Конспект урока "Б. Екимова «Ночь исцеления»" 8 класс

Смирнова Л.И.
Урок-размышление (по рассказу Б.Екимова «Ночь исцеления»): пути формирования
исследовательских навыков в работе с текстом художественного произведения на
уроках литературы в 8 классе.
Цели урока:
совершенствовать навыки исследовательской работы с художественным текстом;
расширить представления учащихся о роли художественной детали и слов-мотивов
в художественном произведении;
вызвать чувство сопричастности к трагедии людей, переживших ужас войны;
совершенствовать умение презентовать результаты своих исследований.
Ход урока.
1. Урок начинается со вступительного слова учителя.
В истории нашей родины произошло немало знаменательных событий, но одно из них
до сих пор не отпускает сердца людей, отзываясь в них слезами горя и радости
одновременно, - это победа нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945
годов. Эта война «прошлась» по душам не только тех, кто бил врага на поле боя или
мужественно переносил муки плена, но и мирных жителей, самоотверженным трудом
приближающих заветный день 9 мая 1945 года.
Страшные военные годы для кого-то прошли, а для кого-то и нет. Кто-то прожил
горькое и забыл, а кого-то оно и по сей день не отпускает.
Как жить с этим? Как преодолеть нестерпимую боль, испытанную когда-то? Как
исцелить свою душу и кто в этом сможет помочь?
Об этом рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления», который вы должны были прочитать
самостоятельно.
Сегодня на уроке , перечитывая его, поразмышляем над трудными вопросами, которые
не дают покоя его героям, постараемся найти на них ответы. Поучимся понимать не
только то, о чём хотел сказать автор, но и как это ему удалось с точки зрения
художественной.
2. Учитель предлагает учащимся послушать финал рассказа и зачитывает его:
«Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но
вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчётливо понял – ни слова, ни
даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю
ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление»
О каком и чьём исцелении идёт речь в финале рассказа?
Это и есть основополагающий вопрос нашего урока (записан на доске).
3. Следующий этап урока – аналитическая работа по тексту.
Рассказ открывается сценой приезда внука на каникулы к бабушке. Учащиеся
прочитывают эту сцену и комментируют её в направлении следующих вопросов и
заданий:
Как чувствовала себя баба Дуня до приезда внука?
Выберите и назовите художественные детали, передающие изменения в душевном
состоянии героини в связи с приездом внука.
Чем стал для бабы Дуни приезд внука?
Размышляя над этой сценой, учащиеся приходят к выводу, что приезд внука помог бабе
Дуне забыть об одиночестве. Ей было теперь для кого жить, о ком заботиться.
В это время целесообразно задать вопрос: почему же баба Дуня, имея, кроме внука,
сына и дочь, чувствовала себя одинокой и так редко бывала у них в гостях?
Отвечая на него, учащиеся выявляют причины одиночества героини.
Задаём уточняющие вопросы:
Как Гришины родители относились к тревожному сну бабы Дуни?
Поддерживали ли они её? В чём проявлялась их забота?
Почему лекарства не помогали бабе Дуне?
Путём размышления и анализа текста учащиеся приходят к выводу, что сын и дочь бабы
Дуни, «свив гнездо в городе», отдалились от матери, которой так их не хватало. Приезд
бабы Дуни был им в тягость. Они не старались понять её, разобраться в причинах её
ночных кошмаров, а лишь ограничивались обращением к врачу, к лекарствам, которые не
помогали, да и не могли помочь. Ведь этой одинокой женщине, чтобы преодолеть
внутреннюю драму, нужно было совсем другое лекарство
Переходим к анализу ключевых эпизодов рассказа – «Первая тревожная ночь внука в доме
бабы Дуни», «Вторая бессонная ночь Гриши». Презентация мини-исследований
учащихся, которые они проводили в группах (класс делился на две группы), опираясь на
компетентностно-ориентированные задания карточек-инструкций.
Карточка-инструкция №1.
Перечитайте фрагмент текста рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления», начиная со слов
«Укладывались спать…» и до слов «Утром ушёл на рыбалку», и исследуйте его в
направлении следующих вопросов и заданий:
Почему баба Дуня, предупреждая внука о том, что с ней происходит ночью,
говорит об этом «совестясь»?
Как отреагировал Гриша на слова своей «бабани» и почему?
Что разбудило Гришу среди ночи и какое чувство он испытал?
Сосредоточьте внимание на содержании сна героини. Выберите и выпишите
детали, помогающие представить происходившее много лет назад. Помните:
художественная деталь одно из средств создания образа, которое помогает
представить воплощённый характер, картину, предмет, действие в их
неповторимости.
Обратите внимание: героине часто снится, что она потеряла карточки. Что во
время войны для мирных людей означали карточки? Почему их потеря
воспринималась так трагически? Познакомьтесь с данной ниже информацией.
Информация.
Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов
при нормированной системе их распределения. Обычно их не восстанавливали в
случае потери.
