Методическая разработка "Лирическая песня как жанр народной поэзии" 8 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Курежская основная общеобразовательная школа
Методическая разработка
урока на тему:
«Лирическая песня
как жанр народной поэзии»
Власенко Жанна Павловна,
учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока
«Лирическая песня как жанр народной поэзии»
Цель урока: отметить истоки искусства слова, роль народной поэзии в
судьбах композиторов, певцов, писателей и их творчестве, пополнить
лексику учащихся (понятие звукообраз, лирическая проникновенность,
лексический и звуковой повтор).
Тема урока: «Лирическая песня как жанр народной поэзии».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Описание урока: урок литературы в 8 классе по теме «Лирическая
песня как жанр народной поэзии». Разработка урока подразумевает
интеграцию с музыкой, творчеством композиторов, исполнителей.
Использование музыкальных произведений на тексты народных песен дадут
возможность понять учащимся о важности лирической песни, её
актуальности в наши дни. Помогут почувствовать лирический настрой
произведения, его порывы.
План изложения темы:
1. Целеполагание (прослушивание народной песни «Среди долины
ровныя...»).
- Процесс формирования совместно с учениками цели урока.
- Вопросы учителя по ассоциациям учащихся.
2. Презентация нового материала. Слово учителя.
- Как создается и живет народная песня.
- Значение народной песни в творчестве знаменитых композиторов,
певцов, писателей (работа в группах).
- Выступления от групп учащихся.
3. Усвоение новых знаний.
- Работа по учебнику.
- Составление таблицы «Группы народных песен»
- Прослушивание и интерпретация лирических песен «В темном лесе»,
«Вдоль по улице метелица метёт»
- Обсуждение роли народной песни в жизни каждого человека.
4. Подведение итогов работы.
5. Домашнее задание.
Ход урока.
2. Целеполагание (прослушивание народной песни «Среди долины
ровныя...»).
Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Растет, цветет высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах.
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах.
Ох, скучно одинокому
Там дереву расти.
Ах, горько-горько молодцу
Без милой жизнь вести.
Есть много сребра-золота.
Кого им одарить?
Есть много славы, почести,
Да не с кем разделить.
Встречаюсь ли с знакомыми –
Поклон да был таков.
Встречаюсь ли с пригожими –
Поклон да пара слов.
Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда тоска найдет?
Подруга спит в сырой земле,
На помощь не придет.
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне.
Уж не придет любезная
Подруженька ко мне.
Возьмите же все золото,
Все почести назад.
Верните мне лишь Родину
Да милой дайте взгляд.
Слово учителя. Вы прослушали песню. Надеюсь, вы догадались, что она
относится к русскому фольклору, а именно к лирической песни. Как
выдумаете, над чем мы будем работать в течение урока ? Что будем делать
для этого? (возможные ответы учащихся работать с лирическими
песнями, слушать их, обсуждать).
- Русский фольклор очень богат разными жанрами. Народная поэзия
является самой поэтичной и трепетной. Мы только что прослушали
фольклорный вариант песни «Среди долины ровныя...». Какие ассоциации
она у вас вызвала? (Лирическая проникновенность, исповедальностью
признания).
2. Презентация нового материала. Слово учителя.
- Как вы думаете, как же создается и живет народная песня?
- В отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями или
«каликами перехожими» (паломниками, странниками), лирические песни
создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные
переживания требовали выражения в слове и мелодии. Незаписанные песни
передавались от одного
исполнителя к другому, от одного поколения к
другим, шлифуясь и изменяясь при этом. При этом в нее вносились
различные изменения: менее удачные слова менялись точнее, одни эпизоды
излагались более подробно, другие опускались. Совершенствовалась и
мелодия. Песня становилась более содержательной, поэтичною. В разных
местностях одна и та же песня перерабатывалась неодинаково, а потому
возникали ее варианты (видоизменения). Почти каждая песня имеет
несколько вариантов. Чем больше народ любит какую-то песню, тем
многочисленнее его варианты.
