Конспект урока "В. Астафьева «Пролетный гусь»" 7 класс
Урок-встреча с литературным героем по рассказу В. Астафьева
«Пролетный гусь» в 7 классе
Гульгена Данилевна Назмиева, учительница русского языка и литературы
Староузюмской СОШ Атнинского муниципального района
Цели урока:
1) познакомить учащихся с рассказом В. П. Астафьева «Пролетный
гусь»;
2) формировать умение анализировать литературное произведение;
3) обратить внимание учащихся на своеобразие трактовки темы
войны в произведениях современной литературы на примере данного
произведения;
4) научить сопереживать; воспитывать такие черты личности, как
доброта, уважительное отношение к людям.
Оборудование:
1) выставка книг писателя;
2) портрет писателя;
3) текст произведения;
4) магнитофон.
Эпиграф к уроку (на доске):
Война все равно осталась противоестественным состоянием для
каждого человека, не потерявшего людской облик.
(В. П. Астафьев)
1. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы встретимся с героем рассказа В.П. Астафьева
«Пролетный гусь». Он расскажет нам о себе, а вы попробуете понять
состояние души главного героя и поразмышляете о его судьбе и судьбе
демобилизованных солдат.
2. Ход урока
Звучит медленная мелодия. Тихо входит герой произведения В.
Астафьева «Пролетный гусь» Данила, садится и начинает неторопливо
рассказ о своей жизни.
- Свело нас с Мариной , в долгом послевоенном пути прямо на
железной дороге. Днем я приметил возле водокачки худенькую, коротко
стриженную девушку, сидящую на чемодане, спиной прислонившуюся к
обогретой стене кубового помещения. Хотел заговорить с ней, но о чем
заговорить, не знал и оттого не заговорил. Что-то было в ней, в той опрятно
одетой военной девушке. Серьезная была девушка, строгая, хорошими
родителями воспитанная. Но ноги мои сами вели меня к той водокачке, и не
вели — прямо так вот и тащили.
Инсценировка знакомства героев:
Данила и Марина (звучит музыка)
Данила:
— Здравствуйте, девушка.
Марина:
— Здравствуйте, здравствуйте. Вы кто будете?
Данила:
— Да никто, днем приходил за кипятком и вас заприметил.
Марина:
— Заприметил, значит?
Данила:
— Заприметил.
Марина:
— А ты с какого эшелона и как тебя зовут?
Данила:
-- Зовут меня Данилой, фамилия у меня будет Солодовников.
Марина:
— А меня зовут Марина, и сижу я здесь четвертые сутки.
Данила:
— Вот как. Чего же делать-то?
Марина:
— А вот чего. Ты возьмешь меня с собою. У вас все же эшелон есть, и
он поздно или рано все равно куда-то пойдет.
Данила:
— Конечно, поздно или рано. Только как быть-то, одна солдатня в
вагоне, да и в эшелоне почти во всем.
Марина:
— Скажешь, я твоя родственница, двоюродная сестра, ты меня
нечаянно встретил.
Данила:
— Ну-у, коли так, оно конечно.
Марина:
— А раз конечно, бери чемодан — и айда к тебе домой.
Данила:
— Ну-у, айда так айда. (Оба уходят, Данила возвращается и
продолжает свой рассказ).
- Вскоре стали мы мужем и женой, приехали в город Чуфырино.
Сколько бед и радостей ожидало нас в этом городишке…Судьба свела нас с
Виталией Гордеевной, она обеспечила нас жильем, помогла устроиться на
работу и была огромной опорой во всем, особенно когда появился на свет
наш Аркаша – наше единственное счастье на этом свете… (пауза) Но нашего
счастья надолго не хватило – Аркаши не стало. Как сегодня помню, мы с
Мариной вдруг сцепились над его могилой в неистовом объятии и выли
громко, пока был голос, потом уж плакали молча до тех пор, пока не иссякли
слезы и силы…(пауза)
Скоро последуем и мы с Маришкой за сыночком нашим. Да, не были
мы научены жить, не было места нам на этой Богом проклятой земле.
(Данила уходит.)
3. Формирование умений и навыков анализа
Учитель:
- Какое впечатление произвела на вас встреча с героем рассказа?
