Открытый урок "Поэтическое новаторство горянок Дагестана конца XIX - начала XX веков" 9 класс

ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУ
Открытый урок
по дагестанской литературе
в 9 классе
на тему:
Поэтическое новаторство горянок Дагестана
конца XIX – начала XX веков.
Анхил Марин
Щаза из Куркли
Патимат Кумухская
провела учитель дагестанской литературы
МБОУ «СОШ № 6»
Хираева Н.Р.
Цель урока:
1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством Анхил Марин, Щазы из Куркли и
Патимат Кумухской;
2) обратить внимание учеников на индивидуальные особенности характеров
первых горских поэтесс;
3) закрепить ученические навыки анализа литературного произведения.
Оборудование:
1) интерактивная доска;
2) фотографии и изображения Анхил Марин, Щазы из Куркли и Патимат из
Кумуха;
3) книги об их творчестве;
4) доклады и рефераты учащихся;
5) записи песен на стихи Щазы из Куркли и Анхил Марин (на национальных
языках).
План урока:
Беседа с учащимися. Опрос учеников по домашнему заданию.
Объявление темы урока и его целей.
Анхил Марин. Биографическая справка. Сообщение заранее подготовленного
ученика.
Выразительное чтение и анализ стихотворений Анхил Марин учащимися.
Щаза из Куркли. Биографическая справка. Сообщение ученика.
Выразительное чтение обучающимися стихотворений Щазы из Куркли и их
анализ.
Патимат из Кумуха. Биографическая справка. Сообщение ученика.
Выразительное чтение одного из писем Патимат Кумухской. Анализ
произведения.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
1
Ход урока:
I. Беседа с учащимися. Опрос учеников по домашнему заданию.
- Какую тему мы освоили на предыдущем уроке? (Развитие в Дагестане
социальной лирической поэзии в XIX веке.)
- Кто заложил её основы в дагестанской литературе? (Мирза из Калука и Саид из
Кочхюра)
- Что вам известно о Мирзе из Калука?
- Расскажите о Саиде Кочхюрском.
- Почему эти авторы начали складывать стихи о социальной несправедливости?
- Какое историческое событие полностью изменило уклад жизни дагестанцев в XIX
веке? (Присоединение Дагестана к России.)
- На дом вам было задано выучить наизусть понравившееся стихотворение Мирзы
Калукского или Саида Кочхюрского. Желающие могут ответить.
II. Объявление темы урока и его целей.
- Мы не можем не понимать, что откровенность Мирзы из Калука и Саида из
Кочхюра основывалась на их мужестве, поскольку своим творчеством они
наживали себе смертельных врагов в лице власть имущих ханов. Вспомните, как
наказал непокорного ашуга Саида хан Сурхай? (Приказал ослепить.)
- А теперь представьте, насколько храбрыми должны были быть женщины
Дагестана, чтобы во всеуслышание заявить о себе и своих чувствах ближе к концу
XIX века, когда считалось, что они должны заниматься исключительно своими
семьями и не лезть в вопросы общественного устройства. Именно с такими
горянками мы и познакомимся сегодня на уроке, посвящённом жизни и творчеству
Анхил Марин, Щазы из Куркли и Патимат Кумухской.
III. Анхил Марин. Биографическая справка. Сообщение заранее подготовленного
ученика.
- Анхил Марин – уроженка аула Ругуджа. Родилась предположительно в 1862
году, умерла в 1905 году. Аварцы называли Анхил Марин «сладкоголосой». В
своих песнях-импровизациях в сопровождении бубна, на котором сама себе
аккомпанировала, она разоблачала тёмные дела правящей верхушки наибов и
богачей. Известен исторический факт, когда за дерзкие песни наиб Араш приказал
зашить певице рот. Но Анхил Марин разорвала себе губы и продолжила петь.
2
IV. Выразительное чтение и анализ стихотворений Анхил Марин учащимися.
Ученик 1:
«Приди, ясноокий...»
Держать всё равно мне пред Богом ответ.
Приди, ясноокий, и что б ни случилось,
Сольёмся с тобой мы, забыв целый свет,
А после сдадимся разлуке на милость.
Запомним навеки те вешние дни,
Когда мы бросались в объятья друг другу,
И гурии нас окружали одни,
Стремясь оказать нам любую услугу.
Пусть белую грудь мою змеи пронзят,
Что жарко дышала любовью земною,
За то, что был страстным очей моих взгляд,
Пускай их посыплют сырою землёю.
Вся горечь кончины лишь мёртвым ясна,
Ужель перестала ходить по земле я?
