Конспект урока "Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе"
10 кл ЛИТ Дата ___________ Урок №__________
Тема: Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического
анализа в романе.
Цели: дать характеристику героя; раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих
мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как
ответственен человек за идею, которой руководствуется, подвести к выводу Достоевского о
страшной опасности, которую несет для человечества осуществление индивидуальных идей и
теорий.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Метапредметные:
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их
взаимосвязях;понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога
задавать вопросы по существу
Предметные:
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями
участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному
Форма проведения: Урок-беседа на основе внимательного чтения первой части романа
«Преступление и наказание».
Ход урока
I. Оргмомент
II. Мотивация учебной деятельности. Определение задач урока учениками
Учитель: «Преступление и наказание» – одногеройный роман. Но обратим еще раз свое внимание на
название произведения. Оно ведь не названо, несмотря на вышесказанное, именем главного героя.
-Почему так? (Достоевскому важно действия героя, его мысли, его состояние. НЕ сам он важен, а
идея, которая в нем есть.)
Название романа «Преступление и наказание» указывает не на героя, а на то, что он совершил
и что в результате свершилось с ним. К обсуждению этого главного вопроса романа мы и подошли
вплотную на прошлом уроке.
Итак, перед нами почти детективный сюжет о преступлении. Но роман начинается не с
преступления, а заканчивается, не признанием героя. Мы помним, что случайностей у Достоевского
быть не может, организация текста подчинена авторскому замыслу, цель которого – ответить на
волнующий нас вопрос: в чем же преступление Раскольникова и как объяснить то, что оно
произошло (что важнее и труднее)?
- Какая задача нашего урока? (ученики формулируют задачи урока)
Вспомним, что все происходящее в романе ( кроме эпилога) – это 13 дней. Первые три дня
описаны в первой части романа, которая состоит из скольких глав? ( из семи глав.)
Эти семь глав – путь Раскольникова к преступлению – первый событийный круг романа
ІІІ. Работа над темой урока.
1. Образ героя романа: Кто такой Раскольников?
Портретные и авторские характеристики героя.
1. Кто такой Родион Раскольников? (описание внешности Раскольникова)
2. Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?
3. Где живет герой Достоевского? (описание комнаты-каморки)С какой целью автор так
подробно описывает жилище Раскольникова
4. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от
предшествующих героев русской литературы?
Вывод. (Фамилия) Родион Романович Раскольников — бывший студент Петербургского
юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на
двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает
«раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е. это одержимость одной мыслью,
идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного
студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем
страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В
Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной,
благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари
дрожащей») — так пишет Н. С. Прокурова.
Портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными
темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что
иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу...
Шляпа... была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в
дырах и пятнах...»
Комната Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого
пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка,
шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду
отставшими от стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не
совсем исправных, крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но
теперь вся в лохмотьях...»
Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является «большим мастером
«одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его
мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного
существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении
сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души».
Герой Достоевского — Раскольников — сложный, противоречивый; в нем, по мнению его
друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный,
добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый,
мнительный, непомерно гордый, надменный.
2. Семья Мармеладовых.
✓ Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?
✓ Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?
✓ Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее
характера? (Гордость.)
✓ Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном
состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти
несколько маленьких детей.)
✓ Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.)
Вывод. Жизнь семьи Мармеладовых — цепь безвыходных положений. Катастрофа
надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает
неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных
детей. Он потрясен с Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из
такого жизненного тупика один — смерть.
3.Каким читатель видит Родиона Раскольникова в начале романа?
Герой не может принять «безобразия современного ему мира». Такая жизнь вызывает в нем
чувства презрения, озлобленности по отношению к богатым и имеющим власть людям.
Герой находится в состоянии агрессии, нервного возбуждения, он подавлен как духовно, так и
физически.
Учитель.Раскольников мучается от того, что не может решить свой вопрос.
Какой именно?
Чтобы ответить на это, необходимо сказать, что Раскольников - герой идеологический.
Значит ли это, что он одержим какой-то идеей? Конечно, значит.
Он выстраивает свою теорию, он полон презрения к людям, обществу, полон желания
властвовать над этим стадом, полон деспотизма:
«Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее».
