Методическая разработка "Сон Ильи Ильича как художественно - философский центр романа «Обломов». Противоречивость" 10 класс

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Московской области
«Ступинский техникум имени А.Т.Туманова»
Методическая разработка
урока литературы
«Сон Ильи Ильича как
художественно- философский
центр романа «Обломов».
Противоречивость характера».
Подготовила:
преподаватель русского языка и литературы
Позняк О.А.
Тема «Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа
«Обломов». Противоречивость характера».
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.
Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения,
дискуссии).
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни
обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя
(с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия,
ленность жизни).
Задачи: 1. Познавательные: Вспомнить с обучающимися функцию сна в
художественном произведении; привести примеры изученных ранее
произведений, в которых присутствовал сон.
Познакомить обучающихся с композиционной особенностью использования
«Сна Обломова».
Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев,
которые повлияли на характер Ильи Ильича.
2. Развивающие: Развитие внимания, мышления, воображения, устной речи.
3. Воспитательные: Воспитание любви к урокам литературы.
Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского
национального характера.
Оборудование: портрет И.А.Гончарова, отрывки из фильма Н.Михалкова
«Шесть дней из жизни Обломова», роман «Обломов», Литература. 10 класс.
Учебник. Оформление: к доске прикреплен портрет И.А.Гончарова, таблица
для заполнения.
Ход урока:
I. Вводный этап:
Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в
контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме
того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим
черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера
Ильи Ильича.
(Беседа о традиции использования сна в литературе):
-- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях
присутствовал сон? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева.)
-- Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих
произведениях, зачем их используют авторы? (1. Сон - как выявление
духовного состояния героя, средство психологического анализа. 2. Сон - как
идиллия, мечта. 3. Сон - как предвидение будущего.)
-- Глава «Сон Обломова» представляет собой детство Обломова, но
Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу.
Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь
раскрывается его личность.
II. Анализ произведения:
Слово учителя: Давайте перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами
услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте
попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие
выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое
отношение к этому месту.
(Художественное чтение отрывка студентом: «Где мы? В какой
благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный
край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни
дремучих лесов нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…
Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать
сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно
распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная
кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.
Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется
оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть
еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья,
ясный, теплый день.
Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых
гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых
принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье
на заходящее солнце.
Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то
стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-
чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под
журчанье которых сладко дремлется.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд
живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие
берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник,
искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было
нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится
спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым
счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны
волос и незаметную, сну подобную смерть».
Студент выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его:
благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды;
веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.)
-- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова. (Это
идеальное место, рай для Обломова.)
-- А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке и посмотрим,
действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании. Для
того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим
фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова» и
дополним информацию чтением художественного произведения.
росмотр фильма, чтение).
-- Все ли по-вашему хорошо в жизни обломовцев? Какую функцию
выполняет сон в романе? (Сон - выявление духовного состояния героя, при
этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей
жизненной позиции героя, его духовного сна. Сон - показывает мечту героя,
но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое.
Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто
идиллический образ.)
-- Какова композиция этой главы? Из скольких частей она состоит
(условно)? Как вы это определили? («Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
«Благословенный уголок земли» (экспозиция). Семилетний Обломов в
родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие
окружающего мира. Чудесная страна. Сказки няни. Обломову 13-14 лет.
Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).
-- Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер
героя? (Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно
разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать
истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и
образование повлияли на формирование характера главного героя.)
-- Какими средствами создаётся идилличность образа
Обломовки? (Отторженность Обломовки от остального мира, восприятие
остального пространства обломовцами как чужого и фантастического.
Наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие).
Любимые герои этого волшебного мира - Емеля, Милитриса Кирбитьевна,
Илья Муромец. Спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у
обломовцев. Духовная щедрость. Естественность. Изобилие. Молодость,
красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как
естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.)
-- Какой образ является в главе "Сон Обломова" центральным,
объединяющим все его фрагменты? (Образ матери (как матери-женщины и
матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного
пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт
по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую
нагрузку имени героя: Илья Ильич - знак повторения отца, его жизни).
-- Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты
абсолютного идеала, Обломовка - мечта-утопия. Какое дополнительное
прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины
XIX века в России, о которой говорилось на уроках? (Обломовка в этом
контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной
России.)
-- Итак, нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность,
социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Обломовка,
модель патриархальной России.
-- Обращаем в связи с этим внимание на семантику фамилии героя: Обломов
- "обломок", часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок
гармонии.
Слово учителя: Я прошу вас разделиться на две команды, задачей одной
команды будет нахождение положительных моментов в обломовской жизни,
а другой – моментов негативных, отрицательных. А для того, чтобы вам
легче было выделять аспекты, я предлагаю вам обратить внимание на 3
сферы: 1. Картина мира. 2. Философия жизни. 3. Воспитание ребенка.
Используя примеры из фильма и дополняя их примерами из текста, мы
ответим на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и
почему?»
(Дискуссия между двумя группами студентов. Результаты дискуссии
оформляются в тетради и на доске в виде следующей таблицы.)
«+» обломовской жизни
«-» обломовской жизни
Картина мира
1. Единение людей с природой,
природа антропоморфна, у
человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с
другом, любовь родителей к
Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от
внешнего мира, даже страх обломовцев
перед ним (история с оврагом, галереей; в
Обломовке нет календаря; страх перед
письмом).
Философия жизни.
1. Размеренная, спокойная
жизнь, где, как и в природе, нет
катаклизмов. Естественным
процессом воспринимается и
смерть, которая приходит
незаметно.
2. В Обломовке нет места злу,
самое большое зло – это «кража
гороху по огородам».
Распорядок дня обломовца». Из него
видно, что жизнь это механическое
повторение еды и сна (равного смерти),
пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Детали, нарушающие размеренность
жизни обломовцев (шатающееся крыльцо,
изба Анисима Суслова, рухнувшая
галерея). Все это показывает неумение
обломовцев трудиться, отношение их к
труду как к наказанию, надежда во всем на
«авось».
Воспитание ребенка
1. Любовь матери.
2. Формирование поэтического
духовного начала в ребенке при
помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к
ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о
том, что в жизни без труда может
произойти чудо, а это приводит к полной
пассивности героя.
3. Воспитание Обломова «по-обломовски»
Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице
противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя
романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.
А теперь давайте посмотрим, чем отличается воспитание друга Обломова А.
Штольца и попытаемся выяснить, почему Гончаров использует в романе
методику немецкого воспитания. ( см. отрывок из романа)
Обсуждение.
-- Я приведу два высказывания критиков, какую сторону они приняли в
Обломове?
-- Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой
современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и
правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной
инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки
поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней… Он не
заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего
развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту
ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего
века».
-- Кто из этих исследователей, по-вашему, прав? (Обе эти стороны есть в
личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или
абсолютизировать.)
III. Итог урока:
Тест на закрепление темы.
IV. Домашнее задание.
Работа со статьей Н. Добролюбова «Что такое «обломовщина»?»