Урок литературы "Обыкновенное чудо Людмилы Улицкой" 6 класс

1
Пономарева Наталья Николаевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №18»,
г. Новочебоксарск Чувашской Республики
Урок литературы, 6 класс
Тема: «Обыкновенное чудо Людмилы Улицкой»
Цели:
1) знакомство с новыми именами современной русской литературы;
2) совершенствование умения творческого чтения методом критического мышления,
интерпретации художественного текста;
3) воспитание патриотизма и чувства благодарности к предыдущим поколениям,
постижение их жизненной мудрости.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Год 2020 знаменательный для нашей страны. Это год… (75-летия великой
Победы над фашизмом). Высокий моральный дух, самоотверженность, сплоченность
всего народа приближали нашу Победу. Огромная цена была заплачена за нее. И вот она
настала, ликующая, радостная! Светлый весенний праздник!
А что же было дальше? Как люди жили потом, после войны? Каково жилось тогда
детям, вашим ровесникам? Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в
прошлое, окунуться в атмосферу послевоенного детства, почувствовать, чем жили, о чем
мечтали тогда маленькие граждане большой страны, победившей фашизм.
Вы прочитали цикл рассказов известной современной писательницы Л.Улицкой
«Детство 49». Шесть небольших рассказов с незамысловатым сюжетом, которые
объединены одним общим мотивом, одной общей составляющей.
Подумайте, что же объединяет эти рассказы, что обязательно совершается в
каждом из них? (Всегда случается какое-то чудо) Какие ассоциации вы можете
предложить к этому слову? (Чудеса, сказка, мечта, волшебство)
Правильно, но чудо в рассказах Улицкой не волшебное, не сказочное. А какое?
(Жизненное, обычное) Придумайте синоним – обыкновенное.
Итак, как же мы назовем наш урок, чтобы в названии отразился смысл всего цикла?
(Обыкновенное чудо Л.Улицкой)
Название урока «Обыкновенное чудо Л.Улицкой»
Скажите, пожалуйста, а чего вы ждете от сегодняшнего урока? Какие вы поставите перед
собой цели?
1. Узнать информацию о писательнице.
2. Понять смысл названий рассказов.
3. Проанализировать содержание.
Книги Людмилы Улицкой переведены на 17 языков. Ее постоянные читатели живут по
всему миру. Многое и многих можно разглядеть, если вглядываться в лица людей с
любовью и чутким вниманием. Именно так смотрит на нас эта женщина. Строгая,
сдержанная, необыкновенно естественная Людмила Улицкая. Галина Смирнова, критик.
2
А вот несколько высказываний самой Людмилы Улицкой. Выберите, пожалуйста,
какое из них вам ближе, и объясните, как вы понимаете его смысл.
1. Ум покрывает любой недостаток.
2. … только внутренне свободный человек может и сам посмеяться над собой,
и другим дать над собой посмеяться…
3. С количеством прочитанных книг растет уровень свободы человека.
4. Моя задача — вопросы ставить, а не решать.
(Ответы учеников.)
Знакомство с писательницей.
Представьте, ребята, что сегодня у нас в гостях сама писательница Людмила
Улицкая. Какие вопросы вы хотели бы ей задать? ( Специально подготовленный ученик
выступает в роли Л.Улицкой и рассказывает о себе)
Диалог с Людмилой Улицкой
Здравствуйте, Людмила Евгеньевна! Спасибо, что вы сегодня с нами. Ребята недавно
познакомились со сборником «Детство 49» и хотят побольше узнать о вас и вашем
творчестве.
Вопрос:
-Расскажите, пожалуйста, о вашей биографии.
Ответ:
-Я родилась 21 февраля в 1943 году на Урале в селе Давлеканово недалеко от Уфы. Мои
родители эвакуировались из Москвы. Когда закончилась война, мы вернулись в родной
город.
Вопрос:
- Вы всегда мечтали стать писателем?
Ответ:
- Нет, писать я начала довольно поздно. В 1968 году я закончила биофак университета в
Москве, мечтала о карьере ученого-генетика.
Вопрос:
- Почему вы не стали ученым?
Ответ:
- После окончания университета я работала в Институте общей генетики. Нашу
лабораторию закрыли в 70-м за чтение так называемой “запрещенной литературы”. Я
после этого не работала 9 лет.
Вопрос:
- Как вы пришли в литературу?
Ответ:
- Когда я начала свою работу как литератор, жизнь была довольно трудная. Я не
отказывалась ни от чего. Делала сценарии для учебных программ на телевидении.
3
Переводила стихи с монгольского языка, делала какие-то инсценировки для детских
театров, сценарии к мультфильмам, много работала для кукольных театров. А печатать
рассказы я начала в конце 80-х годов.
Вопрос:
- Как к вам пришла известность?
