Презентация "Лесков Н.С. Тупейный художник" 10 класс
Подписи к слайдам:
Лесков
Николай
Семёнович
- «Тупейный художник»
- Произведение появилось в феврале 1883 года на страницах «Художественного журнала».
- Оно было сопровождено надписью: «С.-Петербург, 19 февраля
- 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших».
- Любовь Онисимовна и Аркадий. Фрагмент памятника Н.С. Лескову в Орле
- Это произведение о любви крепостной актрисы и парикмахера, судьба которых зависит от воли своенравного и жестокого графа Каменского. Рассказ выстроен таким образом, как будто эту давнюю историю рассказывает старая нянька младшего брата автора на кладбище у могилы «тупейного художника» Аркадия. Именно ей пришлось пережить все страдания от несчастной любви и произвола хозяина.
- Композиция повести проста:
- вступление —
- о талантливых людях из народа, художниках своего дела и знакомство с местом действия и рассказчицей;
- основная часть —
- рассказ Любови Онисимовны о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича;
- короткое заключение — замечание автора о “раздирающих душу поминках”.
- Повесть «Тупейный художник» написана в любимой форме Лескова — рассказ в рассказе.
- В 1-й главе раскрывается понятие «художник». Оно не столь узко, как нам представляется. Художником следует считать человека талантливого, преданного своему делу и идущего к достижению благой цели: способствовать улучшению мира своими творениями, приоткрывать людям и в людях лучшие их стороны.
- Крепостники в рассказе - это два брата, графы Каменские - жестокие самодуры. Это отражается в их внешности: у хозяина Аркадия, графа Каменского-старшего, “некрасивое и ничтожное лицо”; “Деревенский же брат графа был ещё некрасивее городского и вдобавок в деревне совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это чувствовал…”
- Братья Каменские
- «Граф же… был так страшно нехорош через своё всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил…».
- «…приехал брат графа, который был ещё хуже и давно в деревне жил и форму не надевал и не брился, потому что «всё лицо у него в буграх заросло».
- Художник Л.Г.Епифанов
- старший сын генерал-фельдмаршала графа М.Ф. Каменского, брат полководца Николая Каменского, с которым всегда был в дурных отношениях. Жестокий крепостник и большой любитель крепостного театра.
- «Был очень богат и проживался на театр. В нем была русская, широкая, размашистая натура: страстный любитель искусства, человек с огромным вкусом и тактом роскоши».
- А.И.Герцен
- «Сорока - воровка»
- В 1815 г. граф возвел на Каменской площади
- необычное здание, высокое, деревянное, с яркой красной крышей и белыми колоннами, с фальшивыми окнами, намалеванными сажей и охрой, и 8 октября поднял занавес первого в Орле общедоступного публичного театра.
- Крепостной театр
- существовал
- с 1815 по 1835 год.
- Его постановки отличались роскошью. При театре существовала школа, в которой опытные преподаватели обучали крепостных актрис и актеров. Вместе с тем, это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актерами,
- которых владелец, самодур и тиран, не считал за людей и унижал на каждом шагу.
- «Много жутких легенд ходило в Орле об этом театре - тюрьме; сколько замечательных дарований погибло
- в его стенах!»
- Художник Л.Г.Епифанов
- Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное?
- Страшное, няня.
- Ну, а что я тебе сейчас расскажу, так это ещё страшней.
- "Тупейный художник" написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя — любимый художественный прием Лескова, которым он владел в совершенстве.
- Повествование ведётся от лица мальчика, слушавшего рассказ няни, Любови Онисимовны.
- Любовь Онисимовна рассказывает о тех событиях, свидетельницей и участницей которых была она сама. Повествование ведется в характерной только для нее манере.
- Любовь Онисимовна на могиле Аркадия. Художник И. Глазунов
- Главные герои повести олицетворяют лучшие черты национального характера.
- Оба они красивы, благородны, способны на верную любовь. Кроме того, каждый из героев художественно одарен.
- “…Он был «тупейный художник», то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал». Но это не был простой банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями — словом, художник. Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения»”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела, “чувствительный и смелый молодой человек”.
- “…сам всякого красавца краше, потому что росту он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый,
- а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво с головы на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака.
- Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»”
- « Любовь Онисимовна в то время была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего многостороннего таланта…”.
- Сама рассказчица скромна и мало говорит о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у неё в молодости “были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал — заглядение”. Своей удивительной русой косой она “замоталась”, пытаясь покончить с собой (можно представить себе, что это была за коса!), и когда в себя пришла, испугалась: “голова побелела” “ещё там, как... из косы выпутали”.
