Методическая разработка "Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Ранняя лирика" 11 класс

ГБПОУ СК «СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического (семинарного) занятия
для преподавателей (студентов)
по дисциплине «Русский язык»
тема:
«Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Ранняя лирика»
для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Рассмотрено на заседании
ЦМК общих гуманитарных и социально –
экономических дисциплин
Протокол № ____________________
«___» ______________ 2019 г.
Председатель ЦМК общих гуманитарных и
социально – экономических
дисциплин ________ Соломянный В.Д.
Работа выполнена
Преподавателем ЦМК общих гуманитарных и
социально – экономических дисциплин
Горешневой А.Е
Ставрополь, 2019
1.Пояснительная записка.
Методическая разработка урока по литературе является результатом
педагогического мастерства преподавателя ГБПОУ СК. Урок «Жизненный и
творческий путь А.А. Ахматовой. Ранняя лирика» разработан для студентов в
среднем профессиональном образовательном учреждении по специальности
34.02.01 «Сестринское дело».
2. Материал для предварительного изучения и анализа (домашнее
задание):
1. Знакомство с биографией А.А. Ахматовой.
2. Чтение наизусть стихотворений А. А. Ахматовой.
3. Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация
полученных знаний)
4. Методы: проблемно – поисковая деятельность.
5. Виды контроля: индивидуальный, устный.
6. Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирующий
характер оценки, сочетание количественных и качественных оценок опроса.
7. Цели урока: создать условия для знакомства с ранним периодом
жизни и творчества А.А. Ахматовой. Через знакомство с ранней лирикой А.
Ахматовой (из двух сборников «Вечер» и «Чётки») услышать своеобразие
авторского голоса, проникнуть в поэтический мир юной А. Ахматовой и
осознать её пророческий дар, предощущение будущей трагедии.
8. Задачи:
Обучающие:
1) познакомить с судьбой поэта, сформировать представление о
личности Анны Андреевны Ахматовой;
2) дать первоначальное представление о поэзии А. Ахматовой, об
акмеизме;
Развивающие:
1) развивать художественный вкус;
2) закреплять умение творчески мыслить, анализировать и обобщать
услышанное, делать самостоятельные умозаключения;
Воспитывающие:
1) на примере жизни А. Ахматовой учить с достоинством переносить
«удары» судьбы;
2) воспитывать чувство патриотизма (гордость за страну, в которой
есть такие поэты).
9. Средства обучения: раздаточный материал (тексты стихотворений),
ресурсы Интернета, ноутбук, презентация, проектор.
10. План занятия.
1. Вступительное слово учителя
2. Создание проблемной ситуации
3. Работа с портретами
4. Знакомство с биографией и творчеством раннего периода
5. Домашнее задание
6. Рефлексия
Ход занятия
Эпиграф к уроку:
От странной лирики, где каждый шаг – секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
1. Вступительное слово учителя
(Звучит отрывок из симфонии 6 Л.-В. Бетховена. На фоне этой музыки
студентка читает стихотворение М. Цветаевой «О муза плача, прекраснейшая
из муз!»)
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, - Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
-И я дарю тебе свой колокольный град
-Ахматова – и сердце своё в придачу!
Приглашаю вас мысленно перелистать страницы жизни большого поэта;
увидеть его поэтическую индивидуальность; попытаться понять его
мировосприятие и то, как оно преломилось в творчестве необыкновенно
ярком и своеобразном.
Начало жизни сулило А.А. Ахматовой талантливой, красивой,
окружённой всеобщим вниманием и восхищением, - блестящее будущее,
счастливую судьбу. Всероссийская известность пришла к ней рано, уже
первые книги её стихов заставили говорить о себе, без преувеличения, всю
читающую Россию.
Ею восторгались, пророчили великое будущее, о ней спорили, её
низвергали, над ней подтрунивали, ею любовались.
2. Создание проблемной ситуации
Так кто же она? Манерная, самовлюблённая «барынька», не лишённая
поэтического дарования, или гениальная индивидуальность, яркая звезда в
блестящем созвездии русских поэтов? Попытаемся понять.
3. Работа с портретами
Значительность личности, а также красота, изящество внешнего облика
Анны Ахматовой всегда были притягательны для фотографов и художников
самых разных направлений.
Взгляните на её портреты.
