Методическая разработка "Перед этим горем гнутся горы…(А. А. Ахматова «Реквием»)" 11 класс
Методическая разработка
Пухальской Л.В., учителя русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г.Оренбурга
Урок – аналитическая беседа в11 классе по поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
(программа Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева )
Тема урока: «Перед этим горем гнутся горы…»
Цели урока: познакомить с поэмой А. Ахматовой «Реквием;
обучить анализу поэмы от общего представления к выделению центральных образов,
сюжетных линий, основных тем вслед за автором;
развить способности осознанного восприятия слова учителя, умение видеть главное,
делать обобщения и выводы;
воспитать культуру общения, умение выслушивать мнение собеседника, высказывать
свою точку зрения, умение взаимодействовать в коллективе.
Планируемые результаты: овладение навыками анализа поэтического текста, осознание
роли поэмы в контексте русской литературы.
Методические приемы: анализ текста с помощью ассоциативного мышления и создания
проблемных ситуаций, комментированное чтение.
Оформление урока: портрет А. Ахматовой, видеомы учащихся, видео, раздаточный
материал.
Мультимедийное сопровождение: проектор, интерактивная доска, ноутбуки учащихся,
видео, электронные справочники.
Эпиграф:
О «Реквиеме» трудно говорить и писать.
Каждое слово, каждая строка поэмы кровоточит.
Ее невозможно читать без боли и содрогания.
Эта поэма могла быть написана только женщиной…
(А.С.Крюков)
Ход урока.
1.Работа с эпиграфом.
- Почему литературовед Крюков подчеркивает необходимость гендерного подхода к
анализу поэмы «Реквием»?
2. Обсуждение видеом, созданных учащимися к уроку.
-Найдите в интернете определение видеомы. Словарная работа: Видеома -это
относительно новый жанр, это искусство «говорящих» деталей, соединив которые,
получим разгадку. Можете ли вы по видеомам А. Вознесенского понять, какие темы
волновали поэта? - Как вы думаете, удалось ли ребятам передать пафос поэмы
Ахматовой? Какие говорящие детали и почему использованы в видеомах?
3. Просмотр видео к уроку. Автор: Пухальская Л.В.
http://www.youtube.com/watch?v=4FWZrBGlihk&feature=youtu.be
Перед просмотром задается вопрос:
-Какие ключевые образы поэмы использованы в фильме? Почему музыкальным
сопровождением было выбрано произведение Моцарта?
4. История создания поэмы. Сообщение учителя. Использован материал из «Записок об
Анне Ахматовой» Лидии Чуковской.
-Прокомментируйте данный отрывок.
- Какие приметы времени вы в нем можете выделить?
«В те годы Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже
шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди
разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и
карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю?» или «Вы
очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я
прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко
говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.
Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.»
5. Комментированное чтение с элементами анализа.
-Почему А.Ахматова называет поэму «Реквием»?
Словарная работа с обращение к электронным справочникам: Реквием – похоронная
месса; крупное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического
характера.
Причети- народная обрядовая песня, исполняемая при оплакивании покойника.
Работа с интерактивной доской:
- А теперь об основном отличии европейского «Реквиема» от русской причети:
К небу (всемогущий Бог)
-европейская месса
Молитва от земли ( слабый и грешный человек)
Молитва от человека к человеку(усопшему) -причети
-Какой вид диалога преобладает, на ваш взгляд, в поэме Ахматовой? Найдите элементы
католической мессы и русской обрядовой песни в тексте поэмы.
О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи
называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони),
Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).
Словарная работа: Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно
-тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля
повествования.
Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим
сюжетом.
- Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных произведений?
Аргументируйте свой ответ.
-Что необычного вы можете отметить в композиции поэмы? Можно ли композицию
поэмы назвать кольцевой? Аргументируйте свою точку зрения.
Обратите внимание на даты.
– Как они связаны с жизнью А. Ахматовой и с событиями, происходящими в стране?
Прочитайте «Вместо предисловия». -Можно ли расценить диалог в тюремной очереди
как клятву? Сдержала ли слово поэтесса? «Годы ежовщины»- ад. Люди-тени. Докажите
это утверждением текстом поэмы.
