Открытый урок "Тема времени в жизни героев рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи" 11 класс

О.В.Евдокимов, учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербургской школы № 288 Адмиралтейского района
Открытый урок по литературе в 11 «А» классе
(25 сентября 2015 г.)
Тема урока: «Тема времени в жизни героев рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи»
(1 урок)
Учебно-методическое обеспечение: текст рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи»,
портрет писателя, фотографии сцены из спектакля «Темные аллеи» - Николай Алексеевич
и Надежда.
1
Необходимое оборудование и материалы для урока, оформление доски: Сборник
рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи», рабочие тетради, проектор, экран, компьютер, на
доске, помимо даты, написаны тема урока и слова писателя, вложенные в уста героини
анализируемого рассказа: «Все проходит… да не все забывается», а также слова Аврелия
Августина: прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом, но стоит
задуматься - и вот я уже не знаю, что такое время".
Цели урока:
а) продолжить знакомство учащихся с методами аналитического чтения текста,
позволяющими более точно понять значение времени в нравственной жизни героев, на
примере диалога Николая Алексеевича и Надежды (лексический анализ,
сопоставительный анализ);
б) выявить критерии авторской оценки прошлого, настоящего и будущего героев
рассказа (роль пейзажа, портрет, речь и самосознание персонажей во временном
пространстве);
в) выработать отношение учащихся к тем нравственным нормам, которых
придерживается русский писатель в изображении мотивированных суждений персонажей.
Задачи урока:
а) продолжить формирование интереса учащихся к творчеству И.А, Бунина,
постижению его писательского мастерства;
1
Фотографии сцены из спектакля «Темные аллеи», поставленного Тверским драматическим театром под
руководством народной артистки России В.А. Ефремовой. Автор литературной композиции и режиссёр –
Н.В. Плавинская:
1) Встреча Николая Алексеевича и Надежды: https://i.ytimg.com/vi/Jf3zqnhhk1M/hqdefault.jpg
2) Николай Алексеевич и Надежда: http://www.dramteatr.info/alboms/allei/photo/big/022.jpg
3) Надежда: http://www.dramteatr.info/alboms/allei/photo/big/021.jpg
4) Николай Алексеевич и Надежда перед прощанием:
http://www.s.inform69.ru/section/afisha_event/subdir/full/upload/pers/134/img/afisha/cisafisha_144377466521.png
5) Николай Алексеевич и Надежда перед прощанием: http://www.tverclub.ru/photos/anons/124/124_6.jpg
б) продолжить обучение учащихся методам текстуального анализа текста на примере
анализа выбранных фрагментов текста в свете философского звучания темы: время как
форма нравственного мироотношения героев;
в) продолжить работу по развитию аналитически аргументированной устной речи
учащихся, продолжить обучение выявлению психологической мотивации поступков
героев через постижение прошлого и настоящего в их жизни, их жизненных приоритетов;
г) совместно с учащимися раскрыть межпредметные связи, содержащиеся в данной
сцене.
План урока:
I. Проверка домашнего задания:
а) история создания цикла «Темные аллеи;
б) какие виды времени можно обнаружить в первом и заключительном
пейзажах рассказа И.А. Бунина? Какова роль времени в этих пейзажах при раскрытии
внутреннего мира главного героя?
II. а) Анализ сцены; б) ответы на поставленные вопросы.
III. Подведение итогов анализа текста рассказа.
IV. Домашнее задание.
I. Проверка домашнего задания:
А) История создания И.А. Буниным цикла «Темные аллеи» и одноименного
рассказа. Краткое сообщение.
[Цикл рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» - одно из лучших произведений о
любви не только в русской, но и в мировой литературе. Этот сборник был создан
писателем во Франции, в период ее оккупации фашистской Германией. Впервые рассказы
увидел свет в Нью-Йорке: тиражом 600 экземпляров они вышли в 1943 году.
