Презентация "П.И. Чайковский «Детский альбом»"

Подписи к слайдам:

П.И. Чайковский

«Детский альбом»

Автор презентации: Карпеева Алёна Игоревна

Преподаватель общего курса фортепиано Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств "Охтинский центр эстетического воспитания"

 

 

 

 

.

Пётр Ильич Чайковский

(1840 - 1893)

Выдающийся русский композитор и педагог XIX века.

В его творческом наследии десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, хоровые сочинения, фортепианные циклы и миниатюры.

Одним из уникальных произведений П.И. Чайковского стал цикл из 24 пьес для фортепиано, написанный композитором в 1878 году и получивший название «Детский альбом».

«Однажды я услышал, как Володя кропотливо склонился над роялем и раз за разом проигрывает одну и ту же гамму. Именно тогда у меня возникла идея написать несколько весёлых, интересных пьес для детей» - сказал композитор об истории создания «Детского альбома».

Цикл посвящен племяннику П.И. Чайковского Володе Давыдову

«Детский альбом» состоит

из 24 разных пьес, различных по характеру, образам и фактуре.

Каждая из пьес имеет своё название

Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями

образы пробуждения ребенка и начало дня.

  • «Утренняя молитва»

Светлая, созерцательная пьеса о Боге и душе.

В музыкальном языке главной особенностью становится хоральная фактура, которая

олицетворят пение хора.

Настроению пьесы также способствует светлая тональность – G-dur и прозрачная гармония.

Прослушивание аудиозаписи

2. «Зимнее утро»

Вторая пьеса контрастна предыдущей. Её звучание наполнено взволнованностью и трепетом.

Средняя часть пьесы вновь возвращает слушателя в лирическое настроение, однако реприза утверждает первоначальный характер.

3. «Игра в лошадки»

Третья пьеса цикла открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты.

Музыкальный язык наполнен равномерной метроритмической пульсацией олицетворяющий топот коней.

Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.

Прослушивание аудиозаписи

4. «Мама»

Музыка четвертой пьесы изложена в виде дуэта между верхним и нижним голосами.

Пьеса обладает светлым, мягким характером, что подчеркивает выразительная мелодия, прозрачная гармония и трехдольный размер.

5. «Марш деревянных солдатиков»

Пятая пьеса продолжает тему игрушек и подобно третьей пьесе музыка «Марша деревянных солдатиков» обладает четким ритмом и выверенными штрихами.

История пьесы – четкие, механические шаги солдатиков под дробь барабанов.

6. «Болезнь куклы»

7. «Похороны куклы»

Перечисленные четыре пьесы образуют небольшую сюиту душевных переживаний ребенка о своей кукле.

Первые две носят грустный, трагический характер, что выражается в музыке минорными тональностями и обилием пауз, которые символизируют вздохи и стоны.

Пьеса «Вальс» является связующей, где звучат интонации танцев XIX века. Легкая, восторженная музыка передает атмосферу домашнего праздника.

«Новая кукла» является финалом маленькой «сюиты» внутри цикла. Музыка наполнена радостью и трепетом.

8. «Вальс»

9. «Новая кукла»

10. «Мазурка»

Стремительный польский танец «Мазурка» продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике.

В данном цикле носит камерный характер, поэтому первая тема пьесы спокойная, элегическая.

«Русская песня», 

«Мужик на гармонике играет», «Камаринская»

Три названные пьесы раскрывают народную линию цикла и образуют «русскую сюиту».

В этих пьесах П.И. Чайковский использует вариационных тип развития, который является характерной чертой народного исполнительства.

Прослушивание аудиозаписи

Сменяет русскую тему чешский народный танец «Полька». Он звучит очень весело, задорно и изящно. Интересно, что именно эта миниатюра является наиболее популярной из всего цикла.

Следующие пьесы открывают сюжетную линию

музыки разных стран.

К ним относятся: 15. «Итальянская песенка»

16. «Старинная французская песенка»

17. «Немецкая песенка»

18. «Неаполитанская песенка»

23. «Шарманщик поёт»

Пьесы №19 «Нянина сказка» и №20 «Бабая-Яга» образуют сказочную линию «Детского альбома».

«Нянина сказка» - это страшная история, рассказанная старушкой-няней. Музыка носит тревожный характер, который отражается в музыкальном языке плотной аккордикой и прихотливым ритмом.

«Баба-Яга» - фантастический полет сказочного персонажа Бабы-Яги. Музыка звучит резко, пьеса наполнена характерными «выкриками» Бабы-Яги и «свистом ветра».

Пьесы №21«Сладкая греза» и №22 «Песня жаворонка»

Музыка данных пьес наполнена мягким, созерцательным звучанием.

Тематизм мелодий начинаются и заканчивается на слабые доли, в партитуре наблюдается отсутствие акцентов.

23. «В церкви»

Заключительная пьеса цикла «В церкви» – вновь обращение к молитве, как и в первой миниатюре.

Музыка звучит достаточно строго и серьезно. Отметим, что П.И. Чайковский использует здесь подлинную мелодию молитвы.

Прослушивание аудиозаписи