(Демонстрируются следующие портреты и фотографии:
«А. Ахматова» 1914г. Портрет работы О. Делла-Вос-Кардовской;
«А. Ахматова» 1914г. Портрет работы Модильяни;
А. Горенко. Евпатория.1905г. Фото;
А. Ахматова. Петроград. 1922г. Фото М. Наппельбаума.)
Если бы вам пришлось запечатлеть облик Ахматовой в словах, какие бы
главные черты её внешности вы отметили?
(Выслушиваются ответы учащихся: красота, изящество внешнего
облика, царственность, гордость, спокойная важность, чарующая грусть,
благородство и т.д.)
(Студенты Тлугачев Алим и Садыков Шахзинда читают стихотворения
Н. Гумелева, посвященное А. Ахматовой «Она», «Я и вы»
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
***
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Вывод: Да, ребята, вы очень верно отметили все главные черты
внешности А.А. Ахматовой. Однако я хочу дополнить ваши ответы. И в её
глазах, и в осанке уже тогда наметилась одна главная черта её личности:
величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно
величавость: «царственная», монументально важная поступь, нерушимое
чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.
По словам современников, её вступление в литературу напоминало
триумфальное шествие. Она была окружена в эти годы всеобщим
поклонением не только как прекрасная женщина, но и как поэт.
4. Знакомство с биографией и творчеством раннего периода
Сегодня вы познакомитесь с ранним периодом жизни и творчества А.А.
Ахматовой. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос что
необычного и привлекательного вы находите в жизни Ахматовой?
Свои записи вы оформите в таблицу.
(Студенты записывают формулировку вопроса в тетрадь, чертят
следующую таблицу.)
Дата
События
Ответ на вопрос
Учитель: Анна Андреевна Ахматова сказала: «Есть три эпохи у
воспоминаний…», разделив этим свой жизненный и творческий путь на три
биографических круга.
«Если обратить внимание на хронологию судьбы поэта, получается
трёхчастная композиция, состоящая из «блистательного пролога» (1912-1922),
глубоко трагической центральной части (собственно Судьбы) (1923-1955), и
не менее блистательного эпилога, «победы над моей судьбой». Эпилог
охватывает последнее десятилетие её жизни (1956-1966)».
Мы сегодня расскажем о первом из них.
(Звучит «Лунная соната» Л.-В. Бетховена. Входит студентка в чёрном
«Анна Ахматова». Её рассказ - на фоне сонаты).
- Моё настоящее имя - Анна Андреевна Горенко. Ахматова
литературный псевдоним, взятый мною по фамилии прабабки (татарского
рода) со стороны матери.
Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой.
Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым
ребёнком я была перевезена на север в Царское Село. Там я прожила до 16
лет.
В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я
тоже начала говорить по-французски. Читать я училась по Азбуке Льва
Толстого.
Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.
Училась я в Царскосельской женской гимназии.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы
целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего
класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество
беспомощных стихов…
Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии,
которую и окончила в 1907 году.
Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в
Киеве.
В 1910 году я вышла замуж за Николая Гумилёва, и мы поехали в Париж.
Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных
курсах Раева…
В 1910 году обнаружился кризис символизма, и начинающие поэты уже
не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие в акмеизм.
Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов Мандельштамом,
Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой.
Весну 1911 года я провела в Париже. В 1912 году проехала по Северной
Италии.
1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.
В Париже я познакомилась с художником Модильяни, в Петербурге с
поэтами В.Ивановым, Ф.Сологубом, Г.Чулковым, О.Мандельштамом,
А.Блоком, М.Лозинским, позже с С.Есениным и Н.Клюевым. Я читала свои
стихи на «Башне» Вяч. Иванова, в «Бродячей собаке», на Бесстужевских
курсах…
Мой муж, поэт Николай Гумилёв, с 1914 года добровольцем вступил в
лейб-гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награждён Георгиевским
крестом.
В 1918 году я развелась с Николаем Гумилёвым.
В 1921 году Н. Гумилёв был арестован и расстрелян…
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных – пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
Учитель: Уже простое перечисление событий её тогдашней жизни
показывает, насколько активны и насыщены были её дни, какие незаурядные
люди её окружали. То были годы её первых стихов и необыкновенных,
неожиданно шумных триумфов.
