Технологическая карта урока "Песни и романсы на слова русских поэтов XIX–XX вв." 9 класс

2014 год
1
Технологическая карта
Ф.И.О. Крамаренко Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Остроженская СОШ» Калужской области
Уроки проведены 25 апреля 2014 года и 28 апреля 2014 года. Количество 2 урока. Презентации, фонограммы песен и романсов.
Учебный
предмет
Класс
Автор УМК
Тема урока
Кол-во
Тип урока
Деятельностные
Содержательные
Литература
9
класс
В.Я.Коровина,
В.П.Журавлёв,
В.И.Коровин.
«Литература» 9
класс
Москва,
«Просвещение»,
2013 г.
РОМАНСЫ
И ПЕСНИ
НА СЛОВА
РУССКИХ
ПОЭТОВ
XIXXX вв.
2
Урок
изучения
нового
материала.
Создание условий для
усвоения темы, развитие
готовности мышления к
усвоению новых
способов деятельности,
развитие мыслительных
операций школьников,
развитие навыков
самоконтроля, развитие
навыков адекватной
самооценки, умений и
навыков работы в
сотрудничестве.
Формировать навык
составления
алгоритма действий,
развивать
информационную
компетентность
учащихся, умение
извлекать
информацию и
обрабатывать.
Ц е л и : расширить представления учащихся о взаимосвязи литературы и музыки; воспитывать художественный вкус и поэтическую культуру.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 9 класса: . М.:Просвещение, 2013.
2. Коровина, В. Я. Литература. 9 класс : метод. советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2003.
3. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 9 классе : кн. для учителя / Н. В. Беляева, О. А. Еремина. – М. : Просвещение, 2011.
6. Фонохрестоматия (приложение к учебнику Литература. 9 класс. под. ред. В.Я Коровиной.М. «Просвещение», 2013 г. на электронном
носителе)
7. Русский романс / Слово к читателю И.С. Козловского / Сост., вст. ст. и ком. В.Рабиновича. М., 1987
8. Ресурсы Интернета
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Предварительная работа:
1. Сообщения детей о возникновении романса (см. приложение)
2. Создание групп для работы (алгоритм работы – см. приложение)
2014 год
2
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
УУД
Мотивация к
деятельности
Цель этапа:
включение
учащихся
в деятельность.
Приветствует, проверяет готовность к уроку,
желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Подготовка класса к работе.
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты
Планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
Актуализация
и пробное
учебное
действие
Цель этапа:
подготовка
мышления
учащихся и
организация
осознания ими
внутренней
потребности к
построению
нового способа
действий.
Организует повторение знаний, закрепление
умений.
1. Расскажите об А.Т.Твардовском и его
творчестве.
2. Чтение наизусть стихотворениий (по
выбору учащихся)
Метапредметные результаты
Планирование учебного
сотрудничества, умение
выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Умение структурировать знания ,
выбор наиболее эффективных
способов решения задач (П –
общеуч.)
2014 год
3
Постановка
учебной
задачи
Цель этапа:
обсуждение
затруднений
(почему
возникли
затруднения,
чего мы ещё не
знаем).
Ставит прослушать романс на стихи
Ф.И.Тютчева «К.Б.»
Создает проблемную ситуацию
Что за произведение вы только что
слушали?
Что такое романс? Какие определения
этого жанра даются в разных словарях
(толковом, литературоведческом,
энциклопедическом, музыкальном и др.)?
Какие романсы вы знаете, и чем они вам
нравятся?
На доске:
Позвольте я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Игорь Кохановский
- Как вы понимаете высказывание?
Прочитайте название темы урока и
сформулируйте вопросы по этой теме.
Слушают фонограмму.
Читают эпиграф, анализируют.
Ставят цели, формулируют
проблему и тему урока.
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результваты
Самостоятельное
формулирование цели (П –
общеуч.)
Формулирование проблемы (П –
лог.)
Выявление
места и
причины
затруднения
Цель этапа:
постановка
целей учебной
деятельности
Организует учащихся по исследованию
проблемной ситуации
Выступление учащихся с сообщениями
(см. приложение)
Тему урока и краткие сведения
учащиеся записывают в тетрадь.
Метапредметные результаты
Планирование (Р. - искать пути
решения проблемы)
Прогнозирование (Р)
Сотрудничество в поиске и
выборе информации (К)
Предметные результаты
Умение структурировать знания,
выбор наиболее эффективных
способов решения задач
2014 год
4
Первичное
закрепление
Цель этапа:
усвоение
учащимися
новых понятий
Самостоятель
ная работа с
самопроверко
й по эталону
Цель этапа:
самооценка
учащимися
результатов
своей
учебной
деятельности
Устанавливает осознанность восприятия,
делает первичное обобщение.
Предлагает выполнить ряд заданий.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Итак, давайте ещё раз вернёмся к романсу
на стихотворение Тютчева «К.Б.»
