Сценарий литературного бала
1
Сценарий литературного бала.
2
Негромко звучит музыка, полумрак. На сцене появляется ведущий (хозяин бала). Без фрака,
подходит к столу, что-то пишет, перебирает листы. Следом подходит ведущая (хозяйка бала), в
руках, фрак. Загорается свет.
Хозяйка.: В темноте… Один… О чем на этот раз размышляешь?!
Хозяин.: Уже февраль…
Хозяйка.: И что?!
Хозяин.: Как время быстротечно…
Хозяйка.: Да время. Кстати, его-то у нас и нет: скоро гости соберутся.
Хозяин.: Какие гости?!
Хозяйка.: Да ты что?! Забыл? Сегодня у нас бал, гости уж у дверей!
Хозяин.: Ах, женщины, вам только развлекаться.
Хозяйка.: Что это значит?
Хозяин.: Нет у вас глубоких чувств, серьезных мыслей в голове, одни лишь пустяки.
Хозяйка.: Ах, так?! А что о нас ты знаешь, о женщинах?! Наряд, прическа, украшенья – это лишь
внешнее. А чувства и мысли у нас порою глубже чем у вас, мужчин!
Хозяин.: Ну, не смеши! Готов с тобой поспорить
Слуга: Господа! К вам гости!
Хозяин.: Придется спор нам отложить.
Хозяйка.: Ничуть! Давай поговорим сегодня на нашем балу о женщине. Женщине как о
воплощении самого прекрасного, идеального. Поговорим о прекрасном идеале,
вдохновлявшем великих мастеров на создание бессмертных творений. И ты поймешь,
что женщина, не просто украшенье. В ней есть и ум, и свет, и мудрость, чистота,
самоотверженность и страсти! Да что тут говорить, смотри! Ты всё увидишь сам!
Танец (вход участников)
Гости расходятся по своим местам. Хозяин провожает взглядом дам.
Хозяин.: Да, хороша!
Хозяйка.: А где же глубокие мысли и чувства?
Хозяин.: Уволь! Смотреть на эту красоту и думать о высоком?
Хозяйка.: Опять виновны мы! Позволь тебе напомнить, что издавна поэтов и героев вдохновляла
на подвиги женская красота.
Хозяин.: Шерше ля фам?!
Хозяйка.: Вот именно!
Хозяин.: Ну, это было в прошлом! Елен Троянских сейчас уж нет!
Хозяйка.: Ты так уверен?
Хозяин.: Погоди? Кто это там?
Инсценировка отрывка «Война и мир» (Ночь в Отрадном)
Хозяйка.: О, князь Болконский! Вы сегодня с нами?
Болконский: Да, прибыл по делам, да задержался!
Хозяин.: Ваше сиятельство, лёгко как!
Болконский: Что? Да, верно, весна уж скоро.
Хозяйка.: Как вы мрачны.
Болконский: Я ехал к вам и размышлял…
Хозяин.: О чем же?
Болконский: Проезжая, я на краю дороги увидел дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, он был
в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два
обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей
старыми болячками. С огромными своими неуклюже, растопыренными корявыми
3
руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между
улыбающимися березами. Только он один не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам
все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет
ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели,
всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни
выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим
надеждам и обманам».
Как мне напомнил это дуб меня… Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай
другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, наша жизнь
кончена!
Хозяйка.: Ах, князь! Ну что вы, в самом деле!
Хозяин.: Кругом же бал, ну, улыбнитесь! Какие дамы вас окружают, взгляните! Какие им
слагаются стихи!
Чтец: Едва явилась ты - я был тобой пленен.
Знакомый взор искал я в незнакомом взоре.
Ты вспыхнула в ответ, - так, радуясь Авроре,
Вдруг загорается раскрывшийся бутон.
Едва запела ты - я был заворожен,
И ширилась душа, забыв земное горе,
Как будто ангел пел, и в голубом просторе
Спасенье возвещал нам маятник времен.