- Огромная роль принадлежит народной песне в творчестве
композиторов, певцов, поэтов и писателей. Что оценить многообразие
воздействия лирической песни на их творчество предлагаю вам поработать в
группах.
Материал для 1 группы учащихся
ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ
Лучшими Русскими композиторами являются П. И .
Чайковский ,Н.А Римский –Корсаков , А. П. Бородин , С.В .Рахманинов .
Творчество композиторов тесно связано с народной песней, мотив
ом.
Композиторы часто использовали в своих произведениях народные
песни, которые являются смысловыми, как гимн, так например, у
русского композитора П. И. Чайковского существует Концерт №1 для
фортепиано с оркестром .
Здесь главная тема звучит мелодия народной песни . Звучат духовые и
струнно- смычковые , затем главную тему играет фортепиано.
Для музыки Чайковского характерна напевность, которая взята из
народных мелодий .
Другим ярким представителем русских
композиторов является Н. А. Римский –Корсаков. В своих
симфонических произведениях и операх,
композитор использует мелодии разного характера:
Это белочка, в опере «Сказка о царе Салтане», используется мелодия
русской народной мелодии «Во Саду ли, в огороде» . Тема звучит игриво,
почти танцевальная мелодия, хорошо узнаваемая .
Особое место занимает русская народная песня в
творчестве русского композитора А. П. Бородина.
Опера «Князь Игорь» стала главной в творчестве композитора.
«Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных
тонах, мелодии спокойные и плавные, очень образно изобразил врага -
войско половцев –«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми
и яркими .
Как говорил С. В. Рахманинов. « Я – русский композитор , и моя
Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды оя
музыка - это плод моего характера, и потому это народная русская музыка
...Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю , - это заставить
её прямо и просто выражать то , что у меня на сердце ….»
Материал для 2 группы учащихся (более подготовленные учащиеся)
ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Русская народная песня становится ещё более известной и популярной,
благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места
занимали и занимают Фёдор Шаляпин, Надежда Плевицкая, Лидия
Русланова, Борис Штоколов, Людмила Зыкина, Дмитрий Хворостовский и
многие другие.
Особое место в этом списке занимает Ф.И. Шаляпин (1873-1938),
который, будучи оперным певцом, постоянно давал концерты, исполнял
русские народные песни. В своей автобиографической книге «Маска и душа.
Мои сорок лет жизни на театре» он многократно отмечал, какое значение для
его становления как оперного певца имела русская народная песня. По его
убеждению математическая верность в музыке и самый лучший голос
мертвенны до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством.
Этот высокий дух Шаляпин вобрал в себя от народной песни. Песня не
случайная комбинация звуков, а результат творческого акта народа. «Я
считаю знаменательным, - писал он, - и для русской жизни в высокой
степени типичным, что к пению меня поощряли простые мастеровые русские
люди. Русские люди поют песни с самого рождения. Так это было в дни
моего отрочества. Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел
страдальческие и до отчаяния веселые песни. А как хорошо пели! Пели в
поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. От
природы, от быта русская песня и от любви. Ведь любовь песня».
Коронным номером в каждом концерте Шаляпина, несомненно, была
всем известная песня:
Эх, вдоль по Питерской,
По Тверской-Ямской,
По Тверской-Ямской, да
С колокольчиком...
И.А.Ильин в своей статье «Художественное призвание Шаляпина»
анализирует те влияния, под воздействием которых пробудился, вырос и
окреп талант артиста. Это, прежде всего, русская простонародная песня,
льющаяся по всей России из конца в конец много сот лет. Ей искренность и
эмоциональность, её выразительность сделали Шаляпина, как национальное
явление, возможным. «Шаляпин не просто пел, а дышал вам в душу своим
звуком: в его массивном до колокольности глубоком звуке трепетало
дыхание, а в дыхании трепетала душа; его голос имел власть взять слушателя
и довести его немедленно до суггестивной покорности; с тем, чтобы
заставить его петь с собою, дышать с собою и трепетать с собою; дыхание и
продыхание давало звуку жизнь; звук переставал быть звоном, а становился
стоном: вы слышали в нем вздымающуюся и падающую, сгущающуюся и
разрежающуюся линию чувства – и ваша душа плыла в нем и жила им;
получался звук, предельно насыщенный одушевлением, повелительно
охватывающим душу слушателя».