Название рассказа "Темные аллеи", давшего наименование всему бунинскому
сборнику, возникло под влиянием стихотворения поэта середины XIX века Н.П. Огарева
«Обыкновенная повесть» (1843 г.). Цитату из этого стихотворения И.А. Бунин влагает в
уста своих героев: «Кругом шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея…». Автор
рассказа слегка искажает огаревские строки, употребляя множественное число глагола
прошедшего времени («…стояли темных лип аллеи»), вместо единственного числа того
же времени («стояла темных лип аллея»).
Cтихотворение Н.П. Огарева «Обыкновенная повесть»
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея;
Вблизи шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.
Была чудесная весна!
Они на берегу сидели -
Во цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
О, если б кто увидел их
Тогда, при утренней их встрече,
И лица б высмотрел у них
Или подслушал бы их речи -
Как был бы мил ему язык,
Язык любви первоначальной!
Он верно б сам, на этот миг,
Расцвел на дне души печальной!..
Я в свете встретил их потом:
Она была женой другого,
Он был женат, и о былом
В помине не было ни слова;
На лицах виден был покой,
Их жизнь текла светло и ровно,
Они, встречаясь меж собой,
Могли смеяться хладнокровно...
А там, по берегу реки,
Где цвел тогда шиповник алый,
Одни простые рыбаки
Ходили к лодке обветшалой
И пели песни - и темно
Осталось, для людей закрыто,
Что было там говорено,
И сколько было позабыто.
1842
Необходимо заметить, что в самом названии рассказа «Темные аллеи» отнюдь нет
указания на время суток: темные не значит вечерние, ночные аллеи. Наоборот, в
произведении Огарева изображается яркий, летний день. «Темные» здесь, скорее, густые,
не пропускающие своей пышной листвой солнечные лучи. Время в стихотворении
Огарева прошедшее, картины воспоминаний несостоявшейся в юности любви двух
влюбленных изображается глаголами прошедшего времени, что по сути исполнения
отражается и в бунинском рассказе].
Б) Ответы на вопросы домашнего задания:
1) - Проследите по тексту первый и последний пейзаж природы и ответьте на
вопросы: а) какие виды времени можно обнаружить в этих пейзажах? б) Какова роль
времени в пейзажах бунинского рассказа при раскрытии внутреннего мира главного
героя?
[а) «В холодное осеннее ненастье…», - так начинается бунинская новелла, давшая
название всему циклу рассказов «Темные аллеи», которые автор считал самыми удачными
рассказами своего творчества.
Серый пейзаж неприютной осенней погоды имеет не только известную функцию,
создающую у читателя определенное психологическое настроение, не только указание на
место действия среднерусскую тульскую местность, не только на время года, в
которое происходит действие рассказа, но, прежде всего, на тот философский подтекст,
при котором фраза «в холодное осеннее ненастье…» языком ассоциаций говорит нам о
том, что время жизни героев бунинского произведения «осеннее» (Николай Алексеевич)
и «предосеннее» (Надежда). И это время жизни героев клонится к зрелости и закату, что
можно выразить народной поговоркой - «осень жизни не за горами уже».
Именно философский подтекст пейзажа порождает в соотношении с контекстом
произведения то ощущение, когда осеннее время имеет соотношение и с сезонным
временем, когда осень это «вечер года» (по аналогии с пушкинским выражением из
«Евгения Онегина» о весне «утро года»), но также и последняя пора жизни человека:
осень жизни и есть «вечер жизни» главного героя, Николая Алексеевича».
б) И.А. Бунин, описывая отъезд Николая Алексеевича с постоялого двора под Тулой,
создает иной, параллельный прежнему, по тону и содержанию пейзаж. В этом пейзаже
уже иные краски, иной свет осенней природы, иное психологическое настроение,
имеющее особую смысловую нагрузку, нежели в первоначальном унылом пейзаже.
Прежнему, безрадостному «холодному осеннему ненастью» противопоставляется
бледная, но все же оживленная последними солнечными лучами осенняя картина.
Настроение слабой и последней отрады грустно и тепло пробивается к концу бунинского
рассказа: «К закату проглянуло бледное солнце». <…> «Низкое солнце жёлто светило на
пустые поля, лошади ровно шлёпали по лужам».
