Сценарий "Поэзия Серебряного века" 11 класс

Сценарий поэтического вечера
«Поэзия Серебряного века»
Цели и задачи:
Формировать у учащихся потребность в постоянном чтении как
средство самообразования и самовоспитания.
Пробудить у учащихся интерес к малоизвестным явлениям историко-
литературного процесса начала 20 века в России.
Ввести учащихся в художественный мир поэтов Серебряного века,
показать многогранность их таланта.
Развивать творческие способности учащихся.
Познакомить учащихся с творческой атмосферой литературно-
артистического кабаре «Бродячая собака».
Повторить и обобщить изученный материал по теме «Серебряный век».
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Поэты Серебряного века», музыкальные
композиции, портреты и стихи поэтов Серебряного века. Класс (по
возможности) оформляется в соответствии с обстановкой литературно-
артистического кабаре «Бродячая собака» (о которой сказано ниже).
Тип урока: урок-концерт.
Эпиграф:
Бродячая собака и тем ты хороша,
что всякая со всякой здесь встретится душа.
В. Городецкий.
Учитель 1
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин.
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов.
Учитель 2
Двадцатый век… ещё бездомней
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И чёрная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Ученик 1:
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
и весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве иль против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярк
Над Серебряным веком стыл.
А. Ахматова.
Учитель 1: На уроках литературы мы говорили об особенностях духовной
атмосферы рубежа веков, отличительными чертами которой стали взлёт
русской культуры, проявление поэтического и художественного ренессанса.
Этот особый период принято называть Серебряным веком. Величайшие
достижения философской мысли, науки, культуры, плеяда талантливых
поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», яркость и
самобытность творческих исканий, стремление обрести и утвердить вечные
ценности – всё это определяет понятие Серебряный век.
Учитель 2: Сегодняшнее мероприятие поможет нам окунуться в
увлекательную атмосферу «поэтического ренессанса», прикоснуться к миру
ярких талантов, творческих индивидуальностей. Не только вспомнить и
обобщить изученное по теме «Серебряный век», но и узнать новое и
интересное.
Ведущий 1: Мы приглашаем вас побывать в одном из самых известных
литературно-артистических кабаре города Петербурга под названием
«Бродячая собака».
Ведущий 2: За свой недолгий век существования «Бродячая собака» стала
легендой Петербурга Петрограда. «В 13-м году она была единственным
островком в ночном Петербурге, где литературная и артистическая
молодёжь, в виде общего правила не имевшая ни гроша за душой,
чувствовала себя, как дома», - вспоминал Б.Лившиц.
Ведущий 3: Своим возникновением «Бродячая собака» обязана таланту и
неиссякаемой энергии Бориса Пронина. Он был мечтателем, энтузиастом,
отличавшимся неимоверной фантазией, бескорыстностью, неутомимой
энергией и страстной влюблённостью в мир и людей. «Он обладал
исключительным обаянием и умением сплачивать всех и из ничего создавать
прекрасное».
Ученик 2:
Не поставьте мне в укор:
Я комический актер.
У меня лиловый нос,
Я бродячий старый пес…
Пес без денег обойдется,
Пес по Невскому пройдется
Перед теплым кабачком
Только топнет каблучном.
В Петербурге Пронин был.
Днем и ночью говорил.
От его веселых слов
Стал бродячий пес готов.
Это наш бродячий пес,
У него холодный нос.
Трите нос ему скорей,
Не укусит он, ей-ей.
Лапой машет, подвывает.
Всяк бродячих зазывает.
У кого в глазах печаль.
Всех собаке очень жаль.
Ведущий 1: А вот как всё начиналось (инсценировка учащихся):
Звучит веселая музыка.
Ведущий 1: В один из ненастных осенних вечеров 1911 года к Николаю
Могилянскому, учёному-этнографу, ворвался его земляк Борис Пронин,
возбуждённый, с взъерошенными каштановыми кудрями, с несвязной
прерывистой речью и оборванными фразами:
- Понимаешь! Гениальная идея! Всё готово! Это будет замечательно! Только
вот беда надо денег! Ну, я думаю, у тебя найдётся рублей 25. Тогда всё
будет «в шляпе»!
- Денег, рублей 25, я тебе дам, но скажи в двух словах, что ты ещё изобрёл и
что затеваешь? Только в двух словах, ясно?