О, камень могильный, где надпись видна,
Ужель ты несчастной любви тяжелее?
ужель осквернится мечеть оттого,
Что я появлюсь в ней, хоть я не святая?
Иль тень упадёт от греха моего
На тех, с кем несётся ладья золотая?
В богатую сбрую сама облачу
Ещё не объезженную полукровку,
Когтистого беркута я научу
С бубенчиком звонким охотиться ловко.
Какие к любимому думы пришли,
Скажи мне, итарку – волшебная птица?
Поведай, орёл, пролетая вдали,
Куда в своих мыслях любимый стремится?
Нам, видно, мой сокол, расстаться пора.
Давай предадим наши клятвы забвенью.
Погасим любовь, словно пламя костра,
Базарного люда мы стали мишенью.
На кручи взлечу, поселюсь вдалеке
От пёстрых ворон и всезнающих улиц,
На сваях жилище построю в реке,
Чтоб сплетен не слышать кудахчущих куриц.
3
Шипящие гадины, долго иль нет
Вонзать в моё тело вы будете жала?
Пусть пальцами тычет в меня хоть весь свет,
Пройду не сутулясь: кремнёвой я стала.
Ученик 2:
«Чтоб тебя поразила стрела»
На охоте мне сокол попался в силки
Провела с этим соколом сладкие дни.
Многих сплетниц чернили меня языки,
Но сегодня иное болтают они.
Сыплет яд мне на сердце безжалостный слух:
Мол, другая у сокола нынче в чести
Тяжело, словно спину сломали мне вдруг,
И тяжёлую кладь заставляют нести.
Гордый сокол мой, пусть тебя ранит стрела,
Сизый голубь мой, пусть тебя пуля сразит.
Грех тебе: ты спалил моё сердце дотла.
Мне с другой изменил – нету горше обид.
Я с тобою доверчивой слишком была,
Из-за этого в сплетнях тону я сейчас.
Постоянства мужского в тебе не нашла,
Человеком считая, ошиблась сто раз.
Хоть, как целый аул, я рассудком сильна,
Не сумела любви своей скрыть, видит Бог,
Мир на чести моей не нашёл бы пятна,
Ты вошёл в моё тело, как в ножны клинок.
Драгоценнейший яхонт, упавший с горы,
Из жемчужного моря коралл дорогой,
Разве сделалась хуже я с этой поры
Иль красе уступила подруге другой?
Пусть достанется тело моё воронью,
Если раз хоть с другим, как с тобою была!
Ни тебя, ни соперницу я не виню,
Оба счастливы будьте, мне жизнь не мила.
Если правду способна любовь замарать,
То не хватит воды, чтоб влюблённых отмыть,
Если страстью горевших неверными звать,
То с крестом на груди должен каждый ходить.
4
- Обозначьте тему и идею стихотворений «Приди, ясноокий...», «Чтоб тебя
поразила стрела».
- Можно ли считать эти произведения революционными для своего времени?
Почему лирическая героиня несчастна?
- Какой признак в стихотворении «Чтоб тебя поразила стрела» даёт нам
возможность определить, что описываемые в нём события происходят уже после
присоединения Дагестана к России? (Упоминание креста в конце.)
- К какому литературному направлению можно отнести творчество Анхил Марин?
(Романтизм.)
- Найдите в текстах стихотворений средства выразительности речи: эпитеты,
сравнения, метафоры, метонимии...
V. Щаза из Куркли. Биографическая справка. Сообщение ученика.
- Щаза родилась в ауле Куркли примерно в 1880 году. Её родители были бедны,
но она была очень красива, поэтому от женихов не было отбоя. Однако Щаза
полюбила юношу из богатого рода Амир-Али. Его родители, естественно, были
против этого брака. Соблазнив Щазу обещаниями жениться, а затем обманув,
Амир-Али бросил её. Отец выгнал опозоренную дочь из своего дома. Тогда Щаза
убежала в Кумух. Девушка была вынуждена скитаться по чужим домам в разных
лакских аулах, потому что как только выяснялась правда о ней, Щазе приходилось
обживаться на новом месте. Неравнодушные люди выдали её замуж в аул Вачи,
но семейная жизнь не задалась. Не в силах терпеть издевательств мужа, Щаза с
маленьким сыном возвращается в Кумух. Здесь она начинает слагать песни,
зарабатывает себе на жизнь тем, что выступает в качестве певицы на свадьбах и
праздниках, причитает над умершими. Поэтический дар Щазы и её прекрасный
голос принесли ей широкую известность. Лакцы до сих пор считают её
непревзойдённой певицей. Умерла Щаза из Куркли в 1931 году.