Природа предзакатного дня имеет важный психологический подтекст, словно
говорящий нам о предзакатной жизненной поре Николая Алексеевича: последняя перед
вечным расставанием встреча героев сравнима, пожалуй, с неярким, проглянувшим вдруг
к концу дня солнцем.
Небольшая зарисовка погожей осени завершает обрамление сцены встречи
Николая Алексеевича и Надежды. Она словно бы подчеркивает ту мысль, что в
осветивших голые поля прощальных солнечных лучах есть некоторое отражение того
душевного потепления героя, которое произошло вследствие его общения с Надеждой,
разбудившей в нем сердечные воспоминания былых дней и чувств.
Роль заключительного пейзажа природы помогает приоткрыть это состояние души
«стройного старика-военного», только что навсегда расставшегося с некогда любимой им
крепостной девушкой.
«Бледное солнце» пейзажа - ассоциируется с грустью последней прощальной
встречи, примирением его и ее перед разлукой; «пустые поля», на которые «желто
светило» «низкое солнце», ассоциативно связывается с опустевшими, лишенными
счастья, одинокими и бесплодными душами; предвечерние минуты оканчивающегося дня
- с безрадостным итогом любовной истории и предвечерним временем жизни
персонажей.
Таким образом, первый и последний пейзаж осенней природы имеют философский
контекст и выполняют в рассказе И.А. Бунина важную функцию, связанную с значением
времени жизни главного героя отражают и подчеркивают не только их душевное
настроение, связанное с ощущением «осеннего» (Николай Алексеевич) и «предосеннего»
(Надежда) времени жизни. Языком ассоциаций осенние пейзажи отражают душевное
состояние главного героя, который в памяти своего сердца переживает минуты
воспоминаний о любви, отрекается от них].
II. Анализ текста бунинского рассказа «Темные аллеи». Сцена «Встреча в горнице
Николая Алексеевича с Надеждой».
1) - Как портреты героев связаны с темой времени?
[Портрет 1: «…в тарантасе стройный старик военный в большом картузе и в
николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с
белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был
пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь
распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже
вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый».
Портрет № 2: «Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в
одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел
бледной худой рукой по голове седые волосы его с начесами на висках к углам глаз
слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с темными глазами хранило кое-где
мелкие следы оспы».
- Фразы, дающие представление об облике героя, имеют нагрузку не только
возраста, но исторического времени. Например, слова, относящиеся к фигуре и лицу героя
- «стройный старик военный», «чернобровый, но с белыми усами», «седые волосы его с
начесами на висках к углам глаз слегка курчавились», - говорят о пожилом, но еще
крепком человеке. Его лицо - «подбородок у него был пробрит и наружность имела то
сходство с Александром II…» - указывает на прошедшие годы, на которые, очевидно,
приходилось основное время его военной службы при Александре II (1855 - 1881 гг.).
Хотя действие в рассказе происходит, судя по описанию, уже в царствование Александра
III (1881 - 1894 гг. Верхняя одежда героя «…в николаевской серой шинели с бобровым
стоячим воротником…» - относит нас к последнему периоду правлению Николая I (1825
1856 гг.), к последним годам его царствования. Именно в ту пору Николай Алексеевич
был еще молод, именно тогда вспыхнула любовь между ним и крепостной девушкой
Надеждой. Военную форму, описанную И.А. Буниным - «шинель с бобровым стоячим
воротником», - офицеры царской армии носили при Николае I (1825 1855 гг.). Шинель
Николаевской эпохи на плечах героя говорит нам о том, что старый военный остался
верен образцу военной формы, которая относится к давно минувшему, но, очевидно,
дорогому для героя времени].
2) - Проанализируйте слова, фразы с временным значением, употребляемые героями
рассказа, и скажите, какова их роль применительно к теме времени? Объясните суть
приведенных цитат, относящихся к теме времени.