- Попробуйте при помощи алгоритма работы
(см. приложение) проанализировать это
произведение (работа в парах)
Организует деятельность по применению
новых знаний
Работают в парах
Самостоятельная творческая
работа
Выступление групп учащихся
(которые заранее получили задание
по алгоритму работы, выбирая
произведение другого поэта)
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Управление поведением
партнера (К) Волевая регуляция
в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей с
достаточной полнотой и
точностью (К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания,
выбор наиболее эффективных
способов решения задач (П –
общеуч.)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Рефлексия
деятельности
Цель этапа:
осознание
учащимися
своей учебной
деятельности,
самооценка
результатов
деятельности
своей и всего
класса.
Организует рефлексию, организует
самооценку результатов уч-ся.
Что удалось на уроке, было самым
интересным?
Какие трудности встретились?
Что помешало при выполнении заданий?
Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок
в дальнейшем?
Оцените себя, опираясь на алгоритм
самооценки.
Учитель задает домашнее задание с
учетом уровня подготовки обучающихся.
Продемонстрировать собственные
музыкальные, ораторские способности.
Представить романс или песню (по выбору
учащихся)
Осуществляют оценку урока и
самооценку, соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия
Отвечают на вопросы:
1. Какую цель ставили?
2.Удалось достичь поставленной
цели?
3.Каким способом?
4.Какие получили результаты?
5.Что вызвало особые затруднения?
6.Где можно применить новые
знания?
7.Называют ключевые слова темы.
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли
(К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и
результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе
успешности (Л)
Адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
деятельности (Л)
2014 год
5
Приложение
Первичные знания учащихся о романсе учитель должен дополнить краткой лекцией (можно при помощи учащихся) о
происхождении и эволюции романса. В рассказ о романсе можно включить такие факты (См.: Русский романс / Слово к читателю
И.С. Козловского / Сост., вст. ст. и ком. В.Рабиновича. М., 1987). При знакомстве с новой информацией краткие сведения учащиеся
записывают в тетрадь.
1. Литературовед и культуролог М.М. Бахтин в работе «К эстетике слова» сказал: “…Каждый культурный акт существенно живёт на
границах: и в этом его серьёзность и значительность; отвлечённый от границ, он теряет почву, становится пустым…” Думается, что в
этом высказывании слово граница не столько означает раздел, рубеж, сколько является показателем связей культурных актов. В этом
отношении одним из феноменальных культурных явлений является романс, потому что он обладает двойственной природой.
Энциклопедия даёт такое определение: “Музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением”. Такая
формулировка подтверждает важность каждой из его составляющих. В основе романса лежит текст, поэтическое произведение.
Композитор, положивший этот текст на музыку, привносит в своё произведение личные, субъективные интонации. Это его вариант
“прочтения” стихотворения, его музыкальная интерпретация поэтического текста. Новые оттенки в понимании романсного текста и
музыки появляются, когда романс исполняется. И голос певца-исполнителя, и инструментальное сопровождение вносят в произведение
свой колорит.
2. Слово романс имеет латинские корни, испанское romance означает буквально по-романски, то есть по-испански. В словаре Даля
слово романс помещено в одну словарную статью со словом роман, для которого Даль фиксирует немецкие и французские истоки. То
есть романс возник на границе культур разных стран и народов и на каждой национальной почве претерпевал свои модификации. В
Россию слово романс пришло в середине XVIII века. Тогда романсом называли стихотворение на французском языке, обязательно
положенное на музыку, хотя и не обязательно французом. А романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался
иначе российской песней.
3. Интересно, что в конце XVIII начале XIX века не музыка создавалась к стихам, а было наоборот. На все известные
музыкальные образцы слагались тексты. Индивидуальная судьба на общезначимый мотив. В этом можно заметить ещё не
преодолённое недоверие к личному, субъективному, и в то же время это начало понимания неповторимости и индивидуальности
каждого человека. Это были песни для всех: для дворянской интеллигенции, городского мещанства, крестьян. Потому что пели в этих
песнях о счастье и несчастье отдельного человека, о муках и “усладах” любви, об изменах и ревности, о жестокой страсти. Эти
человеческие переживания воспринимались вполне серьёзно, без тени иронии.
4. В первой половине XIX века “российская песня” трансформируется в так называемую “русскую песню”, с её сентиментально-
романтическими переживаниям. Возникает народно-бытовой романс. Особенностью народного романса была имитация фольклорных
народных песен (романсы на стихи Кольцова, Некрасова и др.). В народный романс пришли присущие народным песням параллелизмы,
2014 год
6
сравнения, риторические обращения к предметам и явлениям природы, символические иносказания, традиционная для фольклора
атрибутика, синонимические пары (например, грусть печаль), напевность, мягкость, “песенность”, минорный лад всего текста. Одна из
причин долгой жизни такого произведения его всеобщность. Люди разных социальных групп, слушая романс, переживали чужую
судьбу как свою собственную. Особенность русского романса и романса вообще его диалогичность. При этом диалог мог существовать
в самом тексте и в подтексте, когда адресат послания явно подразумевается. Это тот или та, к кому обращаются со страстной речью, чьё
внимание и ответное чувство хотят возбудить.
