Конспект урока "Образ главного героя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"" 7 класс
Урок литературы в 7 классе
Тема: "Образ главного героя в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
Эпиграф:
“Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А
между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…”
(Н.В. Гоголь).
“Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не
создания фантазии, а слишком верные списки с натуры” (В.Г. Белинский).
Учитель. Цитаты, выписанные на доске, относятся к произведению, о котором мы
начинаем говорить. Прочтите их. Найдите в этих высказываниях общее.
(Выделить следует следующие сочетания: “всё взято живьём с природы“ — цитата 1-я;
“верные списки с натуры” — цитата 2-я.)
Учитель. Что высмеивает Фонвизин в комедии? Какие человеческие пороки?
(Фонвизин высмеивает человеческие пороки — жадность, невежество, деспотизм — и
старается воссоздать порождающие их ситуации, определённые временем, в котором
жил писатель.
Материал к уроку. Детство Дениса Ивановича Фонвизина прошло в доме его отца,
находившемся между нынешним Рождественским бульваром и Печатниковым
переулком. Девятилетним мальчиком он был записан солдатом в Семёновский полк и
числился там “недорослем”, отпущенным со службы для прохождения “указных наук”.
В апреле 1755 года в Москве открылся университет. Иван Андреевич Фонвизин,
человек среднего достатка, одним из первых подал прошение о зачислении в него
своих детей. “Он, — писал о своём отце Фонвизин, — не в состоянии будучи нанимать
для меня учителей для иностранных языков, не мешкал, можно сказать, ни суток
отдачею меня и брата моего в университет, как скоро он учреждён стал”.
Учился Фонвизин прекрасно. С 1756 по 1762 год его имя постоянно фигурирует в
списках отличившихся учеников, которые публиковались в газете «Московские
ведомости».
В 1760 году Фонвизина в числе лучших учеников направляют в Петербург для
представления куратору университета И.И. Шувалову. От этой поездки остались в
памяти два события: встреча с Ломоносовым и посещение российского театра.
“Действия, произведённого во мне театром, — вспоминал Фонвизин, — почти описать
невозможно: комедию, виденную мною, довольно глупую, считал я произведением
величайшего разума…” Тогда же Фонвизин познакомился с основателем русского театра
Ф.Г. Волковым (1729–1763) и выдающимся русским актёром XVIII века
И.А. Дмитриевским (1743–1821), впоследствии первым исполнителем роли Стародума.
Уже в гимназические годы Фонвизин внимательно присматривается к окружающей
жизни, изучает московский быт. Именно в Москве в нём начинает пробуждаться талант
сатирика. “Весьма рано появилась во мне склонность к сатире, — вспоминал Фонвизин.
— Острые слова мои носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то
обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою”.
Первая истинно русская комедия родилась в Москве. «Бригадир» (1769) стал крупным
шагом вперёд не только в творчестве Фонвизина, но и во всей драматургии.
Двенадцать лет отделяют «Бригадира» от шедевра Фонвизина — комедии «Недоросль»
(1781). Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ
в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И.А. Дмитриевским
в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: “московского российского театра цензор”,
испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.
Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось “пробить” постановку комедии:
24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге, а 14 мая 1783 года — в
Москве, на сцене театра Медокса.
Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его поставили на своей сцене студенты
университета. Появилось множество любительских постановок.
К 1788 году писатель подготовил материалы для первых выпусков предполагаемого
журнала «Друг честных людей, или Стародум». Екатерина II запретила Фонвизину
издавать его журнал, ибо «Стародум», судя по уже готовым статьям-письмам, должен
был продолжить прежнюю творческую линию: писатель предполагал изобразить и
крупную “скотину” (придворных), и “скотов” помельче, безгранично наглых в своей
безнаказанности, беспросветно тёмных в своём невежестве, убогих умственно и
опустившихся морально.
После запрета, наложенного на «Друга честных людей», Фонвизин решил попытаться
издать другой журнал — «Московские сочинения». Но и здесь его постигла неудача. В
1792 году великий сатирик умер, так и не реализовав многие из своих творческих
планов.
Учитель. Итак, из этого сообщения следует, что великий русский комедиограф ставил
перед собой вполне конкретную задачу. Сформулируйте эту задачу.
(Обличение человеческих пороков; изображение крупных “скотов” и “скотов” помельче,
безгранично наглых в своей безнаказанности, беспросветно тёмных в своём невежестве,
убогих умственно и опустившихся морально.)
Учитель. Наверное, вы понимаете, что невежественные и неграмотные, ограниченные
и примитивные взрослые вырастают из подростков. Неслучайно свою комедию
Фонвизин назвал «Недоросль», главным героем её сделал Митрофанушку Простакова, а
главной проблемой произведения стала проблема воспитания.
