Презентация "А.П. Чехов «Душечка»" 9 класс
Подписи к слайдам:
А.П.Чехов «Душечка»
- Урок литературы
- в 9 классе
- Ясинская Светлана Георгиевна
- МОУ «СОШ № 22»
- Череповец
- Задание – 1. Две точки зрения на образ Душечки.
- Повторение. Жанр рассказа, композиция, сильные позиции.
- Проверка домашнего задания. План рассказа, композиционные приёмы.
- Задание – 2. Лингвистический анализ.
- Задание – 3. Смысл названия рассказа.
- Домашнее задание. Сочинение – рассуждение.
- Сопоставьте две точки зрения на образ Душечки.
- Л.Н.Толстой
- М.Горький
- Чьё мнение вам ближе? Почему?
- А какова авторская позиция?
- “Несмотря на чудный, веселый комизм всего произведения, не могу без слез читать некоторые места этого удивительного рассказа… Автор, очевидно, хочет посмеяться над жалким, по его рассуждению, существом… но не смешна, а свята удивительная душа Душечки”.
- “Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба”.
- Дайте определение жанра рассказа.
- В чём особенности рассказов Чехова?
- Дайте определение композиции текста.
- Назовите композиционные приёмы текста.
- Дайте определение языковой композиции.
- Перечислите сильные позиции текста.
- Рассказ – эпический жанр малого объёма, требующий не менее двух событий и ударной концовки. Для рассказа характерен режим экономии. С.Бройтман
- Чеховский рассказ уходит своими корнями в традиции анекдота и притчи. Рассказы Чехова – сплав анекдота и притчи. В.Тюпа Анекдот (греч.) – короткий занимательный рассказ о неожиданном событии с непредсказуемой концовкой. Притча – небольшой рассказ в назидательной форме, претендующий на общечеловеческое обобщение.
- Композиция
- Структуру художественного
- текста можно описать, если
- вычленить различные точки
- зрения, то есть авторские
- позиции, с которых ведётся повествование
- (повествователь, рассказчик, персонаж). Б.Успенский
- Композиция – это состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. А.Есин
- 1.Повтор
- 2.Усиление
- 3.Противопоставление
- 4.Монтаж
- Сопоставление,
- противопоставление,
- чередование
- словесных рядов
- в художественном тексте.
- В.Виноградов
- Сильные позиции текста
- 1.Название
- 2.Эпиграф
- 3.Начало и конец текста, главы, части (первое и последнее предложения)
- 4.Слова в рифме стихотворения
- 2 группа. Чтение письменных работ “Мое отношение к Душечке”.
- 1 группа. План рассказа, композиционные приемы.
- 3 группа. Анализ сильных позиций: названия, начала и конца каждой главы.
- Индивидуальное задание
- Сравнить образы Душечки и А.М. Пшеницыной.
- Душечка замужем за антрепренером Кукиным.
- Смерть мужа.
- Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.
- Смерть мужа.
- Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.
- Отъезд ветеринара.
- Одиночество.
- Любовь к Сашеньке.
- Композиция строится на тематических повторах. “Душечка всякий раз становится “дублером” своего мужа. При Кукине она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы, выдавала жалованье… При Пустовалове “она сидела в конторе до вечера и писала там счета и отпускала товар”. Но при этом Ольга Семеновна не оставалась только помощницей – она присваивала себе чужой личный опыт, чужое “направление жизни”, как бы удваивая объект своей привязанности. Самоотверженность Душечки, как это постепенно проясняется к концу рассказа, есть форма духовного иждивенчества.”
- В.Тюпа
- Лингвистический анализ фрагмента от слов “В великом посту он уехал в Москву…”
- Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создает образ героини.
- Определите авторское отношение к Оленьке.
- Сделайте вывод.
- Без него не могла спать, сидела у окна, смотрела на звезды, сравнивала себя с курами, не спят, испытывают беспокойство, в курятнике нет петуха.
- “В поэтической традиции созерцание звездного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости. Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако – нелетающими, а созерцание мироздания наводит ее на мысль о курятнике. Подобно тому как курица – своего рода пародия на свободную перелетную птицу..., чеховская Душечка – пародия на традиционно-аллегорическую Психею.”
- В.Тюпа
- Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.
- Почему в финале глава о Сашеньке?
- Почему рассказ называется “Душечка”?
- Сделайте вывод.
- “Итак, никакого перерождения “Душечки” во взрослую “душу” под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности. Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся “эмбрионом” личности.»
- В.Тюпа
- Сочинение - рассуждение
- Душечка – неразвившийся «эмбрион» личности (В.Тюпа). Согласны ли вы с этой мыслью литературоведа?
- Душечка – прекрасная жена и мать, мечта мужчины. Согласны ли вы с этим высказыванием?
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "А.С. Пушкин «Узник»" 5 класс
- Презентация "Музы Сергея Есенина" 11 класс
- Самостоятельная работа "Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»" 8 класс
- Конспект урока "Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме" 8 класс
- Презентация "Николай Михайлович Карамзин" 8 класс
- Конспект урока "Иван Сергеевич Тургенев. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями" 5 класс