[Диалог двух героев наполнен разнообразными вариациями воспоминаний Сколько
лет мы не видались? Лет тридцать пять? Тридцать… мне сейчас сорок восемь, а вам под
шестьдесят», «помните», «с тех самых пор», «сколько ни проходило времени», все
проходит да не все забывается» и т.д.). Эти воспоминания указывают на прошедшее
время. Чтобы передать реальность в прошлом, в сюжетах о минувшем автор употребляет
глаголы прошедшего времени.
В воспоминаниях о былой любви герои повествуют глаголами прошедшего
времени, например: «вольную дали», «замужем… не была», «при такой красоте, которую
ты имела», «как я вас любила», «не могла же ты любить меня весь век», «значит, могла» и
т.д.. Слова героев: «сколько ни проходило времени», «помнишь», «помню» и прочее -
имеют прямое временное значение.
Поскольку в литературных произведениях время не только изображается, но и
осмысляется, то И.А. Бунин влагает в уста героев имеющие временное значение цитаты,
взятые из Библии или фольклора. Например: «Как о воде протёкшей будешь вспоминать»
(Николай Алексеевич; из книги праведного Иова). То есть ничему в этой жизни уже раз
произошедшему невозможно вновь повториться: прошедшее можно лишь вспоминать.
Или: «Ну, да что вспоминать, мёртвых с погоста не носят» (Надежда; поговорка). То есть
что прошло того уж не воротишь: если умерший упокоен был на погосте, то с погоста
обратно его незачем возвращать].
3) Ответьте на вопрос, каким образом тема времени связана с Надеждой?
[Более всего героиню рассказа характеризуют сюжеты ее жизненной истории,
которые она излагает при встрече с Николаем Алексеевичем. Кроме того, следует
обратить внимание на само имя героини Надежда. Это имя содержит в самом себе
значение ожидания будущего. Надежда всю свою жизнь хранила в сердце верность
любимому ею человеку, вероятно, втайне надеясь, что он, может быть, вернется, ведь не
зря же она при встрече с любимым человеком все "пытливо смотрела на него, слегка
щурясь". И в разговоре, касающемся ее чувств, старается донести до него мысль, что
любовь – ее любовь - не проходит, не может пройти].
4) - Какие эмоции героев выражает любовная история прошедшего времени в
настоящем времени?
[Общее значение жизненных историй героев рассказа это отсутствие счастья в их
настоящей жизни, понимание того, что только бывшая история прошлой любви смогла
подарить им "истинно волшебные" минуты счастья. Осознание этого происходит лишь в
настоящее для них время.
Душевные эмоции Николая Алексеевича растерянность и угрызения совести за
то, что он в молодости так безжалостно бросил свою возлюбленную. Оправдать свой
эгоистичный поступок прошлого времени в настоящем герой не может. Это ему не
удается ни перед самим собой, ни перед встретившейся на его жизненном пути
постаревшей Надеждой. Поэтому его мучает стыд за минувшее. Помимо этого, автор
рассказа изображает героя легкомысленным в прошлом человеком, который имел роман с
крепостной девушкой, не думая о последствиях. В дальнейшем Николай Алексеевич
"бессердечно" бросает ее, потому что ни тогда, ни теперь, при встрече с ней на постоялом
дворе, спустя три десятилетия Николай Алексеевич не может представить ее, бывшую
крепостную, а нынче содержательницу придорожной гостиницы ни своей женой, ни
матерью своих детей, ни хозяйкой своего петербургского дома. В этом приоткрывается
честолюбивая и эгоистичная натура главного героя, который, впрочем, способен осознать
свои прегрешения перед Надеждой и через целование ее руки испросить у нее прощение.
Эмоциональное состояние главной героини заключаются в ее верности Николаю
Алексеевичу, ее любовь, ее обида на него за его неверность. Когда-то зародившаяся в ее
сердце любовь пронесена ею через многие годы. Верность и любовь - вот главный и
единственный смысл жизни Надежды, ведь "сколько ни проходило времени, все одним
жила". Чувство любви Надежды, чувство стыда Николая Алексеевича самые сильные
эмоции в тексте бунинского рассказа.
