Презентация "Поэзия. Серебряный век"

Подписи к слайдам:
Листва закипает, как наши двадцатые, Когда Маяковский с Асеевым в дружестве Писали стихи о любви и о мужестве, Неугомонные и угловатые; Когда Пастернак в бормотанье восторженном, Стремительном, миротворяще-встревоженном, Слагал свои строки и тут же выбрасывал, Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым; Когда над Есениным рдяными красками Пылали все зори рязанские истово, И Хлебников числа свои перелистывал И впроголодь пел, детворою обласканный. Листва закипает, как годы начальные, Уже отдаленные дымкой забвения, И новые к жизни идут поколения, Но листья кипят, будто годы те дальные, Те годы начальные, годы двадцатые: Мы нищие были, мы были богатые. Лев Озеров, "Двадцатые"
        • Листва закипает, как наши двадцатые, Когда Маяковский с Асеевым в дружестве Писали стихи о любви и о мужестве, Неугомонные и угловатые; Когда Пастернак в бормотанье восторженном, Стремительном, миротворяще-встревоженном, Слагал свои строки и тут же выбрасывал, Сквозь жизнь пробираясь движением брассовым; Когда над Есениным рдяными красками Пылали все зори рязанские истово, И Хлебников числа свои перелистывал И впроголодь пел, детворою обласканный. Листва закипает, как годы начальные, Уже отдаленные дымкой забвения, И новые к жизни идут поколения, Но листья кипят, будто годы те дальные, Те годы начальные, годы двадцатые: Мы нищие были, мы были богатые. Лев Озеров, "Двадцатые"
Предвестники
  • ..В восьмидесятые-девяностые годы русская поэзия утратила свою былую высоту, былую напряженность и силу, она выцветала и блекла... Мотивы усталости, опустошенности, глубокого уныния пронизывали все, что появлялось в поэзии тех лет...
  • Н. В. Банников. Серебряный век русской поэзии. Москва, Просвещение, 1993.
  • НО НЕ ТЕБЕ
  • В любви, как в ревности, не ведая предела,—
  • Ты прав,— безжалостной бываю я порой,
  • Но не с тобой, мой друг!С тобою я б хотела
  • Быть ласковой и нежною сестрой.
  • Сестрою ли?..О, яд несбыточных мечтаний,
  • Ты в кровь мою вошел и отравил ее!
  • Из мрака и лучей, из странных сочетаний — Сплелося чувство странное мое.
  • Не упрекай меня, за счастие мгновенья
  • Другим, быть может, я страданья принесу,
  • Но не тебе, мой друг!— тебе восторг забвенья
  • И сладких слез небесную росу.
  • Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)
Константин Константинович Случевский (1837-1904 )
  • Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия (он мужал, как сказала бы Ахматова, «в прохладной детской молодого века»), на самом деле истоками своими уходит в столетие XIX. Интересующий нас феномен забродил в недрах XIX столетия задолго до того, как был чётко осознан современниками.
  • Как справедливо пишет один из апологетов русского поэтического «серебра»: «Девяностые годы начали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку двадцатого века... С девяностых годов начался литературный посев, принёсший всходы».
  • Интерес к той исторической и культурной эпохе, за которой прочно закрепилось имя «серебряного века», сегодня велик необычайно. Исследователи даже склонны называть его духовным и религиозным Ренессансом, видя в нём своеобразный аналог европейского Возрождения.
  • Владимир Соловьёв (1853-1900)
  • Константин Михайлович Фофанов
  • (1862-1911)
Символисты
  • Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
  • Врубель.Зимняя канавка. 1901
Александр Блок
  • Ночь, улица, фонарь, аптека,
  • Бессмысленный и тусклый свет.
  • Живи еще хоть четверть века –
  • Всё будет так. Исхода нет.
  • Умрешь - начнешь опять сначала
  • И повторится всё, как встарь:
  • Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
Иннокентий Анненский
  • ПЕРВЫЙ ФОРТЕПЬЯННЫЙ СОНЕТ
  • Есть книга чудная, где с каждою страницей Галлюцинации таинственно свиты: Там полон старый сад луной и небылицей, Там клен бумажные заворожил листы,
  • Там в очертаниях тревожной пустоты, Упившись чарами луны зеленолицей, Менады белою мятутся вереницей, И десять реет их по клавишам мечты.
  • Но, изумрудами запястий залитая, Меня волнует дев мучительная стая: Кристально чистые так бешено горды.
  • И я порвать хочу серебряные звенья... Но нет разлуки нам, ни мира, ни забвенья, И режут сердце мне их узкие следы...
Поэты-символисты Иннокентий Анненский Константин Бальмонт Юргис Балтрушайтис Андрей Белый Александр Блок Валерий Брюсов Зинаида Гиппиус Александр Добролюбов Вячеслав Иванов Иван Коневской Дмитрий Мережковский Николай Минский Сергей Соловьев Федор Сологуб
  • Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
Акмеисты
  • ...Акмеизм (от греческого слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов... Акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, его красок и форм, звали "возлюбить землю" и как можно меньше говорить о вечности, о трансцендентном, о непозноваемом...