Историческая справка о репрессиях (индивидуальное сообщение учащегося).
«Посвящение».
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река…
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы
готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я [выходящих] из уст дракона и из
уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские
духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их
на брань в оный великий день Бога Вседержителя.
- Зачем Ахматова использует ассоциации из Апокалипсиса?
- Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Как вы думаете, зачем
используется данная аллюзия?
Словарная работа: Аллюзия - (от фр. allusion - намек) - художественный прием:
сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а
также известное художественное произведение…
Работа с раздаточным материалом. Стихи А.С. Пушкина, посвященные декабристам.
Сравните мотив несвободы в творчестве А.Пушкина и А.Ахматовой. В творчестве какого
поэта слышатся оптимистические ноты? Вера в возможность свободы звучит в стихах…?
Можем ли мы утверждать, что в «Посвящении» используется прием антитезы?
Почему Ахматова использует местоимение «мы»? Какое слово является антитезой этому
местоимению? В чем отличие жен декабристов от «невольных подруг» поэта?
«Вступление»
-В чем проявилась деформация пространства на ваш взгляд?
Работа с раздаточным материалом. Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…»
- Есть ли в описании города в поэме «Реквием» пушкинские традиции величия и
гармонии?
-Во второй части вступления кто является свидетелем страдания женщины? Почему месяц
желтый? Как вы думаете, что подчеркивается этим цветовым эпитетом?
«Показать бы тебе, насмешнице И любимице всех друзей, Царскосельской веселой
грешнице, Что случится с жизнью твоей»…
- К кому обращается Ахматова этими строчками?
-С кем ведет еще разговор А. Ахматова в поэме? –Какие обличия принимает смерть?
Страшна ли она для лирической героини? Докажите свою мысль текстом.
Библейская тема воплощена в Х главе «Распятие», хотя в смысловом отношении
охватывает всё пространство поэмы.
-В творчестве каких писателей 19-20вв. вы уже сталкивались с библейскими мотивами?
- В чем своеобразие раскрытия библейских образов в поэме «Реквием»? Можем ли мы
утверждать, что в ней соединяется история Божьего Сына с судьбой собственного, и
оттого частное и общее, личное и общественное вновь – в соответствии с темой эпиграфа
и «Посвящения» - сливаются воедино?
-Как трактуется в произведении Ахматовой тема «памятника»?
6.Словесное рисование. Описание памятника.
7. Творческая работа. Напишите синквейн по основным мотивам поэмы.
1) память, 2) горечь забвения, 3) немыслимость жизни и невозможность смерти, 4)
мотив распятия, евангельской жертвы, креста.
Работы учащихся:
Звезда.
Огромная и яркая.
Стоит, сияет, предупреждает.
Гибель или свет несет?
Апокалипсис.
Смерть сына.
Ужасная, непонятная.
Врывается, подкрадывается, отнимает.
Мать хочет уйти вместе с ним.
Невыносимо.
Сын отца.
Достойный, верный.
Чтит, отстаивает, повторяет.
Распят на кресте за голос.
Христос. Мать.
Отверженная, отчаявшаяся.
Не понимает, страдает, ждет.
«А надежда все поет вдали…»
Женщина- мученица.
Черные маруси.
Страшные, громкие.
Появляются, отбирают, уничтожают.
Кровавыми сапогами шагают по Руси.
Ужас.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание: доработать синквейны, выучить наизусть отрывок из поэмы.
Литература - еще материалы к урокам:
- Методическая разработка "Не стоит село без праведника (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») 11 класс
- Конспект урока "«Дорога чести» Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»" 11 класс
- Конспект урока "«Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей» как психологические романы. Особенности психологизма" 11 класс
- Конспект урока "На расстоянии памяти... (Великая Отечественная война в судьбе и творчестве Сергея Орлова)" 11 класс
- Конспект урока "Образ революционной России в поэме А. Блока «Двенадцать» и средства его воплощения" 10 класс
- Конспект урока "Образ «грешника» и «праведника» в повести Н. С. Лескова «Очарованный страннвк»" 10 класс