Урок по теме "Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Никитская основная школа
Урок по теме
«Н.В.Гоголь «Шинель».
Образ «маленького человека» в литературе».
Класс: 8
Подготовила и провела Иванова Н.Н.,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в
литературе.
Цели урока:
расширить и углубить понятие «образ « маленького человека» в
русской литературе;
рассмотреть основные художественные особенности повести
«Шинель», нравственные проблемы, поставленные в произведении;
развивать умение определять роль детали в художественном
произведении;
совершенствовать навыки монологической речи;
воспитание милосердия, сострадания.
Планируемые результаты:
предметные: понимают нравственные проблемы повести Н.В.Гоголя
«Шинель», умеют анализировать произведение, определяют роль детали в
художественном произведении;
метапредметные:
познавательные: ориентируются в художественном произведении, обобщают,
делают выводы, находят нужную информацию в художественном
произведении;
регулятивные: планируют последовательность действий, осуществляют
самоконтроль;
коммуникативные: владеют разными видами чтения, участвуют в
коллективном обсуждении, используют речевые средства для выражения
своих чувств;
личностные: ориентируются в системе моральных норм и ценностей,
признают высокую ценность жизни, проявляют уважение к личности.
Ход урока.
1. Слово учителя. «Лучшее, что вы написали», - так оценил повесть
В.Г.Белинский. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя, - сказал Достоевский, а
может быть, кто-то другой. Впрочем, это не так уж важно. Ибо « мы»
русская литература.
2. Постановка проблемного вопроса.
- Итак, почему «мы» - русская литература – вышли из «Шинели»,
небольшой повести Гоголя?
- Обратимся к тексту. О чём эта повесть? (О «маленьком человеке).
- «Маленький человек»: что это значит? В каких определениях вы раскрыли
бы содержание, смысл этого нарицательного имени? (Человек униженный,
бесправный, незащищённый, беззащитный, безотказный, одинокий, забытый,
жалкий, доведённый до отчаяния)
- Не правда ли, образ такого человека мы встречали на страницах
произведения другого автора. Какого? Назовите это произведение.
(А.С.Пушкин «Станционный смотритель»)
- Вспомним прочитанное.
- Кто герой повести А.Пушкина?
- Каков он? (Герой Пушкина – простой человек, бедный и почти бесправный,
чиновник низшего класса, один из многих, «сущий мученик 14 класса,
ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Он привык к
унижениям и издевательствам. Но в начале повести Самсон Вырин – человек
бодрый, имеющий вид «довольного самолюбия»: он гордится своей дочерью,
которая очень красива. )
- Что изменило Самсона Вырина? (Горе. Потеряв дочь, он потерял смысл
жизни, а вместе с ним и саму жизнь. Его оскорбили, растоптано его
человеческое достоинство. Он спился и умер)
- Как проявился рассказчик, а вместе с ним и автор в повести? (Он
сочувствует, выступает в защиту маленького человека; звучит упрёк дочери,
которая принесла любящего отца в жертву своему счастью)
3. Работа над повестью «Шинель»
- А теперь обратимся к повести Н.Гоголя, герой которой тоже «маленький
человек». Проследим позицию автора в отношении к «маленькому
человеку».
- Почему повесть о человеке названа «Шинель»?
- Найдите портрет героя («…чиновник нельзя сказать, чтобы очень
замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват,
несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с
морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица, что называется
геморроидальным…»)
- Чего нет в портрете? (Нет лица)
- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича?
- Чиновник есть, но нет лица, неповторимого человеческого лица нет.
Но лица нет не только у Башмачкина. Вы обратили внимание на такую
маленькую деталь: табакерка портного.
- Что на ней изображено? (Портрет какого-то генерала, «какого именно
неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем
и потом заклеено четырёхугольным лоскуточком бумажки»)
- А у портного Петровича? А у «значительного лица»? А у чиновников?
- Почему? (Мундир заменил личность, чин затмил человека)
- А есть ли лицо у портного Петровича? А у «значительного лица»? А у
чиновников? (Человека заменила вещь, и как следствие этого исчез и
портрет)
- Как было выбрано имя герою? (Потеря права на собственное имя)
- Ещё один показатель индивидуальности человека – его речь.
- Как говорит Акакий Акакиевич?
(Анализ эпизода «Разговор Башмачкина с Петровичм» и «Разговор с
генералом во время аудиенции»)
- Гоголь пишет: «Нужно знать, что Акакий Акакиевич объяснялся большей
частью предлогами, наречиями, наконец, такими частицами, которые
решительно не имеют никакого значения». (Речь косноязычна, состоит из
бесконечных «того-сего». Автор не скрывает убожества внутреннего мира
героя, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически
мыслить.
- А каков характер Башмачкина? Приведите примеры из текста.
- Почему же писатель приглушает все эти отрицательные качества, не делает
на них акцента, а крупным планом даёт другое: кротость, незлобие,
безропотное терпение.
- О чём мечтает Акакий Акакиевич? О какой шинели мечтает он?
- Чем стала шинель в жизни героя? ( Возможностью стать «значительным
лицом»)
- Проследите за изменением внешности, поведения, речи, настроения героя в
то время, когда он впервые надел шинель. («Пообедал он весело и после
обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал
на постеле».
Он признан чиновниками как равный среди равных и даже приглашён в
лучшую часть города).
- Как чувствует себя Акакий Акакиевич в обществе, где «на стенах висели
всё шинели да плащи, между которыми некоторые были даже с бобровыми
воротниками или с бархатными отворотами»? (Неуютно, и по дороге домой
он чувствует себя не лучшим образом Значит, стремление к значительности
не было естественным для нашего героя.)
- По дороге домой случилось страшное: Акакия Акакиевича ограбили.
- Прочитаем сцену попытки найти защиту у «значительного лица».
- Мог ли разговор сложиться иначе? (Мог, не будь в приёмной третьего лица
зрителя, перед которым, как перед зеркалом, надо сыграть роль строгого
начальника)
- Поэтому жизнь всё быстро расставляет по своим местам: потеря шинели,
болезнь и смерть. И врач советует хозяйке заказать сосновый гроб, чтоб по
Сеньке и шапка: «А вы, матушка, и времени даром не теряйте, закажите ему
теперь же сосновый гроб, потому что дубовый будет для него дорог»
Холодный Петербург встретил и проводил Башмачкина по одёжке.
- Вернёмся к вопросу, заданному вначале: почему повесть о человеке названа
«Шинель»? ( Ценность человека определяется по формальным признакам –
мундир, чин, дом. Вещь заменила человека)
Читаем отрывок: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича… до слов
«..потом нестерпимо обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и
повелителей мира…»
Вывод. О чём скорбит Гоголь? Что утверждает? (Нет ничего ценнее
человека. Писатель скорбит о погибели самого звания человека, кода людей
делят на «значительных» и «маленьких»)
Итог урока. Что объединяет повести А.Пушкина и Н.Гоголя? (Сострадание)
Рефлексия.
- Какие чувства и размышления вызвала у вас повесть «Шинель»?
Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему «Образ Петербурга в
повести»