Сценарий "110 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого" 7-8 классы

1
Шиляева Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 6 города Кирово-Чепецка Кировской области
Сценарий конкурса чтецов для учащихся 7 8 классов,
посвящённого 110-летию
со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого
Цели:
- формирование умений выразительного чтения и выступления перед публикой;
- развитие познавательного интереса к литературе;
- знакомство с жизнью и творчеством Н. А. Заболоцкого в связи с юбилеем поэта.
Оборудование:
1) компьютер (ноутбук);
2) мультимедийный проектор (плазменная панель).
Слайд 2. В этом, 2013 году, исполнилось 110 лет со дня рождения поэта Николая
Алексеевича Заболоцкого, которого с полным правом можно называть нашим земляком.
Родился Николай Заболоцкий близ Казани в семье сельских интеллигентов: мать Лидия
Андреевна была учительницей, отец Алексей Агафонович агрономом. Родители
Заболоцкого были вятскими: мать родом из самой Вятки, отец родом из Уржума. Именно
они привили Николаю любовь к вятской природе.
Стихотворение «Я воспитан природой суровой…» (1953).
Слайд 3. Детские годы будущего поэта прошли в уржумском селе Сернур. По
окончании реального училища в Уржуме Заболоцкий в 1920 едет в Москву продолжать
образование и поступает в Московский университет сразу на два факультета историко-
филологический и медицинский. Но через год переезжает в Петроград и учится в
Педагогическом институте имени А. И. Герцена.
Начав писать стихи ещё в школьном возрасте, Николай Алексеевич Заболоцкий
почувствовал настоящий интерес к поэзии именно в студенческие годы.
Слайд 4. При жизни поэта вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений
общим тиражом около 40 тысяч экземпляров: «Столбцы» (1929), «Вторая книга» (1937),
«Стихотворения» (1948), «Стихотворения» (1957). Тем не менее, не оценённый по
достоинству, Заболоцкий вошёл в литературу как большой мастер поэзии и с тех пор
остаётся одним из самых читаемых поэтов.
Тематика его творчества очень разнообразна. Читатель найдёт у Заболоцкого и
зарисовки на тему природы, и любовную лирику, и философские размышления поэта о
жизни, и многое другое.
Слайд 5. Треть созданного поэтом связана с размышлениями о природе, но у него нет
чисто пейзажных стихов. Природа для Заболоцкого начало всех начал, сложный и
противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о
себе, о человеке.
У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на
окружающую природу. Мир природы хранит «множество диковин», но распознать их может
далеко не каждый, и поэт побуждает читателя обратить внимание на те постепенные
изменения, происходящие в течение дня, которые мы часто не замечаем, и задуматься о чём-
то более серьёзном, возвышенном и вечном.
Стихотворение «Вечер на Оке» (1957).
2
Слайд 6. Поэту очень нравятся переходные состояния природы, когда одно время года
ещё не потеряло своей силы, но другое уже постепенно вступает в права. Об этом
стихотворение «Оттепель».
Стихотворение «Оттепель» (1948).
Слайд 7. Красота мира и его несовершенство звучат в стихотворении «Сентябрь»,
построенном на контрастной игре тёмного и светлого начал. Осень у Заболоцкого здесь
похожа на «молодую царевну в венце».
Стихотворение «Сентябрь» (1957).
Слайд 8. Главное изобразительно-выразительное средство, используемое Заболоцким в
пейзажной лирике, это олицетворение. Любые явления природы предстают в его
стихотворениях живыми существами, имеющими чувства, подобно человеческим.
Стихотворение «Начало зимы» (1935).
Слайд 9. Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли,
её мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие
оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому мгновению в жизни природы.
Стихотворение «Полдень» (1948).
Слайд 10. В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют
друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого.
Стихотворение «Поэма весны» (1956).
Слайд 11. Поэт сознаёт и себя составной частью этого прекрасного, окружающего нас
мира. Он готов оторваться от каждодневных забот и искать себе перевоплощения в мире
природы.
Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок…» (1946).
Слайд 12. Иногда стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого о природе это
повод задуматься о человеке, его душе и духовности. Подобное мы встречаем в
стихотворении «Облетают последние маки», прозвучавшем в песенном варианте в фильме
Эльдара Рязанова «Служебный роман».
Стихотворение «Облетают последние маки» (1952).
Слайд 13. Часто поэт обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего
красоту, природу, а значит, и себя самого. Эта тема раскрывается в одном из самых
известных стихотворений Заболоцкого – «Журавли».
Стихотворение «Журавли» (1948).
Слайд 14. Но поэта волнуют не только трагедии, в которых повинен человек, но и те
действия людей, которые мешают свободной жизни природы, изменяют жизнь «братьев
наших меньших».
Стихотворение «Лебедь в зоопарке» (1948).
Слайд 15. Человек для Заболоцкого венец творения, «мысль её, зыбкий ум её». И всё
же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять её, а бережно вести от
«дикой свободы», «где от добра неотделимо зло», в мир разума, гармонии и солнца или
видеть гармонию в самой природе и учиться этому.
Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе» (1947).
3
Слайд 16. В стихотворении «В этой роще берёзовой» поэт вспоминает о прошедшей
Великой Отечественной войне, унёсшей жизни миллионов русских людей. Символом мира,
тишины и России считает он голос иволги. Это стихотворение стало песней, которую
исполнил в одном из лучших фильмов о школе «Доживём до понедельника» Вячеслав
Тихонов.