Хозяин.: И верно, спойте нам, о мире, о весне…
«Дуэт Лизы и Полины» (П.И. Чайковский. «Пиковая Дама»)
На сцену поднимаются Наташа и Соня. Князь Андрей остается под сценой.
Наташа: Только еще один раз.
Соня: Да когда же ты спать будешь?
Наташа: Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз...
Два женских голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.
Соня: Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
Наташа: Ты спи, а я не могу. Соня! Соня! Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть!
(Наташа подходит к краю сцены. Князь Андрей замирает, слушает) Ах, какая
прелесть! Да проснись же, Соня, (со слезами в голосе) Ведь эдакой прелестной ночи
никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что-то отвечала.
Наташа: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька,
голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила
бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот
так!
Соня: Полно, ты упадешь. (Наташа делает вид, что хочет взлететь, борьба и недовольный голос
Сони) Ведь второй час.
Наташа: Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди… Ах, Боже мой! Боже мой! что же это
такое! Соня, Соня! (Девушки уходят).
Болконский: И дела нет до моего существования… Как хорошо быть таким молодым и
беззаботным, как ждать весну.
4
Хозяйка.: Но ведь и старый дуб, весною расцветет. И весь преображенный, раскинувшись шатром
сочной, темной зелени, будет млеть, чуть колыхаясь в лучах солнца. Ни корявых
пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не будет видно. А сквозь
столетнюю жесткую кору пробьются сочные, молодые листья, так что верить нельзя
будет, что это старик произвел их.
Болконский: Вы правы! Нет, жизнь не кончена и тридцать один год.
Появляется Наташа.
Болконский: Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам,
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам?
Давно ли я, убитый, безотрадный,
В жестокой грусти тайно изнывал,
Давно ль, к тебе бесчувственный и хладный,
Твой чистый дар с презреньем отвергал.
Вдруг весь волшебный мир воображенья
Открыла мне в прелестнейших мечтах,
И пробудилась жажда песнопенья,
И вспыхнул огнь на радостных струнах.
В горящих нервах вымыслы родятся,
И думы роем вьются надо мной,
Мелькнут... исчезнут... снова вдруг толпятся
Забыто все... сон, пища и покой.
Пылает кровь в порывах вдохновенья.
Я в исступленьи день и ночь пою!
Нет сил снести восторгов упоенья,
Они сожгут всю внутренность мою!
Спаси меня, склонися к сожаленью,
Смири волненья страстных чувств моих,
Нет, нет, волшебница, не верь моленью!
Дай умереть у ног твоих!
Хозяин: Нет, нет! Лишь, только жить!
Хозяйка: И танцевать!
Танец «Вальс» (общий)
Чтец: Как ты бесхитростна! Ни в речи, ни во взоре
Нет фальши. Ты сердца влечешь не красотой,
Но каждому милы твой голос, облик твой,
Царицей ты глядишь в пастушеском уборе.
Вчера текли часы в веселье, в песнях, в споре,
Твоих ровесниц был прелестен резвый рой.
Один их восхвалял, и порицал другой. -
Но ты вошла - и все, как в храме, смолкло вскоре.
Не так ли на балу, когда оркестр гремел
И буйно все неслось и мчалось в шумном зале.
Внезапно танца вихрь застыл и онемел,
5
И стихла музыка, и гости замолчали,
И лишь поэт сказал: "То ангел пролетел!"
Его почтили все - не все его узнали.
Хозяйка: Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец.
Слава безумцам, которые живут, как будто бы они бессмертны.
Хозяин: Опять любовь…
Хозяйка: А ты что-то знаешь о любви?!
Хозяин: О, многое! Да и кто о ней не знает? Любой, кто любил…
Хозяйка: Ты не любил! Никогда! Иначе бы великая сила безрассудства охватила тебя! Кто смеет
рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком? Нищие,
безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему, из за любви
к Родине солдаты попирают смерть ногами и та бежит без оглядки. Мудрецы
поднимаются в небо и бросаются в самый ад, из-за любви к истине. А что сделал ты из-
за любви?
