Конспект урока "Песнь о Роланде (фрагменты). Французский средневековый героический эпос" 7 класс

Сачьян Наталья Сергеевна
Литература 7 класс
21.09.2018 № 6
Тема: «Песнь о Роланде (фрагменты). Французский средневековый героический эпос.
Цель
Образовательная: дать представление о средневековом французском военном эпосе;
раскрыть особенности, образы героев (систему образов), композицию, художественное
мастерство автора; помочь учащимся понять основы историко-литературного анализа,
описать исторические события, о которых сочинена песнь, почувствовать и осознать
героику эпохи и ее отражение в героическом эпосе франков «Песнь о Роланде», великие
идеи средневекового эпоса.
Развивающая: развивать ассоциативное мышление, навыки внимательного чтения;
Воспитательная: воспитывать смелость, преданность.
Задача урока: дать представление о средневековом французском военном эпосе; раскрыть
особенности, образы героев (систему образов), композицию, художественное мастерство
автора.
Планируемые результаты освоения урока
Предметные: Осуществляют выразительное чтение, устное словесное рисование.
Метапредметные
Познавательные: осуществляют поиск примеров, иллюстрирующих признаки
героического эпоса.
Регулятивные: принимают учебную задачу. Осуществляют решение учебной задачи под
руководством учителя.
Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками.
Личностные: Развивают моральное сознание и компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
На доске - изображение средневекового рыцаря в доспехах. Беседа
• Какие части доспехов рыцаря вам известны? (Шлем, забрало, меч, щит... )
• Почему рыцарь должен был выглядеть именно так? (Чтобы защитить себя во время
военных действий)
• Удобно было рыцарю в таких доспехах? (Они были очень тяжелыми, следовательно,
рыцарь должен быть сильным и выносливым.)
• От чего, кроме качеств самого рыцаря, зависел его успех в военных действиях? (От
надежной оружия, сильного, послушного коня)
«Мозговой штурм»
- Какие качества характера должны определять настоящего рыцаря?
(Смелость, отвага, доблесть, преданность своему сюзерену, Прекрасной Даме,
способность на самопожертвование...)
Названия рис можно записать вокруг изображения рыцаря.
3. Определение темы и постановка цели урока
Сегодня на уроке речь пойдет о настоящих рыцарей, достойных уважения воинов.
4. Изучение материала
Представление о рыцарскую доблесть и этикет получили свое отражение в
героическом эпосе Средневековья, расцвет которого приходится на XII-XIII вв.
Больше всего эпических поэм было создано во Франции. Долгое время они
существовали в устной форме. Эти поэмы назывались жестами (от франц. «сhаn-
sons geste», что значит «песни о деяниях» или «песни о подвигах») и исполнялись
бродячими музыкантами-жонглерами под аккомпанемент музыкальных инструментов
наподобие маленьких арф или скрипок. их можно было услышать на ярмарках возле
городских стен, в монастырях, в замках и даже в королевских покоях.
«Песня о Роланде» - самая древняя и самая знаменитая достопримечательность
французского эпоса.
Она стала известной в 1837 году, после опубликования рукописи Оксфордского, что
датировался 1770 годом. Время возникновения поэмы точно не установлен
(предположительно XI в.), автор произведения неизвестен.
Ученик-историк. В основу «Песни о Роланде» положены реальные исторические
события. Речь идет о далекие события 778 года, когда Карл Великий вмешался в
распри мусульманской Испании. Завоевав несколько городов, Карл осадил Сарагосу,
однако через несколько недель вынужден был снять осаду и вернуться за Пиренеи в
результате осложнений в собственной империи.
Баски при поддержке мавров напали в Ронсевальском ущелье на арьергард Карла и
перебили франков, отступали. Среди других, по свидетельству Егінхара -
историографа Карла Великого, в этом бою погиб «Хруотланд, маркграф Бретани»,
племянник короля.
Нападавшие убежали. Наказать их не удалось.
Ученик-литературовед. Этот исторический факт обрастал рассказам участников-
очевидцев, которые потом стали материалом для создания эпических песен. Потом
эти песни были объединены и обработаны одним талантливым автором. Возможно,
это был образованный монах по имени Турольд: последние строки поэмы - «Потому
что песни уже Турольдовій конец».
«Песня о Роланде» - это художественное произведение, поэтому исторические
события, изображенные в нем, переосмыслены в связи с замыслом автора. Например,
эпизодический подход Карла в Испанию превращается в семилетнюю войну с
«неверными» (мусульманами), в которой Карл завоевывает почти всю Испанию,
кроме Сарагосы. В Сарагосе правит противник Карла - вымышленный царь Марсілій.
Убивают реального Роланда баски-христиане, а не мавры.
Такие изменения объясняются особенностью тематики средневекового героического
эпоса: изображение борьбы против иностранцев и иноверцев за родину и
христианскую веру.
Работа в тетради («Особенности эпохи формирования литературы средневековья.
Эпос и его жанровые особенности»).
