Конспект урока по литературе в 8 классе «След на земле»

1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воеводская средняя общеобразовательная школа»
Целинного района Алтайского края
Конспект урока по литературе
в 8 классе
«След на земле»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Троян Нина Васильевна
с.Воеводское
2015
2
Аннотация. Анализ номинаций героев, действий, событий позволяет выявить замысел
автора, постичь идею произведения. Данные номинации воплощают в себе обобщённые
представления, отображающие характерные черты мировидения народа. Учащиеся
рассматривают проблему ответственности человека за свои поступки, слова, помыслы,
приходят к осознанию истинных ценностей жизни, к пониманию красоты мира и человеческой
души.
Ключевые понятия: номинация, название, антропоним, роль номинации в тексте,
заглавие, стилистическое своеобразие текста, жанровое своеобразие текста, философское
осмысление отношения человека к жизни, разрушение, созидание, символ.
След на земле, или Как дело наше отзовётся (по рассказам В.М. Шукшина «Мастер»
и «Крепкий мужик»).
VIII класс
Цели урока:
Образовательная: углубить представление о номинации каксредстве характеристики
человека.
Развивающая: способствовать развитию исследовательских умений и навыков,
творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитывать ответственность за свои поступки, способствовать
пониманию учащимися истинных жизненных ценностей; воспитывать любовь к родному
слову, к культуре своего народа.
Задачи:
1. Вырабатывать у учащихся навыки лингвистического анализа текста, умение определять
идею текста, авторскую позицию.
2. Создать условия для формирования умений сравнивать и обобщать, устанавливать
причинно-следственные связи.
3. Способствовать развитию ассоциативного мышления учащихся, обогащению
словарного запаса, усилению коммуникативных свойств речи, овладению учащимися
выразительными средствами языка.
Урок начинается со слов учителя: «Люди, милые люди, здравствуйте!».
3
(Это приветствие Василия Макаровича Шукшина встречает всех, кто приходит в школу-
музей в селе Сростки.)
- Что Вы можете сказать о человеке, который обращается с такими словами к людям?
Добрый, искренний, сострадательный…
Озвучивается имя автора приветствия.
- Скажите, из чего складывается ваше отношение к человеку?
Из поступков, дел, которые он вершит.
«След на земле, или Как дело наше отзовётся» так будет звучать тема нашего урока по
рассказам В.М.Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик».
Учащимся предлагается записать слова, словосочетания смысловые ассоциации к имени
В.М. Шукшина.
Появляется следующий ряд слов: громада, творец, созидатель, актёр, режиссёр, великий
талант, справедливый, больное сердце, сын России...
Знакомим учащихся с высказываниями о Шукшине и дополняем запись: наш Шукшин,
художник, великий знаток русского национального характера, самый русский из всех русских
писателей, совесть народная, голос взыскующей совести…
- Эти слова и словосочетания позволили подчеркнуть многогранность личности
Шукшина, создать портрет писателя, выразить наше отношение к человеку, режиссёру, актёру.
Мы назвали В.Шукшина в соответствии с тем, как мы воспринимаем его личность, каким
видим его творчество.Человека в жизни и героя в художественном произведении могут
называть по-разному в разных ситуациях.
В языкознании появление новых наименований является номинацией. Один и тот же
предмет и действие может получать разные названия. Изучая художественное произведение,
мы тоже можем говорить о номинации персонажей. Термином «номинация» обозначают также
результат процесса номинации значимую языковую единицу (название). Новые названия
новые смыслы. Читать – это значит выявлять смыслы.
Обратимся к рассказам Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик».
В заглавии своих рассказов В.М.Шукшин использует номинации, т.е. называет героев.
Для активизации познавательной и творческой деятельности создаём проблемную
ситуацию.
- Называет ли Шукшин в рассказах своих главных героев «крепкий мужик» и
«мастер»?Автор не называет так своих героев, так их не называют и окружающие.
- Какой вопрос возникает у читателей?
Почему он дал такое название? Можем ли мы сказать, о ком из героев идёт речь?
