Презентация "Архитектура Византии"
Подписи к слайдам:
- Архитектура Византии.
- Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
- ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
- средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
- поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.
- Истоки византийской архитектуры:
- Греко-иллинистические;
- Римские
- Восточные
- \
- Первоначальный аскетизм христианства и формирование религиозных церемоний закладывают основы суровой и строгой архитектуры храмов.
- Новый культ переносит все религиозные церемонии внутрь храма, поэтому перед архитектурой ставятся задачи создания сооружений с крупным и свободным пространством, вмещающим большие массы людей.
- Церкви стали общественным центром, где шла духовная обработка подданных императора, соправителем которого был сам бог
- Сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов
- Основные типы византийских христианских сооружений:
- 1. Базилики вытянутой композиции, интерьеры которых ритмом колонн главного нефа организуют движение вперед, к алтарю (Базилика в Трире, Санта Мария Маджиоре в Риме, Сент-Аполлинер в Равенне).
- 2. Церкви, баптистерии и мавзолеи центричной композиции к которым относятся (мавзолей святой Констанцы в Риме , Сан-Витале в Равенне , церковь святого Сергия и Вакха в Стамбуле).
- Купольные базилики, соединившие в себе композиционные приемы первого и второго типов сооружений. (храм Св. Софии в Константинополе)
- 4. Крестово-купольный храм — один из самых значительных вкладов византийской архитектуры в мировое зодчество.
- Важнейший вклад Византии в мировое зодчество - развитие купольных композиций храмов: купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы.
- Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод; б – вспарушенный свод на четырех опорах; в – вспарушенный свод на восьми опорах; г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия.
- Ранневизантийская архитектура V-VIII вв.
- Типы храмов:
- Базилика
- купольная базилика,
- центрическая церковь с куполом на восьми опорах
- Время высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20--60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу
- Местные школы зодчества:
- Константинопольская (столичная)
- Римская
- Восточная (сирийская)
- Сирийская школа.
- Кладка из хорошо пригнанных каменных блоков (без раствора/
- с раствором)
- Деревянные перекрытия
- (бетонная техника была забыта: природный цемент – пуццолана – добывался только в Италии).
- Иногда применялись деревянные купола
- Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками,
- Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза
- Отчетливые геометрические объемы, поставленные изолированно, небольшие проемы окон, малое число окон, статичные интерьеры.
- Константинопольская школа.
- широкое применение кирпича и сводов;
- тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания, к расчлененным, даже подчас раздробленным, объемам и их связи с городской застройкой.
- Плинфа - плоский кирпич , укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см.
- Византийская кладка - из перемежающихся рядов плинфы и тесаных каменных блоков на толстом слое известково - цемяночного раствора.
- 1. Базилики
- Интерьеры ритмом колонн главного нефа организуют движение вперед, к алтарю (Базилика в Трире, Санта Мария Маджиоре в Риме, Сент-Аполлинер в Равенне).
- В соответствии с христианскими обрядами пространство базилики делилось на несколько частей. В полукруглой нише восточной стены (апсиде) устраивался алтарь, у которого происходило богослужение. Зал для молящихся обычно разделен на три нефа, из них центральный — выше боковых.
- В ранних базиликах нефы перекрывались деревянными стропильными крышами. От входа зал отделялся нартексом—помещением, куда допускались некрещеные. Перед зданием устраивали двор с галереями по периметру и фонтаном в центре для совершения обряда омовения (рис. 3).
- Сент-Аполлинер в Равенне
- Центричный храм
- - мавзолей святой Констанцы в Риме ,
- - Сан-Витале в Равенне ,
- - церковь святого Сергия и Вакха в Стамбуле ,
- - баптистерий в Равенне,
- также первый центральнокупольный храм с пятью куполами—церковь Апостолов в Константинополе.
- Мавзолей святой Констанцы в Риме
- диаметр 29 м,
- перенесение базиликальной системы на сводчатое здание
- внутренний обход,
- опора купола на систему колонн.
- Наряду с базиликами строились круглые и восьмиугольные в плане храмы. В центре помещалась купель, алтарь или гробница. ( Санта Констанца в Риме,ок.350 г.; Сан Стефано Ротондо, 468-483гг.)
- храм Сан Витале в Равенне церковь Сергия и Вакха
- в Константинополе
- Центрические храмы:
- Сан-Витале в Равенне, 527-547 ц.Сергия и Вакха, Константинополь, 527г.
- Центрическая планировка с радиальной симметрией применялась во многих христианских храмах; но предпочтение отдается базилике с ее зеркальной симметрией и строгой ориентацией на восток.
- 1. Нартекс
- 2. Боковой неф
- 3. Подкупольное
- пространство
- 4. Алтарная часть
- 5. Апсида
- 6. Ниша
- Церковь Сан Витале,
- Равенна, Италия
- Круглый центрический зал окружает аркада и боковой неф, который придает зданию восьмиугольную форму. Нартекс имеет изогнутую форму; это сделано для того , чтобы совместить его с восьмиугольником.
