Конспект урока "Теория Раскольникова и её развенчание" 10 класс

План урока № 14
по учебному предмету «Русская литература»
Тема урока: Теория Раскольникова и её развенчание.
Ц е л ь : расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором
живут герои Достоевского, мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к
«униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и
философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности
подвергается герой, пытаясь ее осуществить.
Средства обучения: роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Ход урока.
1. Оргмомент.
1.1. Сообщение дежурного.
1.2. Сообщение темы урока.
1.3. Постановка целей и задач урока.
1.4. Сообщение плана работы.
2. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».
1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер
главного героя?
2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского?
С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова
3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от
предшествующих героев русской литературы?
Родион Романович Раскольников бывший студент Петербургского юридического факультета.
Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя.
Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е.
это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в
душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь
всем страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В
Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной
целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») так пишет
Н. С. Прокурова.
Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош
собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того
худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на
улицу... Шляпа... была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в
дырах и пятнах...»
Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей
высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка,
шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от
стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных,
крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях...»
Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является «большим мастером
«одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его
мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он
до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция.
Комната, где живет человек, есть ландшафт его души».
Герой Достоевского Раскольников сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга
Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро
воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно
гордый, надменный.
Мармеладовы.
4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?
5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?
6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее
характера? (Гордость.)
7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее?
(Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы
спасти несколько маленьких детей.)
8. Каковы главные черты характера Сони?
(Смирение, кротость, доброта.)
Жизнь семьи Мармеладовых — цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо.
Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль
Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен с Сонечки Мармеладовой.
Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один — смерть.
3. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».
Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из
дому? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых.
Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)
Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-
процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль
крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации».
Вопросы:
1. Зачем Раскольников вышел из своей каморки?
(Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать пробу предприятию мысли о
котором возникли месяца полтора назад.)
2. Вспомните разговор студента с офицером в распивочной. Какова причина возникновения
«безобразной» мечты героя?
(Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устройством общества и желанием
помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова.
Сознание героя в плену у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже
всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей каморки, «насущными делами своими он
перестал и не хотел заниматься». Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день,
справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».)
3. В чем же сомневался герой?
душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания
бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.)
Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе процентщице, в распивочной, после сна. («Ну
зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!.. И
неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное:
грязно, пакостно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор... и нечем тут было смущаться!» После сна о
забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове... Господи,
неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все,
что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не
решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!»)
Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад.
Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма
матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя.
4. Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?
(В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека,
очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой холодность,
осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от
доброго к злому.)
5. Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?
(Монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать, и пользуются!.. Ко
всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой: «Бедная девочка!.. -
сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери.)
Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за
человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба
он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь.
Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников мыслитель, он бьется
над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве
сестры. И вновь приходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» жизнь
укрепляет в его сознании давно созревшее решение.
Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с целью «пробы» до явки
Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях
остальных дней лишь упоминается.
История преступления и наказания Родиона Раскольникова:
Первый день: ч. 1, гл. 1-2; Второй день: ч. 1, гл. 3-5; Третий день: ч. 1, гл. 6-7; Четвертый день: ч. 2, гл. 1-
2; Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1; Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч. 4, гл. 1-4; Десятый день: ч. 4, гл. 5-6;
Тринадцатый день: ч. 5, гл. 1-6; Четырнадцатый день: ч. 5, гл. 7-8; Спустя полтора года — эпилог.
Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства
Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца и
Раскольников впервые идет к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир,
заказывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером — о
старухе-ростовшице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение:
убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем — убийство.
6. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно
считать основной?
( Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-
вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-
третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества,
прийти к счастью... Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает
тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова. Вдумаемся в содержание размышлений
героя накануне и в день преступления, проанализируем вторую встречу Сонечки с Раскольниковым, которая
раскрывает мотивы преступления.
Бедность как причину убийства старухи отвергаем, т. к. герой так и не воспользовался украденными
вещами, деньгами; и сам герой говорит: «Знаешь, Соня, ... что я тебе скажу; если б только я зарезал из того,
что голоден был, ... то я бы теперь ... счастлив был! Знай ты это!» Следовательно, бедность не ведущая
причина.
«Не для того, чтобы матери помочь я убил вздор! Не для того, я убил, чтобы, получив средства и
власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!...не столько деньги мне нужны были, как другое...» Итак,
и мечты о счастье ближних не были главной причиной.
Что же привело героя к убийству? Идея, отвечающая всей истории человечества. Обратимся к
размышлениям Раскольникова после письма матери и думы его во время разговора студента с офицером в
трактире).
7. Проследите путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ сцены убийства
процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6—7.)
тетрадях можно сделать записи.) Путь Раскольникова к преступлению: а) душевные муки и поиски
выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор
студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство
(страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно
услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников
идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.
8. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух
разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?
(Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е.
живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е.
имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают
закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь
«погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет
его к роковой черте.
Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости
спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того,
чтобы матери помочь, я убил, вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться
благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я,
как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею»).
9. Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?
Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы-соседи, сделана
«проба» во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги.
Мысль о справедливости убийства логически неопровержима.
10. Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и
собранно?
(Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление,
Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в
дверях квартиры старухи-процентщицы («он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу»).
Стихийность и в самом убийстве («... вынул топор …, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, ...
почти машинально опустил на голову обухом»). Ряд казусов подчеркивает стихийность действий,
растерянность героя (казус с топором, который заранее не был приготовлен; казус со шляпой, которую
Раскольников забыл сменить на фуражку; казус со временем на часах было уже десять минут восьмого). На
мгновение герою захотелось все бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается
в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В
этот момент возвращается домой Лизавета одно из тех беззащитных существ, ради которого герой
допускал «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в
благодетеля, а во врага слабых людей. Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими
решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложнее
«арифметически».)
11. Почему Раскольников совершает два убийства?
(Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)
12. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?
(Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку
убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание
идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского,
это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К
нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, — вошь, «тварь дрожащая».)
4. Вывод по теме урока.
Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея» привела героя к
расколу с окружающими и с самим собой) и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь
Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А
выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!» Немало
бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми
идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.
Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает,
насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого
начала, подчеркивая ее антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя
спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив
себя Богом.
5. Домашнее задание.
Пересказ эпизодов о Лужине:
ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (1-я встреча Лужина с
Раскольниковым), ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге), ч. 5, гл. 1, 3 (Лужин после разрыва с
Дуней, поминки).
Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым: ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове).