Практическое занятие "Анализ поэтического произведения, лирика А. А. Ахматовой" 11 класс

Урок 47-48. Практическое занятие. Анализ поэтического произведения, лирика А.А.
Ахматовой
Цели:
Обучающие: Выявить основные черты поэзии А.А. Ахматовой через анализ и
интерпретацию стихотворений «Сжала руки под темной вуалью», «Когда в тоске
самоубийства…», «Творчество»
Развивающие: Развивать навыки анализа художественного текста; навыки свободного и
грамотного владения речью;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к традициям русской культуры.
Тип урока: практическое занятие
Форма работы: индивидуальная, в группах
Оборудование: тетрадь, учебник, раздаточный материал
Межпредметная связь: русский язык
Формируемые компетенции:
ОК-2
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК-5
владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с
использованием информационно-коммуникационных технологий;
ОК-6
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством.
Ход урока
Лирика для Ахматовой не душевное сырье, но глубочайшее преображение внутреннего
опыта. Перевод его в другой ключ, в царство другого слова, где нет стыда и тайны
принадлежат всем.
Л. Я. Гинзбург (литературовед, писательница)
I. Организационный момент
1. Приветствие, работа с журналом, отсутствующие.
Сообщение темы, целей урока, проверка домашнего задания (подготовиться к
практической, подобрать материал, что такое акмеизм)
2. Стадия вызова. Ассоциация на данную тему. Что вы знаете или думаете об А. А.
Ахматовой, об ее лирике? Работа индивидуально, в парах, группах. Затем от группы
выступает спикер.
3. Стадия осмысления. Составление таблицы ЗХУ
Знаю
Хочу узнать
Узнал
( УЗНАЛ заполняется в конце урока, на стадии рефлексии)
4. Запись ассоциаций в первую графу, работа в группах составление списка вопросов о
том, что хотели бы узнать
II. План практического занятия
1. 1. Вспомните, что такое акмеизм (ДЗ)
2. Прочитайте стихотворения А. А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»,
«Когда в тоске самоубийства…», «Творчество». Подготовьте их выразительное
чтение.
3. Проанализируйте эти стихотворения, обращая внимание на:
- место лирической героини в пространстве и времени;
- смысл «лирического сюжета»;
- своеобразие лексико-синтаксического строя стихотворения;
- прием звукописи;
- ритмическая организация стиха.
4. Определите, какие темы или образы, характерные для русской поэтической
традиции, развивает Ахматова в своем творчестве.
5. Ахматову называли представительницей «женской поэзии». Что в ее
стихотворениях дает основание для такого утверждения?
2. Анализ лирических стихотворений
Вспомогательные вопросы (для учителя). Над анализом стихотворений вы
работаете в группах ( по рядам), каждая группа получила задание, которое является
составляющей целостного анализа данных стихотворений
«Сжала руки под темной вуалью»
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
1911
1.«Знатоки композиции»
В чём особенность композиции стихотворения?
2. «Герои»
Герои. Как они представлены? Как душевное состояние героев проявляется в их
поступках, восприятии ситуации. Почему чувства, которого они испытывают не называя
их прямо?
3. «Время действия»
Как оно представлено? Как соотносятся прошлое и настоящее? О каком времени вообще
идёт речь?
4. «Место действия»
Как оно представлено? Почему героиня бежит до ворот? Какие особенности
художественного пространства можно выявить?
5. «Художественно – выразительные средства»
Как они помогают передать чувства героев, их настроения?
6. «Интерпретация»
«Когда в тоске самоубийства…»
*Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица,
Забыв величие своё,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берёт ее,—*
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917
1.«Знатоки композиции»
В чём особенность композиции стихотворения?
2. «Герои»
Герой. Как он представлен? Как душевное состояние героев проявляется в стихотворении,
как описана ситуация. Какие чувства присутствуют, которые переживает герой?
3. «Время действия»
Как оно представлено? Как соотносятся прошлое и настоящее? О каком времени вообще
идёт речь?
4. «Место действия»
Как оно представлено? Как определено художественное и географическое пространство?
5. «Художественно – выразительные средства»
Как они помогают передать чувства героя, его настроение?
6. «Интерпретация»
«Творчество»
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
1936
1.«Знатоки композиции»
В чём особенность композиции стихотворения?
2. «Герои»
Герой. Как представлен? Как душевное состояние, чувства описываются в стихотворении,
3. «Время действия»
Как оно представлено? Как соотносятся прошлое и настоящее? О каком времени вообще
идёт речь?
4. «Место действия»
Как оно представлено? Как определено художественное пространство?
5. «Художественно – выразительные средства»
Как они помогают передать чувства героя, его настроение? Какие еще образы
присутствуют в стихотворении
6. «Интерпретация»
4. Работа по остальным пунктам плана
III. Заключительный этап
Возвращаемся к таблице (рефлексия):
Требуется дописать таблицу, которую заполняли в начале урока, графу
УЗНАЛ, и если какая какая-то информация о писателе вас заинтересовала
дополнительно, то вписать ее в графу ХОЧУ ЗНАТЬ (зачитывание отдельных
ответов)
Оценивание ответов обучающихся с комментированием
Домашнее задание