«Волной Любви» (романс из к/ф «Таежный роман»)
Хозяйка: Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел
освящено её именем! Любовь к женщине – благородное и прекрасное человеческое
чувство. Она возвышает душу мужчин, делает их лучше, сильнее, наполняет смыслом их
жизнь.
Хозяин: О да, Любовь способна на многое, но то ведь настоящее чувство.
Хозяйка: Конечно, как иначе?
Хозяин: А вам бы только выскочить замуж!!!
Сцена из пьесы Гоголя «Женитьба»
Танец «Кадриль»
Хозяин: «О, женщина!
Как ты непостоянна
В своих суждениях, в своей любви...»
Хозяйка: О чем ты?
Хозяин: Всё о том же!
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей...
Чтец: Опровергаю. Любим за любовь.
В ней пагуба. В любви. А не в притворстве.
Любовь идет к любви. На трубный зов.
Любовь разит любовь. В единоборстве.
Любовь любви не ровня, не родня.
Любовь с любовью, Боже, как не схожи!
Та светит, эта жжет острей огня,
А от иной досель мороз по коже...
Сцена из рассказа И. Тургенева «Ася» (сцена прощания).
«Не отрекаются любя» (романс)
Чтец: В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
6
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Чтец: Когда я повстречал красавицу мою,
Которую любил, которую люблю,
Чьей власти избежать я льстил себя обманом,-
Я обомлел!- Так, случаем нежданным,
Гуляющий на воле удалец -
Встречается солдат-беглец
С своим безбожным капитаном.
Хозяйка: Да, - мужчина всегда счастливее женщин. Ведь у женщины всё несчастье заключается
оттого, что она всегда чему-нибудь подвластна!
Хозяин: А все несчастья мужчин происходят от вас, женщин!
Хозяйка: А не от любви?
Хозяин: Нет! Именно от женщин! Ведь если у тебя на пути появляется Женщина, она тут же
начинает с тобою спорить!
Хозяйка: Ты не прав! Женщины, задавая вопросы, требуют не ответа, а внимания.
Хозяин: Вот! Вот видите! Никогда не найдешь женщины без готового ответа, разве что она
окажется без языка.
Хозяйка: Ах, просто последнее слово в споре всегда остается за женщиной. Ведь верно!
Хозяин: А-а-а,
Хозяйка: А все, что вы скажете после, будет началом нового спора.
Хозяин: Ну, знаете ли!?
Хозяйка: Знаю! Но лучше промолчу! (уходит)
Хозяин: О нет!!! Если женщина молчит — слушай внимательно!
Сцена из рассказа А.П.Чехова «Медведь»
«Дуэт Бонни и Стасси» (из оперетты И. Кальмана «Сильва», 2 действие)
Танец «Полька»
Она: "Так поздно! Где ты был?" –
Он: "Я шел почти вслепую:
Луна за тучами, и лес окутан тьмой.
Ждала, скучала ты?" –
Она: "Неблагодарный мой!
Я здесь давно - я жду, скучаю и тоскую!"
Он: "Дай руку мне, позволь, я ножку поцелую.
Зачем ты вся дрожишь?" –
Она: "Мне страшно - мрак ночной,
Шум ветра, крики сов... Ужели грех такой,
Что мы с тобой вдвоем укрылись в глушь лесную?"
Он: "Взгляни в мои глаза, иль ты не веришь им?
Но может ли порок быть смелым и прямым?
И разве это грех - беседовать с любимым?
Я так почтителен, так набожно смотрю
7
И так молитвенно с тобою говорю, -
Как будто не с земным, а с божьим херувимом".
Хозяин: Поэты, показывая величие, могущество любви, ее радости и муки, как никто другой, учат
понимать и ценить это прекрасное чувство, которое возвышает нас над всем обыденным и
суетным.
Хозяйка: Ты прав! И именно женщина – тот могучий источник любви, который питает перо поэта!
Ведь женщина, - тем более Русская женщина – всегда загадка…
Чтец: В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный
И правды пламень благородный
И как дитя была добра;
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой черной
Писала прямо набело.