5. Из “русской песни” с роковым сюжетом, стремительным действием, драматической символикой и, как правило, трагической
развязкой возникает новая разновидность русского романса романс-баллада. Характерные признаки литературной баллады
событийность, элементы фольклора, исторические реалии сочетаются со своеобразным музыкальным языком. Повествовательные
интонации баллады передаются речитативной вокальной партией, а драматизм ситуации экспрессивным, бурным аккомпанементом,
подчёркивающим природный фон драматического действия. В середине XIX века романс-баллада несколько теряет свой “роковой”
характер, приобретая черты элегии.
6. Интересно, что на русской почве романсами нередко становились и переводные тексты, которые сегодняшним слушателем уже не
воспринимаются как переводы. Таковы «Горные вершины…» Лермонтова («Из Гёте») и стихотворение «Пью за здравие Мери…»
Пушкина, которое имеет первоисточником стихи англичанина Бэрри Корнуэлла. Ярчайший пример преодоления иностранного влияния
на русской почве стихотворение Ивана Козлова «Вечерний звон», являющееся переводом из Томаса Мура и положенное на музыку
А.А. Алябьевым. Иноязычные источники этих романсов остались за кадром, а сами романсы воспринимаются как живые факты русской
культуры.
7. Самый распространённый жанр русского романса это романс-элегия. Интонации грустной песни пронизывают многие стихи
Пушкина и Баратынского, Лермонтова и А.К. Толстого, Тютчева, Фета и В.Соллогуба, ставшие романсами. В них налицо все черты
романса-элегии: грустные интонации, поэтизация прошлого, горькие слёзы об ушедшей молодости и первой любви.
Алгоритм работы групп
(подготовка отчётов о работе начнётся до урока, поэтому отдельные задания распределяются между членами групп).
1. Найдите понравившиеся вам песню или романс на стихи поэтов XIX–XX вв.
2. Прослушайте исполнение песни или романса.
3. Какое место занимает стихотворение, положенное на музыку, в творчестве поэта?
4. Каковы ключевые образы стихотворения, как они взаимосвязаны? Определите тему и главную мысль романса. Каковы особенности его
сюжета (лирического сюжета)?
5. Как отражается в стихотворении образ времени? Что в жизни лирического “я” воспоминание, а что является реальностью? Что
необходимо для гармонии прошлого и настоящего?
6. Проанализируйте лексику, синтаксис, стиховые особенности (размер, длина стиха и окончания строк клаузулы), поэтические
интонации текста. Подтвердите примерами романсово-элегический характер стихотворения.
2014 год
7
7. Знаете ли вы историю создания стихотворения или романса?
8. Подготовьте краткое сообщение о поэте и композиторе, которые написали этот романс.
9. К какой разновидности русского романса принадлежит романс, который вы исследовали? Аргументируйте свою точку зрения.
10. Попытайтесь охарактеризовать музыкальную сторону романса. Как в музыке подчёркиваются чувства лирического “я”?
11. Оцените артистическую манеру певца, исполнителя романса, и инструментальное сопровождение. Как они помогают понять мысли и
чувства поэта и композитора?
Вариант интерпретации романса на стихи Тютчева «К.Б
Стихотворение Тютчева «К.Б.» посвящено женщине, которая поняла и оценила юношескую любовь поэта, но не связала с ним свою
жизнь, Амалии фон Лерхенфельд, в замужестве баронессе Амалии Крюденер. Стихотворение написано незадолго до смерти поэта
(1870).
Ключевой образ стихотворения сам лирический герой, его чувства, не умолкавшие долгие годы, его внутренняя жизнь. Герой
далеко не молод, даже своё сердце он ощущает “отжившим”. Но мимолётная встреча с первой любовью возрождает в его душе былые
чувства, даёт ощущение полноты жизни. Герой уподоблен природе, в которой поздней осенью случайно выдастся денёк, когда “повеет
вдруг весною”. Воспоминание о весне юности своим дуновеньем помогло вновь ощутить душевную полноту. Милые черты любимой
заставили вновь зазвучать в душе те струны, которые не умолкали долгие годы. Теперь их звуки стали слышнее, и это признак
неумирающей жизни, вселенской вечности бытия, озарённого любовью.
Использованные поэтом приёмы анафоры и синтаксического параллелизма подчёркивают взволнованность героя. В тексте
улавливаются пушкинские интонации: герой Тютчева пережил состояние, близкое пушкинскому “чудному мгновенью”.
Романс «Я встретил вас…» на музыку Б.Шереметева в обработке Спиро это романс-элегия. Для музыкального решения романса,
как и для стихотворения, характерны элегические интонации, рождённые ностальгией об ушедшей молодости, и поэтизация прошлого.