- Как вы думаете, о чем этот рассказ: о войне, о любви, о смерти или
сложности человеческих судеб вообще?
4. Работа в группах
Задание для первой группы:
1. Как меняется мир вокруг героев? Расскажите о жизни героев в
этот период? Можно ли назвать его счастливым?
2. Чем измеряется время в этом мире и почему оно словно
замедляет свой бег?
3. Какой художественный образ является центром мира, в который
попадают герои?
Задание для второй группы:
1. Как ведёт себя Данила в качестве “главы семьи”?
2. Как относится к герою автор? ( Проследите, какие глаголы
использует автор для описания его действий, поступков).
3. Согласны ли вы с Мариной, что Данила– “чудушко неразумное”?
Задание для третьей группы:
1. Нравятся ли вам отношения между Виталией Гордеевной и
молодыми квартирантами?
2. Почему становятся Данила и Марина “роднее родных”?
3. Как вы считаете, почему нет такого душевного родства между
матерью и сыном?
5. Работа над текстом рассказа
- Что является завязкой в рассказе? Где и при каких обстоятельствах
встретились главные герои рассказа — Данила и Марина? («...Свело их,
Марину и Данилу, в долгом послевоенном пути, прямо на железной дороге»,
— это и есть завязка.)
- Какие возможности открывает перед автором мотив дороги?
(Позволяет показать послевоенную страну: «На станциях вдоль эшелона,
всяк со своей посудинкой, выстраивались оборванные ребятишки, молча
протянув руку. Стояли старики, кособочась, на тележках к линии
выкатывались инвалиды. Много было инвалидов, и сама сплошь поувеченная
земля выглядела инвалидно».)
- Что известно о довоенном прошлом героев? Что общего в их судьбах?
(Марина. «Родилась она — по документам — в Ленинграде, была еще
крошечной, когда ее родителей, папу, затем и маму, куда-то завербовали и
увезли, более о них ни слуху ни духу не было. Папина сестра какое-то время
держала девочку в виду, собиралась со временем, когда разрешат, забрать ее
из детского спецприемника. Но началась война, тетя попала в блокаду,
видимо, там и погибла. На письма, которые посылала Марина в Ленинград,
никто не откликался, или они возвращались с пометкой „адресат не
значится“».
Данила. «Он рос в семье ссыльного дяди, который, по сообщению его
жены Дарьи Фоминичны, погиб на войне, ребятишек, а их накопилась куча,
пришлось горемычной женщине сдавать в детдом, сама же она, видать, тоже
сгинула в военной коловерти или переехала куда. Сколько ей ни писал
Данила — ответа не было». «В армию он был призван из серенького
райцентра, где учился в двухгодичном РЭУ на полевода для совхоза, к
городку прилегающего, важным кадром земледелия быть намечался. Что
такое поле и полевод, он толком не успел узнать, спешно загребли почти все
училище в армию и затем направили на фронт».
Общее. Оба героя — сироты, на войну Марина и Данила попали в
очень молодом возрасте, прямо со школьной скамьи. У них, выражаясь
словами автора, «короткая, не насыщенная жизнью биография». Им обоим
некуда ехать, у них нет родственников, нет имущества, кроме чемоданчика
Марины; героев никто и нигде не ждет, они не могут рассчитывать на чью-то
помощь.)
- Как складывается жизнь героев после войны? (Марина и Данила
оседают в маленьком городке Чуфырино и постепенно начинают привыкать
к мирной жизни: находят жилье, устраиваются на работу. Трудолюбием и
бескорыстием они завоевывают любовь сначала квартирной хозяйки,
Виталии Гордеевны, а затем и других жителей городка: «...медсестре кто
бидончик молока, кто творожку, когда и сметанки принесут, когда и
рублишко, когда и пятерку незаметно в карман халатика сунут». В молодой
семье рождается сын Аркаша.)
- Что разрушает налаживающуюся жизнь молодых людей?(Болезнь
ребенка, приезд сына хозяйки с женой.)
- Какова роль Владимира Федоровича Мукомолова и его жены Нелли в
повествовании? Как относится к ним автор?(Труженикам Марине и Даниле
противопоставлены самодовольные мещане Владимир Федорович и Нелли
Сергеевна. С их появлением в рассказе начинает звучать тема истинного и
ложного героизма и тема мещанства. Мукомолов не воевал, всю войну
отсиделся в политотделе; однако его задевает, что у «парнишки, молокососа»
гораздо больше боевых наград (эпизод — новоселье у Мукомоловых).