Конечно, тема природы главная в творчестве Николая Алексеевича Заболоцкого. Но в
одном из писем своему другу Симону Чиковани он написал: «Раньше я был увлечён
образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и
присматриваюсь к ним».
В эссе «Почему я не пессимист» Заболоцкий указал на источник своей жизненной
силы: «Множество человеческих лиц, каждое из которых живое зеркало внутренней
жизни, тончайший инструмент души, полной тайн, что может быть привлекательней
постоянного общения с ними, наблюдения, дружеского сообщества?».
Слайд 17. Не только природой любуется поэт. Его интересуют и люди, их чувства и
заботы, желание добиться истины, ради которой они готовы пройти немалый путь. В
стихотворении «Ходоки» поэт обращается к недавней истории России, показывая время и
людей, рождённых им.
Стихотворение «Ходоки» (1954).
Слайд 18. Заболоцкий воспевает в своих стихотворениях и великое чувство дружбы,
которая понимается поэтом прежде всего как согласие людей, как их единение.
Стихотворение «В тайге» (1947).
Слайд 19. Поэт очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело
его к психологически насыщенным сюжетным зарисовкам.
Стихотворение «Старая актриса» (1956).
Слайд 20. Проблема лица, его красоты и безобразия мучит Заболоцкого. Здесь его
поэтической манере близка живопись: он, как живописец, выхватывает из человеческой
толпы лица.
Стихотворение «О красоте человеческих лиц» (1955).
Слайд 21. Продолжает развивать тему истинной красоты человека Заболоцкий и в
самом знаменитом своём стихотворении «Некрасивая девочка».
Стихотворение «Некрасивая девочка» (1955).
Слайд 22. Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой
многих стихотворений поэта, будь это стихи о природе, о животных или о человеке.
Строчки, рисующие природу и животных, подчёркивают безграничность и красоту мира, с
одной стороны, и несправедливость, униженность их – с другой.
Стихотворение «Лицо коня» (1926).
Слайд 23. И всё-таки что есть красота в понимании Заболоцкого? Каков был идеал
женской красоты для него? Наверное, этот идеал отражён в стихотворении «Признание»
(1957), строки которого до сих пор звучат на эстраде в куплетах глубокого и задушевного
романса.
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты его женщина!
4
Не весёлая, не печальная,
Словно с тёмного неба сошедшая,
Ты и песнь его обручальная,
И звезда ты его сумасшедшая.
Что не сбудется, позабудется,
Что не вспомнится, то не исполнится…
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или мне это просто чудится?
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты его женщина!
Слайд 24. Какой должна быть настоящая поэзия – этой традиционной для русской
лирики теме посвящено стихотворение «Читая стихи». В нём Заболоцкий размышляет о том,
насколько человек должен владеть искусством слова, чтобы считаться настоящим мастером.
Стихотворение «Читая стихи» (1948).
Слайд 25. Может быть, поэтому, как настоящий, большой поэт, Заболоцкий нередко в
своём творчестве обращается к фольклору, взяв у народной поэзии либо любимые образы,
либо традиционные жанры.
Выбрав для своего стихотворения «Сказка о кривом человечке» традиционный
народный жанр, поэт несколько осовременивает его, наполняя стихотворение
назидательным, поучительным смыслом.
Стихотворение «Сказка о кривом человечке» (1933).
Слайд 26. Близко к традиционным фольклорным жанрам сказки и колыбельной песни
стихотворение «Как мыши с котом воевали».
Стихотворение «Как мыши с котом воевали».
Слайд 27. Заболоцкого в течение всей жизни отличал напряжённый духовный поиск:
он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над
проблемой смысла жизни, над истинной красотой мира и человека, прославлял высокие
чувства любви и дружбы.
Своеобразным итогом его раздумий и эпилогом всего творчества Заболоцкого стало
стихотворение «Завещание».
Стихотворение «Завещание» (1947).
Слайд 28. Заболоцкий был великим тружеником. Поэт Борис Слуцкий вспоминал:
«Николай Алексеевич работал с утра до вечера, от зари и до зари».
Будучи смертельно больным, Заболоцкий написал стихотворение «Не позволяй душе
лениться», потому что всю свою жизнь считал: «То, что ты привык видеть ежедневно, то, по
чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, на самом деле не обыденно, не
буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом
смысле таинственно. Вот я снимаю плёнку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нём и
радуйся, что ты – человек!»
Стихотворение «Не позволяй душе лениться» (1958).
Слайд 29. Николай Алексеевич Заболоцкий прожил сравнительно недолгую и трудную
жизнь, в которой были и незаконный арест, и многолетний период ссылки в годы массовых
5
репрессий, и тяжёлая болезнь. И лишь творчество поддерживало его веру в лучшее.
Творчество, которое сделало имя Заболоцкого бессмертным.
Информационные источники
1. Заболоцкий Н. А. Меркнут знаки Зодиака. – М.: Эксмо-Пресс, 1998.
2. Заболоцкий Н. А. Стихотворения. – М.: Эксмо, 2005.
3. Заболоцкий Н. А. Столбцы и поэмы. Стихотворения / Сост. и вступ. статья Н. Н.
Заболоцкого. – М.: Художественная литература, 1989.
4. Русская поэзия. Николай Заболоцкий. Все стихи на одной странице. Режим доступа:
http://rupoem.ru/zabolockij/all.aspx, свободный. – Загл. с экрана.
5. Русские писатели, ХХ век. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. I. А Л / Под ред.
Н. Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – с. 496 – 500.