Конспект урока "Изображение светского общества в романе: салон А.П. Шерер" 10 класс
План урока № 20
по предмету «Русская литература»
Тема программы: Л.Н.Толстой.
Тема урока: Изображение светского общества в романе : салон А.П. Шерер.
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока:
Обучающая: проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества;
дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей
знати; выделить определяющие черты светского общества и те художественные средства, с помощью которых
характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому обществу и свое собственное.
Развивающая: обеспечить условия для развития навыка монологического высказывания, умения
работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует героя.
Воспитательная: побуждать учащихся к искренности и взаимоуважению.
Материально-техническое оснащение урока: портрет Л.Н.Толстого, текст романа «Война и мир».
Ход урока
1. Организационная часть:
1.1. доклад дежурного;
1.2. проверка готовности учащихся к уроку.
2. Целевая установка и мотивация, стимулирование деятельности учащихся:
2.1. тема и цели урока;
2.2. преподаватель обращает внимание на актуальность и значимость изучаемого материала.
3. Актуализация опорных знаний, контроль знаний по пройденному материалу.
Беседа по вопросам:
1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел
романа?
2. Объясните смысл названия – «Война и мир».
3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей?
4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»?
5. Каковы ваши первоначальные впечатления о прочитанном?
4. Словарная работа.
Салон – это комната для приёма гостей в богатом доме, а также общая гостиная в отеле.
Салон – политический, литературно-художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся
в доме какого-либо частного лица.
5. Вступительное слово учителя.
Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер, где мы знакомимся с представителями
придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети –
бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза
Болконская и андрей Болконский, Пьер Безухов и др.
Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них
все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни
высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту,
эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.
Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное
политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их
разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в
салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры
и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об
устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённые часы», «как актёр говорит
слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой».
Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов,
культуры, языка.
Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего
происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств. Автор пишет: «Вечер Анны Павловны
был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». «Как хороший метрд`отель подает
как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в
грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом
аббата, как что-то сверхъестественно утонченное».
Среди гостей Анны Павловны автор выделяет двух героев. Это Пьер Безухов и Андрей Болконский.
Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя
Андрея. Вроде бы совершенно разные по характеру и темпераменту, по положению в светском обществе
люди. (Пьера Анна Павловна приветствовала поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее
салоне). О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не
«медведь», он на равных правах, его уважают и боятся. Он может позволить себе «щурясь» оглядеть
общество. Он для всех свой. Они для него - чужие.
6. Беседа.
Петербург. Июль 1805 г. Салон А. П. Шерер.
1. Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей? (Анна
Павловна была хозяйкой самого модного в Петербурге великосветского салона, посещать который считалось
среди петербургской знати хорошим тоном. Кроме того, Шерер являлась фрейлиной и приближенной
императрицы Марии Федоровны. Наблюдая за поведением этой сорокалетней женщины, мы понимаем, что
все ее слова и поступки были неискренни. Смысл жизни Анны Павловны заключался в успешном
существовании ее салона. «Верчение этой машины» было для нее и работой, и любимым занятием, и целью
существования. Она обладала всеми необходимыми качествами, чтобы быть успешной хозяйкой самого
модного светского салона Петербурга. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но
быстрым умом, светским чувством юмора и т. д. Жизнь салона осуществлялась по определенным законам,
негласно принятыми всеми ее членами. Петербургская знать приходила сюда, чтобы узнать последние
новости, политические и неполитические, услышать последние сплетни, посмотреть или поучаствовать в
интригах, послушать новое лицо, поданное им в качестве «десерта». Ни о каких искренних чувствах,
собственных мнениях, живых искренних беседах здесь речи быть не могло. Отношение к событию или
человеку определялось последними политическими, придворными или светскими соображениями. Следить за
соблюдениями этих законов, обеспечивая «полноценный отдых» своих гостей, и была призвана Анна
Павловна).
2. Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их
поведение, манеру общения. (Собравшееся общество «разбилось на три кружка. В одном, более мужском,
центром был аббат; в другом, молодом, — красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая,
румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем — Мортемар и Анна
Павловна»).
3. Почему князь Василий Курагин приехал первым? (В погоне за выгодой он готов на все. Цель –
попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля
(«беспокойного дурака») женить на богатой невесте.)
4. Кто же главный гость на вечере? (Виконт-эмигрант.)
5. С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей? (Наряды гостей поражают
роскошью и великолепием; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.)
6. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке? (Язык
«высшего света» – французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными
штампами, употребляемыми в светской беседе. Французский язык – как норма светского общества. Толстой
подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа (это язык знати, язык «фальши» Как правило,
там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык).
7. О чем говорят в салоне? (Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его
завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…)
7. Портреты героев (сообщения учащихся).
Князь Василий: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с
светлым выражением плоского лица. Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не
только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку».
Ипполит Курагин: «…он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но
у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и
необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и
неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все
сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение».
Элен: «…она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она
вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной
плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на
кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана,
полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, внося с собою блеск бала».
Княгиня Болконская: "Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по
зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это
всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её - короткость губы и полуоткрытый рот -
казались её особенною, собственно её красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и
живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую своё положение... "
Андрей Болконский: «…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и
сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага,
представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой. Ему, видимо, все
бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему
было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех
ему надоело».
Пьер Безухов: "Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых
панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке."
8. Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.
В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий
прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь, на вечере у Шерер, завязываются все нити романа.
Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу
эпохи; именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, когда
завязывается основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Кроме того, сцена в салоне Шерер показывает
неоднородность общества и выявляет симпатии и антипатии Толстого.
➢ Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.
➢ Анатоля Курагина решают женить на Марье Волконской.
➢ Князь Андрей готовится идти на войну.
➢ Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.
➢ Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.
9. Беседа.
Москва. 1805 г. Дом графа Безухова.
1. Перечислите всех, кто находился в доме умирающего графа Безухова. (князь Василий,
княжна Катишь ( Мамонтова) и еще две младшие княжны Мамонтовы ( одна из них Софья) , Пьер, Анна
Михайловна, француз-доктор Лоррен, духовные лица, адьютант, доктора, прислуга)
2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего
достоинства? (Василий, приехав в Москву, хочет завладеть наследством Пьера, уничтожив завещание его
отца).
3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового
портфеля? (Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как
женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают.)
4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?(Его зауважали: «С вашей
необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества
подчинено только стремлению к богатству.)
10. Анализ работы группы за урок:
10.1.подведение итогов урока.
В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная
улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у
избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка...» За этой краткой характеристикой –
авторская ирония.
Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что
бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели.
Определяющей чертой «высшего света» Н. Н. Наумова называет «всепроникающую фальшь
поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью.
Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх. Андрей
Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие
высшего света.
10.2. выставление отметок.
11. Домашнее задание
Образ Андрея Болконского.