рассказе «Мастер» - два мастера, но в заглавии слово в единственном числе. Почему?)
4
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно постичь идею произведения. И ключом к
постижению идеи, к выявлению проблем, поставленных автором рассказов, будут номинации
персонажей. Это будет отправной точкой нашего исследования.
- Как бы вы объяснили значение словосочетания «крепкий мужик» и слова «мастер» до
знакомства с произведениями?
Ученики говорят о своём понимании значений слов, употреблённых в заглавиях
рассказов.
«Мастер» - талантливый человек; человек, умеющий всё делать, опытный, умелец,
искусник, золотые руки…
«Крепкий мужик» - надёжный, сильный, стойкий человек, мужественный, не боится
трудной работы…
Работа в группах с фрагментом текста.
Прочитайте начало рассказов. Выделите ключевые слова, объясните, как вы понимаете
смысл этих слов, обратите внимание на номинации героев, жанровое и стилистическое
своеобразие текста.
Фрагмент текста для 1 группы: «Жил-был был некто Сёмка Рысь, забулдыга,
непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый - совсем не богатырь на вид. Но вот Сёмка
снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце... И тогда-то, когда он,
поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и
мощь Сёмки. Она - в руках... Руки у Сёмки не комкастые, не бугристые, они ровные от плеча
до кисти, толстые, словно литые. Красивые руки. Топорик в них - игрушечный. Кажется, не
знать таким рукам усталости…»
1
.
Фрагмент текста для 2 группы: «В третьей бригаде колхоза «Гигант» сдали в
эксплуатацию новое складское помещение. […] Шурыгин Николай Сергеевич постоял перед
ней [церковью], подумал…»
2
.
- Кто называет героя Сёмка? Автор?
Односельчане.
- Почему?
Они считают его забулдыгой.
- Согласны ли вы с тем, что Сёмка непутёвый человек?
В один ряд поставлены слова с противоположным значением: « …некто Сёмка Рысь,
забулдыга, непревзойдённый столяр». Забулдыга (спившийся, беспутный человек) -
непревзойдённый столяр (самый совершенный, такой, что невозможно превзойти).
В описании героя используются антонимичные номинации. Такое противоречие
побуждает читателя как можно глубже проникнуть в суть характера героя.
5
Сёмка непонятен людям, ведь он не пользуется своим мастерством для того, чтобы
обогатиться, достигнуть прочного материального положения в жизни. Герой рассказа не
мыслит свой дар как средство личного обогащения. Сёмка любит своё дело, он много работает
(«остаётся в одной майке, выгоревшей на солнце...).
Сёмка не злой человек. Семка так, для куража, орёт… весело лается с бригадиром… Пьяным
он безобразен не бывал, не оскорблял жену…Он честный и скромный. «Работаю я наравне с
вами дети у меня обуты-одеты, я не ворую, как некоторые…»
3
. Он всю зарплату отдаёт
семье.И если временами он крепко пьёт, то это оттого, чтобы думать, что окружающие люди
лучше его. В отличие от других, герой понимает, что в мире не хватает красоты и чуда.
- С какой целью Шукшин использует сказовый зачин: «Жил-был в селе Чебровка некто
Сёмка Рысь…»?
Это по жанру рассказ-сказ.Сказ повествование, имитирующее речь рассказчика и
ведущееся от лица рассказчика.Рассказчик выражает своё личное отношение к событиям и
героям.
Фольклорный мотив находит своё развитие и в дальнейшем: Сёмка, как и сказочный
герой, оправляется в путь ради спасения красоты, чуда (любимая в сказке это символ красоты
и чуда).
- Как относится автор к своему герою?
Мнение автора и рассказчика совпадают.Автор открыто выражает свою симпатию к
герою. Автор любуется руками героя, они умелые, ловкие, трудолюбивые, дело в руках Сёмки
спорится.
«В третьей бригаде колхоза «Гигант» сдали в эксплуатацию новое складское
помещение…».
