Конспект интегрированного урока "Художественные особенности романа «Война и мир»" 10 класс

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской
области "Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус"
Конспект интегрированного урока в 10 классе
по теме "Художественные особенности романа «Война и мир»"
Подготовила Ульмейкина А. Н.,
учитель русского языка и литературы
г. Шахты
2016
Название работы: Интегрированный урок в 10 классе по теме
"Художественные особенности романа «Война и мир»"
Краткое описание: Интегрированный урок в 10 классе (межпредметная
интеграция литературы и истории) по теме "Художественные особенности
романа «Война и мир»" является заключительным в системе уроков по
изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Кадеты занимаются
исследовательской деятельностью на уроке: сравнивают исторический и
литературный материал, историческую личность и персонаж, выведенный в
романе, заполняют таблицу, анализируют эпизоды, отражённые на слайдовой
презентации, обсуждают фрагменты полотна панорамы «Бородинская битва»
и эпизод видеофильма.
Цель: посредством межпредметной интеграции литературы и истории
углублять нравственно-эстетические представления кадет, способствовать
их духовно-нравственному воспитанию и образовательному росту, привлечь
обучающихся к анализу и сопоставлению.
Задачи:
1. Расширять литературный и исторический кругозор кадет, привлечь
обучающихся к чтению, осмыслению и анализу произведения русской
классической литературы роману-эпопее «Война и мир», показать, что
роман «Война и мир» грандиозен не только по замыслу, но и по
художественному мастерству.
2. Формировать речевую культуру кадет через выразительное чтение
отрывков из романа, формировать коммуникативные способности
воспитанников, повысить общую языковую культуру.
3. Приобщить кадет к прекрасному через знакомство с иллюстративным,
видео- и мультимедийным материалом, показать красоту языка романа.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»;
иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П.
Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Материалы и оборудование: проектор, иллюстрации, видео- и
мультимедийный материал к роману, презентация к уроку, текст
художественного произведения.
Форма проведения: урок-исследование, участники: обучающиеся 10 класса.
Ход урока
I. Организация начала урока. Мотивационный компонент.
II. Постановка цели, актуализация знаний с элементами проверки
домашнего задания.
III. Открытие новых знаний.
а) Слово учителя. Жанр романа-эпопеи предполагает несколько аспектов
изображения жизни:
исторический — обращение к реальным историческим событиям;
философский — раздумья о законах жизни, о месте человека в
историческом процессе;
нравственный глубокий и многоплановый показ внутреннего
мира человека, поиски смысла жизни.
- Какие художественные особенности можно отметить в романе?
В романе можно выделить следующие художественные особенности:
историзм, сопоставление или противопоставление, умение глубоко показать
внутренний мир героя («диалектику души»), психологический пейзаж,
сложные синтаксические конструкции, богатство и разнообразие лексики,
средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения,
олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.
1. Одна из особенностей творчества Толстого - историзм.
Сам Толстой писал: «Везде, где в моем романе говорят и действуют
исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых
у меня во время моей работы образовалась целая библиотека». Работая «в
историческом роде», он, по его собственным словам, старался быть до
мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает
величие и героизм правдиво, не опираясь на легенды и анекдоты. Не правы
были те, кто упрекал писателя в «обесславливании» героического для России
времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский). П.А. Вяземский в своих
«Воспоминаниях о 1812 годе» писал, что книга «Война и мир» - это «протест
против 1812 года». Однако в целом появление «Войны и мира» было
крупным событием в истории русской и мировой литературы.
Н.Ахшарумов после выхода первых четырёх томов «Войны и мира»
утверждал, что роман «...является перед нами уже не очерком, а большою
историческою картиною». Обстоятельный отзыв о «Войне и мире» по выходе
первых трёх томов сделал П.В. Анненков в либеральном «Вестнике Европы».
По определению Анненкова, произведение Толстого является романом и в то
же время «историей культуры». Военные сцены романа, по мнению критика,
представляют собою «картины безусловного мастерства, обличающие в
авторе необычайный талант военного писателя и художника.
б) Исследовательская работа по группам. Кадеты проводят сопоставительный
анализ, доказывающий истинный подход Л.Н. Толстого к историческим
событиям, сравнивают ход войны 1812 г. в романе и в исторических
документах. Анализ эпизодов, отражённых на слайдовой презентации
(слайды 2-17)
Документы
Роман
От Немана до Смоленска (I группа)
Русское командование знало о
скоплении французских войск на
берегу Немана. Наполеон вечером 9
(21) июня посылает приказ
выдвинуться к Неману. Организация
переправы возлагалась на корпус
Даву. «Россия, писал Наполеон,
увлекается роком! Судьба её должна
исполниться... Перейдём Неман,
внесём войну в русские пределы».
Переправа основных сил началась 12
(24) июня, левым крылом вперёд.