Ответ:
- Первая книжка у меня вышла в 93-ем или 94-ом. Вышла во Франции и только через
несколько месяцев уже в России. Это был сборник “Бедные родственники”, он остался
совершенно незамеченным. А вот со второй книжкой повезло. За повесть “Сонечка” я
получила французскую премию “Медичи”.
Вопрос:
- Готовясь к уроку, мы прочитали сборник рассказов «Детство 49». Расскажите,
пожалуйста, о них: как они создавались, в чем основная идея?
Ответ:
- «Детство 49» это переиздание моей книги, вышедшей еще 10 лет назад. Это
фактически, мои первые рассказы. Очень важно, чтобы люди знали свои семейные
истории. Старики часто забывают, а если их не спрашивать, то и не вспомнят, что было
50-60 лет назад.
В рассказах важна не художественность, не литературный стиль, важно, чтобы эти
истории трогали, заставляли сопереживать.
Учитель: Спасибо, Людмила Евгеньевна, за беседу. Рассказы на самом деле получились
одновременно и трогательными, и настолько глубокими, что философия прослеживается
буквально во всем: в цвете, в запахе, в любой художественной детали и в любом знаке
препинания. И сегодня мы с ребятами попытаемся этот философский смысл раскрыть.
Итак, давайте начнем нашу читательскую конференцию по рассказам Людмилы
Улицкой «Детство – 49».
Вы прочитали все шесть рассказов, и помимо этого каждая группа внимательно и
детально изучала один рассказ.
У меня на столе находятся различные предметы. Пожалуйста, найдите среди них
«свой» предмет, объясните, что он символизирует? (Капуста, оригами, гвозди, очки и
часики, восковая уточка, пирог с вареньем) Поставьте его в центр стола.
В каждой группе самостоятельно были выбраны «читатели», «художники» и
«аналитики». «Читатели» напомнят всем присутствующим сюжет рассказа, «художники»
представят свою иллюстрацию, а «аналитики» попробуют ответить на вопросы
присутствующих в аудитории.
«Капустное чудо»
«Читатель»:
(Гипотеза ответа) Сюжет рассказа очень простой. Двух маленьких девочек
отправляют в ларек за капустой. По дороге старшая Дуся теряет деньги: десятирублевая
бумажка выпадает из дырявого кармана. О потере денег девочки узнают, уже отстояв
огромную очередь, оказавшись перед окошком ларька. Они начинают плакать, но никто
из очереди даже не посочувствовал им. Девочки идут домой и не знают, что их там ждет:
старуха Ипатьева, рассердившись, может запросто сдать их в детский дом. И тут
неожиданно из-за поворота появляется грузовик с капустой. Машину тряхнуло на дороге,
4
и из нее прямо к ногам девочек выкатились два огромных кочана. Девочки сложили
капусту в мешок и пошли домой. Ипатьева в это время сидела у своей подружки
Кротовой, плакала, убивалась, что девочки пропали. Дуся и Оля выложили капусту на
стол, сели, не раздеваясь, и стали ждать.
«Художник»: представляет свою иллюстрацию.
Вопросы для «аналитиков»:
- Почему девочки оказались в доме старухи Ипатьевой, и как она отреагировала на это?
- Как девочки чувствовали себя в доме Ипатьевой?
- Девочки остались сиротами. Какие художественные детали подчеркивают их слабость и
беззащитность в окружающем мире?
- Как вы охарактеризуете самих девочек?
- Такие золотые девочки, конечно, заслуживают и любви, и чуда. Чудо происходит, когда
из грузовика выпали два огромных кочана. Как вы объясните такую деталь: один кочан
остался целым, а второй распался на две половины?
- Почему в конце рассказа стоит многоточие?
- Как вы понимаете название рассказа? названии автор использует совершенно
противоположные друг другу понятия: чудо что-то возвышенное, волшебное, и капуста
простой, обычный овощ. Наверно, автор хочет показать, что чудо это счастливый
случай, который происходит в простой, реальной жизни. В рассказе чудо совершается не
однажды: первое чудо случается, когда Ипатьева решает приютить у себя сирот, чудо
сваливается из грузовика в виде двух огромных вилков, чудо происходит с Ипатьевой,
которая сначала без особой радости оставила у себя девочек, а потом страдала, места себе
не находила, когда девочки пропали. Это раскрывает в ней лучшие черты характера,
может быть даже, материнские чувства. И наконец чудом является сама жизнь, когда
закончилась страшная война.)
Учитель:
Спасибо, ребята. Вы правильно заметили, что в названии «Капустное чудо»
сочетаются слова с противоположным смыслом. Такое сочетание несочетаемого является
средством выразительности, ведь вы почувствовали, конечно, что такое выразительное
название сразу привлекает к себе внимание. Как же называется это прием? (Эпитет,
олицетворение, оксюморон, анафора, метафора.)
