Конспект урока "Петр Первый и его эпоха в поэме А. С. Пушкина «Полтава»"

Петр Первый и его эпоха в поэме А.С.Пушкина «Полтава».
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина, раскрыть историко-
литературное и жанровое своеобразие поэмы «Полтава»; познакомить с
эпохой Петра I и ее отражением в поэме; повторить особенности поэмы как
лиро-эпического жанра;
- развивать мыслительную деятельность, монологическую речь, навыки
выразительного чтения;
- воспитывать интерес к истории и литературе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Слово учителя о Пушкине.
Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре. Он
создал художественные ценности мирового уровня, стал как человек и как
художник символом русской духовной жизни. Каждое новое поколение,
каждая эпоха утверждают свое понимание поэта, видя в нем современника.
Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень
познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через
литературу. Пушкин, названный В.Ф.Одоевским «солнцем нашей поэзии», -
создатель «солнечной системы» русской литературы.
2. Назовите знакомые вам произведения А. С. Пушкина, распределив их
по жанрам.
Стихотворения:
_________________________________________________________________
Сказки:
_________________________________________________________________
Поэмы
_________________________________________________________________
Повести
_________________________________________________________________
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Сообщения учащихся о Пушкине и об истории создания поэмы
«Полтава», об эпохе Петра I.
В воспоминаниях современника А. С. Пушкина М. Юзефовича со слов
самого поэта сохранился рассказ о том, как создавалась поэма «Полтава»:
«Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома,
писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью
вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прихватывал,
он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на
скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у
него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в
сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой.
Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и
четвертой части».
- Как вы думаете, почему поэт, работавший над «Полтавой», слагал стихи
днем и ночью, за обедом и на бегу?
- Какую предварительную работу он провел?
- Какие исторические события, волновавшие А. С. Пушкина, отразились в
поэме «Полтава»?
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Слово учителя
Само название «Полтава» подчеркивает историческую, эпическую линию
поэмы.
В заметках о «Полтаве» Пушкин писал, что самая зрелая изо всех его
стихотворных повестей та, в которой почти все оригинально, - «Полтава»,
которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я
до сих пор ни написал» .
Это написано в 1830 году, значит, Пушкин в 1830 г. считал «Полтаву»
лучшей и притом наиболее оригинальной из своих поэм.
2. Рабочая тетрадь, тема 2, задание 4. Исследователь творчества С. М.
Бонди говорит о поэме «Полтава», как о новаторском произведении, в
котором А. С. Пушкин «объединил несколько важных политических и
личных тем, волновавших его в ту эпоху».
Первая тема «Полтавы», названная ученым, «судьба русского
государства среди других европейских государств, способность русского
народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими
противниками».
Другая тема, по словам исследователя, «тема частного человека,
раздавленного колесом истории».
Определите героев, стоящих в центре каждой темы, и назовите эпизоды, в
которых эти темы раскрываются.
а) Герои
_________________________________________________________________
Эпизоды
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
б) Герои
_________________________________________________________________
Эпизоды
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Рабочая тетрадь, тема 2, задание 5. Укажите сюжетные линии поэмы.
а)
_________________________________________________________________
б)
_________________________________________________________________
в)
_________________________________________________________________
г)
_________________________________________________________________
4. Рабочая тетрадь, тема 2, задание 6. В чем состоит основной конфликт
поэмы? Между какими героями он развивается?
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Вывод
В центре «Полтавы» - образ Мазепы. Его любовь и честолюбивые
замыслы не только определяют совокупность сюжетного материала поэмы,
но и связывают в единый узел обе линии, «романтическую» и
«политическую». Поэма объединена и построена вокруг одного героя, но все
же это историческая поэма.
В сюжетной линии «Полтавы» Мазепе противопоставлены две группы
героев: в любовно-семейной линии - Мария, Кочубей, молодой казак; в
политической и военной линии - Петр и Карл. Осуждение Мазепы
производится через противопоставление ему Петра.