Учитель: Первая книга А.А. Ахматовой «Вечер» вышла в 1912 году. В
ней молодая поэтесса явила себя уже сложившимся мастером – со своей
тематикой, особенностями художественной манеры и редкостным обаянием.
Как из доброго зерна, из этой начальной книги прорастали впоследствии
целые циклы стихотворений всё глубже раскрывалось духовное богатство
автора и нравственный опыт его поколения, возникал, свежо и трепетно
увиденный, лик Родины.
В русской поэзии зазвучал новый, прекрасный и неповторимый голос,
грудной, бархатистый, трогающий, исполненный внутреннего достоинства.
(Студентка Кубекова Амина читает стихотворение Ахматовой «Песня
последней встречи»).
Учитель: В марте 1914 года вышла вторая книга стихотворений А.
Ахматовой «Чётки». Необыкновенный успех сборника определил место Анны
Андреевны в первых рядах русской поэзии того времени.
Стихи первых книг Ахматовой – в основном любовная лирика. Встречи
и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение,
истома, поющая в сердце радость, несбывшиеся ожидания,
самоотверженность, гордыня, грусть – в каких только гранях и изломах мы не
увидим любовь на страницах ахматовских книг. Это любовь редко-редко
счастливая, а чаще терпкая, трагичная, несущая за собой печаль,
бесприютность, возмездие.
тихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…» в исполнении А.
Ахматовой).
Учитель: Любовь у Ахматовой грозное, повелительное, нравственно
чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее вспомнить библейскую
строку: «Сильна, как смерть, любовь – и стрелы её стрелы огненные».
Брюсов уже после появления первой книги заметил, что она
представляет собой как бы роман, героиней которого является женщина.
Можно проследить перепетии разворачивающегося любовного романа,
который возникает, развивается, разрешается порывом страсти и становится
достоянием памяти.
(Студентка Стоянова Ольга читает стихотворение «Высоко в небе
облачко серело…»).
Учитель: Исход любовного романа всегда предопределён: счастья
разделённой любви героине ахматовской лирики не испытать.
(Студентка Агаджанян Эдема читает стихотворение «Столько просьб у
любимой всегда…»).
Учитель: В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь
«пятым временем года». Из этого необычного времени года ею увидены
остальные. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены
все чувства. И открывается необычность обычного.
(Студентка Пилавова Алена читает стихотворение «Любовь покоряет
обманно»).
Учитель: Говоря о любви, всего лишь о любви, Ахматова говорила о
том, что, по её мнению, составляет ценность человеческого существования.
Вот почему мир в её любовной лирике не выглядит условно-поэтическим он
реален, выписан с осязаемой достоверностью, ощущение которой создаётся
обилием деталей и подробностей самой жизни.
(Студентки Туниева Эмма и Папанова Алина читают стихотворения
«Потёртый коврик под иконой» и «Вечером»).
Учитель: Говоря о стиле поэта, нужно заметить, что ахматовский стих
необыкновенно красив. Читатель с особой остротой воспринимает
первозданную свежесть русского слова, полноту его звука, его рельефность,
его цвет и вкус, его весомость. Вместе с тем словарь лирики Ахматовой
стремится к простоте разговорной речи.
(Студентка Чистоклетова Валерия читает стихотворение «Ты письмо
моё, милый, не комкай…»).
Учитель: Как у всякого великого поэта-лирика, поэзия Ахматовой
автобиографична. Мы встречаем в ней отзвуки всех этапов её жизни,
отражение близких её людей и вместе с тем предельно точное отражение её
эпохи.
Ахматова рано почувствовала трагическую участь своего поколения.
Так же, как когда-то Лермонтова в ранних стихах не покидало предчувствие
ранней трагической и насильственной смерти, молодая Ахматова уже в
стихах своих первых поэтических сборников ощутила себя рождённой на
земле не для счастья, а для страданий.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
Таким образом, в «Вечере» и «Чётках» воплощаются «вечные» темы
любви, смерти, разлук, встреч, разуверений, которые приобрели обострённо-
эмоциональную ахматовскую выразительность.
Основные мотивы ранней лирики Ахматовой мотивы душевных
страданий, крушений и побед.
За эти первые десять лет ею было выпущено 5 поэтических книг,
читательский успех которых позволил даже марксистскому критику Н.
Осинскому на страницах «Правды» назвать в 1922 году А. Ахматову «лучшим
русским поэтом после смерти Александра Блока».