Правильно, а почему вы так решили? (Перечисляют значения остальных средств
выразительности.) Хорошо. Итак, оксюморон это сочетание слов с противоположным
смыслом.
В цикле «Детство 49» есть еще рассказ, в названии которого используется
оксЮморон. Назовите его. («Бумажная победа»)
Давайте обратимся к рассказу «Бумажная победа».
«Бумажная победа»
«Читатель»:
(Гипотеза ответа) Герой рассказа Геня Пираплетчиков слабый, болезненный
мальчик. Его постоянно обижают другие дети во дворе. Мать решает хоть как-то сблизить
5
Геню с ребятами и приглашает всех обидчиков на его день рождения. На празднике Геня
сидел, уткнувшись носом в тарелку, и ждал насмешек. Но как ни странно, никто не
смеялся. Наоборот, дети восхищенно слушали, как его мать играет на пианино. А потом
все пришли в восторг от Гениного таланта складывать из бумаги фигурки. Никто не
злился, всем было радостно и хорошо. (Последние два абзаца.)
«Художник»: представляет свою иллюстрацию.
Вопросы для «аналитиков»:
- Расскажите о главном герое.
- Почему Людмила Улицкая выбирает время действия весну?
- Значит, автор намекает на то, что и Гениной несчастной жизни что-то изменится. Какие
же чудеса с ним происходят?
- Скажите, в какой момент рушится стена вражды между детьми?
Учитель: Праздник, несмотря на Генины страхи, все-таки состоялся. А кто из вас помнит,
сколько ребят пришло на этот день рождения? («Человек двенадцать плохо одетых, но
умытых и причесанных детей»). Подумайте, а почему Людмила Улицкая приводит в дом
Гени именно двенадцать детей? Ведь тоже наверняка не случайно? (12 это число
апостолов, т.е. учеников Христа. Это знак того, что эти дети все-таки сохраняют в душе
нравственную чистоту, главное, что составляет суть личности.)
Учитель: Спасибо, ребята. Итак, мы рассмотрели первый и последний рассказы цикла.
Сделайте вывод, что же их объединяет? (Эти рассказы имеют название-оксЮморон:
«Капустное чудо» и «Бумажная победа». Эти названия раскрывают мнение Л.Улицкой о
том, что чудо это не обязательно что-то сказочное и волшебное. Оно может быть
обыкновенным и происходить в повседневной жизни с самыми обычными людьми. Но
оно все равно меняет человека в лучшую сторону.)
Учитель: Правильно, молодцы! Эта мысль является сквозной для всего цикла.
Динамическая пауза
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Давайте обратимся к следующему рассказу «Восковая уточка».
«Восковая уточка».
«Читатель»:
(Гипотеза ответа) По выходным во двор приезжал старьевщик, который менял
старые вещи на новые, нужные в хозяйстве: иголки, пуговицы и т.д. У него был фанерный
чемодан с драгоценностями сережками, лентами, восковыми уточками. Героиня Валька
Боброва мечтала о восковой уточке, но ей нечего было дать старьевщику взамен. Когда
уже за старьевщиком закрылись ворота, Валька увидела половик, который забыла соседка
6
во дворе, схватила его и понеслась за старьевщиком, а тот, не глядя, в обмен на половик
отдал ей ту самую восковую уточку с помятым крылом. Позже Валька стала известной
гимнасткой. (Последний абзац.)
«Художник»: представляет свою иллюстрацию.
Вопросы для «аналитиков»:
- Объясните название рассказа.
- Расскажите, как построен рассказ.
- За старьевщиком закрываются зеленые ворота. Наверняка не случайно?
Учитель: Спасибо, ребята, молодцы! То, что произошло с героиней Валькой Бобровой,
это счастливое стечение обстоятельств. Вот так удачно все сложилось, что эта девочка
обрела свое маленькое чудо. А какой из оставшихся рассказов можно сопоставить с
рассказом «Восковая уточка»? («Счастливый случай»). Давайте обратимся к нему.
«Счастливый случай».
«Читатель»:
(Гипотеза ответа) Действие происходит весной. Все жители двора выносят свои
пожитки на солнышко, просушить и вытряхнуть. Героиня рассказа Халима раскладывала
на раскладушках свои перины прямо под окном старухи Клюквиной. Клюквина очень
ругалась и посылала своего внука Кольку скидывать с раскладушек постель Халимы.
Халима терпела и снова раскладывала постель. Счастливый случай состоит в том, что
Колька сорвался с чердака и упал прямо на эти раскладушки с постелью. Потом старуха
Клюквина испекла пирог с вареньем, отнесла в подвал Халиме и извинилась.
«Художник»: представляет свою иллюстрацию.
Вопросы для «аналитиков»:
- Расскажите о главных героях.
- Какое чудо произошло в этом рассказе?
- Как изменились герои рассказа после счастливого случая?