- Первое предложение рассказа «Крепкий мужик». Что характерно для стиля? Где бы вы
могли прочесть такую фразу?
Автор начинает рассказ с предложения, которое тяготеет к официально-деловому стилю.
Первая фраза похожа на сводку, на отчёт. Сводка документ, содержащий свод каких-нибудь
данных. Для официально-делового стиля характерны лаконичность и неличный характер. И,
действительно, повествование о герое в приведённых предложениях имеет неличный характер.
К тому же автор не даёт портретного описания героя: «Бригадир Шурыгин Николай Сергеевич
постоял перед ней, подумал…». Указывается должность, фамилия, имя, отчество. Перед
читателем возникает образ человека-функции. Автор дистанцируется от героя.
- С какой целью автор упоминает название колхоза «Гигант»?
Автор показывает Шурыгина руководителем большого хозяйства («Гигант»!), из чего
должно следовать, что герой уважаемый человек, если он призван направлять деятельность
6
других. Но симпатии к герою автор не выражает. Такое противоречие побуждает читателя
понять причины авторского отношения к Шурыгину.
Работа с текстом произведения.На этом этапе углубляется понимание номинации как
средства характеристики героев.
- Как называет главных героев автор? Окружающие? Почему?
«Мастер»: некто СёмкаРысь
рассказчик
забулдыга
рассказчик,односельчане
непревзойдённый
столяр
рассказчик, односельчане
Сёмка
односельчане
Семён Рысь
Сёмка
Семён
автор
.
Фамилия героя ближе к прозвищу. Личное имя Сёмка являет собой антропоним в
уменьшительной форме, имея дополнительный оттенок: человек с «особинкой», «чудинкой»,
представляется окружающим человеком, заслуживающим лишь насмешливое к себе
отношение. Автор использует иную форму имени - Семён (назван так в начале и в конце своего
хождения за правдой).
- Что, по мнению автора, отличает героя от других?
Семка проник в замысел мастера, оставшийся неосуществлённым. На минуту герой «как
бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им»
4
. Символика
имени: Семён «слышащий». Семка услышал «песню» древнего мастера. Песня рождается из
самой жизни, из её правды.
«Крепкий мужик»: бригадир Шурыгин Николай Сергеевич
автор
Шурыгин
автор
Николай
односельчане
- Колька
кладовщик
- бригадир
автор
варвар
учитель
чёрт
односельчанин
-
идиот
продавщица, жена
харя бесстыжая
жена
- дьявол
вездесущие бабы
–дьяволина
мать
- идол окаянный
мать
–– дядя Коля Шурыгин
Шурыгин
.
Номинации «чёрт», «дьявол», «варвар», «идол окаянный», «харя бесстыжая» содержат
отрицательную оценку, осуждение. Дьявол сатана, злой дух, злая сила, бездуховная,
разрушительная. (Автор говорит и о силе Сёмки. Притом автор пишет так: «устрашающая сила
и мощь Семки». Но сила Сёмки не несёт зла. Почему? Его сила в труде во благо людей).
Варвар чужеземец, иностранец. Варварами называли захватчиков. Они не ценили
культуру, обычаи другого народа, разрушали, истребляли. Шурыгин противопоставил себя
всему деревенскому миру. Символика имени: Николай - «побеждающий народ».Он оказался
сильнее? Нет, правда не на его стороне. Шурыгин шурыга непутёвый человек, негодяй,
мошенник. Разрушение церковки рассорило его со всеми: с односельчанами, с семьёй.
- Как поступок Шурыгина называют окружающие?
«Произойдёт нечто небывалое в деревне; своевольничать; что-то непонятное творится с
мужем; ответишь за убийство; дурацкое дело; руки чесалась у дьявола».
7
В.М. Шукшин, выражая собственное отношение к герою посредством назывных единиц,
является при этом выразителем мировидения народа.
Продолжая исследование, учащиеся должны прийти к выводу, что мерилом
нравственности человека становится его отношение к храму.
Звучит запись колокольного звона.