- Мы откроем здесь «подвал» - «Бродячую собаку». Только для своих, для
друзей, для знакомых. Это будет и не кабаре, и не клуб. Ни карт, ни
программы! Всё это будет замечательно, уверяю тебя!
Могилянский вынул деньги и сказал:
- Выбирайте меня в члены «Собаки», но я прошу лишь одного: пусть это
будет по соседству со мной, иначе не буду ходить.
- Ты уже избран, ты будешь её членом. Ты будешь даже больше крёстным
отцом «Бродячей собаки». Дело «в шляпе»!
Ведущий 1: Потом Николай и думать забыл о «Собаке» и о Борисе, но не
забыл об этом Пронин. Послушаем его воспоминания:
Ученик (Пронин): Собаку придумал всецело я… У меня возникла мысль, что
надо создать романтический кабачок, куда бы мы все, «бродячие,
бесприютные собаки», могли приткнуться, дёшево прокормиться и быть, как
у себя дома. Весь конец 1911 года я бегал по Петербургу, искал и в конце
концов набрёл на идеальное помещение: угловой дом рядом с Михайловским
театром, вход во втором дворе. С улицы вход был забит, и мы его так и
оставили. Для нас это идеальная штука… .
Ведущий 2: Почему же «Бродячая собака»? Сейчас узнаем.
Ученик 4: Название символизирует бесприютность и потерянность в жизни
приверженцев кабаре, которые пытались, создавая себе тёплое пристанище,
подчинив всё его существование культу самой атмосферы искусства
артистизма, противостоять дисгармонии действительности». В укромном
убежище исчезало напряжение, возникало чувство безопасности и покоя. В
тесном подвальчике рождалось совершенно новое ощущение – свободы и
тесной братской связанности. Перед входом в подвал висел плакат: «Все
между собой считаются знакомы».
Брюсов «Родной язык»
Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей - отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству.
Ты - в вечности, я - в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!
Ученик 5: «Бродячая собака» работала три раза в неделю: в понедельник,
среду и субботу. Собирались поздно, после 12-ти. Публика разделялась на 2
категории. К 11 часам, официальному часу открытия, съезжались случайные
посетители. Официально они назывались гостями, но за глаза их называли
«фармацевтами» (это люди, далёкие от искусства, но желающие провести
время в обществе известных лиц). Они платили за вход 5 рублей,
рассаживались за столики, пили шампанское и всему удивлялись! Позже
появлялись представители культурной богемы, или «Друзья Собаки» (это
поэты, художники, музыканты, артисты). Для них вход 1 рубль.
Представители указанной категории читали стихи и доклады, музицировали,
танцевали, устраивали диспуты и экспромты, импровизировали.
Завсегдатаями кабаре становятся А.Ахматова, Н.Гумилёв, О.Мандельштам,
М.Кузмин, А.Толстой, Б.Пронин, С.Судейкин и др.
А. Блок «Россия»
РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
К. Бальмонт «Творчество»
ТВОРЧЕСТВО
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуке реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
Ведущий 3: Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака»
(официальное название Художественное общество Интимного театра)
приютилось на углу Итальянской улицы «Михайловской площади» (ныне
площадь Искусств) в подвале дома № 5. А открыта «Бродячая собака» была в
Новогоднюю ночь, 31 декабря 1911г., в уютном подвальчике по указанному
выше адресу. Давайте заглянем туда и мы с вами.
Ученик 6: Комнат было три. Буфетная и две залы одна побольше, другая
совсем крохотная. В главной зале вместо люстры выкрашенный сусальным
золотом обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. На одной из стен
большое овальное зеркало. Под ним длинный диван особо почётное место.
Здесь велись разговоры о жизни, творчестве и конечно же о любви.
Ученик 7: Посетителям кабаре бросалось в глаза его оформление. Вот что
писал об этом Рюрик Ивнев: «Талантливый художник Судейкин расписал
стены и потолок яркими красками. Были куплены у любителей старины
венецианские фонари; мебель нарочито простая деревянные низкие
столики и соломенные табуретки, пестро раскрашенные; развешаны
причудливые занавески, в нишах расставлены древние статуэтки; мигают
электрические лампочки, зажигаясь по мере необходимости, чтобы создать
нужное настроение. Сделано было всё, чтобы гости были ошарашены если не
настоящей роскошью, то пестротой и оригинальностью. Конечно, была и
небольшая эстрада для выступлений.