- А как изменилась Халима?
Учитель: Спасибо, ребята, молодцы! У нас остались два центральных рассказа цикла
«Дед-шептун» и «Гвозди». Скажите, пожалуйста, что их связывает? этих рассказах
действуют правнуки и прадеды.) Правильно, т.е. их объединяет тема семьи, памяти,
преемственности поколений.
«Дед-шептун».
«Читатель»: Сюжет рассказа такой. Девочка Дина берет без спроса часы брата и
нечаянно разбивает их. А ее прадед, который, как ей казалось, был совершенно слепой,
смог их починить.
«Художник»: представляет свою иллюстрацию.
7
Вопросы для «аналитиков»:
- Почему рассказ называется «Дед-шептун»?
- Почему дед, слепой, мог различать свет от тьмы? Что это значит?
- А что символизируют часы?
- А как в тексте показана остановка времени?
- Какое чудо происходит в этом рассказе?
Учитель: О нерушимой связи поколений говорится и в рассказе «Гвозди». Давайте
вспомним сюжет.
«Гвозди».
«Читатель»:
(Гипотеза ответа) Городского мальчика Сережу отправляют на лето к прадеду в
деревню. Сереже было скучно. Он зашел в сарай, нашел гвозди, молоток и начал забивать
в порог. Потом прадед научил его правильно держать молоток, правильно вбивать гвоздь,
потом вытаскивать его и выпрямлять. Так за лето Сережа не сдружился со своими
троюродными, а помогал деду. Ему это даже нравилось. Потом они с дедом делали ящик с
крышкой. И когда троюродный Митька спросил: «На похороны-то приедешь?», Сережа
понял, что дед делал гроб. На следующее лето деда не было в живых, Сережа сдружился с
троюродными, а в сарай зашел только один раз: на верстаке стоял коробок с гвоздями,
которые он в то лето правил.
«Художник»: представляет свою иллюстрацию.
Вопросы для «аналитиков»:
- Мы знаем, что зеленый цвет, в рамках всего цикла, это цвет надежды, возрождения,
обновления. А как используется зеленый цвет в рассказе «Гвозди»?
- Почему рассказ называется «Гвозди»?
- Что стало чудом в этом рассказе?
Учитель: Да, так соединились прошлое и будущее. Ход времени и цепь поколений вечны
и нерушимы. В этом глубоко убеждена Людмила Улицкая, автор рассказов «Детство
49». Давайте посмотрим, как эту мысль подтверждает композиция цикла. (Мы видим, что
расположение рассказов не случайно. Первый и последний рассказы, которые имеют
название-оксЮморон, говорят о том, что чудо может быть самым обыкновенным, но от
этого оно не перестает быть чудом. Второй и четвертый рассказы повествуют об обычном
случае, который стал для героев счастливым, изменил их жизнь. Ну а в центральных
рассказах говорится о прадедах и правнуках, о неразрывной связи поколений. Это самое
главное в жизни – не потерять память о прошлом, поэтому эти рассказы стоят в центре.)
Учитель:
Действительно, тема памяти очень важна для Улицкой. «Очень важно, чтобы люди
знали свои семейные истории. Старики часто забывают, а если их не спрашивать, то и не
вспомнят, что было 50-60 лет назад», – говорит писательница.
8
И сегодня на уроке мы с вами вспомнили о наших дедах, уже ушедших и живых,
ведь у них тоже было послевоенное детство. Попытались понять их жизнь, еще раз
вспомнить о Великой войне, об испытаниях, выпавших на долю страны и людей, о
терпении, мужестве и великой мудрости, которой нам надо учиться.
В качестве домашнего задания я предлагаю расспросить своих родителей,
бабушек и дедушек о послевоенных годах. Попросите их поделиться воспоминаниями о
том времени, рассказать о событиях своего детства, оставшихся в памяти на всю жизнь.
Запишите эти рассказы.
Или можете выполнить другое задание: напишите сочинение о том, чем вам
запомнился цикл рассказов Л.Улицкой «Детство 49». Нарисуйте иллюстрации к этим
рассказам.
А потом, собрав все ваше творчество воедино, мы можем создать собственный
сборник «Обыкновенное чудо», который поможет нам сохранить связь с предыдущими
поколениями.
Спасибо всем за урок. Вы сегодня замечательно работали, отвечали на вопросы,
рассуждали. Ну а после того как мы подняли на поверхность глубочайший философский
смысл рассказов Людмилы Улицкой, я думаю, что этот автор останется с вами навсегда.
Рефлексия
Закончите начало фразы.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Релаксация
А теперь закройте глаза и вспомните наше занятие. Я хочу, чтобы все, кто работал
хорошо, улыбнулись мне. Спасибо.
А кто чувствует в себе возможность работать еще лучше, поаплодируйте себе.
Спасибо всем!