- Образ церкви занимает в рассказах центральное место. В чем его значимость? Почему
именно по отношению к церкви раскрывается характер героев? Символом чего является
церковь для героев рассказов?
«Мастер»: церковка
Семка
белая красавица
Семка
светлая каменная сказка
автор
- храм
митрополит
красивая церковь
митрополит
красавица необыкновенная
Сёмка
гордость русского
народа
Сёмка
. «Крепкий мужик»: церковка
автор
матушка
мать Шурыгина
.
Церковь дом, родина. Деревня Талица не вымышлена, она находится на
противоположном берегу Катуни вблизи от родного села Шукшина Сросток («…бывало,
откуда ни идешь, а ее уж видишь. И как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил
прибавляла...»
5
.)
Церковь частица души и бытия.(Бытие жизнь, существование). Небольшая
церковка оживляла деревню, люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усопших
дедов и прадедов. Так выявляется автором связь времён. Как небо привыкли видеть, так и её.
Если небо это символ вечности, то в ассоциативный ряд мы можем добавить: церковь –
вечность, бессмертие души.
Церковь у Шукшина начало соборное, символ единения, она «собирает» людей
«вокруг себя».
Церковь – подлинная красота, над которой не властно время.
Сообщения учащихся о храмах России (собор Покрова на Нерли, храм Василия
Блаженного, Казанский собор в Санкт-Петербурге).
Учащиеся приходят к выводу, что церковь является символом Родины, истории, вечности,
чистоты, красоты, единения, исторической памяти, связи поколений, души народа,
национальной самобытности, величия духа русского народа…
Звучит запись колокольного звона.
- С чем сравнивает Шукшин разрушение церкви? (Номинация события.)
Со смертью человека («Страшная, чёрная в глубине, рванаящель (рана) на белой
стене…»), с войной («Земля вздрогнула, как от снаряда…»). Война трагедия смерть - всё
было кончено: бесформенная груда, прах (останки, то, что осталось от тела умершего (высок.).
Сравн.: «давно распалась в прах та умная голова» («Мастер»).
8
Что руководит Шурыгиным, когда он разрушает церковь? Можно ли гордиться
таким делом, которое совершает Шурыгин?
1.«Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода-то возить».
2.«Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными
полномочиями».
3.«Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили… Будут своим детишкам
рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил тросами и …».
4.«Ваську Духанина прокляли он крест своротил? Наоборот, большим человеком
стал…».
Шурыгин испытывает удовольствие от того, что можно распоряжаться, почувствовать
себя большим начальником. Человеком движет гордыня. «Он мечтает оставить о себе память,
пусть геростратову, но славу»
6
. Но этим гордиться нельзя: дело, совершаемое человеком,
должно учить добру.
- Чем обеспокоен Сёмка? Хочет ли Сёмка возвеличить себя?
1. «Это же чудо! Я возьмусь отремонтировать…».
2. «Мне жалко – такая красота пропадает. Ведь сейчас же восстанавливают…».
3. «Она бы людей радовала – стояла!»
4. «Это гордость русского народа, а на неё все махнули рукой. А отремонтировать,
она будет стоять ещё триста лет и радовать глаз и душу».
Сёмка обеспокоен красотой и тайной церкви. Он мечтает дать вторую жизнь Талицкой
церкви, желает творить не по заказу, не за деньги. Восстановить церковь - это смысл жизни
героя. Семка не возвеличить себя хочет, а подарить людям радость, подарить будущим
поколениям красоту, которая бы очищала душу.
- Какие новые смыслы открываются для вас в названии рассказов, в номинациях «крепкий
мужик» и «мастер»?
Крепкий мужик - человек, который крепко держит жизнь в своих руках; руководитель,
никогда не задумывающийся о душе, жестокий и бездушный, думающий только о себе; злая,
разрушительная сила; не чувствует красоту, противопоставляет себя обществу; человек,
пренебрегающий духовными ценностями; человек, разрушивший миропорядок, гармонию…
Мастер творец, созидатель, человек ищущий, чувствующий красоту, верящий в добро,
любящий людей; духовная сила; просветлённый человек, одухотворённый человек,чуткий
человек,живущий по законам правды; хочет дарить радость, живёт не ради славы и
материального благополучия; не своё мастерство хочет возвеличивать, а приносить людям
радость; бескорыстно творит, связывает время…
9
Ученики приходят к выводу, что перед читателем предстают образы человека
разрушающего и человека созидающего.