«Старый рояль» (песня)
Ученик 8: «Бродячая собака» стала пристанищем исключительно для
артистов, художников и литераторов. Маскарады, капустники, чествование
поэтов, писателей, артистов; вечера песни и танца; лекции и диспуты,
выставки и поэтические состязания всё это жило пёстрой чередой,
прерываясь лишь на летние месяцы. По сути, она стала приютом нового,
модернистского искусства. Всевозможные «-измы» начала века сходились
под сводами тесного Кабачка.
К. Бальмонт «Камыши»
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают - и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
"Кого? Для чего? - камыши говорят,-
Зачем огоньки между нами горят?"
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
В. Брюсов «Облака»
Облака опять поставили
Паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили,
Белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия,
В даль без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов.
И, пленяясь теми сферами,
Смотрим мы с полей,
Как скользят рядами серыми
Кили кораблей.
Hо и нас ведь должен с палубы
Видит кто-нибудь,
Чье желанье сознавало бы
Этот водный путь!
Ведущий 3: Заранее приготовленной программы в кафе не было, но так как
подвал всегда был полон артистической литературной братией, то
программы налаживались сами собой. Было всегда интересно и весело.
Ведущий 1: Попробуем воссоздать ту далёкую, но удивительную атмосферу
творчества, самобытности, таланта.
Ученик 9: Кого только из писателей, художников, актёров не видели и не
слышали пёстро раскрашенные стены «Бродячей собаки»! Здесь читали ещё
не напечатанные стихи Гумилёв, Мандельштам, Маяковский, Ахматова и,
конечно, Бальмонт, любимец публики. Его читали, декламировали и пели с
эстрады.
Вот как об этом вспоминает Тэффи. «Его приезд был настоящей сенсацией.
Как все радовались!
- Приехал! Приехал! ликовала Анна Ахматова. – Я видела его, я ему читала
свои стихи.
Он вошёл, высоко подняв лоб, словно нёс золотой венец славы. Шея его была
дважды обвернута чёрным галстуком, какого никто не носит.
Бальмонт «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…».
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь... Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
А. Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…»
Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".
Н. Гумилев «Вечер»
Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.
И ты пришла… ты гонишь прочь
Зловещих птиц — мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!
От звезд слетает тишина,
Блестит луна — твое запястье,
И мне во сне опять дана
Обетованная страна —
Давно оплаканное счастье.
Гиппиус
БЕРЕГИСЬ...
Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни для игры.
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.
Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь.
Любовь не любит земных разлук,
Печально гасит свои огни,
Под паутиной пустые дни.
А в паутине — сидит паук.
Живые, бойтесь земных разлук!
Ведущий 2: Постоянными друзьями «Собаки» были поэты-акмеисты: Анна
Ахматова и Николай Гумилёв.
Ученик 10: Гумилёв был одним из любимых поэтов в «Собаке». Вместе с
Кузминым они считались арбитрами: судили молодых поэтов. Ахматова,
жена Гумилёва, тоже часто выступала с чтением стихов, в одном из которых
вспоминала:
Да, я любила их те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над чёрным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжёлый зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки –
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Ведущий 1: Часто в кабаре устраивались театрализованные представления.
Посетители не раз слышали выступление Тэффи, С. Чёрного, Л. Андреева.
Особо привлекательной личностью был С. Черный.
Сценка «Лавочник на полчаса»
Ведущий 1: Футуристы тоже не остались в стороне. Для них уде название
кафе, в котором был обыгран образ художника как бесприютного пса, было
близко по мировосприятию. Часто на литературных вечерах выступал В.
Маяковский. На сцене кафе он мог быть и тонким романтиком (клип), и
провокатором общества.
В. Маяковский «Нате»
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
10 взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется -и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
Ведущий 2: Очень настороженно Пронин относился к футуризму, опасаясь
скандалов и неизбежных осложнений с полицией. И как в воду глядел, в
начале марта 1915 г. знаменитая «Бродячая собака» была закрыта после
скандального выступления футуристов особым распоряжением
петроградского градоначальника.
Ведущий 3: «Бродячая собака» вела и свою летопись в виде огромного,
переплетенного в свиную кожу фолианта (пеструю книгу), в которую
посетители вносили свои имена, поэты оставляли экспромты, художники
зарисовки. Здесь встретишь все: стихи, рисунки, жалобы, объяснения в
любви и т.п. Книгу заказал у переплетчика и принес в подвал А. Толстой.
Она начиналась его стихами.
Романс «Под лаской плюшевого пледа» (муз. А. Петров, сл. М. Цветаева).