Песенное наследие Шаляпина всегда является своеобразным
камертоном и образцом для многих поколений профессиональных певцов и
любителей русской народной песни.
Выдающейся исполнительницей русских народных песен была
Надежда Плевицкая (Винникова) (1884-1941). Певица-самородок
Плевицкая родилась в селе Винниково близ Курска в простой крестьянской
семье. Любовь к пению привела её в церковный хор Троицкого монастыря в
Курске, где она была ученицей более двух лет. Первый большой успех
пришел на гастролях в Нижнем Новгороде в 1909 году на благотворительном
концерте в дни Нижегородской ярмарки, где она выступала по приглашению
Л.В.Собинова. Год спустя Плевицкая уже с триумфом пела в Москве и
Санкт-Петербурге. Очень тепло её приветствовал Ф.Шаляпин, который после
концерта отечески напутствовал певицу: «Помогай тебе Бог, родная Надюша.
Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет я слобожанин, не
деревенский». Всю жизнь Плевицкая хранила у себя фотографию Шаляпина
с дарственной надписью: «Моему родному Жаворонку Надежде Васильевне
Плевицкой, сердечно любящий её Ф.Шаляпин».
О том, как пела Плевицкая, сохранилось свидетельство поклонника её
таланта журналиста А.Кугеля: «Она пела... Не знаю, может быть и не пела, а
сказывала. Глаза меняли выражение, но с некоторой искусственностью. Зато
движения рта и ноздрей были, что раскрытая книга. Говор Плевицкой
самый чистый, самый звонкий, самый очаровательный русский говор. Она
заламывает пальцы, сцепивши кисти рук, и пальцы эти живут, говорят,
страдают, шутят, смеются». Многие знатоки отмечали её редкую
музыкальность, гибкий и сочный от природы поставленный голос меццо-
сопрано широкого диапазона.
Репертуар Плевицкой был огромен. Она исполняла широко известные
русские народные песни: «Коробейники», «Ухарь-купец», «Тройка»,
«Стенька Разин», «По Муромской дорожке», «Среди долины ровныя», «По
диким степям Забайкалья» и многие другие.
Великая русская певица Лидия Андреевна Русланова (1900-1973)
родилась в селе Чернавка, Саратовской губернии (подлинное имя Агафья
Лейкина). На протяжении XX века она была одной из самых популярных
исполнительниц, а её исполнение русских народных песен принято считать
эталонным. Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого
диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые
собирала всю жизнь. Среди наиболее популярных её песен - «Степь, да степь
кругом», «Златые горы», «Окрасился месяц багрянцем», «Светит месяц»,
«Валенки», «Липа вековая» и многие другие. Одной из первых она
исполнила «Катюшу» М.Исаковского. Некоторое время, благодаря помощи
преподавателя М.Медведева, Русланова училась в Саратовской
консерватории, но после решила, что её жизнь должна быть связана с
народной песней: «Поняла, что академической певицей мне не быть. Моя вся
сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем
миром, где родилась песня».
В годы Первой мировой войны Русланова была на фронте в качестве
сестры милосердия. В 20-е годы окончательно сформировался её стиль в
исполнении, поведении на сцене, в подборе концертных костюмов. Это были
крестьянские сарафаны, цветные платки и шали. В 30-е годы певица ездила с
гастролями по всему Советскому Союзу. Её голос обладал большой силой и
выносливостью, нередко за один вечер она участвовала в 4-5 концертах. С
первых дней Великой Отечественной войны Русланова выезжает на фронт в
составе одной из лучших концертных бригад. Однажды, за 17 дней эта
бригада дала 51 концерт. Песня «Валенки» стала «визитной карточкой»
всенародно любимой певицы. Выступать приходилось под открытым небом,
в окопах, в землянках, в госпиталях. Своими песнями Русланова вливала в
душу солдат жизненный эликсир русский национальный дух. На свои
средства, заработанные во время гастролей по стране в предвоенные годы,
Лидия Русланова приобрела две батареи гвардейских минометов «Катюша»,
которые были отправлены на Первый Белорусский фронт.
