Самостоятельная работа "Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль»" 8 класс

Денис Иванович Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Самостоятельная работа.
1. Объясните лексическое значение слов и запомните их правописание:
Бессердечие, воевода, гарнизонный, дворовый, дворянин, деспотизм, карьеризм,
корыстолюбие, крепостник, крепостной, мошенник, недоросль, обличие, опека,
оппозиция, поместье, посвятить, привилегия, придворные, просветить, разорение,
скаредность, стяжательство, труженик, челобитчик, фаворит.
2. Прочитайте текст, объясняя трудные для вас орфограммы и знаки препинания.
Затем вторично прочитайте статью и, закрыв текст, напишите его по памяти
(разрешается свободно выбирать слова и речевые конструкции). Сверьте написанное
вами с текстом статьи, ошибки исправьте и объясните.
Утро в доме Поростаковой.
Утро. Всевластная госпожа рассматривает кафтан, сшитый крепостным Тимошкой. И
хотя кафтан сшит «изрядненько», капризной барыне трудно угодить. «Вор», «воровская
харя», «болван», «мошенник» - это наиболее мягкие эпитеты, которыми она награждает
своих дворовых.
Частый гость в имении Простаковых – её брат Скотинин, сама фамилия которого
говорит о многом. Сегодня он явился к сестре, чтобы назначить день «сговора». Дело в
том, что Простакова, ограбив дальнюю родственницу Софью «на законном основании»
решила выдать её за своего брата. Мнения Софьи при этом, конечно же, не спрашивают!
А вот и сын Простаковой – Митрофанушка, в характере которого отчетливо видны
черты такого же крепостника, как его мать и дядя. Но в некотором отношении он пошел
даже далее матери. Простакова по-своему любит сына, а недоросль бессердечен и груб с
ней. Однако он отчетливо понимает, кто настоящий хозяин в доме, а потому Митрофан
«жалеет матушку, которая «так устала, колотя батюшку».
Так начинается действие этой замечательной комедии Д.И.Фонвизина, и пере нами
точно и ярко предстает жизнь помещичьей усадьбы в конце XVIII века.
3. Напишите сочинение-изложение на тему «Вечер в доме Простаковой».
4. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцен из комедии «Недоросль.
5. Мыли (тезисы) целевого наблюдения (о Простаковой) подтвердите материалом
(цитатами или их изложением) из комедии «Недоросль».
6. На основе приведенных ниже высказываний и афоризмов Стародума («Недоросль»:
действие 3, явления 1 и 2; действие 5, явление 1) определите, какие общественно-
политические и нравственные вопросы он затрагивает. Сформируйте и запишите
их.
1) - В тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были
придворные.
- …В большом свете водятся премелкие души.
- …Где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не
могут не возвращать его права…
- Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
2) - …Угнетать рабством себе подобных незаконно.
- …Невежда без души – зверь.
3) - …Начинаются чины – перестает искренность…
- …Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается.
- …Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.
4) Наличные деньги – не наличные достоинства.
- Глупому сыну не в помощь богатство.
- Злой болван – все болван.
5) Последуй природе, никогда не будет беден, последуй людским мнениям, никогда
богат не будешь.
- …Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
7. Подберите синонимы к глаголу ГОВОРИТЬ, характеризующие Митрофанушку,
Простакову.
ОБРАЗЕЦ, Стародум – рассказывал, ответил, продолжил (разговор), объяснил, велел,
просил, произносил, подхватил, молвил, уведомил и т.д.
8. Напишите творческую работу на одну из следующих тем:
- Характеристика Митрофанушки.
- Учителя и слуги в доме Простаковой… Какими я их вижу.
- Стародум… Кто он?
- Портрет помещика-крепостника.
- «Вот злонравия достойные плоды!»
9. Ответьте на вопросы.
- Вспомните основные правила классицизма. Где и как нарушает их Фонвизин в комедии
«Недоросль?
- Прав ли А.С.Пушкин, назвав Фонвизина «другом свободы, сатиры смелым
властелином»?
- Как вы объясните слова М.Горького, что «Фонвизиным начата великолепнейшая и,
может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы – линия
обличительно-реалистическая»?