  • Сергей Городецкий
  • (1884-1967)
  • Михаил Зенкевич
  • (1891-1973)
  • Георгий Иванов
  • (1894-1958)
* * *
  • * * *
  • Пленник чужой! Мне чужого не надо,
  • Я и своиx-то устала считать.
  • Так отчего же такая отрада
  • Эти вишневые видеть уста?
  • Пусть он меня и xулит и бесславит,
  • Слышу в словаx его сдавленный стон.
  • Нет, он меня никогда не заставит
  • Думать, что страстно в другую влюблен.
  • И никогда не поверю, что можно
  • После небесной и тайной любви
  • Снова смеяться и плакать тревожно
  • И проклинать поцелуи мои.
  • 1917
Николай Гумилёв
  • * * *
  • Ты говорил слова пустые,
  • А девушка и расцвела,
  • Вот чешет кудри золотые,
  • По-праздничному весела.
  • Теперь ко всем церковным требам
  • Молиться ходит о твоем.
  • Ты стал ей солнцем, стал ей небом,
  • Ты стал ей ласковым дождем.
  • Глаза темнеют, чуя грозы.
  • Неровен вздох ее и част.
  • Она пока приносит розы,
  • Но захоти, и жизнь отдаст.
Осип Мандельштам
  • * * *
  • Еще не умер ты, еще ты не один,
  • Покуда с нищенкой-подругой
  • Ты наслаждаешься величием равнин
  • И мглой, и холодом, и вьюгой.
  • В роскошной бедности, в могучей нищете
  • Живи спокоен и утешен.
  • Благословенны дни и ночи те,
  • И сладкогласный труд безгрешен.
  • Несчастлив тот, кого, как тень его,
  • Пугает лай и ветер косит,
  • И беден тот, кто сам полуживой
  • У тени милостыню просит.
  • Осип Эмильевич Мандельштам
  • Художник Лев Бруни. 1916 год.
Основные принципы акмеизма:
  • — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Футуристы
  • Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мертвое, отжившее и не соответствующее современности, футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество, "самовитое" слово, над которым не тяготеет его бытовое значение и смысл которого связан только с звучанием...
  • Основные признаки футуризма:
  • — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; — поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов; — пафос эпатажа.
Владимир Маяковский
  • НАТЕ!
  • Через час отсюда в чистый переулок
  • Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
  • А я вам открыл столько стихов шкатулок,
  • Я - бесценных слов мот и транжир.
  • Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
  • Где-то недокушанных, недоеденных щей;
  • Вот вы, женщина, на вас белила густо,
  • Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
  • Все вы на бабочку поэтиного сердца
  • Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
  • Толпа озвереет, будет тереться,
  • Ощетинит ножки стоглавая вошь.
  • А если сегодня мне, грубому гунну,
  • Кривляться перед вами не захочется – и вот
  • Я захохочу и радостно плюну,
  • Плюну в лицо вам я - бесценных слов транжир и мот.
Игорь Северянин
  • КАЧАЛКА ГРЕЗЕРКИ
  • Как мечтать хорошо Вам
  • В гамаке камышовом
  • Над мистическим оком – над бестинным прудом!
  • Как мечты - сюрпризерки
  • Над качалкой грезёрки
  • Истомленно лунятся: то - Верлен, то - Прюдом!
  • Что за чудо и диво!
  • То Вы - леди Годива,
  • Через миг - Иоланта, через миг Вы - Сафо!..
  • Стоит Вам повертеться –
  • И загрезится сердце:
  • Все на свете возможно, все для Вас ничего!
  • Покачнетесь Вы влево –
  • Королев королева,
  • Властелинша планеты голубых антилоп,
  • Где от вздохов левкоя
  • Упоенье такое,
  • Что загрезит порфирой заурядный холоп!
  • Покачнетесь Вы вправо –
  • Улыбнется Вам Слава,
  • И дохнет Ваше имя, как цветы райских клумб;
  • Прогремит Ваше имя,
  • И в омолненном дыме Вы сойдете на
  • Землю,- мирозданья Колумб!
  • А качнетесь Вы к выси,
  • Где мигающий бисер,
  • Вы постигнете тайну: вечной жизни процесс.
  • И мечты-сюрпризерки
  • Над качалкой грезёрки
  • Воплотятся в капризный, но бессмертный эксцесс!
Центрифуга
  • «Центрифуга» была самым длительным по времени футуристическом объединением. В него входили С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев,  Божидар (Б. Гордеев), Г. Петников, И. Аксенов и другие. Как поэтическая группа они просуществовали до конца 1917-го, а книги под маркой «Центрифуги» продолжали выходить до 1922 года.
  • x x x
  • Любить иных — тяжелый крест,
  • А ты прекрасна без извилин,
  • И прелести твоей секрет
  • Разгадке жизни равносилен.
  • Весною слышен шорох снов
  • И шелест новостей и истин.