Почему баба Дуня так трагически воспринимает изъятие у ней мешков с
желудями?
Выберите и выпишите художественные детали, с помощью которых автор передаёт
состояние героини в те страшные дни.
Проследите по тексту за тем, как ведёт себя Гриша, поняв в эту ночь, что кричала
баба Дуня. Выберите и выпишите детали, с помощью которых автор раскрывает не
только то, что чувствовал мальчик в эту ночь, но и как он действовал. Обратите
внимание на то, что особенно поразило Гришу.
Почему утром внук, глядя на бабушку и вспомнив её лицо в слезах, «поспешил2
уйти?
Обратите внимание: автор достаточно подробно описывает, как после 1 ночи
мальчик с друзьями катается на лыжах, как ему хорошо, а дальше в рассказе эти
описания отсутствуют? Подумайте, почему.
Обобщите наблюдения и подготовьте презентацию своего исследования для
класса.
Карточка-инструкция №2.
Перечитайте эпизод, посвящённый второму сну героини, со слов «И пришла ночь…»
и до конца рассказа. Исследуйте его, используя данные ниже вопросы и задания.
Опорные вопросы и задания:
Вспомните, какой совет дала мать Грише, о чём он думал по пути домой, какой
вопрос не давал ему покоя.
Выберите и выпишите художественные детали, с помощью которых
раскрывается душевное состояние мальчика в этот момент.
Почему Гриша в эту ночь «не лёг, а сел в постели»?
Обратите внимание на пейзажную зарисовку: «За окном светила луна. Снег
белел. Чернели сараи». Какую роль, по-вашему, играют цветовые детали в ней
и как они соотносятся с внутренним состоянием мальчика и ночными
переживаниями его бабушки?
Что почувствовал Гриша, услышав «невнятное бормотание» из бабушкиной
комнаты? Выберите и выпишите художественные детали, передающие
душевное состояние мальчика.
Подумайте, почему Гриша, вопреки совету матери, не крикнул на бабушку, а
стал «убеждать её мягко, ласково».О каких изменениях в душе героя
свидетельствует такое его решение?
Проследите за тем, какие чувства испытал мальчик после 1 ночного «диалога» с
бабушкой. Какие художественные детали передают его внутренние
переживания?
Обратите внимание, как изменяется состояние Гриши в тот момент, когда баба
Дуня снова заговорила. Как действует мальчик?
Автор снова вводит в текст пейзажную зарисовку: «Кособокая луна, опускаясь,
глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами». Обратите внимание
на детали, формирующие пейзаж и подумайте, как он связан с финалом
рассказа.
Перечитайте внимательно финал рассказа и подумайте, почему Гриша
приходит к выводу, что нельзя говорить утром с бабушкой о событиях ночи.
Как это решение связано с внутренними изменениями, которые в нём
произошли?
Обобщите наблюдения и подготовьте презентацию своего исследования для
класса.
Приводим фрагменты из выступлений учащихся.
1 группа.
Мы исследовали фрагмент текста рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления», посвящённый 1
сну героини, и обнаружили, что она «чувствовала себя виноватой», «горевала»,
разговаривая и крича во сне. Вот почему, предупреждая внука о том, что с ней происходит
по ночам, говорит об этом «совестясь». Но Гриша пока только «отмахивался» от её слов,
т.к. не осознал ещё серьёзности того, что происходит с его бабушкой. Услышав же среди
ночи крик бабы Дуни, мальчик испытал 1 потрясение. Автор передаёт его состояние с
помощью выразительной детали – «страх обуял».
Раскрывая содержание 1 сна бабы Дуни, автор обращает наше внимание на детали,
помогающие представить происходившее много лет назад: потерянные карточки,
отобранные мешки с желудями. Эти детали «объясняют» внутреннюю драму героини:
потерять во время войны карточки, лишиться мешков с желудями – значит обречь свою
семью (а бабы Дуни трое детей) на голодную смерть. Вот почему, переживая заново во
сне трагедию военных лет, баба Дуня плачет «настоящими» слезами, что и поражает её
внука больше всего.
Автор умело отбирает детали, раскрывая с их помощью внутреннее состояние героини в
те далёкие страшные дни: «тяжёлое дыхание», «запричитала», «словно выпевала тонко и
болезненно имена детей», «не сразу отступало» пришедшее во сне, «ворочалась»,
«вздыхала», «закричала», «рыдания оборвали крик».
Интересно было проследить за реакцией Гриши на увиденное и услышанное сразу после
пробуждения бабушки и спустя некоторое время. Сначала он воспринимает прошлое
отстранённо: автор описывает, как он катается с друзьями на лыжах, как ему хорошо. Но
дальше в тексте мы не увидим подобных описаний: мальчик постепенно начнёт взрослеть,
проникаясь тем, что когда-то испытала его бабушка. Не случайно Гриша, вспомнив лицо
бабы Дуни «в полутьме, в слезах», «поспешил» уйти. Эта деталь свидетельствует о том,
что воспоминание «резануло его по сердцу», мучило, заставляло думать, переживать, а это
нелегко.