— Что же означает слово “недоросль”?
(Учащиеся обращаются к толковому словарю)
— Кратко охарактеризуйте героя. Какой он, по-вашему?
Учитель. Дома вы составили цитатную характеристику героя, подбирая его реплики,
по которым мы можем составить представление о его характере.
Словарная работа на доске.
Невежда — необразованный человек.
Невежа — невоспитанный человек.
Вывод. Сам герой говорит не так уж много. Но по этим репликам мы всё же можем
судить о нём. Мы убедились, что он невоспитан и необразован, но стоит ли
ограничиться таким категоричным суждением, ведь “Митрофан рассуждает по-своему
находчиво и умно” (Ключевский). Он изворачивается, хитрит, чувствует свою выгоду. В
общем, он не глуп.
От героя классической комедии мы ждём однозначного воплощения порока или
добродетели, но герой комедии Фонвизина не таков. Он живой человек, и в этом
новаторство Фонвизина, отмеченное критиками. Посмотрите ещё раз на эти
высказывания. Подчеркните уже конкретные слова, свидетельствующие, что именно
это получило высокую оценку Гоголя и Белинского.
Итак, наш герой не дурак плотно покушать, в нём кровь кипит, он непоседа, причём
силы его не востребованы, поэтому он всё время вертится, перевёртывается, бегает,
кстати, проявляет неплохую смекалку.
— С каким литературным героем-недорослем вы уже знакомы?
(Петруша Гринев из "Капитанской дочки)
Работа с таблицей на сопоставление. Возьмите таблицу, найдите в заголовке имена
персонажей. Прочтите первую цитату слева и найдите соответствующую ей справа.
Отметьте её цифрой 1. Прочитайте вслух обе цитаты. И так далее.
Петруша Гринёв
Митрофанушка Простаков
1. Времяпрепровождение героя
“Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в
чехарду с дворовыми мальчишками”.
“Троим учителям денежки платим. Для
грамоты ходит к нему дьячок от
Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его
один отставной сержант Цыфиркин… По-
французски и всем наукам обучает его
немец Адам Адамыч Вральман”.
2. Отношение к крепостному воспитателю
“Я твой господин, а ты мой слуга… Тебе
советую не умничать и делать то, что тебе
приказывают”.
“Нет-нет, матушка. Я уж лучше сам
выздоровлю. Побегу-ка теперь на
голубятню…”
3. Учителя
“Бопре в отечестве своём был парикмахером,
потом в Пруссии солдатом, потом приехал в
Россию… Обязан он был учить меня по-
французски, по-немецки и всем наукам…”
“Ну, ещё слово молви, стара хрычовка!
Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь
матушке, так она тебе изволит дать
таску по-вчерашнему”.
4. Отношение ученика к науке
“Батюшка вошёл в то самое время, как я
прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй
Надежды”.
“С тобою, дружок, знаю, что делать.
Пошёл-ко служить…”
5. Будущее
“Петруша в Петербург не поедет. Чему он
научится, служа в Петербурге? Мотать да
повесничать? Нет, пускай послужит он в
армии, да потянет лямку, да понюхает
пороху, да будет солдат, а не шаматон”.
“Г-жа Простакова (Правдину). Как,
батюшка, назвал ты науку-то? Правдин.
География. Г-жа Простакова
(Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи, Боже
мой! Пристали с ножом к горлу”.
Учитель. Идея создать обобщённый образ недоросля по литературным произведениям
пришла в голову известному русскому историку Ключевскому. Конечно, похожи эти
недоросли лишь до поры до времени — до перемены их судьбы. Поместное воспитание
лепило примерно одинаковые черты. Но помимо внешнего воспитания и образования
молодые дворяне получали ещё и нравственное, и тут, конечно, главную роль играли
родители.
Учитель. Итак сделайте обобщение по образу главного героя.
(Митрофан -- единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий
крепостник или государственный служащий. Сын Простаковой -- невежа, бездельник,
любимец матери. Митрофан -- недоросль и в моральном отношении, так как не умеет
уважать достоинство других людей. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и
предпочитает положение "недоросля". Комедия «Недоросль» не потеряла своей
актуальности и для нас.)
Домашнее задание.
Составить цитатные характеристики героев
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»"
- Конспект урока "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев"
- Конспект урока "Нравственная идея трагедии (творческая мастерская)" 7 класс
- Конспект урока ""Не дать погаснуть живому огню" (По рассказу Е. Носова "Живое пламя")" 7 класс
- Презентация "Биография и творчество Валентина Петровича Катаева"
- Конспект урока "Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»" 1 класс