Вильна была занята 16 (28) июня без
боя.
Русские не ожидали начала войны. 12
(24) июня Александр I устроил для
литовского шляхетства бал в имении
Бенигсена. Ночью во время бала
было получено известие о
начавшейся переправе французов.
Александр I послал к Наполеону
генерала А. Д. Балашева. Но
напрасно. Войска отходили тремя
колоннами, уничтожая за собой
переправы
В романе эта ситуация описывается
исторически точно. Мы видим и
переправу через Неман, и корпус
Даву, и разведку Мюрата,
описывается и бал в Вильно, и
сообщение о переправе французов
через Неман, полученное во время
бала, и посольство Балашёва, и отход
русских войск тремя колоннами.
Но Толстой пытается объяснить
причины, приведшие к войне,
опираясь на мнения историков и
противопоставляя им свои взгляды
Смоленское сражение (II группа)
Отступлению от Смоленска
предшествовало крупное
столкновение отряда русских войск с
передовыми кавалерийскими
корпусами французов под селом
Сражение под Смоленском в романе:
«...Французы натыкаются на дивизию
Неверовского и подходят к самым
стенам Смоленска. Надо принять
неожиданное сражение в Смоленске,
Красным. Русскими командовал
Неверовский (27-я дивизия, часть
кавалерии и артиллерии, отряды
Оленина и Лесли около 7,2 тыс.
человек при 14 орудиях). Французы
имели 3 кавалерийских корпуса под
командованием Мюрата (15 тыс.
человек). Русские смогли задержать
французов на целые сутки, сорвав
замысел Наполеона внезапного
выхода к Смоленску.
В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа VII
корпус Раевского выступил
навстречу отряду Неверовского и
соединился с ним. Теперь 15 тыс.
человек и 76 орудий должны были
противостоять всей армии
Наполеона.
Городские жители и крестьяне
губернии начали формировать
ополчение. В короткое время удалось
собрать более 12 тыс. человек.
Сражение началось 4 (16) августа
около 7 часов утра. «Два раза,
писал Наполеон, — храбрые войска
Нея достигали цитадели и два раза,
не поддержанные свежими силами,
были оттесняемы удачно
направленными русскими
резервами». Вечером Ней сделал ещё
одну попытку овладеть городом, но
был отбит. Все атаки французов в
этот день были отбиты. Обстрел
города из 150 французских орудий
также не дал результатов.
В Смоленске 5 (17) августа
оставалось 20 тыс. войск при 180
орудиях против 185 тыс. французов
при 300 орудиях. Французы решили
брать город штурмом, но атаки
Нея в 3 часа, Даву в 5 часов были
отбиты. Наполеон приказал открыть
огонь из 200 орудий, чтобы сжечь
город. За два дня русские потеряли
чтобы спасти свои сообщения.
Сражение даётся. Убиты тысячи
людей с той и с другой стороны,
Смоленск оставлен вопреки воле
государя и всего народа. Но
Смоленск сожжён своими жителями,
обманутыми своим губернатором...
Наполеон идёт дальше, мы
отступаем».
Мы видим и слышим в романе
оборону Смоленска. То гул
артиллерии, то обстрел самого
города, то голоса раненых все это
говорит о жестоком сражении и о
силе русских. Мы видим, как войска
покидают город и как жители уходят
с ними, сжигая свои дома.
Алпатыч приехал в Смоленск 4
августа, по дороге «встречал и
обгонял обозы и войска. Подъезжая к
Смоленску, он слышал дальние
выстрелы». «Всю ночь мимо
постоялого двора двигались по улице
войска». «С восьми часов к
ружейным выстрелам
присоединилась пушечная пальба».
«С разных сторон слышались свисты,
удары ядер и лопанье гранат,
падавших в городе. Но звуки эти
почти не слышны были и не
обращали внимания жителей в
сравнении с звуками пальбы,
слышимыми за городом. Это было
бомбардирование, которое в пятом
часу приказал открыть Наполеон по
городу».
Толстой считает, что сражение могло
быть выиграно, если бы не
предубеждение некоторых
военачальников. Своё мнение он
вложил в слова и мысли Андрея
Болконского
9,6 тыс. человек, французы 20 тыс.
человек. Продолжать оборону было
опасно, и Барклай де Толли приказал
начать отход в ночь с 5 (17) на 6 (18)
августа. К утру город был оставлен
войсками и жителями
Бородинское сражение (III группа)
24 августа (5 сентября) в 12 часов дня
французы подошли к Бородинской
позиции, Наполеон увидел
невыгодную сторону позиции.
Решено было захватить плацдарм с
Шевардинским редутом, где было 12
батарейных орудий, ещё 24 стояли
возле, а также 8 тыс. человек пехоты
и 4 тыс. — конницы.
