. Тем временем Тургенев побывал в Москве, увидел
купленную Третьяковым серию туркестанских картин и рисунков
Верещагина, и она поразила писателя, по его словам,"своей
оригинальностью, правдивостью и силой".Вскоре Иван Сергеевич
посетил мастерскую Верещагина во Франции и увидел
огромное количество картин и этюдов, привезенных художником из
Индии. "Это был словно великолепный какой-то иконостас, весь из
чудесных красок и золота",-писал Стасов о них. Тургенев решил
помочь художнику организовать выставку его картин в Париже.
Верещагин пишет, что Тургенев с ним "всегда был приветлив, всегда
готов был помочь, чем только в состоянии". Иван Сергеевич
понимал, что без предварительной рекламы трудно будет
привлечь на выставку французов. Он обратился в ряд
парижских периодических изданий с письмами, в которых восторженно
отзывался о картинах Верещагина. В декабре тысяча восемьсот
семьдесят девятого года Тургенев писал одному из
редакторов, что на выставке будут представлены индийские
этюды, «а также замечательные полотна на сюжеты последней
балканской войны. Это очень оригинально, очень сильно по колориту
и поражает правдивостью. Верещагин, бесспорно, является теперь у
нас в России самой интересной фигурой художественного мира".
«Особенностью этого таланта пишет он о Верещагине,-является
упорное искание правды, физиономии, типического в природе и
человеке, которое он передает с большой верностью и силой,
порой несколько суровой, но всегда искренней и величественной. Это
стремление к правде,
наложившее со времени нашего великого писателя Гоголя свой
отпечаток на все произведения русской литературы, проявляется также,
под кистью Верещагина, и в русском искусстве". Парижская выставка
имела огромный успех. Тургенев помог Верещагину организовать
и вторую выставку его картин - в тысяча восемьсот восемьдесят
первом году, в залах редакции газеты "Толуаз". Верещагин с
большим интересом читал произведения Тургенева. Так "Записки
охотника" он , по его словам, "съел в несколько часов, забыв сон и
еду". Роман "Отцы и дети" он считал "лучшей вещью" Тургенева. Не
понравился ему роман "Новь", читая который он "злился и
ругался". В целом же Верещагин считал Ивана Сергеевича одним из
талантливейших русских писателей. Указывая, дочери на его
портрет, он говорил: "Вот это Иван Сергеевич Тургенев, русский
писатель. Помни! "Тридцать первого октября тысяча восемьсот
пятьдесят
седьмого года Тургенев писал Анненкову из Рима: "Познакомился я с
живописцем Ивановым и видел его картину "Явление Христа народу". По
глубине мысли, по силе выражения, по правде и честной строгости
исполнения вещь первоклассная. Недаром он положил на нее двадцать
пять лет своей жизни... Иванов
,
замечательный человек; оригинальный,
умный, правдивый и мыслящий". Он считал, что картина Иванова подаст
"знак к противодействию брюлловскому маринизму"."Это уже не простая
и чистая живопись, писал Тургенев о картине Иванова Полине Виардо,-
это философия, поэзия, история". В тысяча восемьсот шестьдесят первом
году Тургенев написал мемуарный очерк» Поездка в Альбано и
Фраскати" (воспоминания об Александре Андреевиче Иванове). Тургенев
вспоминает как осенью тысяча восемьсот пятьдесят седьмого года он и
Боткин» вместе с Ивановым ходил в Ватикан: он был в ударе, не дичился
и не ёжился, говорил охотно и много. Он говорил нам о различных
школах итальянской живописи. Все его суждения были дельны и
проникнуты уважением к старым мастерам. Перед Рафаэлем он
благоговел. "Иван Сергеевич
отмечает, что» Иванова везде принимали с радостью; один вид его лица
с широким белым лбом, усталыми добрыми глазами, нежными, как у
ребенка, щеками, заостренным носом и забавно сложенным, но
приятным ртом вызывал невольное сочувствие и привет в сердце
каждого. Роста он был небольшого, приземист, плечист вся его фигура,
от бородки клинышком до пухлых, короткопалых ручек и проворных
ножек с толстыми икрами - дышала Русью, и ходил он русской
походкой". Тургенев считал, что Иванов чувствовал правду, что у него
была "глубоко захваченная, новая, живая мысль. Иван Сергеевич
говорил, что "Иванов, как самобытная русская натура, ближе и сильнее
говорит молодым русским сердцам... Он указывает на образы, приходит
к ним, будит, шевелит". Узнав о смерти художника, скончавшегося от
холеры в
Петербурге, Тургенев писал Виардо: "Бедный человек!.. после лишений,
нищеты, добровольного затворничества - в ту минуту, когда картина его
была, наконец, выставлена, - и прежде чем он успел получить какую-
нибудь награду и убедиться в успехе своего произведения, которому
посвятил всю свою жизнь-смерть, смерть внезапная..."
