Презентация "Русская литература 90-х годов XX века"

Подписи к слайдам:
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 90-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА ПЛАН
  • Развитие литературы в 90-е годы
  • Направления
  • Новые издательства
  • Новые имена
  • Виктор Пелевин «Омон Ра»
  • Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»
  • Борис Акунин «Азазель»
  • Вывод
РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 90-Е ГОДЫ 90-е годы XX века - один из самых специфических периодов в развитии русской литературы. Главной особенностью литературы 90-х годов было ее чрезвычайное разнообразие. В результате перестройки и гласности стала возможной публикация запрещенных в годы советской власти произведений - поэтов Серебряного века, русских и советских писателей-эмигрантов, текстов культуры андеграунда (подполья), переводов западной литературы модернизма. В то же время продолжали издаваться официальные советские писатели. В результате к читателю одновременно попадали чрезвычайно разнообразные тексты, создававшиеся совершенно разными по стилю писателями на протяжении целого столетия. НАПРАВЛЕНИЯ Наиболее продуктивной и художественно состоятельной в конце 80-х - начале 90-х годов была литература, ориентированная на собственно изобразительные цели, на исследование социально-психологических и этических координат окружающей жизни. В первой половине 1990-х годов в России оказалась востребованной концепция постмодернизма. НОВЫЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА В 90-е годы в России возникает множество частных издательств - от гигантов, работающих на массовый рынок («Эксмо», «Дрофа», «АСТ», «Азбука», «Вагриус»), до сравнительно небольших издательств, ориентированных на «элитарного» потребителя, специализирующихся на публикации малоизвестных широкому кругу читателей произведений («Новое литературное обозрение», «Текст», «Ad Marginem»). НОВЫЕ ИМЕНА В конце 80-х - 90-х годах к российскому читателю пришли никогда не публиковавшиеся или труднодоступные в СССР книги Андрея Платонова, Михаила Булгакова, Владимира Набокова, Евгения Замятина, Василия Гроссмана, Сергея Довлатова, Георгия Владимова, Владимира Войновича, Варлама Шаламова, Эдуарда Лимонова, Саши Соколова и других выдающихся писателей. Особое место в литературном дискурсе конца 80-х - 90-х годов заняли опубликованные, наконец, в России произведения двух нобелевских лауреатов - Иосифа Бродского и Александра Солженицына. НОВЫЕ ИМЕНА В то же время в литературу пришли молодые авторы, некоторые из которых начали писать еще до перестройки, но особенности их художественного стиля не позволяли им надеяться на карьеру писателя в СССР. Они строили свои тексты в рамках новой стилистики, часто шокировавшей читателя. Среди писателей нового поколения наиболее заметны Виктор Пелевин, Дмитрий Быков и Владимир Сорокин, для стиля которых характерна игра с литературным каноном. Среди наиболее заметных произведений этих авторов - роман «Чапаев и Пустота» В. Пелевина и роман «Голубое сало» В. Сорокина. ВИКТОР ПЕЛЕВИН «ОМОН РА» На сегодняшний день роман имеет статус культового. Написанный в 1991 году, он был впервые опубликован в 1992 в журнале «Знамя», и в том же году вышел отдельной книгой³. Это была новая вселенная, психоделика в действии, театр абсурда, раскрывающий иллюзорность действительности. Роман написан в гротескной манере, суть которого – советская программа освоения космоса, и её ужасающие подводные камни, о которых рядовые граждане даже не догадываются. В нелицеприятном ключе выставлена вся советская идеология, что она делает с человеком и с его восторженными детскими мечтами. ПАВЕЛ САНАЕВ «ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ» История детства, написанная от лица мальчика Саши, была бы сродни веселым книгам Драгунского, если бы не драма, разыгрывающаяся в семье. Саша живет с бабушкой и дедушкой, так как мать в попытке устроить личную жизнь упустила момент, и теперь психически неуравновешенная бабушка полностью контролирует жизнь внука. Санаев описал трагикомедию, срисованную с нашей действительности. Книга оказалась близка и понятна многим, так как практически в каждой семье не понаслышке знают о тирании авторитарной старшей родственницы, подавляющей окружающих и манипулирующей ими. Её власть построена на страхе, которому домашние не в силах сопротивляться. БОРИС АКУНИН «АЗАЗЕЛЬ» Это первая книга Григория Чхартишвили, написанная под псевдонимом Борис Акунин, открывшая цикл детективов «Приключения Эраста Фандорина». В 90-е годы на книжный рынок хлынуло огромное количество остросюжетной литературы, в основном западной. Но были и отечественные авторы, с первых книг завоевавшие любовь читателей. Детективная серия оказалось невероятно успешна у читателей. Эраст Фандорин на сегодняшний день, подобно Шерлоку Холмсу, имеет подробную биографию, пространную родословную и даже собственный сайт. ВЫВОД Для большинства писателей советского времени характерным стало создание публицистических произведений, в большинстве которых они подвергали критике характер начавшихся в 90-е гг. общественных преобразований. Об этом говорилось, в частности, в сборнике статей известного писателя-диссидента В. Максимова «Самоистребление», публицистических статьях А. Солженицына, Л. Бородина, В. Белова, стихах-размышлениях С. Викулова «Мой народ» (1993) и др. ИСТОЧНИКИ
  • https://studwood.net/797951/kulturologiya/literatura
  • https://multiurok.ru/index.php/files/osobennosti-literaturnoi-situatsii-v-90-e-gg-xx-v.html
  • https://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/183314_zhizn-90-kh-mnogofotopost
  • http://vokrugknig.blogspot.com/2021/12/10-90.html