Его теория напрямую связана с актуальной в то время идеей отказа от веры.
Богоборческие идеи Раскольникова — разочарование его в сути христианской религии, потому что
христианские заповеди и морально-нравственные нормы в современном ему обществе не помогают
людям облегчить их страдания.
Вывод. Перед нами герой-мыслитель, идеолог, философ.
4.Теория Раскольникова.
Теория и жизнь, жизнь по теории. Возможно ли это?
Слово учителя: Не раз мы сталкивались с тем, что в разговорах о русской общественной жизни
вспоминали о развитии страны, о её будущем, о проблемах крестьянства и нищеты. Это вечные темы
литературы и истории, рождающие массу споров.
Аналогичные этим споры рождали в умах молодых прогрессивных людей самые различные
идеи и теории.
В чем суть теории Раскольникова?
Слово учителя:Размышляя над ходом истории, герой приходит к выводу, что исторический
прогресс всегда осуществляется на чьих-то страданиях. Суть теории Раскольникова состоит в
следующем. Исходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на «тварей
дрожащих» и «право имеющих», для которых не действуют законы и мораль большинства,
разрешена «кровь по совести», потому что именно они двигают человечество вперед. Такие великие
люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих
грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство. Другими словами, «цель
оправдывает средства», но определить эту цель и достичь ее может только личность
исключительная. Так возникает в романе тема «наполеонизма» и связанная с ней проблема
индивидуализма.
Была ли в теории Раскольникова праведная цель?
Слово учителя: Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство
современного мира, помочь «униженным и оскорбленным», избавить («очистить») мир от зла,
помочь нуждающимся (Робин Гуд своего времени)
Чем отличается Раскольников от других подобных ему героев русской литературы?
Теория ----> действие
Слово учителя: Действие было простым: пойти и убить старуху- процентщицу, мерзкую
старушонку, наживающуюся на других людях и не имеющих моральных ценностей.
Размышляя над теорией Раскольникова, мы постоянно возвращаемся к вопросу о целях и
средствах. Все ли средства хороши для осуществления даже самых высоких, благородных целей?
Этот вопрос, естественно, оправляет нас к обсуждению проблемы «крови по совести», известной нам
по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Достоевский и Некрасов.
Что утверждает Некрасов в «Легенде о двух великих грешниках»?
Революционеры-демократы считали, что во имя справедливости можно разрешить «кровь по
совести».
Достоевский вступает с Некрасовым в полемику, утверждая, что нравственные законы нарушать
нельзя.
5.Преступление героя.
Слово учителя: Возвращаясь к теории Раскольникова, мы должны подчеркнуть, что
Достоевский стремился убедить читателя в том, что Раскольникова увлек идеал сильной личности.
Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число
«избранных», «великих». И он решает проверить себя, а для этого нужно было пойти на
преступление.
Какие события романа приводят Раскольникова к мысли о преступлении, а затем к
оправданию «крови по совести»?
✓ За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступить закон.
✓ Через 3,5 месяца он впервые идет к старухе заложить колечко.
✓ По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чай, задумывается и вдруг слышит
разговор студента и офицера о старухе-проценщице и о «праве» на убийство.
✓ Через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушел на
подготовку, затем — убийство.
✓ Исповедь Мармеладова еще раз убеждает героя в несправедливости и жестокости
современного мира.
✓ Письмо матери.
✓ Встреча на бульваре с пьяной девочкой.
Что стало основной причиной преступления? Какую причину, толкнувшую
Раскольникова на убийство, вы считаете главной?
➢ нищета, желание помочь матери. Сестре. Другим людям;
➢ мир жесток, а жизнь, полная страданий, толкает людей на преступление;
➢ Раскольников не может спокойно смотреть на страдания людей;
➢ идея героя, мысль об особых людях, которые выведут остальных на праведный путь; ради
этой идеи они могут убрать с дороги других, и Раскольников причисляет себя к особым
людям.
6. Работа в группах
-Определим главные события каждой главы первой части.
1 – «Проба», видим героя глазами автора.
2 - Знакомство с Мармеладовыми, Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны, все
это производит сильное впечатление на Раскольникова ( в его сознании развивается идея
угнетенного человека). Это аргумент в пользу того, что мир устроен неправильно.
3- Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни. Раскольников переживает унижение сестры, он
понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принять этой жертвы.
Две темы – еще один аргумент в пользу идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия
жертвы.
4 - Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и
двойственное отношение к ней Раскольникова: он спасает девушку, делает добро, потом
отворачивается от содеянного добра. Два полюса характера героя – полюс добра и полюс зла.
- Сон Раскольникова о лошади.
- Разговор офицера и студента в трактире про убийство. (Почему именно здесь композиционно
должен располагаться этот разговор?)
-Убийство старухи и Лизаветы.
Вывод. Все выделенные эпизоды связаны одной темой – страдания людей, которых видит
Раскольников. Все это указывает на несовершенство в устройстве мира. Все перечисленные нами
события так или иначе связаны с идеей Раскольникова: он хочет совершить преступление (не считая
свое действо таковым), - убить старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от зла, чтобы помочь
Соне, Дуне, девочке с бульвара. Все эпизоды - это импульсы, ускоряющие его действия, отголоски
его мыслей и идей, но нечетко сформулированные.
-Почему важно, что именно после случайно услышанного разговора студента и офицера
Раскольников решается на убийство? Почему именно в данном месте первой части расположен
этот разговор (ведь хронологически он состоялся гораздо раньше)?
(Может быть потому, что он вдруг из уст других услышал свои мысли. Не случайно, наверное, что
один из беседующих – тоже студент. Это как бы второе «я» героя.)
Учитель: Действительно, речь студента – предельно ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого
Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. В разговоре студента и офицера дается
логическое, четкое и ясное обоснование права на преступление. НО! Важно то, что здесь два
человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает
собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя –
ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.
«-Конечно, она недостойна жить, заметил офицер, - но ведь тут природа. /…/ Вот ты теперь тут
говоришь и ораторствуешь, а скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?
-Разумеется, нет! Я для справедливости…Не во мне тут дело…
-А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет туту никакой справедливости!»
Раскольников же соединяет в себе невозможное: идеолога, который мыслит абстрактно, почти
никогда не берет на себя выполнение «черной» работы убийства, и исполнителя, который не мучится
угрызениями совести, поскольку у него есть оправдание: «Ему приказали», он не по своей воле
убил». (Как часто эти оправдания будут слышны в страшном ХХ веке!).
-Что значит в высказывании офицера: «Тут природа»?
(Природа - то, что есть в человеке, заложено с рождения – нравственный закон. Достоевский
считал, наверное, что человек по природе своей все-таки добр.)
Учитель: Достоевский считал, что «..есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит
в нас. Сон». Сон – то, что не зависит от человека, но от чего он зависит!
Действительно, как много раз в русском психологическом романе мы встречались с различными
снами, и как много они объясняли нам! Напомните эти «литературные сны»
Сон Раскольникова ( и один и другой) – это отражение его душевного состояния.
«Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце…». В снах отражаются
истинные мотивы действий. Сон уничтожает всяческий самообман. Сон – это обнаженная совесть.
И.Брянчаников – духовный писатель 19 века - писал следущее:6 «Совесть – чувство духа
человеческого, различающее добро ото зла. Это чувство яснее различает добро ото зла, нежели ум.
Труднее обольстить совесть, нежели ум. С обольщенным умом долго борется совесть»
-О чем первый сон Раскольникова? Когда он ему снится? Где находится герой?
(Раскольников уходит на острова, стремясь уйти от себя самого, от идеи, которая его мучает
своей ужасностью.
-Раскольникову снится сон о его детстве. Это одновременно сон-воспоминание и сон-предсказание.
-В сне отражена борьба, внутренняя борьба, происходящая в душе героя.
-Можно сказать, что во сне Раскольникова и мучает совесть, она сопротивляется идее.
-Обстановка города, которую вспоминает Раскольников двойственная: тут рядом кабак и церковь.
-Главный эпизод сна – как Миколка забивает насмерть лошадь, а маленький Родион плачет от горя.
-Этот сон как бы предостерегает Раскольникова – нельзя совершать то, что он задумал, потому
что его душа человечна, как в детстве, и не способна на преступление).