Сцена из рассказа И. Тургенева «Ася»
— Отчего вы сегодня рассмеялись, как только увидели меня? — спросил я.
— Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня... по тому,
что я делаю. Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, — продолжала она. — А
то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?
— Вы честолюбивы, — заметил я, — вы хотите прожить не даром, след за собой оставить...
— А разве это невозможно?
«Невозможно», — чуть было не повторил я... Но я взглянул в ее светлые глаза и только
промолвил:
— Попытайтесь.
— А что вам нравится в женщинах? — спросила Ася, закинув голову с невинным любопытством.
— Какой странный вопрос! — воскликнул я.
Ася слегка смутилась.
— Я не должна была сделать вам такой вопрос, не правда ли? Извините меня, я привыкла болтать
всё, что мне в голову входит. Оттого-то я и боюсь говорить.
— Говорите ради бога, не бойтесь, — подхватил я, — я так рад, что вы, наконец, перестаете
дичиться.
Ася потупилась и засмеялась тихим и легким смехом; я не знал за ней такого смеха.
— Ну, рассказывайте же, — продолжала она, разглаживая полы своего платья и укладывая их себе
на ноги, точно она усаживалась надолго, — рассказывайте или прочтите что-нибудь, как, помните,
вы нам читали из «Онегина»...
Она вдруг задумалась... Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной матерью моей! —
проговорила она вполголоса.
— У Пушкина не так, — заметил я.
— А я хотела бы быть Татьяной, — продолжала она всё так же задумчиво. — Рассказывайте, —
подхватила она с живостью.
Но мне было не до рассказов. Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным лучом, всю
успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами — небо, земля и воды;
самый воздух, казалось, был насыщен блеском.
— Посмотрите, как хорошо! — сказал я, невольно понизив голос.
8
— Да, хорошо! — так же тихо отвечала она, не смотря на меня. — Если б мы с вами были птицы,
— как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы.
— А крылья могут у нас вырасти, — возразил я.
— Как так?
— Поживите — узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас
будут крылья.
— А у вас были?
— Как вам сказать... Кажется, до сих пор я еще не летал.
Ася опять задумалась. Я слегка наклонился к ней.
— Умеете вы вальсировать? — спросила она вдруг.
— Умею, — отвечал я, несколько озадаченный.
— Так пойдемте, пойдемте... Я попрошу брата сыграть нам вальс... Мы вообразим, что мы летаем,
что у нас выросли крылья.
Танец «Вальс» (постановка)
Чтец: Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами - с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечет очарованье
К ее ногам и под защиту к ней.
Когда ты с ней, мечты твоей неясной
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты - и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна.
Бредешь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучась, в пустынный угол твой -
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской.
Хозяин: В мире всегда что-то изменяется... Уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны
сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита
от духовного вымирания - это вечные истины, завещанные нам богом и предками. Эти
истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой
души.
Хозяйка: Издавна считается, что хранительницей домашнего очага, основой мира и согласия в
доме была женщина. Она защищала своих домочадцев от любой скверны, была их
наставницей и опорой.
У каждой эпохи своя женщина - женщина-воительница, женщина-просветительница,
гражданка (в великом смысле этого слова), женщина-муза, идеал. Но какой бы она ни
была, всегда остается она средоточием всего лучшего и человеческого.
Чтец: Женщинам слава! Искусно вплетая
В жизнь эту розы небесного рая,
Узы любви они сладостно вьют.
В туники граций одевшись стыдливо,
Женщины бережно и терпеливо
Чувства извечный огонь стерегут.
9
Чтец: Женщина тёплым, колдующим взглядом
Манит безумца к домашним усладам,
В тихие будни, от призраков прочь.
Нравом застенчива, в хижине отчей
Путника днём поджидает и ночью
Доброй природы покорная дочь.
Чтец: Женщина к славе не рвётся спесиво,
Робко срывает, хранит бережливо
Быстротекущих мгновений цветы;
Много свободней, хоть связаны руки,
Много богаче мужчин, что в науке
Ищут познаний, свершений мечты.