Ранние стихи А. Ахматовой очаровывали и продолжают очаровывать
наших современников до сих пор. Разговор о том, в чём же состоит их
неповторимость и очарование, мы поведём на следующем уроке.
5. Домашнее задание
Для того, чтобы наш разговор состоялся, вы должны будете дома
проанализировать стихотворения из сборников «Вечер» и «Чётки» по данному
плану.
1. Автор и название стихотворения.
2.История создания стихотворения (когда написано, по какому
поводу, кому посвящено).
3. Тема стихотворения.
4. Средства художественной выразительности.
5. Размер, рифма.
6. Заключение (своё отношение к идее автора или значение этого
стихотворения для будущего поколения).
(Студенты разбиваются на группы)
1 группа стихотворение «Читая Гамлета» (сборник «Вечер»)
2 группа стихотворение «Песня последней встречи» (сборник «Вечер»)
3 группа стихотворение «Три раза пытать приходила» (сборник
«Вечер»)
4 группа стихотворение «Помолись о нищей, о потерянной…»
(сборник «Чётки»)
5 группа стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» (сборник
«Чётки»)
6 группа стихотворение «Память о солнце в сердцах слабеет» (сборник
«Вечер»)
6. Рефлексия
Учитель: А сейчас мы возвращаемся к таблице в вашей тетради, и я
прошу вас заполнить последнюю колонку: дать ответ на вопрос что
необычного и привлекательного вы находите в жизни Ахматовой?
(Студенты работают с таблицей в тетради).
Учитель: Какие события вы сочли важными и интересными?
(Выслушиваются ответы студентов).
Учитель: Что необычного и привлекательного вы находите в жизни
А.А. Ахматовой?
(Выслушиваются ответы студентов).
Закончить занятие я хотела бы стихотворением, которое положено на
музыку и относится ко второму биографическому кругу жизни А. Ахматовой.
Его мы с вами рассмотрим на следующем нашем занятие.
Учитель: Спасибо за работу. Занятие окончено.
(Звучит «Лунная соната» Л.-В. Бетховена. Входит студентка в чёрном
«Анна Ахматова». Её рассказ - на фоне сонаты).
- Моё настоящее имя - Анна Андреевна Горенко. Ахматова
литературный псевдоним, взятый мною по фамилии прабабки (татарского
рода) со стороны матери.
Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой.
Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым
ребёнком я была перевезена на север в Царское Село. Там я прожила до 16
лет.
В 5 лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я
тоже начала говорить по-французски. Читать я училась по Азбуке Льва
Толстого.
Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет.
Училась я в Царскосельской женской гимназии.
В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы
целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего
класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество
беспомощных стихов…
Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии,
которую и окончила в 1907 году.
Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в
Киеве.
В 1910 году я вышла замуж за Николая Гумилёва, и мы поехали в Париж.
Переехав в Петербург, я училась на Высших историко-литературных
курсах Раева…
В 1910 году обнаружился кризис символизма, и начинающие поэты уже
не примыкали к этому течению. Одни шли в футуризм, другие в акмеизм.
Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов Мандельштамом,
Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой.
Весну 1911 года я провела в Париже. В 1912 году проехала по Северной
Италии.
1 октября 1912 года родился мой единственный сын Лев.
В Париже я познакомилась с художником Модильяни, в Петербурге с
поэтами В. Ивановым, Ф.Сологубом, Г.Чулковым, О.Мандельштамом,
А.Блоком, М.Лозинским, позже с С.Есениным и Н.Клюевым. Я читала свои
стихи на «Башне» Вяч. Иванова, в «Бродячей собаке», на Бесстужевских
курсах…
Мой муж, поэт Николай Гумилёв, с 1914 года добровольцем вступил в
лейб-гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награждён Георгиевским
крестом.
В 1918 году я развелась с Николаем Гумилёвым.
В 1921 году Н. Гумилёв был арестован и расстрелян…
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных – пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
Звучит отрывок из симфонии №6 Л.-В. Бетховена. На фоне этой музыки
учитель читает стихотворение М. Цветаевой «О муза плача, прекраснейшая из
муз!»)
О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! –
Стотысячное – тебе присягает, - Анна
Ахматова! – Это имя – огромный вздох
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
-И я дарю тебе свой колокольный град
-Ахматова – и сердце своё в придачу!
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
***
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!