Учитель: Этот сон – крик человеческой природы против убийства.
Показательно в этом смысле, что именно образ лошади, несчастного животного, является чуть ли не
традиционным, когда речь идет о проснувшейся человечности, о сострадании. Лошадь –
символизирует всех несчастных и униженных. Характерно, что немецкий философ Ницше, под
влияние идей которого попал Раскольников, однажды на улице расцеловал замученную лошадь,
после чего был увезен в сумасшедший дом, где и окончил сои дни. Очевидно, природа человеческая
действительно не выдерживает экспериментов над собой. Вспомним стихотворение Некрасова из
цикла «О погоде»:
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и стала.
«Ну! – погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) –
И уж бил ее, бил ее, бил!
Ноги как-то расставив широко,
Вся дымясь, оседая назад,
И глядела..(так люди глядят,
Окоряясь неправым нападкам)….
Перед нами почти цитата из романа Достоевского. Ну, предположим, Некрасов и Достоевский очень
близкие по духу писатели.
А вот Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»:
«Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
Все мы немного лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь»…
Учитель: Таким образом, мы видим, что сон занимает ключевое место в композиции первой главы и
всего романа в целом. Сон можно назвать и символическим явлением.
Именно через события, происходящие с героем во сне, мы можем уловить истинное
состояние его души, почувствовать биение сердца и крик совести, и значит герою дана еще
возможность на преодоление в себе зла которое несет в себе его абстрактная идея любви к
человечеству. Уже в первой части романа Достоевский дает нам это почувствовать.
Идея – абстрактна, истину же дано почувствовать только любящему сердцу. Эту
возможность и предоставит Раскольникову автор в последующих частях романа.
Поэтому можно прислушаться, наверное, к мнению одного зарубежного исследователя,
называвшего Достоевского, вопреки традиции, «светлым писателем». Это нам предстоит
подтвердить или опровергнуть на следующих уроках по роману.
7. Наказание героя.
1. Объяснение героя — зачем убил?
2.В чем вы видите наказание героя?
1) муки совести;
2) по природе своей Раскольников не способен на убийство. Это противоречит его натуре.
Первый сон Раскольникова (наказание начинается еще до убийства).
3) «как ножницами отрезал» себя от всего мира, одиночество тяготит и мучает героя.
4) «убить-то убил, а не переступил»
✓ Как вы это понимаете?
✓ И это только начало пути к воскрешению героя.
✓ Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?
✓ Оправдать или осудить вам хочется героя?
ІV. Подведение итогов урока.
Слово учителя: Гениальные произведения Достоевского (талант-гений) в начале 20 века в России
обернулось реальной исторической трагедией: «Железной рукой загоним человечество в счастье» -
вот лозунг большевиков времен гражданской войны. «Бесовством» называл Достоевский такие идеи,
он не признавал социальной арифметики, которую в романе обосновывает Раскольников.
Достоевский считал, что в основе справедливого устройства общества не может лежать насилие —
цель не оправдывает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает
это. Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его стройная теория сразу начинает
ломаться (Лизавета)
«Арифметике» Раскольникова Достоевский противопоставляет высшую математику жизни.
Теория Раскольникова носит антигуманный характер, то есть оправдывает «природное» неравенство
людей, беззаконие произвол.
Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с ее проповедью о превосходстве арийской
расы. Тем более важно для нас сегодня гениальное пророчество-предупреждение Достоевского,
потому что фашистские идеи живы и по сей день, об этом нужно помнить, потому что мы знаем, к
чему они могут привести.
Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы словами Достоевского: «Совесть без Бога
есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».
V.Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Оправдать или осудить вам хочется героя»
VІ.Рефлексия.
Сегодня на уроке я понял..
Для меня было легко (трудно)…
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Лирика Ивана Алексеевича Бунина"
- Рабочая программа по литературе (индивидуальное обучение) в 5 классе
- Викторина по сказке А. Пантелеева «Две лягушки»
- Контрольная работа по литературе "Н.М. Карамзин повесть «Бедная Лиза»" 8 класс
- Зачёт по литературе 8 класс
- Тест "Анализ стихотворений А.А. Фета" 10 класс