Русланова пела на передовой, под обстрелом в кузове грузовика в
ярком русском национальном костюме. Пела о России, о Волге, о Родине,
напоминая кому мать, кому жену, кому сестру. А после концерта солдаты
шли в бой. Однажды на передовой Русланова давала трехчасовой концерт,
который транслировался по радио через усилители. На протяжении трех
часов не было ни одного выстрела, ни с той, ни с другой стороны фронта. За
эти три часа была проведена передислокация наших войск, была завершена
подготовка к контрнаступлению. И в поверженном Берлине состоялось
несколько концертов Лидии Руслановой у здания рейхстага и у
Бранденбургских ворот. Всего на фронтах Великой Отечественной войны она
дала более 1120 концертов. За все эти достижения Русланова была
награждена орденом Отечественной войны I степени.
Она обладала глубоким, грудным голосом (лирическое сопрано,
переходящее в драматическое, однако «народного плана») большого
диапазона и могла переходить от контральто к верхним нотам сопрановского
звучания. Обладая абсолютным слухом и превосходной музыкальной
памятью, Русланова не стремилась всё время исполнять один и тот же
репертуар, собирая русские народные песни. Она знала так много песен
поволжских, среднерусских, северных, сибирских, казачьих что могла бы
удивить даже опытных фольклористов. Она исполняла памятные,
богатырские, молодецкие, разбойничьи, протяжные, заунывные, веселые,
игровые, круговые, хороводные, плясовые, балагурные, бурлацкие,
скоморошьи, обрядовые, свадебные, гулевые, подблюдные, бабьи,
посиделковые песни, а также былины, плачи, заплачки и думы. Каждая песня
становилась небольшим спектаклем.
В своем творчестве Русланова в полной мере воплотила лучшие черты
русского национального характера душевную щедрость, безмерность,
страстность, даровитость, соборность и патриотизм.
Такие талантливые русские самородки, как Федор Шаляпин, Надежда
Плевицкая, Лидия Русланова плоть от плоти, кровь от крови русского
народа выразили в своем творчестве лучшие свойства русского
национального характера. Песня воплощение жизни народа, его культуры;
является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и
выразительности народной души. А как затянешь песню и тяжела работа не
в тягость, и горе не горе, и беда не беда. Для русского человека пение
подобно молитве: в песне и наплачешься, и раскаешься, и повинишься, и
душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится. Огромный вклад
в популяризацию русской народной песни внесли известные оперные певцы
Сергей Лемешев, Иван Козловский, Борис Штоколов, Александр
Ведерников, Юрий Гуляев, Елена Образцова, Дмитрий Хворостовский. Во
второй половине XX столетия русская песня постоянно звучала в концертах
Людмилы Зыкиной, Клавдии Шульженко, Валентины Толкуновой,
Владимира Трошина и многих других исполнителей.
Материал для 3 группы учащихся (более подготовленные учащиеся)
ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ
Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные
свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине
русской народной песни. Удивительную, чарующую силу народной песни
запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего
чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно разбросанно и неприютно в
тебе... Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему
слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей
длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что
зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и
стремятся в душу, и вьются около моего сердца?»
У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни на деревне». Но, пожалуй,
наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках
охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идет о состязании двух
певцов, которое происходит в Притынном кабаке. Это состязание
своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя
тургеневского рассказа: рядчик и Яков-Турок. Рядчик первым исполнил
веселую плясовую песню с залихватской удалью, и все присутствующие
решили, что победил он. Но настала очередь Якову-Турку исполнять свою
песню. И.С. Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ»,
настраивается психологически. «Он глубоко вздохнул и запел... «Не одна во
поле дороженька пролегала» - пел он, и всем нам сладко становилось и
жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит
и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным;
но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и
сладость, и какая-то увлекательно беспечная, грустная скорбь. Русская,
правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце,
хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась. Яковом,
видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему
счастью; голос его не трепетал более он дрожал, но той, едва заметной
внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и
беспрестанно крепчал, твердел и расширялся».
