Урок "Жизнь - туман..." (М. Булгаков "Морфий")

Урок "Жизнь - туман..." (М. Булгаков "Морфий")
Основные цели урока: формировать нравственные ценности; совершенствовать навыки анализа
художественного произведения в единстве формы и содержания; научить исследованию художественного
мира произведений М. А. Булгакова; воспитывать вкус и интерес к слову; развивать творческое
воображение и эстетическое восприятие.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Б. Пастернак
Все в человеке.
Э. Кант
ХОД УРОКА
Слово учителя Мы только что закончили изучать роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Исследователь творчества М. Булгакова заметил: «Мы начали читать Булгакова с конца. Роман « Мастер и
Маргарита надвинулся на все, что написал Булгаков, как тень на горы. В тени все меркнет,
стушевывается». Эти слова Игоря Золотусского – очень точное образное осмысление того факта, что
М.Булгаков для сегодняшнего массового читателя автор одного романа. Сегодня нам предстоит
опровергнуть это утверждение.
«Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех,
кому выпадет на долю та же участь…» – читать эти строчки мне было жутко.
А как вы читали рассказ? Каковы были самые первые впечатления? (Читали взахлеб, самая
необычная книга из прочитанных мною, никогда не читала с таким азартом даже самые замечательные
детективы и т.д.).
Да, нормальному человеку невыносимо страшно наблюдать, как доктор Поляков постепенно, как в
воронку, с головой втягивается в наркотическую зависимость, как девальвируется для него абсолютно все:
любовь, профессиональный долг, чувство стыда перед коллегами, заповеди Божьи, одна из которых не
укради. И мы, читатели, мучаемся и страдаем вместе с несчастным доктором.
Скажите, ребята, какая форма повествования помогает нам понять подлинное душевное состояние
героя? (Дневник доктора – «поток сознания морфиниста», который движется к трагическому финалу. «По
сути дела это не дневник, а история болезни», пишет сам доктор.) – Давайте же проследим этот путь. От
начала до последней черты осталось несколько шагов. Посчитаем эти шаги.
Когда и почему пропал интерес к жизни у нашего героя? (В одной из записей читаем: «Я был очень
жизнерадостным человеком до моей…»)
Закончите фразу. (Семейной драмы).
Да, его, молодого, подающего большие надежды хирурга, покинула жена – очаровательная певица,
исполняющая партию Амнерис в «Аиде».
Как автор показывает, что Поляков не может забыть любимую женщину? (Мы видим, как мотивы
«Аиды», варьируясь, все время звучат в помраченном сознании героя.) Записи из дневника:
3 февраля: «Сегодня получил газеты…»
1 марта: «Сумерки…» (далее по тексту)
10 марта: «Там происходит революция…»
Когда и как был сделан первый шаг в пропасть? (15 февраля: «Вчера ночью интересная вещь…»)
Как происходит привыкание? (Уже на второй день.)
16 февраля: «Боль прекратилась…» (далее по тексту)
18 февраля: «Четыре укола не страшно…»
Давайте проследим, как нарастает волна одиночества и безысходности героя. (Доктор Поляков
принадлежит времени, которое можно считать самым страшным в истории России XX века. И в рассказе
указаны точные временные рамки: 20 января 1917г. – 13 февраля 1918 г.)
Случайно ли автор указал эту дату? (Конечно, нет. Давайте немного пофантазируем. Представим себе,
что мы с помощью «хронолета» оказались в том «незабываемом, вьюжном, стремительном времени». Мы
на родине М. Булгакова, в родном для него Киеве.)
Сообщение учащегося «Гражданская война… Мир вздыблен вихрем невиданной силы и погружен в туман
вселенского хаоса. Спокойных минут не было. Белые, красные, оккупанты–немцы в «рыжих тазах» с
шишками, гетман в черкеске, петлюровцы в синих жупанах, снова красные, снова Петлюра, и опять
белые», вспоминал М. Булгаков. Позднее М. Булгаков писал, что насчитал только в Киеве той поры 18
переворотов, 14 из них он сам же пережил. Рушился мировой порядок, и уже никому нет никакого дела до
отдельного человека с его проблемами и горестями. Но оказывается, что все события мирового значения
меркнут в сравнении с тем, как и чем живет человек».
Пытается ли наш герой найти себя в этом хаосе? (Он бессилен противиться абсурду XX-го века, не
может найти выхода, чувствуя свою обреченность, одиночество.)
Найдите это в дневнике: 2 марта: «Слухи о чем–то грандиозном… Будто бы свергли Николая II…»
(далее по тексту)
10 марта: «Там происходит революция…»
14 ноября 1917 г.: «Дождь льет пеленою и скрывает от меня мир…»
В одной из записей мы читаем: «Вот уже около полугода я никого не вижу, кроме моих больных…»
11 февраля: «Три человека погребены здесь: Я, Анна Кирилловна, фельдшер».
Погребены. Не слишком ли трагично? Обратимся к толкованию слов (чтение определения по словарю).