Редут был захвачен, потом отбит: и
те и другие потеряли около 6 тыс.
человек. С наступлением темноты
необходимость оборонять редут
отпала, и Кутузов приказал оставить
его. Но сражение за редут помогло
понять замысел Наполеона
ударить по левому флангу.
25 августа (6 сентября) шла
энергичная перестрелка. 26 августа (7
сентября) с пяти часов начались
военные действия. Сражение шло за
Бородино у Семёновских флешей (8
атак). Большую роль сыграли казаки
Платова и Уварова. На первый взгляд
исход сражения как будто не был
решён, так как обе стороны
сохранили своё положение, но
Кутузов вырвал у Наполеона
инициативу и вынудил отказаться от
поставленной цели
В романе читаем: «Двадцать
четвёртого было сражение при
Шевардинском редуте, двадцать
пятого не было пущено ни одного
выстрела ни с той ни с другой
стороны, двадцать шестого
произошло Бородинское сражение».
Л. Толстой считает, что Бородинское
сражение произошло совсем по-
другому: «Бородинское сражение не
произошло на избранной и
укреплённой позиции с несколько
только слабейшими со стороны
русских силами, а Бородинское
сражение, вследствие потери
Шевардинского редута, принято было
русскими на открытой, почти не
укреплённой местности с вдвое
слабейшими силами против
французов, то есть в таких условиях,
в которых не только немыслимо было
драться десять часов и сделать
сражение нерешительным, но
немыслимо было удержать в
продолжение трёх часов армию от
совершенного разгрома и бегства»
в) Виртуальный тур в Музей-панораму «Бородинская битва»:
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/borodino.htm
https://www.youtube.com/watch?v=hyY8KSsElPs. Кадеты обсуждают, какие
фрагменты панорамы (исторического монументального полотна)
соответствуют отрывкам из романа «Война и мир».
г) Самостоятельная исследовательская работа с текстом по вариантам:
I вариант - сравнить историческую личность и персонаж, выведенный
в романе. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Карточки №1, №2
для I варианта – Приложение №1.
Герой романа, будучи гусаром, ведёт такую же жизнь, как и Давыдов.
Толстой точно передаёт характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый
гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не
умеющий кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной
жизни. Кто это Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в
любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах.
Ситуации влюблённости очень похожи, но Толстой делает своего
героя более лиричным и душевным. Денисов это обобщённый образ
гусара, а Давыдов — это жизненное воплощение обобщённого образа гусара.
Отряд Дениса Давыдова сражался в войне 1812 года, а потом стал
первым партизанским отрядом, но Толстой не упоминает об участии Василия
Денисова в военных действиях до партизанских, считая, что Денисов нужен
как герой именно партизанской войны. Зато партизанские страницы героев
очень похожи: Давыдов излагает план партизанской войны Багратиону,
Денисов Кутузову; они командиры, которые своей смелостью и
осторожностью показывают пример.
Давыдов пишет:
Начальник, в бурке на плечах,
В косматой шапке
кабардинской,
Горит в передовых рядах
Особой яростью воинской...
Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. «Денисов одевался в
чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца». Так же
одевался и Давыдов. Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон
Щербатый), гуманно относились к пленным. В романе есть эпизод с
французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал
словам Суворова, своего кумира: «С пленными поступать человеколюбиво и
стыдиться варварства».
Обращение к презентации (слайды 18,19), заполнение таблицы
«Черты Денисова и Давыдова: сходство и различие».
II вариант - сравнить одну из самых загадочных страниц истории
масонство в романе и в реальной жизни. Карточка-информатор для II
варианта. Приложение №2.
Обряд приёма в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в
масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в
романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится
ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом
Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог
«не постигается умом, а постигается жизнью». Это не сочетается с 258-й
статьёй французской ложи «Великий Восток», которая гласит: «Никто не
может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с
преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств
к существованию». Масоны не помогли Пьеру.
Обращение к презентации (слайды 20-22), заполнение таблицы
«Черты масонов в романе и в реальной жизни: сходство и различие».
д) Просмотр видеофильма (фрагмент). «Бородинская битва 26-08-1812,
Бородино и его герои»: https://www.youtube.com/watch?v=QGkf3jT7qGc
IV. Развитие умений. Аналитическая беседа.
2. Сопоставление или противопоставление.
Противопоставляются:
два состояния: мир и война;
различные слои общества: народная Россия и великосветское
общество, причём и в мирное, и в военное время;
передовое дворянство и светская аристократия;
отдельные герои: Наташа Элен, Пьер и Андрей Анатоль и
Долохов;
полководцы: Кутузов — Наполеон;
Кутузов и Александр I;
события: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых;
поведение на войне: Тушин, Тимохин — Долохов, Жерков.
Сопоставляются:
образ жизни: Ростовы и Болконские;
герои: Андрей и Пьер;
правители: Александр I и Наполеон и др.