Название «Мастер», во-первых, говорит о слиянии душ Семки и безымянного создателя
церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических, этому единению не мешает
разделённость во времени; во-вторых, подчеркивает обобщённый смысл слова «мастер» как
созидательного начала в человеке
7
. В образе «крепкий мужик» заложено начало
разрушительное.Так ученики подходят к объяснению смысла названий рассказов.В заглавии
заключенофилософское осмысление отношения человека к жизни. Используемая в названии
рассказа номинация перерастает в символ.
Домашнее задание:
Напишите сочинение на тему «След на земле, или Как дело наше отзовётся» на основе
художественных произведений или жизненных впечатлений в жанре письма, поучения,
дневниковой записи от собственного имени или от имени героев рассказа. Задание
предполагает вариативность в выборе материала для рассуждения, жанра творческой работы,
характера повествования.
Примечания
1
Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4: Рассказы. М.: Литература; Престиж
книга; РИПОЛ классик, 2005. С.50.
2
Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4.: Рассказы. М.: Литература; Престиж
книга; РИПОЛ классик, 2005. С.89.
3
Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4.: Рассказы. М.: Литература; Престиж
книга; РИПОЛ классик, 2005. С.51.
4
Шолпо И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в VIII классе. Научно-
методический журнал «Литература в школе». – 1996. - № 4. – С.133.
5
Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4.: Рассказы. – М.: Литература; Престиж
книга; РИПОЛ классик, 2005. С.94.
6
Шолпо И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в VIII классе. Научно-
методический журнал «Литература в школе». – 1996. - № 4. – С.136.
7
Шолпо И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в VIII классе. Научно-
методический журнал «Литература в школе». – 1996. - № 4. – С.134.
Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского
языка им. В.В. Виноградова. – 4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997.
2. Он похож на свою родину: земляки о Шукшине/Вступит.статья Ю.Г. Егорова.
Барнаул: Алт.кн. изд-во, 1989.
3. Петровский Н.А. Словарь личных имён: Ок. 2600 имен / Спец. Науч. Ред.
О.Д.Митрофанова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1984.
4. Творчество В.М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. Т.2:
Эстетика и поэтика прозы В.М. Шукшина. Мотивы и символы творчества В.М.
Шукшина. Диалог культур / Науч. ред. А.А. Чувакин; ред.-сост. О.Г. Левашова.
Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006.
10
5. Творчество В.М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник. - Т.3:
Интерпретация художественных произведений В.М. Шукшина. Публицистика В.М.
Шукшина / Науч. ред. А.А. Чувакин; ред.-сост. С.М. Козлова. Барнаул:
издательство Алтайского государственного университета, 2007.
6. Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для
учителей. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова. Изд. 3-е, испр. и доп. М.,
«Просвещение», 1975.
7. Шолпо И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в VIII классе. Научно-
методический журнал «Литература в школе». – 1996. - № 4.
8. Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 4 т. Т.4.: Рассказы. М.: Литература;
Престиж книга; РИПОЛ классик, 2005.
Данные об авторе
Троян Нина Васильевна -
учитель русского языка и литературы высшей категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Воеводская средняя (полная) общеобразовательная школа»
Целинного района Алтайского края
troyan_nina@mail.ru
Домашний адрес: 659444, Алтайский край, Целинный район, с. Воеводское,
пер.Болотный, д.17, кв.1
Дата рождения: 17 августа 1969 год
Паспортные данные: 01 02 994558 Выдан ОВД Целинного района
Алтайского края 12.04.2002
ИНН 228700575039
Страховое свидетельство № 054-211-206-00
Контактный телефон 8 923 655 83 85