Тургенев неоднократно употребляет словосочетания - «русская душа»,
«русские сердечные струны», «русский народ», «русский человек», тем
самым подчеркивая, что подобное песенное творчество в полной мере
является выражением русского национального самосознания и русского
характера. «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и
необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами,
уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и
поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили
меня... Я оглянулся жена целовальника плакала, припав грудью к окну... Не
знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил
на высоком, необыкновенно тонком звуке словно голос у него оборвался.
Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он
ещё петь; но он раскрыл глаза, словно удивлённый нашим молчаньем,
вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его...».
Приведенный фрагмент из рассказа «Певцы», с полной очевидностью
представляет одного из многих русских самородков, выпестованных в самой
гуще народной жизни. Именно тех, которым свойственна безмерная широта
русской души, даровитость и способность к высшим формам опыта.
Тургенев, известный у нас как писатель-западник, сумел необычайно
выразительными художественными средствами показать своеобразие
русского национального характера в песенном творчестве.
Русская народная песня всегда была и, надеюсь, будет воплощением
жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его
повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и
разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на
неё свои душевные свойства и переживания: «Что затуманилась, зоренька
ясная...», «Липа вековая над рекой стоит...», «Калинка...». Это олицетворение
природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в
«Тонкой рябине»:
Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?
- Предлагаю вам выступить с сообщениями о роли лирической песни в
творчестве композиторов, исполнителей и писателей (учащиеся выступают с
докладами).
3. Усвоение новых знаний.
Работа по учебнику. Чтение статьи «Русские народные песни», с.5-8
(до «Исторических песен»).
- Нужно знать, что в лирических песнях присутствует звукообраз, для
них характерна лирическая проникновенность, при их напеве
лексический и звуковой повтор. Что это такое, давайте разберемся.
(Записи в тетрадях) Звукообраз - подбор звуков речи, создающий
иллюзию смыслового соответствия звуковой формы слова его
предметному значению.
Лирическая проникновенность волнующие, душевные чувства на
человека.
Лексический и звуковой повтор повторение одного и того же слова
или звука.
Задание: выписать группы народных песен (из статьи).
Прослушивание песни «В темном лесе..
Эта песня исполняется Хором Сретинского монастыря. Сколько веков
стоял Сретенский монастырь, столько существовали и хоры при нём,
впервые получившие широкую известность в XVII столетии, когда певчие
обители сопровождали торжественные общегородские крестные ходы. А в
конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт вместе с ним не стало
и хора.
Свои нынешние черты хор возродившейся в 1994 году обители начал
приобретать около 10 лет назад. В 2005 году,
по благословению архимандрита Тихона (Шевкунова), хор возглавил его
нынешний регент Никон Степанович Жила, выпускник Российской
академии музыки им. Гнесиных, сын священника, с детства певший в хорах
Троице-Сергиевой Лавры. Вскоре, одновременно со службами,
Сретенский хор приступил к записи альбомов и активной концертной
деятельности.
- Каковы ваши открытия в композиции, интонации, лексике
лирической песни, в её стихе? (лирическая проникновенность,
лексический и звуковой повтор, нагнетание лирического мотива)
Прослушивание лирической песни «Вдоль по улице метелица метёт...»
Эта песня исполняется С.Лемешевым. С.Лемешев - русский советский
оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссёр, педагог.
Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй
степени (1941).. Дирижер В.Федосеев.
- Какие чувства вызывает у вас песня?
- Как исполняется песня на фоне музыки? Как звучит сама музыка
песни?
- Создаётся ли у вас при звучании музыки ощущение порыва ветра?
- Как вы думаете, нужна ли человеку лирическая песня? В какие
минуты жизни мы к ней обращаемся?
4. Подведение итогов работы.
- Какие группы народных песен существуют?
- Назовите особенности лирических песен.
5. Домашнее задание: чтение лирических песен, подготовка одной из
них с обоснованием выбора.