Людвиг Питч был немецким художником иллюстратором и
журналистом-автором статей и сборников, составивших
позднее несколько книг. С Тургеневым он, как писал
Анненков,"сделал задачей своей жизни распространение
его произведений в своем Отечестве".В тысяча
восемьсот шестидесятых годах Питч по приглашению Ивана
Сергеевича каждое лето проводил в Баден-Бадене на его
вилле."Я, как бы присутствовал в его творческой
мастерской, - пишет Питч. Некоторые из его повестей, написанных в
Бадене, я проследил от первоначального замысла их до окончательной
отделки; я видел, как они мало-помалу выделялись из мрака небытия".
Тургенев беседовал. Ни с чем в саду, в павильоне, куда подавали чай.
Вечером Питч вместе с Иваном Сергеевичем отправлялся на виллу
Виардо, где устраивались концерты. Со многими немецкими
литераторами Тургенев познакомился через Питча. Художник писал
рецензии на книги Тургенева, выходившие во Франции и Германии
статьи о его творчестве. Сохранилось более ста
двадцати писем Тургенева к Питчу
по большей части очень
содержательных в биографическом отношении, так как Тургенев был
откровенен. Ни с чем как с близким другом.
Живя за границей, Тургенев знакомится с русским живописцем Карлом
Павловичем Брюлловым. Художник особенно прославился картиной
"Последний день Помпеи". По мнению Тургенева, «картина Брюллова -
одно из ярких явлений девятнадцатого века. Это - светлое воскресенье
живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом
состоянии. "Последний день Помпеи" можно назвать полным,
всемирным созданием. В картине все заключалось. Она захватила в
область свою столь разную, сколько до нее никто не захватывал... Все
это у него так ладно, так смело, так гармонически сведено в одно, как
только могло это возникнуть в голове гения всеобщего".
Художник-маринист Боголюбов, внук автора» Путешествий из
Петербурга в Москву" Радищева, в связи с ухудшением здоровья
поселился в тысяча восемьсот семьдесят третьем году в Париже.
Деятельный, общительный человек, имевший обширные связи и в
России и за границей, он
сразу сделал свой парижский дом культурным центром
для представителей русского искусства, находившихся за
границей. Сблизился он и с Тургеневым, который стал бывать в его
мастерской. В тысяча восемьсот семьдесят седьмом году Тургенев
и Боголюбов организовали Общество взаимного вспоможения и
благотворительности русских художников в Париже,
которое оказывало помощь многим деятелям русского
искусства за границей. В то время в Париже работало много
молодых русских художников: Репин, Поленов ,Савицкий, Харламов,
Пахитонов, Антокольский, Верещагин. Все они собирались на
"вторники" в мастерской Боголюбова, тут были музыка и пение,
танцы, маскарады, живые картины и декламация. Кроме Тургенева,
бывали на вечерах и другие писатели - Толстой, Анненков,
французские художники и литераторы. "Иван Сергеевич тоже иногда
неподражаемо читал что-нибудь новенькое", - вспоминал Боголюбов.
Благодаря Тургеневу русские художники могли посещать и
музыкальные вечера в доме Полины Виардо , где они слушали "самых
лучших артистов", встречали знаменитых композиторов Сарасате, Гуно,
Сен-Санса, писателей - Золя, Ренава, Бурже, Флобера и других.
Смерть Тургенева была для Боголюбова большим горем. Он успел
проститься с писателем во время его болезни. Когда он стоял у
постели Тургенева, тот обратился к нему: "Прощайте,
Боголюбов",- и протянул ему руку. Художник поцеловал ее. "Зачем
вы это делаете?- сказал Тургенев тихо.- Вы любите людей, и я
их старался любить, сколько мог, так любите их всегда,
прощайте". и вышел вон зарыдал, - вспоминает Боголюбов.
