Презентация "Античная эстетика"

Подписи к слайдам:
АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
  • Рациональный подход к проблемам искусства и прекрасного. →Логика, присущая произведениям греческого искусства.
  • Агональность. → Многообразие теорий.
  • Понимание красоты как воплощенной идеи, формы. Неоформленность безобразна.
ПЕРЕОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
  • В истории античной эстетики можно выделить три наиболее значительных периода:
  • Раннюю классику. К этому периоду (VI — начало V в. до н. э.) относятся философско-эстетические школы ранней греческой философии до Сократа: Пифагор и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты.
  • Зрелую классику. Сократ, Платон, Аристотель.
  • Эллинизм. Стоицизм,Скептицизм, Эпикуреизм, Неоплатонизм.
ЭСТЕТИКА РАННЕЙ КЛАССИКИ. ПИФАГОРЕИЗМ
  • Космологическое истолкование основных проблем эстетики. Есть объективно данное прекрасное – это космос. Красота космоса заключается в том, что он гармоничен. Гармония базируется на числовых соотношениях и единстве противоположностей. Красота есть число.
  • Учение о музыке. Музыкальное искусство базируется на числовых соотношениях. Музыка – божественное искусство.
  • Влияние. Творчество известного греческого скульптора Поликлета (связывал красоту с точным соблюдением числовых пропорций), средневековая эстетика пропорциональности, ренессансная математизация красоты.
ЭСТЕТИКА РАННЕЙ КЛАССИКИ. ДЕМОКРИТ
  • Демокриту принадлежит одна из первых формулировок теории мимесиса. Наиболее распространенный перевод – подражание. Мимесис – действие – через которое внутреннее становится внешним. Искусство трактуется как приведение в соответствие внутреннего и внешнего миров.
  • Идея общественной обусловленности искусства. Так, музыка, по его мнению, возникает не из нужды, а из развившейся роскоши.
  • Теория эстетического восприятия. Слух «вбирает» звук. Звук – физическое тело, «втекает» в органы чувств человека.
  • Учение о поэтическом вдохновении. «Демокрит говорит, что без безумия не может быть ни один великий поэт: тоже самое говорит Платон» (Цицерон).
ЭСТЕТИКА РАННЕЙ КЛАССИКИ. СОФИЗМ
  • «Dialexeis». Основная идея – прекрасное субъективно, а не объективно. Прекрасное существует только в связи с условиями места, времени и цели. То, что прекрасно в одном отношении, безобразно в другом.
  • Теория искусства. Искусство, в зависимости от вида, создается либо для иллюзии, либо для удовольствия. Трагедия – искусство, сознательно производящее обман. Восприимчивостью к обману определяется эстетическая чуткость зрителя.
  • В изобразительных искусствах первостепенное значение имеет гедонистическое содержание, его ценность определяется способностью доставлять «приятное зрелище».
ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. СОКРАТ
  • Знание - критерий красоты.
  • Критерий целесообразности. Одна и та же вещь может быть прекрасна и безобразна, все зависит от того, насколько хорошо она отвечает своему назначению. Та или иная вещь является прекрасной не сама по себе, а лишь в отношении к чему-либо. Красота может существовать и без точного соблюдения пропорций, если только непропорционально сделанная вещь будет соответствовать своей функции.
  • Критерий полезности, утилитарности.
  • → антропологический тип эстетики в противоположность космологической эстетике досократиков.
  • Теория искусства. Главный принцип художественного творчества - принцип подражания. Мимесис доставляет наслаждение даже в том случае, когда искусство подражает неприятным аффектам или предметам.
ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. ПЛАТОН
  • «Пир», «Федр», «Ион», «Гиппий Больший», «Федон», «Государство»
  • Учение о прекрасном. Критическая часть. В диалоге «Гиппий Больший» опровергаются все известные до Платона концепции прекрасного. Платон отрицает прежде всего, что прекрасное есть конкретная физическая вещь, что прекрасное — это нечто пригодное, целесообразное (Сократ), что прекрасное —это чувственное удовольствие (софисты).
ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. ПЛАТОН
  • Позитивное определение прекрасного. 2 тенденции.
  • 1. От пифагореизма. Прекрасное как математическая пропорция. «Тимей». «Филеб».
  • 2. Оригинальная платоновская концепция прекрасного. Связана с учением об эросе. «Пир». С помощью эроса. Эрос понимается как стремление через красоту приобщится к вечному миру. Материальный мир и мир идей соединяются посредством «лестницы любви и красоты». Платон различает:
  • 1. Красоту как таковую, которая абсолютна и неизменна, принадлежит вечному миру идей.
  • 2. Прекрасные вещи, красота которых является отблеском вечной красоты.
ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. ПЛАТОН
  • Теория творчества. Учение о вдохновении. «Ион» Мистическая концепция творчества. Художник творит в состоянии одержимости, наития.  
  • Теория искусства. Искусство – подражание подражанию. Искусство – слабое и неполноценное отображение абсолютной красоты вечных идей. Критика современного Платону искусства. В своем утопическом проекте он изгоняет из «идеального государства» многих художников и поэтов, в том числе и Гомера, запрещает использование некоторых музыкальных инструментов.
  • Влияние учения о прекрасном Платона на европейскую эстетику. Для европейской эстетики стали традиционными:
  • 1. связь красоты с вечностью.
  • 2.этические коннотации эстетики.
  • 3. гносеологические коннотации эстетики.
ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. АРИСТОТЕЛЬ
  • Определение красоты. В VII главе «Поэтики» Аристотель говорит: «Красота заключается в величине и порядке». Прекрасное должно быть соразмерно человеческому восприятию.
  • Учение о подражании.
  • - подражание есть деятельность, к которой человек склонен от природы и которой он отличается от других существ;
  • - подражание носит познавательный характер ;
  • - подражание доставляет человеку удовольствие, а следовательно, носит эстетический характер.
  • Существует 3 типа мимесиса в искусстве:
  • Изображение вещей «такими, как они были или есть».
  • Изображение вещей «так, как о них говорят или думают».
  • Изображение вещей «такими, как они должны быть».
  •  
ЭСТЕТИКА ЗРЕЛОЙ КЛАССИКИ. АРИСТОТЕЛЬ
  • Учение о трагическом очищении — катарсисе. Катарсис – очищение от аффектов.
  • Учение о калокагатии. «Калокагатия» — древнейший термин античной эстетики, отражающий представление о человеке как одновременно «добром» (agathos) и «прекрасном» (calos).
  • Классификации искусства. Подражание дает критерий для различения искусств: все виды и роды искусства отличаются друг от друга по предмету, способам и средствам подражания. Высшими видами искусства Аристотель считает поэзию и музыку по причине близости нравственному миру человека.
ЭСТЕТИКА ЭЛЛИНИЗМА. СТОИЦИЗМ
  • Клеанф «О прекрасных предметах», Хрисипп«О прекрасном и наслаждении». Сенека. Цицерон.
  • Учение о природе как космическом художнике. Цель искусства—соответствие природе.
  • Учение о симметрии как основе и сущности красоты. Должен существовать художественный принцип, делающий природу прекрасной. Этот принцип — симметрия.
ЭСТЕТИКА ЭЛЛИНИЗМА. СКЕПТИЦИЗМ
  • Пиррон. Суждение о прекрасном и безобразном не имеет отношения к истине, а основывается на традиции и привычке.
  • Секст Эмпирик. «Против ученых. Две книги трактата посвящены проблемам искусства — «Против риторов» и «Против музыкантов». В обоих трактатах Секст Эмпирик подвергает сомнению возможность существования объективной науки об искусстве.