Презентация "Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…»" 9 класс

Подписи к слайдам:
Афанасий Фет «Шёпот, робкое дыханье…»
  • Урок литературы
  • в 9 классе
Ясинская Светлана Георгиевна
  • Ясинская Светлана Георгиевна
  • МОУ «СОШ № 22»
  • Череповец
Шёпот, робкое дыханье,
  • Шёпот, робкое дыханье,
  • Трели соловья,
  • Серебро и колыханье
  • Сонного ручья,
  • Свет ночной, ночные тени,
  • Тени без конца,
  • Ряд волшебных изменений
  • Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря И лобзания, и слёзы; И заря, заря! 1850 Восприятие стихотворения
  • Что непонятно?
  • Что увидели?
  • Что услышали?
  • Что почувствовали?
Странности текста
  • Что в тексте показалось необычным?
  • Что необычно с точки зрения синтаксиса?
  • Что необычно с точки зрения морфологии?
Синтаксис
  • Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения.
Морфология
  • В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные.
Языковая композиция текста
  • Какие имена существительные указывают на природу?
  • Какие имена существительные указывают на состояние человека?
  • Сделайте вывод.
Природа
  • Трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря.
Человек
  • Шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.
Вывод
  • Таким образом, можно построить два словесных тематических ряда: природа и человек.
  • В основе композиции лежит приём психологического параллелизма: сопоставляется мир природы и мир человека.
Первая строфа
  • Какова микротема?
  • Какие краски? Почему?
  • Какие звуки? Почему?
  • Какие средства художественной выразительности использует поэт?
Микротема - 1
  • Свидание влюблённых вечером у ручья.
Краски - 1
  • Неяркие краски, потому что уже вечер.
Звуки - 1
  • Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание.
Тропы - 1
  • Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы.
Вторая строфа
  • О чём идёт речь?
  • Какие звуки?
  • Какие краски? Почему?
  • Какова роль эпитетов?
Микротема - 2
  • Ночь, которую проводят влюблённые.
Звуки - 2
  • Тишина
Краски - 2
  • Нет цветовых определений, потому что темно.
Тропы - 2
  • Эпитеты «волшебный», «милый», «ночной» создают образ любимого человека.
Третья строфа
  • Какова микротема?
  • Какие краски? Почему?
  • Какие звуки? Почему?
  • Какова роль средств художественной выразительности?
  • Сделайте вывод.
Микротема - 3
  • Утро, расставание влюблённых.
Краски - 3
  • Яркие тона, восход солнца.
Звуки - 3
  • Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых.
Тропы - 3
  • Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы.
Вывод
  • Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.
Время и действие
  • В стихотворении глаголов нет, а действие есть.
  • Как автор этого добивается?
  • Какова временная характеристика?
Движение
  • В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье».
Время
  • Вечер, ночь, утро.
Ритмический рисунок стихотворения
  • Метр – хорей. Размер - разностопный с пиррихиями. Константа на 5 и 7 слогах. Клаузула мужская и женская. Цезуры нет. Чередуются короткие и длинные строки. Анакруза переменная .Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная ,богатая, открытая и закрытая.Рифмовка в строфе перекрёстная.
  • Сделайте вывод.
Вывод
  • Ритмический рисунок создаётся разностопным хореем с пиррихиями. Константа, чередующаяся на 5 и 7 слогах, придаёт ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. В финале строфы твёрдое мужское окончание, последняя строчка короткая.
Особенности композиции стихотворения
  • В тексте три строфы по 4 стиха. Композиция строфы: в первой строфе 1 стих – человек, 2,3,4 стихи – природа; во второй строфе 1,2 стихи – природа, 3,4 стихи – человек; в третьей строфе 1,2,4 стихи – природа, 3 стих – человек. Эти линии переплетаются, чередуются.
  • Сделайте вывод.
Вывод
  • Композиция стихотворения построена на параллельном сопоставлении двух словесных рядов – человеческом и природном. Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность.
Литература
  • Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996
  • Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988
  • Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970
  • Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998
  • Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997
  • Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
Литература
  • 7. Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001
  • 8. Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994
  • 9. Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, №11
  • 10. Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, №11
  • 11. Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982
  • 12. Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000