Такое чувство грусти повторилось со мной в третий раз - когда я
закрывал глаза мат ери, друг кой - когда умерла жена, и третий -
когда я простился с Иваном Сергеевичем". Когда стараниями
Боголюбова в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году в Саратове был
открыт Радищевский музей, то там образовался и "уголок Тургенева",
куда отправил художник личные вещи писателя, переданные ему
Полиной Виардо, - письменный стол, кресло, охотничье снаряжение и
другое.
Роль И.С.Тургенева в развитии русской литературы и искусства 19
века
Деятельность Тургенева в области литературы, науки и искусства
была высоко оценена во Франции и Англии. В тысяча восемьсот
семьдесят девятом году Оксфордский институт присвоил
Тургеневу степень доктора обычного права. Приезжая в Россию,
Тургенев принимал участие в чтениях в пользу общества
любителей российской словесности. В тысяча восемьсот
восьмидесятом году он выступил с речью о Пушкине.
Прогрессивная Россия встретила его овациями.
Известные писатели пристально занимались изучением
творческого наследия И.С.Тургенева. Создано много
трудов, посвященных жизни и творчеству писателя, выяснению его
роли в русском и мировом культурном процессе. Проведено научное
исследование
текстов, изданы широко комментированные собрания сочинений.
Пьесы, написанные Тургеневым, имеют богатую сценическую историю.
С ними связаны роли крупнейших русских актеров-Щепкина
г
Савиной,
Станиславского. Многие произведения Ивана Сергеевича
экранизированы. Представляется интересной история
неосуществленного замысла Мейерхольда. Режиссер задумал
экранизацию романа "Отцы и дети". Существует ряд сценических и
экранных версий других романов и повестей. Не всегда экранизации
были удачными. По мотивам романа "Отцы и дети" создана знаменитая
картина Перова "Старики - родители на могиле сына". По мотивам
романа "Дворянское гнездо" композитором Ребиковым была создана
опера и написано либретто. Музеи Тургенева созданы в городе Орле и
бывшем имении его матери Спасском - Лутовинове.
Чувства истинных ценителей творчества Тургенева выразил в
стихотворении, посвященном его памяти и прочитанном во время похорон
двадцать седьмого сентября, - Алексей Николаевич Плещеев:
Своей мы гордостью и славой
Тебя не даром признаем;
За человеческое право
Являлся честным ты бойцом.
Когда исполненный смиренья
Народ наш в рабстве изнывал
Великий день освобожденья
К нему ты страстно призывал.
Корыстных, суетных, беспечных
Твой голос смело устыдил. . .
Любить в глубоко человечных
В своих созданьях ты учил.
На скорбь людскую и страданья
Ты находил в душе ответ;
Ты мысль будить, будить сознанье
Не уставал на склоне лет.
На склоне лет огонь священный
В груди ты все чаще таил
И нас, художник вдохновенный,
Красою образов дивил!
И нет тебя!.. Недуга злого
Ты жертвой гас в стране чужой.
Но до прощанья рокового
Все сердцем рвался в край родной.
Его любил ты бесконечно,
Как тот - друг юных дней твоих -
Знаменононосец правды вечной
И мыслей сеятель благих.
Кого так рано смерть сразила,
Но чья пророческая речь
Уж слабый луч тебе сулила
И с кем желал ты рядом лечь.
И вот со всех концов прощальный
Тебе привет отчизна шлет
И много в этот день печальный
Слез о тебе она прольет.
Да, человек он был! - Словами
Поэта скажет край родной,
С благоговения цветами
Венчая холм могильный твой
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1 .Афанасьев В . В . Боголепов П.К. Тропа к Тургеневу. - М:
Детскаялитература,1983.-317 с.
2.Жизнь и творчество И. С. Тургенева. - М. :Детская литература, 1983. -19
с.,22л. фотоилл.
3.Лебедев Ю.В.Иван Сергеевич Тургенев. М.:Просвещение, 1989.-206 с.
4.Русская литера тура: хрестоматия историко-литератур-ных материалов.-
М.:Просвещение,1983 .-383 с.