Сообщение учащегося Рассказ «Морфий» автобиографичен. Как известно, после университета
Булгаков работал земским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда Смоленской губернии.
О том, что это была за жизнь, читаем: «Где же весь мир? Где электрические фонари? Люди? Небо? За
окошками нет ничего! Тьма. Мы отрезаны от людей». Рассказ «Морфий» одно из самых ранних
произведений Булгакова, но уже в нем мы, читатели, видим изобразительную силу таланта писателя, видим
будущего Мастера.
Поэтикой символа пронизано все это небольшое по объему произведение. Найдем их. Работа с текстом –
«На протяжении всего произведения воет и воет вьюга…»
«Начавшаяся вьюга подхватила меня, как клочок изорванной бумаги…»
Несчастный доктор Поляков записывает в дневнике: «Все вьюги да вьюги. Заносит меня…» – «Злая
вьюга, сухая, колючая, хлестнула меня по щекам…»
«Снег изменился, стал как будто серее, лютых морозов уже нет, но метели возобновляются…»
«Вьюга. Глухой вой метели в полях…»
Как мы видим, создается впечатление, будто вьюга, метель – невидимый дирижер
разыгрывающейся на наших глазах драмы. Есть ли еще образы-символы?
Это сумерки. – «Сумерки наступают рано, я один в квартире…» «Сумерек еще нет, но они где-то
притаились и ползут по болотам, по кочкам, меж пней…» – «Сумерки самое ужасное время…» –
«Светает мутно и беловато…»
. Одним из важнейших элементов художественного мира рассказа можно считать горящий цвет.
Дома при чтении вы должны были отметить на листке бумаги встречающиеся краски. Составлена
цветовая гамма: – зеленое перо певицы, зеленая фуражка героя – полыхал свет, белый и беспокойный –
белая марля с расплывшимися желто-красными пятнами – розоватая кровавая полоска – тени серо-
фиолетовые, как тени заката – тетрадь в черной клеенке – карандашом, толстым, красным – снег стал серее
небо побелело, глаза почернели – черное брюхо грозы – ночь черна – черные окна – светает мутно и
беловато.
Оказывается, если внимательно читать, то мы увидим, что цветовая гамма произведения ограничена
несколькими цветами: белым, красным, серым, черным. Причем даются они по нарастающей. Самый
страшный смысл заключен в сером и черном. Это цвета уничтожения жизни. Автор как бы сам следует за
своим героем по его дневнику – истории его болезни, до самой его смерти.
Работа с текстом 18 мая: «Смерть медленная овладевает морфинистом…» (далее по тексту) В таком
состоянии наркоман, потерявший волю, способен на любое преступление.
Что же совершает Поляков? (Украл морфий в больнице.)
14 ноября 1917 г.: «Ах, мой друг, мой верный дневник. Ты-то не выдашь меня». (Далее по тексту)
Врач стал вором… И Поляков принимает решение, какое? («Позорно было бы хоть на минуту длить свою
жизнь. Такую – нет, нельзя. Что же я могу сделать?»)
В самом деле сделать ничего нельзя? Представьте, что вы могли бы встретиться с доктором. Что
бы вы ему сказали? Верите ли вы, что есть сила, способная избавить человека от наркотической
зависимости?
Звучат ответы учащихся. Чтение из воспоминаний о А. М. Булгакове его первой жены Т. Н. Лаппа о
пристрастии М. А. Булгакова к морфию.
Вывод после прочтения: от наркотической зависимости можно избавиться.
С тех пор, как был написан рассказ «Морфий», прошел почти век. Эпоха, в которой жил герой,
ассоциируется с нашим временем, таким же хаотичным и жестоким. Наверное, поэтому в сегодняшней
России так остро стоит проблема наркомании. Массовое употребление наркотиков стало трагедией нашего
общества. Читаем в одном из дневников современника: «Мой сын уже на краю гибели. Вижу, как он тает,
как его тянет в это болото и днем, и ночью. Да он уже и не различает дня и ночи». Это пишет несчастная
мать одного из наркоманов.
«Тело Полякова давно истлело, а память о нем совершенно исчезла», так заканчивает рассказ автор, тем
самым подчеркивая мимолетность человеческой жизни «под знаком вечности».
Как вы думаете, есть ли нечто общее, что объединяет роман «Мастер и Маргарита» и рассказ
«Морфий»? (В них в разных ракурсах решается одна и та же проблема, которая волновала писателя всю
жизнь – это долг, честь и назначение человека на земле, его миссия в жизни.)
И вновь мы спрашиваем, как и в «Мастере и Маргарите», так кто же управляет человеческой
жизнью? Чего она вообще стоит? Обратимся к эпиграфам.
Кто же прав?
Однозначного ответа быть не может – к такому выводу приходят ученики.
Темы домашних сочинений: Рассказ М.А.Булгакова«Морфий» это прививка от наркотической
зависимости. Тема падения и вырождения нравственности человека в произведениях русской литературы
20 века. (По рассказу М. А. Булгакова «Морфий»). Мои представления о смысле и целях человеческой
жизни после прочтения рассказа М.А.Булгакова «Морфий».