- Церковь Апостолов в Константинополе - первый центральнокупольный храм с пятью куполами—церковь
- Система опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода – наиболее существенное достижение Византийской архитектуры.
- Вначале купол опирался непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конст-рукцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для ос-вещения подкупольного пространства.
- Купол венчал центральное пространство базилики, где совершались богослужения придавая ему большую праздничность и торжественность (базилика в Коджа-Калесси), храм Софии в Константинополе
- Как правило, купольная конструкция возводилась на мощных столбах, поставленных на квадратном основании и связанных подпружными полуциркульными арками; переходной конструкцией к круглому основанию купола являлись паруса и тромпы.
- Первые купола еще не имели барабанов.
- Купольные базилики
- Церковь Св. Ирины
- в Константинополе, 532 г.
- План собора Св. Софии.
- 1. Атриум
- 2. Нартекс
- 3. Неф
- 4. Апсида
- 5. Баптистерий
- 6. Минарет
- Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками, росписями, мрамором и цветным камнем. В интерьерах широко применялись витражи, бронза, серебро и золото. Крыши многих зданий были крыты свинцом и золоченной бронзой. В садах и дворах имелись многочисленные замысловатые фонтаны. Высаживались экзотические виды растений, разводились экзотические виды птиц. Кроме открытых водоемов существовали небольшие пруды из ртути, в которых плавали копии водоплавающих птиц. Комплекс Большого дворца был наполнен статуями, свезенными и свозимыми со всей империи.
- — один из самых значительных вкладов византийской архитектуры в мировое зодчество. У народов, заимствовавших принципы культовой византийской архитектуры этот тип храма получил наибольшее распространение и развитие. На крестообразном пересечении нефов такого храма к центральному куполу на системе подпружных арок и парусов примыкают цилиндрические своды перекрытия боковых пространств, обеспечивающие устойчивость конструкции церкви южных и восточных славян.
- Крестовокупольный храм
- Разрез и план классического крестово-купольного четырехстолпного трехнефного храма
- шестистолпный, трехнефный, трехапсидный, пятиглавый
- Собор Сан Марко, Венеция ок. 1063-1073 гг. Пять куполов на парусах – три купола над центральным нефом и два над трансептом.
- Представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в системе оформления ту же тему креста в квадрате.
- Первый центральнокупольный храм с пятью куполами – церковь Апостолов в Константинополе.
- Примером крестово-купольной композиции в Греции служит церковь Апостолов в Фесалониках (конец XIII —начало XIV в.). Пятикупольное здание отличает соподчиненность и уравновешенность форм, причем структура его четко выражена во внешнем облике благодаря различию высот основного креста и остальных ячеек. Цилиндрическим сводам ветвей креста на четырех фасадах соответствуют полукруглые завершения – закомары.
- Купол имеет высокий барабан, а композиция в целом – ярусное построение. В лишенном хор интерьере чувствуется простота,ясная тектоника и четкая организация пространств, развитие которых подчинено общему вертикальному строю композиции. Простота основных форм сочетается с довольно богатым кирпичным декором фасадов, в чем проявилось отчасти влияние зодчества народов сопредельных стран - болгар и сербов.
- К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.
- С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.
- Планы Софийских соборов.
- 1 - киевского, 2 - новгородского,
- 3 - полоцкого.
- Успенский Собор во Владимире, 12в.
- К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.
- С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.
- Армения и Грузия
- - крестообразные сооружения с 4 конхами
- - план с 4 полукругами, 6 и 8 сегментами, снаружи частично с цилиндрической оболочкой (Звартноц)
- - внешне большинство зданий имеют четко выраженную направленность
- - также базилики или комбинации сооружения с 3 нишами с продольным зданием (Талин)
- - конусообразный купол над средокрестием
- - кладка из литого бетона с облицовкой тесаным камнем
- - иногда богатые рельефные украшения (снаружи) и живописные картины (внутри)
- Армения
- Церковь Вагаршапат
- (618-630 гг.)
- Церковь Антамар
- 915-921 гг.
- Монастырь Грачаница –
- Церковь Успения.
- 1311-1321 гг.
- Церковь Асен 1190-1240 гг.
- Построена как часть крепости, защищавшей важный путь на юге Болгарии. Церковь имеет два этажа, нижний из которых служит склепом. В плане представляет собой наос (святилище) с одним боковым пределом и центральным куполом. Нартекс увенчан колокольней.
- Церковь Вседержителя,
- середина 14 века.
- Продолговатый план, завершенный нартексом, увенчанным колокольней. Богатое убранство фасада указываем на связь с Константинополем Палеологов, хотя детали декора абсолютно не тектоничны.
- Монастырь Суцевита – церковь, примерно 1580 г. Расписана в 1602 г.
- Церковь в епископском монастыре,
- 1512-1521 гг.