С течением времени любовь и верность в сердце Надежды не исчезли (она, по
замечанию кучера Николая Алексеевича, "все глядела в окно", вслед уносящегося
любимого ею человека), как со временем не исчезнет чувство вины и стыда в сердце
Николая Алексеевича («Но, Боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил
её? Какой вздор! <…> И, закрывая глаза, качал головой»). Время их жизни, стремящейся к
закату, вероятно, можно рассматривать как поруку того, что чувства героев
непроходящая, неразделенная любовь и стыд - грозят обернуться для них вечностью].
III. Текст для анализа сцены «Встреча Николая Алексеевича с Надеждой»:
« <…> Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.
И чистоту люблю, ответила она. Ведь при господах выросла, как не уметь
прилично себя держать, Николай Алексеевич.
Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.
Надежда! Ты? сказал он торопливо.
Я, Николай Алексеевич, ответила она.
Боже мой, Боже мой, сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. Кто бы мог
подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?
Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят,
думаю?
Вроде этого… Боже мой, как странно!
Что странно, сударь?
Но все, все… Как ты не понимаешь!
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в
пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:
Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при
господах?
Мне господа вскоре после вас вольную дали.
А где жила потом?
Долго рассказывать, сударь.
Замужем, говоришь, не была?
Нет, не была.
Почему? При такой красоте, которую ты имела?
Не могла я этого сделать.
Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.
Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.
Всё проходит, мой друг, забормотал он. Любовь, молодость все, все. История
пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде
протёкшей будешь вспоминать».
Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь
другое дело.
Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся:
Ведь не могла же ты любить меня весь век!
Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас
нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь укорять, а ведь
правда, очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя
наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всём прочем. Ведь было время, Николай
Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня помните как? И все стихи мне
изволили читать про всякие «тёмные аллеи», прибавила она с недоброй улыбкой.
Ах, как хороша ты была! сказал он, качая головой. Как горяча, как прекрасна!
Какой стан, какие глаза! Помнишь, как на тебя все заглядывались?
Помню, сударь. Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту,
свою горячку. Как же можно такое забыть.
А! Всё проходит. Все забывается.
Всё проходит, да не все забывается.
Уходи, сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. Уходи, пожалуйста.
И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил:
Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила.
Она подошла к двери и приостановилась:
Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств,
скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на
свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя. Ну, да что
вспоминать, мёртвых с погоста не носят.
Да, да, не к чему, прикажи подавать лошадей, ответил он, отходя от окна уже со
строгим лицом. Одно тебе скажу: никогда я не был счастлив в жизни, не думай,
пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твоё самолюбие, но скажу откровенно,
жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня ещё оскорбительней, чем я тебя.
Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй,
мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая
обыкновенная, пошлая история. Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе
самое дорогое, что имел в жизни.
Она подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у неё <…>».
IV. Аналитическое чтение сцены по ролям:
А) - Учащиеся читают: а) слова автора, имеющие значение времени; б) слова с
временным значением Николая Алексеевича из диалога с Надеждой, в) слова с временным
значением Надежды из диалога с Николаем Алексеевичем. Каким образом отраженное
время говорит нам об их чувствах, мыслях, памяти, характерах, идеалах жизни?
Б) Выскажите свое мнение:
а) - можно ли считать, что прошедшее время в рассказе более важно для
понимания внутренней жизни героев, чем время настоящее? Почему?
б) - какой эпиграф с временным значением можно было бы подобрать к
бунинскому рассказу? Прокомментируйте свой ответ.
В) Подведение итогов урока:
а) - какова роль времени в рассказе И.А Бунина?
б) - можно ли считать, что время является неким действующим героем рассказа.
Почему?
в) Как бы вы прокомментировали изречения в свете темы времени бунинского
рассказа «Темные аллеи»: «Все проходит… да не все забывается» (Надежда), а также
слова Аврелия Августина: прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом,
но стоит задуматься - и вот я уже не знаю, что такое время".
V. Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение по теме «Время в рассказе
И.А. Бунина «Темные аллеи».