  • Ты из семьи таких основ.
  • Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
  • Легко проснуться и прозреть,
  • Словесный сор из сердца вытрясть
  • И жить, не засоряясь впредь,
  • Все это — не большая хитрость.
  • Б. Пастернак
  • 1931
Имажинисты
  • Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.
  • Основные признаки имажинизма:
  • — главенство «образа как такового»;
  • — образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
  • — поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
  • — эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
  • — поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
  • — текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Шершеневич Вадим
  • РИТМИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ
  • Занозу тела из города вытащил. В упор,
  • Из-за скинутой с глаза дачи,
  • Развалился ломберный кругозор,
  • По-бабьему ноги дорог раскарячив.
  • Сзади: золотые канарейки церквей,
  • Наотмашь зернистые трели субботы.
  • Надо мною: пустыня голобрюхая, в ней
  • Жавороночная булькота.
  • Все поля крупным почерком плуг
  • Исписал в хлебопашном блуде.
  • На горизонте солнечный вьюк
  • Качается на бугре - одногорбом верблюде.
  • Как редкие шахматы к концу игры,
  • Телеграфа столбы застыли...
  • Ноги, привыкшие к асфальту жары,
  • Энергично кидаю по пыли.
  • Как сбежавший от няни детеныш - мой глаз
  • Жрет простор и зеленую карамель почек,
  • И я сам забываю, что живу, крестясь
  • На электрический счетчик.
Крестьянская поэзия
  • ..Народная песня, сказка, былина, духовный стих, Библия, смыкаясь с Пушкиным и Некрасовым, порождали оригинальную и красочную образную ткань их стихотворений, дышали в их строках...
  • Левитан.Золотая осень. Слободка, 1889
Сергей Есенин
  • * * *
  • Да! Теперь - решено. Без возврата
  • Я покинул родные края.
  • Уж не будут листвою крылатой
  • Надо мною звенеть тополя.
  • Низкий дом без меня ссутулится,
  • Старый пёс мой давно издох.
  • На московских изогнутых улицах
  • Умереть, знать, сулил мне Бог.
  • Я люблю этот город вязевый,
  • Пусть обрюзг он и пусть одрях.
  • Золотая дремотная Азия
  • Опочила на куполах.
  • А когда ночью светит месяц,
  • Когда светит... чёрт знает как!
  • Я иду, головою свесясь,
  • Переулком в знакомый кабак.
  • Шум и гам в этом логове жутком,
  • Но всю ночь напролёт, до зари,
  • Я читаю стихи проституткам
  • И с бандитами жарю спирт.
  • Сердце бьётся всё чаще и чаще,
  • И уж я говорю невпопад: -
  • Я такой же, как вы, пропащий
  • , Мне теперь не уйти назад.
  • Низкий дом без меня ссутулится,
  • Старый пёс мой давно издох.
  • На московских изогнутых улицах
  • Умереть, знать, сулил мне Бог.
  • 1922
  • Левитан.Осень. Мельница. Плес, 1888
ОБЭРИУ
  • Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы.
  • Они были противниками официоза и литературной приглаженности. Но первые эксперименты с рифмой и ритмом, а главное — со смыслами слов имели успех лишь в узком дружеском кругу. Их опусы не только не печатали, но и подвергали насмешкам и освистанию на выступлениях.
Даниил Хармс
  • * * *
  • Так начинается голод:
  • с утра просыпаешься бодрым,
  • потом начинается слабость,
  • потом начинается скука,
  • потом наступает потеря быстрого разума силы,
  • потом наступает спокойствие.
  • А потом начинается ужас.
  • Молитва перед сном 28 марта 1931 года в 7 часов вечера
  • Господи, среди бела дня
  • Накатила на меня лень.
  • Разреши мне лечь и заснуть Господи,
  • И пока я сплю накачай меня Господи
  • Силою твоей.
  • Многое знать хочу,
  • Но не книги и не люди скажут мне это.
  • Только ты просвети меня Господи
  • Путем стихов моих.
  • Разбуди мня сильного к битве со смыслами,
  • быстрого к управлению слов
  • и прилежного к восхвалению имени Бога
  • во веки веков».
.. В поэзии они не признавали никаких школ...
  • .. В поэзии они не признавали никаких школ...
  • Иван Бунин(1870-1953)
  • Владислав Ходасевич(1886-1939)
  • Марина Цветаева (1892-1941)
Использованные ссылки
  • http://risunok.kulichki.net/history/bek/serebryany_vek.html
  • http://www.litera.ru/stixiya/vek/
  • http://vrubel-world.ru/vrubel-art/81.php
  • http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post79156053/
  • http://locman.hutor.ru/u/normal_bang006(1).jpg
  • http://www.vokrugsveta.ru/chronograph/700/
  • http://www.slovo.ws/bio/rus/Mayakovski_Vladimir_Vladimirovich/569.jpg
  • http://www.ostashkov.net/infusions/blog/index.php?readmore=391
  • http://isaak-levitan.ru/master/31.php
  • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21951/