Для сопоставления и противопоставления большую роль играет
первая сцена вечер у А. П. Шерер. Это та неприемлемая норма жизни, с
которой Толстой будет сравнивать все последующие сцены писателя было
14 вариантов этой сцены).
3. «Диалектика души», умение глубоко показать внутренний мир
героя.
Портреты героев показаны в развитии, изменчивы, и это говорит о
формировании личности. Можно проследить, как меняется портрет Андрея
Болконского или Наташи Ростовой.
В практической работе можно выяснить, как меняется лицо Наташи в
различных эпизодах романа и какой смысл при этом выявляется.
Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII).
Пение Наташи (т. 2, ч. 1, гл. XV).
В Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II).
В гостях у Бергов (т. 2, ч. 3, гл. XXI).
Андрей Болконский у Ростовых (т. 2, ч. 3, гл. XXII).
Посещение Болконских (т. 2, ч. 5, гл. VII).
После неудавшегося побега (т. 2, ч. 5, гл. XX, XXII).
Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. ХХХ— ХХХII).
После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I—III).
Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XVXVII).
По тому, как меняется портрет, можно судить о характере и
внутреннем состоянии героя.
Внутренний монолог показывает сложность и противоречия
внутреннего мира героев, их духовную жизнь.
4. Изображение природы, психологический пейзаж.
Сын Толстого писал, что «отец, как очень немногие, любил и
чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: „Природа
бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый
год бывает неожиданная погода“».
Своеобразие изображения природы в романе: реалистичность,
точность, выразительность, поэтичность. Интересно проследить связь
природы с героями, их переживаниями. Например, князь Андрей на поле
Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI,
XIX); две встречи с дубом на пути в Отрадное и назад помогают понять
изменения в его душе . 2, ч. 3, гл. I, III); лунной ночью в Отрадном
чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II).
Можно найти такие примеры и у других персонажей, но у Толстого
связаны с природой только положительные герои:
Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл.
II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в
святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X, XI);
Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).
В романе своеобразно связаны природа и война. Во время Аустерлица
природа мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную
неразбериху. Эпизод даётся в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV,
XV). Накануне Бородинской битвы «было ясно, светло, росисто и весело»;
после битвы «стояла теперь мгла сырости и дыма», что подчёркивает
драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных
эпизодах никогда не бывает радостной природы.
Природа в романе связана с жизнью людей, их деятельностью,
помогает понять психологию героев, показана в развитии, в движении,
изображается реалистически. Мы видим зимнюю природу (Святки),
весеннюю (лунная ночь, пробуждающийся дуб), осеннюю (охота). Мир, где
царит единство человека и природы, гармоничен. Война разрушение
гармонии мира.
5. Особенности языка романа.
В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические
конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной
внутренней жизни. Для стиля писателя характерны сила и выразительность,
богатство и разнообразие лексики, средств художественной
изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.),
индивидуальность языка каждого героя.
IV. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок за конкретные виды
работы учащимся на основе их самооценки.
V. Домашнее задание. По выбору: 1. Сочинение «Отражение
исторических реалий в романе «Война и мир»; 2. Сочинение
«Индивидуальность языка Пьера/ князя Андрея/ Денисова/ Ипполита
Курагина и др.»
Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1. Беляева Н. В. Литература: 10 кл.: поурочн. разработки: кн. для учителя
/ Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская. – М.: Просвещение, 2008. – 383 с
2. Бородинская битва 26-08-1812, Бородино и его герои. Видеофильм:
https://www.youtube.com/watch?v=QGkf3jT7qGc
3. Бородинское сражение в картинках:
http://www.war1812y.narod.ru/BWinP.html
4. Денис Васильевич Давыдов: https://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, В.
Серов, Д. Шмаринов и др.):
http://tolstoy.ru/creativity/fiction/1071/pictures/
6. Масоны на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир».
http://www.studbirga.info/masony-na-stranicax-romana-l-n-tolstogo-vojna-i-
mir/
7. Музей-панорама «Бородинская битва»:
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/borodino.htm
https://www.youtube.com/watch?v=hyY8KSsElPs
8. Роман Л.Н. Толстого "Война и Мир" как исторический источник в
изображении событий Отечественной войны 1812 г. Лепешинская Т.
А.: http://www.dissercat.com/content/roman-ln-tolstogo-voina-i-mir-kak-
istoricheskii-istochnik-v-izobrazhenii-sobytii-otechestven
9. Типы и формы интегрированных уроков. Интегрированное обучение:
http://ido.tsu.ru/ss/?page=594&unit=199ido.tsu.ru›
10. Толстой в искусстве: http://sites.utoronto.ca/tolstoy/tolstoy-and-the-
arts/russian/works/war/pierre.htm
11. Урок в формате А4: a4format.ru