Итак, умело используя художественные детали, раскрывающие внутреннее состояние
героини и её внука, автор убеждает нас в том, что война страшна по своей сути, так как
калечит души людей, не давая им возможности освободиться от горя, пережитого когда-
то. Мы пронаблюдали и за тем, как меняется характер героя, который нравственно
взрослеет, разделяя боль близкого ему человека. Это мальчик не равнодушный, а
размышляющий над тем, что видит и слышит, что помогает в трудный момент принять
верное решение.
2 группа.
Мы исследовали эпизод, посвящённый 2 сну героини, и вот что нам удалось
пронаблюдать. Автор сразу обращает наше внимание на то, что в эту ночь Гриша уже не
лёг в постель, понимая, какие испытания ждут его впереди.
Описание сна предваряется пейзажной зарисовкой. Деталь со значением чёрного цвета
(«чёрные сараи») соотносится с внутренним состоянием героев, души которых наполнены
тревогой, страданием, болью. Но преобладают здесь детали со значением белого цвета (
«светила луна», «белел снег»), что даёт надежду на преодоление героиней внутренней
драмы.
Отбирая детали и выстраивая их определённым образом, автор показывает, как
нарастают страдания мальчика, сердцем чувствующего чужую боль: в душе «что-то жгло
и жгло», пил крепкий чай, чтобы ночью «не сморило», «ждал», «поднялся и пошёл»,
испытал «невольную дрожь», «глубоко вздохнул, чтобы крикнуть, даже ногу понял
топнуть», «сердце облилось жалостью и болью», «забыв обдуманное, опустился на
колени», «стал убеждать мягко, ласково», «бил озноб», «нельзя было согреться», «слёзы
катились и катились», «в жизни чужой… виделось ему…такое горькое, такая беда и
печаль», как только баба Дуня заговорила, «забыл обо всём, ясной стала голова, ушла из
тела дрожь».
Через эти детали автор показывает, как внутренне взрослеет мальчик. Перед нами уже
не тот Гриша, который отстранённо воспринимал прошлое («стало думаться об утре, о
рыбалке»). Теперь это прошлое вошло в его детскую жизнь, отозвавшись болью в сердце.
Автор снова вводит пейзажную зарисовку, которая связана с финалом рассказа,
звучащим жизнеутверждающе. В природе победил свет («беле снег, посверкивая живыми
искрами»), и в жизни бабы Дуни и её внука наступит светлая полоса. Ведь повзрослев за
две пережитые ночи, Гриша находит правильный ответ на вопрос: «Как помочь ей?».
«Нужно делать и молчать. И придёт исцеление».
Итак, через художественные детали, пейзажные зарисовки автор раскрывает сложный
процесс, происходящий в душе маленького человека, - процесс его нравственного
взросления.
Учащиеся в ходе работы с карточками-инструкциями совершенствуют навыки
самостоятельного исследования текста и презентации своих наблюдений. Активизируются
их знания о характере героя, данном в развитии, о роли художественной детали в
эпическом произведении малой формы. Таким образом, формируются такие ключевые
компетентности, как компетентность разрешения проблем, информационная,
коммуникативная.
Акцентируем внимание школьников на основных мотивах рассказа – мотивах сна и
сердца и предлагаем поразмышлять над ними.
По заданию учителя ребята находят в тексте предложения, в которых несколько раз
употребляется слово «сердце» по отношению к Грише, и высказывают свою точку зрения
на роль этого слова-мотива в рассказе.
Из выступлений учеников.
Слово «сердце» в рассказе звучит как мотив , символизируя душевную боль,
сострадание, сочувствие к людям, пережившим войну.
Сердце Гриши выступает в рассказе в роли целителя. Ведь именно мальчику с чутким
сердцем удалось сделать то, что не по силу оказалось взрослым.
Обращаем внимание учащихся на то, что мотив сердца связан мотивом сна. Учащиеся
высказывают свою точку зрения о роли этого мотива в рассказе.
Из выступлений учеников.
Мотив сна в рассказе – это воспоминание, проживание заново давно прошедших
трагических событий военных лет.
В заключении учащиеся снова обращаются к основополагающему вопросу урока, а
учитель предлагает им ответить на него.
Размышляя над рассказом, школьники приходят к выводу, что слово «исцеление»,
вынесенное в заглавие произведения, имеет отношение к двум его героям – бабе Дуне и её
внуку. Речь идёт о душевном исцелении Гриши, изменившемся внутренне, научившимся
сопереживать и быть милосердным. Начинается и постепенное исцеление раной души его
бабушки.
Домашнее задание
Сочинение – рассуждение на тему «Что нового я узнал(а) о войне, прочитав рассказ
Б.Екимова «Ночь исцеления»