Петр выступает как идеальный военачальник, и победа его предрешена
заранее, она предчувствуется уже во всем облике Петра. Сила Петра и правда
его в том, что он творит общегосударственное дело, в том, что он воздвигает
себе памятник «в гражданстве северной державы, в ее воинственной судьбе».
Для Петра, как и для его войска, битва - это тяжкое, но необходимое для
России дело, это труд, подобный полезнейшему и самому народному труду
пахаря: «Как пахарь, битва отдыxaeт». Петр обращается к своим воинам так
же, как говорят с людьми, приступая к работе: «За дело, с богом».
Петр не одинок, а окружен своими товарищами, «сынами», которые
видят в нем своего вождя.
В противопоставлении Петру дан в «Полтаве» Карл. «Венчанный
славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной» - отсюда и
слабость Карла перед боем.
4. Теория литературы
Поэма – лиро-эпический жанр
Лиро-эпический жанр жанр, который несет и лирическое (выражение
чувств) и эпическое (события) начало.
V. Этап информации о домашнем задании
Подготовить (по группам) сообщения о героях поэмы: Мазепа, Кочубей,
Мария.
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии
Дополнительный материал
Исторической основой «украинской» поэмы Пушкина стали события
Северной войны 1700-1721. Главным противником России в войне стала
Швеция. В 1708 г. шведский король Карл ХII, разбив союзников Петра в
Польше, начал наступление, целью которого было нанесение решительного
поражения русским на их собственной территории.
Украинский гетман Иван Мазепа решил изменить русскому царю и перейти
на сторону шведов (Украинский Гетман - правитель той части Украины,
которая со второй половины XVII века входила в состав Русского
государства). Он пригласил шведского короля на Украину, обещая ему
продовольствие, военные припасы и помощь всего населения Украины.
Обещания исполнены не были - за Мазепой пошло лишь небольшое число
казаков, а решительные (и порою жестокие) действия царских войск, а также
мужественное сопротивление гарнизона крепости Полтава, осажденной
шведским войском, привели к тому, что Карл XII, по существу, оказался в
ловушке. Войско его таяло, боеприпасы кончались, Полтава не сдавалась.
Летом 1709 под Полтавой появилась русская армия во главе с самим царем и
блокировала обескровленную шведскую армию. Единственным выходом для
Карла было дать генеральное сражение. Он надеялся на то, что его солдаты,
считавшиеся лучшими в Европе, не подведут своего короля. Шведское
войско действительно сражалось храбро, но было наголову разбито. Карл и
Мазепа бежали в Турцию. Военное счастье окончательно склонилось на
сторону России, в единый миг сделавшейся великой державой, самым
могучим государством в тогдашней Восточной Европе. Впрочем, война
против Швеции тянулась еще более десяти лет.
Пушкин хорошо знал и любил Украину, с которой познакомился во
время своей южной ссылки. Он также живо интересовался событиями
петровской эпохи более поздней период он в качестве официального
историографа с увлечением займется архивными изысканиями по истории
Петра Великого). В своей поэме, при всех ее поэтических красотах и
романтическом пафосе, он детально восстанавливает ход знаменитой битвы.
Он дает понять, что ранее шведы почти не знали поражений («сыны
любимые победы»), показывает, как развивались в тот день боевые действия:
сначала шведы прорываются сквозь линию русских укреплений, откуда их
обстреливает русская артиллерия («сквозь огнь окопов рвутся шведы»), несут
большие потери и теряют наступательный порыв («уходит Розен сквозь
теснины, сдается пылкий Шлиппенбах»), затем в сражении наступает пауза
(«как пахарь битва отдыхает») - и наконец дело доходит до решительной
схватки, в которой русские одерживают решительную победу. Он точно
характеризует психологическое состояние военачальников - Петра и Карла,
дает потрясающие по своей меткости характеристики сподвижникам Петра
птенцы гнезда Петрова», «счастья баловень безродный, полудержавный
властелин»), прочно вошедшие в наш исторический лексикон.