Конспект урока "Эстетика символизма" 11 класс
1. МОУ гимназия №1
2. Древко Елена Вячеславовна
3. Литература
4. 11 класс, социально-экономический
5. Программа под ред. А.Г. Кутузова (базовый уровень), учебник «В мире
литературы», ресурсы Интернета
6. Эстетика символизма
7. Цели:
1) Дать понятие символизма в искусстве XX века.
2) Дать характеристику мировоззрению символистов.
3) Кратко охарактеризовать творчество символистов в разных областях
искусства.
4) Расширить кругозор учащихся.
8. Оборудование: интерактивная доска, репродукции картин, фотографий
9. Ход урока
10.Приложения (презентация)
Ход урока
I. Организационный момент.
/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/
II. Предварительная беседа с учащимися.
- Вспомните, какие явления социальной и культурной жизни
повлияли на развитие искусства в начале XX века?
- Что объединяло различные направления литературы, искусства,
философской мысли?
Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен,
свидетельствуют о напряжённом поиске новых путей в искусстве, о
снимании к человеческой личности, о новом взгляде на мир как единое
культурное пространство.
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о таком направлении в
искусстве XX века, как символизм, попытаемся дать характеристику
мировоззрению символистов, кратко охарактеризовать творчество
символистов в разных областях искусства.
Запишите тему урока.
III. Введение нового материала.
/По ходу лекции учащиеся делают записи в тетради/
Слайд №1
Одним из крупнейших направлений в искусстве XX века стал
символизм.
Символизм возник во Франции в 1870-80-х гг. и достиг
наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего
в самой Франции, Бельгии и России.
Символисты радикально изменили не только различные виды
искусства (литературу, музыку и живопись), но и само отношение к нему.
В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь
каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений,
тонких чувств, мимолётных впечатлений.
Ключевым понятием символизма является символ –
многозначное иносказание. Можно сказать, что символизм
различает два мира: мир вещей и мир идей. Символ становится неким
условным знаком, соединяющим эти миры в смысле, им порождаемом. В
любом символе есть две стороны — означаемое и означающее. Вторая
сторона повернута к ирреальному миру. Искусство — ключ к тайне.
В символизме проявляется понятие и образ Тайны, таинственного,
мистического. В контексте символизма произведение любого вида искусства
начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой
мышления. Проза и драма начинают звучать поэзией, зрительные искусства
рисуют её образы, с музыкой же связь поэзии становится просто
всеобъемлющей.
Главный принцип эстетики символизма был определён
как «Искусство ради искусства».
Символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную
переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств,
мимолётных впечатлений.
Символисты широко использовали мотивы и образы разных культур и
эпох.
Символисты экспериментировали с цветом, светом, звуком.
Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха:
наполнили его новыми, яркими и выразительными образами;
пытались добиться оригинальной формы;
уходили в бессмысленную игру слов и звуков
Новая русская поэзия развивалась под знаком влияния французских
символистов, общие принципы эстетики которых сложились в творчестве
А.Рембо, П.Верлена, С.Малларме.
/Подготовленные учащиеся делают сообщение на 2 - 3
минуты об особенностях творчества А.Рембо, П.Верлена, С.Малларме/
Слайд №2
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Русскому символизму, как эстетическому выражению настроений
новой эпохи, не удалось создать единой концепции творчества.
Вячеслав Иванов в своей работе "Заветы символизма"
ёмко выразил художественные признаки и эстетические
принципы "символического" направления в искусстве. Особенная интуиция и
энергия слова, каковое непосредственно ощущается поэтом как надпись
неизречённого, вбирает в свой звук многие неведомо откуда отозвавшиеся
отзвуки разных подземных ключей...
Валерий Брюсов
Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории
или мифа, мечтающий о прорыве за грани известного. Образ мечты получает
сквозное развитие.
/Подготовленный ученик читает стихотворение В.Брюсова/
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной…
Или:
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Фёдор Сологуб
Лирика Сологуба отличается пессимистическим настроением, узким
кругом тем, повторяющимися образами-символами как литературными, так и
фольклорными.
/Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Сологуба/
В тени мохнатой ели
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой.
Или:
Дышу дыханьем ранних рос,
Зарёю ландышей невинных;
Вдыхаю влажный запах длинных
Русалочьих волос…
Константин Бальмонт
Поэзия Бальмонта наполнена певучей силой, музыкальным началом.
Лирический герой Бальмонта свободно чувствует себя во всех четырёх
Слайд №5
«царственных началах» (Вода, Огонь, Земля, Воздух). Особенно сильно
влияние стихии Огня, сжигающего и возрождающего:
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари,
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»
Музыка для символистов – высшая форма творчества, дающая
максимальную свободу самовыражения и восприятия. Наиболее
ярко в музыке новой эпохи проявился талант Александра
Николаевича Скрябина.
Музыка Скрябина своеобразна. В ней отчётливо чувствуется
нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С
точки зрения композиторской техники Скрябина привлекали образы,
связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь,
пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения
звука и света. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин
включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в
истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была
«Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо —
симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей
архитектуры.
В живописи основоположником символизма стал Михаи
́
л Вру
́
бель
Выдающийся русский художник рубежа XIX—XX веков,
мастер универсальных возможностей, прославивший своё имя
практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи,
графике, декоративной скульптуре, театральном искусстве. Он был известен
как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок, книжных
иллюстраций.
Врубель во многом был новатором для своего времени. Художник рвёт
с академическими принципами изобразительного искусства XIX века:
непременное изображение движения и присутствие интриги. Теперь
молчание и тайна — полноправные персонажи в изобразительном искусстве.
Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет
и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890).
Слайд №6
Слайд №7
Любовь и смерть — любимые темы Врубеля, которые открываются
зрителю под разными символами. Так, в картине «Девочка на фоне
персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши,
которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца.
Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895).
Русская тема у Врубеля нашла ёмкое отображение в таких работах, как
«Богатырь» (1898), «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь» (1890), «Микула
Селянинович» (1895—1896) и хрестоматийной «Царевна-Лебедь» (1900).
Хотелось бы подробнее остановиться на картине «Пан»
(1899) и отметить в ней некоторые поэтические детали.
/Подготовленный ученик делает сообщение о поэтических деталях в
живописи Врубеля на примере картины «Пан»/
Ярко проявился символизм и в архитектуре.
В начале ХХ века, в пору символизма, декаданса, театральное
искусство как жанр было весьма распространено. И нельзя
здесь не упомянуть имени Всеволода Мейерхольда
Актёры застывали на сцене, изображая персонажей известных картин, а
потом оживали, чтобы, переменив (или не переменив) костюмы, застыть в
следующем живописном сюжете, сделав из плоского изображения объемное.
Главным в этих «живых картин» было то, что живое превращалось в
неживое, чтобы потом снова ожить.
IV. Итоги урока.
- В чём, по вашему мнению, заключаются особенности эстетики
символизма?
- Какими открытиями обогатил символизм русскую поэтическую
культуру?
- Чем интересно искусство символизма?
V. Домашнее задание.
Записи в тетради;
В.Брюсов «Творчество»;
В.Соловьёв «Милый друг, иль ты не видишь…».
Слайд №8
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
Литература - еще материалы к урокам:
- Интегрированный урок "Человек и общество в 30-е годы в литературе и истории" 11 класс
- Презентация "Любовная лирика Сергея Есенина" 11 класс
- Конспект урока "Любовная лирика Сергея Есенина" 11 класс
- Презентация "Николай Васильевич Гоголь" 6 класс
- Развитие творческого потенциала на уроках литературы
- Презентация "Романтический герой" 7 класс