«Приехали супруги Мукомоловы с кучей добра, румяные, пригожие, на
дворян похожие». Особенно страшно, что они сильнее, они наделены
властью, богаты, успешны. Мукомолову «предложили возглавить партком
нового завода», «закрепили персональную черную „Волгу“».Автор открыто
высказывает свое отношение: «Неужели они оба... не понимают, что
путались в ногах воюющих, теперь вот путаются в ногах работающих людей,
мешают им нормально жить и трудиться?» Именно они, Мукомоловы, пусть
косвенно, становятся виновниками гибели Аркаши и Данилы (эпизод с
ружьем), а затем и Марины (эпизод выселения Марины).)
- Какой эпизод можно считать кульминацией рассказа?( Возвращение
Марины и Данилы с похорон Аркаши (со слов «домой шли отчужденно, по
отдельности...» до конца главки).)
- Как раскрывается в этом эпизоде основная идея рассказа?
(Наибольшую идейную нагрузку несут слова Данилы: «Да не научены, не
умеем мы жить!.. Какой я муж? Какой я отец? Не гожусь я на эти
ответственные должности!» Война разрушает не только города, самое
страшное — она разрушает человеческие души. И особенно она губительна
для молодых, неокрепших, для тех, кто не имеет опыта мирной жизни.
(Вспомним, что у героев не было родителей, они попали на фронт в очень
юном возрасте.))
- Почему рассказ заканчивается смертью героев (развязка)? (Автор
подчеркивает, что война ужасна, последствия ее неизгладимы в душах людей
поколения войны.)
- Символом чего является «гусь — ...редкая здесь птица, бывает только
пролетом»? (Трактовка этого образа может быть двоякой. С одной стороны,
этот образ можно связать с судьбой Данилы, Марины и Аркаши: их жизнь
оказалась короткой, они не задержались на земле, словно «пролетели» мимо
жизни, так и не сумев найти в ней место для себя. С другой стороны, этот
образ может быть понят как символ краткого, «пролетного» счастья, которое
так редко в человеческой жизни и которое очень трудно поймать, удержать.
Эта трактовка подчеркивает свойственное Астафьеву трагическое ощущение
хрупкости, мимолетности бытия.)
6. Домашнее задание
На выбор:
1. Какое впечатление произвел на меня рассказ «Пролетный гусь»
(сочинение-миниатюра).
2. Подготовить выступление на тему «Судьба демобилизованных
солдат в послевоенные годы».
7. Вывод
Учитель:
- Мы сегодня познакомились с мужчиной, чья судьба, я думаю,
взволновала вас. Мы ясно увидели его: он сидит в раздумьях и рассказывает
свою историю нам, случайным собеседникам, без всяких эмоций. Жизнь
сломала его.
Астафьев верен себе до конца, когда в рассказе касается военной темы:
нет в авторской оценке полутонов, фальшивых ссылок на что-то и кого-то.
Все названо своими именами. И если сам Астафьев, воюя, знал и видел, что
простой солдат для многих стратегов и тактиков только пушечное мясо, то
об этом и честно писал (вспомним «Прокляты и убиты»).
Авторская позиция в рассказе скрыта, но думающий читатель
понимает, что свои сокровенные, выстраданные мысли Астафьев доверяет
любимым героям. Вот и Марина, похоронив мужа, на подводе неожиданно
начинает вспоминать, «как они познакомились с Данилой, как приехали в
Чуфырино, и очень хвалила солдат-спутников, в первую голову старшего
вагона Оноприйчука, который, конечно же, вместе с солдатами скоро усек,
что Данила и Марина никакие не брат и сестра, но не прогнал их, и более
того, даже и виду не подавал, что все про все знают, - во какие
замечательные люди были, - вздохнула Марина. – И эти вагонники тоже
замечательные ребята, помогли вот, помянули».
В этих словах Марины Солодовниковой, женщины, потерявшей все:
мужа, сына надежду – формула настоящего человеческого общежития. В
этих словах заключен сакральный смысл: «прими и помоги». Очень просто
для хороших людей и очень трудно для общества.