Если бы мы перенеслись в XII век, мы смогли бы убедиться, что средневековая
литература существовала в разных формах: 1) на латыни, хранительнице античности,
велось богослужение, создавались новые произведения; 2) на фольклорной основе
создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература
средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным
жанром был народно-героический эпос; 3) наряду с эпосом формируется жанровая
система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения,
описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные
трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).
И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно
отнести следующие литературные памятники.
Таблица представлена на доске.
Эпос
(устная форма)
Ирландские саги
Литература
(устная и письменная формы)
«Песнь о Нибелунгах»,
«Песнь о Роланде»
Лирика,
рыцарские романы
(письменная форма)
«Тристан и Изольда»
Учащиеся записывают данные таблицы в тетрадь.
Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до нас в рукописях
XII века, а мы относим это произведение к раннему средневековью?
Чтение статьи В. И. Коровина «Песнь о Роланде» и предисловия Н. Томашевского
«Песнь о Роланде» в учебнике (с. 46–48) с последующим обсуждением.
Выполнения задания 1 из раздела «Размышляем о прочитанном» (с. 59).
Словарная работа.
Что означает термин «эпос»?
Эпос с древнегреческого «слово», «повествование»: 1) род литературы, выделяемый
наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть
повествователь; 2) жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос.
Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и
богатырской сказки.
Особенности эпоса: славное историческое прошлое какого-либо народа; реальное
историческое событие, изображенное так, чтобы
возвеличитьсобытия, время, героев; обычно борьба племен или народов; герой воин,
в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый,
торжественный, соответствующий величию народного характера.
Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (Соответствие времени,
фону, стилю.)
Чтение «Песни о роланде»
Комментарий учителя
Поэма написана десятискладовим стихом и распределяется на строфы раВНОго
размера, которые называются тирадами. Тирады пронумерованы.
И-LХVИ тирады (сокращенный текст).
- Какой совет дает царю Марсілію его подвергнут Бланкандрін? (Пообещать Карлу,
что он со своим войском сам пойдет за ним во Францию, чтобы принять
христианство; послать ему подарков; дать заложников - детей знатных семейств.)
Ваша мысль.
• Как вы относитесь к такому предложению героя?
• Чем можно объяснить такую идею?
• Почему Карл не отпускает ни Роланда, ни Оливера до Сарагосы? (Король понимает,
что прием будет не из лучших, и не хочет рисковать жизнью молодых воинов.)
• Почему Ганелон не допускает участия в посольстве Роланда вместо себя? (Хоть
Ганелонові очень не хочется ехать к Марсілія, однако он как рыцарь не может
отказаться от выбора короля, что, впрочем, не мешает ему угрожать пасынку.)
• Как Ганелон решил отомстить Роланду? (Ганелон подсказывает Марсілію, как
нужно поступить с противником, и направляет военные действия сарацин именно
против Роланда и его отряда.)
Какому событию посвящена «Песнь»?
Описан поход Карла Великого 778 года в Испанию, вмешательство в междоусобную
борьбу в Кордовском эмирате
Как говорится об этом событии
в поэме?
7 лет войны в Испании
Кто был главным противником франков?
Арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами
Как называет поэма врагов франков?
Сарацины, нехристи, мавры...
Кто в центре повествования?
Карл Великий, родился в 742 году, король с 768 года, в 800–814 годах – император.
В 778 году ему было 36 лет, всего прожил 72 года. Это значительный возраст для
средних веков (средняя продолжительность жизни 35–40 лет)
Каким предстает Карл в поэме?
Седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет.
Почему так думают о Карле?
Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим:
«Наш Карл!»
Каковы итоги похода в Испанию?
Осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов
заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить небольшую приграничную
территорию, была образована Испанская марка
Как в поэме показывается поражение франков?
Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен
Как зовут главного героя битвы?
Эйнхард среди знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда, префекта
Бретонской марки, который был убит, «как и многие другие». Подробных сведений
нет, идут споры о реальности этой личности
Почему герою поэмы не оставлено историческое имя?
Возможно, Роланд – образ собирательный
Исход событий.
Военное поражение в Испании
Исход событий.
Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости
Почему в «Песне о Роланде» происходит такая трансформация (изменение)
исторической реальности?
Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого оставили
свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для него цельно и логично.
Мы видим в этой трансформации реальности проявление особенностей сознания
средневекового человека.
Мы можем выделить следующие черты сознания средневекового человека:
коллективное мифологическое сознание;
полярность представлений о мире: добро – зло, свой – чужой, Бог – дьявол;
религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;
символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением,
смыслом;
дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.
Рассказ учителя литературы. Беседа.
Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям. С какой
целью создавались эпические произведения средневековья?(Нарисовать идеал
народного героя.)
5. Рефлексия
1)Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли цели?
2)Какая тема урока?
3)Что нового вы узнали?
4)Какие затруднения испытали?
5)Расскажите по схеме:
Я знаю, запомнил, смог.
6)Чему научились на уроке?
6. Домашнее задание
подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.