Чтец: Женские души со струнами схожи.
Ветер Эолову арфу тревожит,
Тихо в отзывчивых струнах дыша.
Райской росою при виде страданий
Слёзы сверкают у нежных созданий,
Чуткая, в страхе трепещет душа.
Чтец: Мягкою просьбой, простым уговором
Женщина путь преграждает раздорам,
Властью любви пересиливши гнев.
В тихое русло враждебные силы
Вводит, в порыве сердечного пыла
Непримиримость страстей одолев.
Хозяин: И это всё о ней… Ведь именно так сказал поэт. И он был абсолютно прав.
Хозяйка: Прав в чем?!
Хозяин: В том, что женщины, это воплощении самого прекрасного, идеального. Женщина, не
просто украшенье, в ней есть и ум, и свет, и мудрость, чистота, самоотверженность и
страсти!
Хозяйка: Ты это признаешь?!
Хозяин: Конечно! Ведь это истина! А вы со мной согласны?!
Хозяйка: Ах, Боже мой! За окном уже ночь! Друзья! Мы были рады видеть вас! Наш бал подошел
к концу!
Хозяин: Но мы не прощаемся на долго, а говорим лишь – до свиданья!
Хозяйка: До новых встреч!
Вместе: До будущего Бала!!!
Полонез. Финал.
10
Чтец: Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.
Не бойся, милая, открой мне сердце смело,
Коль сердцу моему ответило оно.
Пусть люди против нас, пусть небо так велело,
И тайно, без надежд, любить мне суждено,
Пускай другому жизнь отдаст тебя всецело,
Душа твоя - с моей обручена давно.
Воспитанные женщины не говорят без собеседника.
Если женщина молчит — слушай внимательно!
Женщины всегда хотят слышать правду, но под правдой подразумевают что-то свое.
Если женщина хочет отказать, она говорит "нет". Если женщина пускается в объяснения, она
хочет, чтобы ее убедили.
Старая дева - это женщина, которая сказала "нет" на один раз больше, чем надо.
Нет такой женщины, которой удалось бы сказать «до свидания» меньше, чем в тридцати словах.
Женщина - загадка и не только для мужчины, но и для себя самой...
В каждой женщине должна быть какая-то загадка, а также и подсказка, и отгадка!
Нет большей загадки, чем женщина, дослушанная до конца.
В самых искренних признаниях женщины всегда найдется место умолчанию.
Для женщин, чтобы испортить отношения достаточно просто их выяснить.
Последнее слово в споре всегда остается за женщиной, все, что вы скажете после, будет началом
нового спора.
Женщины, задавая вопросы, требуют не ответа, а внимания.
Никогда не найдешь женщины без готового ответа, разве что она окажется без языка.
Cудьба современной женщины: до тридцати доказываешь, что ты уже взрослая, после тридцати -
что ты еще молодая.
Девушки сначала не думают, а потом думают, почему они не думали, когда надо было думать?..
Женщины мастерски владеют искусством перевязывать раны - почти так же, как искусством их
наносить.
Если женщина не сдается, она побеждает, если сдается, диктует условия победителю.
Женщина непобедима в умении сдаваться.
Окончательное решение женщины редко бывает последним
Женщина обижается в двух случаях: когда в ней не видят женщину, и когда в ней видят только
женщину...
У женщин просто удивительная интуиция, они замечают все, кроме очевидных вещей.
Интуиция - поразительное чутье, которое подсказывает женщине, что она права, независимо от
того права она или нет.
Если женщина злится, то она не только не права, но и понимает это...
Я не всегда права, но я никогда не ошибаюсь...
Литература - еще материалы к урокам:
- Тренажёр "Жизнь и творчество И.А. Крылова" 5 класс
- Конспект урока "Короткие истории, рассказанные Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»" 3 класс
- Тесты по литературе за курс 8 класса
- Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и во внеурочной деятельности
- Презентация "Тема любви – одна из вечных тем литературы"
- Тест по литературе (первое полугодие) 7 класс