- Любовь Онисимовна, по воспоминаниям повествователя, во время своего рассказа “была ещё не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она несомненно была в своё время красавица”
- О характере её автор говорит так: “она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни трагическое и… иногда запивала”
- Любовь Онисимовна с «плакончиком». Художник Т. Шишмарева
- «Графов брат говорит:
- -Пуделя у меня никакого нет, а вот мне что нужно: сделай мне туалет в самой отважной мине
- и получай десять золотых,
- а если обрежешь – убью».
- Художник Л.Г.Епифанов
- «Графов брат говорит:
- - … отчего такая отчаянная твоя голова, что ты на это решился?
- А Аркадий говорит:
- - Отчего я решился – это знает только моя грудь да подоплека. …Заговора на мне нет, а есть во мне смысл от бога…»
- Аркадий стрижет графова брата. Художник Т. Шишмарева
- Камариновые серьги
- «Камариновые же серьги» у них был подарок и лестный
- и противный. Это был первый знак особенной чести быть
- возведенною на краткий миг в одалиски владыки…»
- «Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены и к страху и к мучительству: что на сердце ни есть, а своё исполнение делали так, что
- ничего и не заметно…»
- «…графов брат… тихо на ухо нашему графу буркнул:
- - Я тебе как брат советую: ты его бойся, когда он бритвой бреет.
- Наш только тихо улыбнулся.
- «… он как вскочил в мою каморку, так в то же мгновение сразу схватил стол и вдруг все окно вышиб, и больше я уже ничего и не помню…»
- «Аркадий Ильич… пригнулся ко мне и говорит:
- - Любушка, голубушка! За нами гонятся… согласна ли умереть, если не уйдём?
- Я отвечала, что даже
- с радостью согласна.»
- «…а вкруг - тьма промежная, и коней тройка лихая мчится, и не знаю куда… Снег так и брызжет из - под копыт у коней, а сани, что секунда, то на один, то на другой бок валятся…»
- Любовь Онисимовна в часовом футляре. Художник И. Глазунов
- У смелого священника
- Художник Л.Г.Епифанов
- «- Да, говорит, видно, нечего делать, ваша взяла, - везите меня на терзание, но она ни в чём неповинна: я её силой умчал.
- А к попу обернулся да только и сделал всего, что в лицо ему плюнул.»
- «Как почуяла я, что его терзают…
- и бросилась… в дверь ударилась,
- чтоб к нему бежать… а дверь заперта…сама не знаю, что сделать хотела… и упала, а на полу ещё слышней…Я взяла да своей же косой замоталась…»
- Художник Л.Г.Епифанов
- « … Я так и верила,
- и три года все
- каждую ночь во сне одно видела, как Аркадий Ильич сражается…»
- Любовь Онисимовна на скотном дворе. Художник Т. Шишмарева
- Все положительные герои рассказа имеют говорящие имена:
- имя Любовь происходит от старославянского слова, означающего любовь.
- Аркадий (от греч. слов «аркадос» и «аркас» - житель Аркадии. Аркадия – это счастливая, идиллическая страна пастухов и пастушек). Имя Аркадий символизирует активное, хорошее и храброе начало.
- Имя Дросиды кажется читателям странным, но и его Лесков вводит в произведение не просто так. Дросида (в пер.с греч. – мученица), принявшая мученическую смерть за Христа.
- И заключительный аккорд рассказа — только одно предложение: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал”. В этой короткой фразе выразилась вся душевная боль автора за поруганное человеческое достоинство и загубленные жизни своих героев. А виной всему —несправедливые, уродливые общественные отношения — крепостное право и жестокость людей.
- Повесть «Тупейный художник» вызывает у читателей чувство сострадания к подневольным крепостным людям, судьба которых всецело зависит от их господ. Автор в произведении словами главной героини говорит, «что простых людей ведь надо беречь, простые люди всё ведь «страдатели».
- Объясните слова
- Н.С. Лескова
- «Мне за народ
- очень помереть хочется».
- Какую тему мы обсуждали на уроке?
- Почему русские писатели были неравнодушны к всенародной проблеме?
- Как вы считаете, крепостное право тормозило развитие России?
- Подготовить реферат «Человек и его ценностный мир в творчестве Н.С.Лескова»;
- Полный ответ на вопрос «В чём заключаются особенности лесковской повествовательной манеры сказа»;
- Сформулировать проблемы, поставленные Н.С.Лесковым в повести.