Презентация "Внесюжетные элементы. Что это и зачем?"

Подписи к слайдам:
Внесюжетные элементы. что это и зачем?
Внесюжетные элементы не менее важны, чем сюжет
  • Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще внесюжетные элементы.
  • Если сюжет произведения – это подвижная сторона композиции, то внесюжетные элементы – статическая. Это такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время внесюжетных элементов ничего не случается.
  • Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды, например, воспоминания о детстве героя (иначе их называют еще вставными историями или новеллами).
Внесюжетный элемент - описание
  • Описание – это литературное изображение внешнего мира (пейзажа, портрета, мира вещей). Описания – наиболее распространенный вид внесюжетных элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.
Описание может помочь читателю как наяву увидеть героя произведения.
  • Например описание Герасима из рассказа «Муму»:
  • двенадцати вершков роста, богатырь, одарённый необычайной силой, огромные ладони, продолговатые и твёрдые мышцы плечей… работал за четверых, дело спорилось в его руках, весело было смотреть на него , когда он либо пахал… либо о Петров день сокрушительно действовал косой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом… был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок…
Авторские отступления
  •  Авторские отступления – это развернутые авторские высказывания философского, лирического, биографического характера. При этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей.
  • Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль.
Лирическое отступление из романа «Евгений Онегин»
  • Но наше северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнёт и нет: известно это, Хоть мы признаться не хотим. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Вставные эпизоды
  • Вставные эпизоды — эпизоды, не связанные непосредственно с сюжетом произведения. Они используются автором для иллюстрирования идейного замысла произведения.
  • Вставные эпизоды могут быть даны в виде снов персонажей, писем, дневниковых записей и т.д.
  • В этом случае они выступают как средство характеристики героя, как отражение его переживаний
  • (сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина, песня девушек в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; сон Гринева в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; «Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя).
Внутренние монологи героя - повествователя
  • В некоторых случаях к внесюжетным элементам можно отнести размышления героя, которые выключаются из сюжетной цепи (например, большинство внутренних монологов Печорина в «Герое нашего времени»).
Пейзаж не только фон для сюжета, но и способ создать настроение, подчеркнуть тот или другой мотив .
  • Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнял пустую дачу; бесшумно выползал из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба…
  • Л.Андреев «Кусака»
Интерьер – описание дома и вещей, обстановки …
  • Он в том покое поселился,
  • Где деревенский старожил
  • Лет сорок с ключницей бранился
  • В окно смотрел и мух давил.
  • Все было просто: пол дубовый,
  • Два шкафа, стол, диван пуховый,
  • Нигде ни пятнышка чернил.
  • Онегин шкафы отворил,
  • В одном нашел тетрадь расхода,
  • В другом наливок целый строй,
  • Кувшины с яблочной водой
  • И календарь осьмого года…
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Роль внесюжетных элементов
  • Сюжет говорит о событиях, которые происходят с героями.
  • Внесюжетные элементы позволяют автору выразить свое отношение к изображаемому, прояснить смысл произведения для читателя.