VI. Выразительное чтение обучающимися стихотворений Щазы из Куркли
«Одевает иней белый...», «Суди ты меня, не суди...», «Чтоб взглянуть на мир с
вершин...», «Ранней юности любовь...», «Чем жить с нелюбимым...» и их анализ.
Ученик 3:
«Одевает иней белый...»
Одевает иней белый
Поздней осени жнивьё...
Что же инеем оделось
Сердце бедное моё?
Покрывает снег зимою
Грудь широкую полей.
Что ж покрылось снегом сердце
В молодой груди моей?
5
Снег холодный не растает
В сердце горестном моём,
Если даже солнце станет
Ночью припекать и днём.
Слёзы лить пойду на речку.
Да боюсь я, что река
От горючих слёз бессчётных
Вдруг затопит берега.
Брошу я в почтовый ящик
Груз тяжёлый дум своих...
Да боюсь я, что дорога
Вдруг обвалится от них.
Ученик 4:
«За тьмой ночной приходит свет...»
За тьмой ночной приходит свет,
Больной находит исцеленье.
На этом свете только нет
Исхода моему терпенью.
Ущелье грому шлёт ответ,
А ветру – даль полей зелёных.
На этом свете только нет
Ответа человечьим стонам.
Ученик 5:
«Суди ты меня, не суди...»
Суди ты меня, не суди:
Лицо излучает сиянье,
А в призрачно-белой груди
Чернеет ночное страданье.
Всё сплетнями очернено,
Любовь – кратковременней вспышки.
И жизнь моя – будто пшено,
А люди вокруг – воробьишки.
6
Ученик 6:
«Чтоб взглянуть на мир с вершин...»
Чтоб взглянуть на мир с вершин,
Поднялась я на утёс.
Белый налетел буран,
Кисею мою унёс.
В поле я гулять пошла,
Чтоб набраться новых сил,
Страсти налетел огонь,
Платье красное спалил.
Чтоб не лить горючих слёз,
Вышла я на свежий луг,
Горе, горе мне!.. Трава
Вся в слезах стоит вокруг.
Ученик 7:
«Ранней юности любовь...»
Ранней юности любовь,
Видно, точно цепь, куётся,
Как ни рвут её потом –
Цепь нигде не разорвётся.
Веру первых, ранних лет
Серебром, как видно, кроют,
Как ни трут её потом,
Серебра вовек не смоют.
Ученик 8:
«Чем жить с нелюбимым...»
Чем жить с нелюбимым
Покорной женой,
Уж лучше б метаться
От боли зубной.
Чем кланяться мужней
Постылой родне,
Уж лучше остаться
Безродною мне!
7
- Являются ли стихотворения Щазы из Куркли автобиографическими? Обоснуйте
свой ответ.
- Назовите литературное направление, характерное для большинства её
произведений? (Реализм.)
- Какие средства выразительности речи наиболее часто встречаются в творчестве
Щазы из Куркли. (Сравнения и метафоры.)
VII. Патимат из Кумуха. Биографическая справка. Сообщение ученика.
- Патимат родилась в Кумухе в богатой семье, принадлежащей к знатному роду.
Даты её рождения и смерти не установлены. Известно только, что она жила и
творила в конце XIX века, была образованной, знала арабский язык и восточную
поэзию. Творческое наследие Патимат – это её переписка в стихах с
возлюбленным Маллеем из аула Балхар. Личное счастье девушки не состоялось,
так как Маллей (1870 г. – 1924 г.) – известный лакский поэт – был беден и
незнатен. Их переписка длилась восемь лет, пока её мать окончательно не
разлучила влюблённых. Патимат, надломленная бесплодным ожиданием и
крушением своих надежд, умерла молодой.
VIII. Выразительное чтение одного из писем Патимат Кумухской. Анализ
произведения.
Ученик 9:
«Патимат пишет Маллею»
«Нет», – во сне ответил. «Нет».
По-арабски был ответ.
Сердце горько приуныло.
Помутился белый свет.
Что ты сделал?.. Как ты мог?!
«Нет» оно сбивает с ног.
«Нет» – палящим этим словом
Ты меня и вправду сжёг.
«Нет»... Зачем нам слово «нет»?
Если «нет» любить запрет,
Пресечёт ли слово муку,
Длящуюся восемь лет?!
Или, думаешь, замок –
Слово «нет», что ты изрёк, –
И уста мои закроет,
Страстных слов прервав поток?!
8
Или на море забот
Горя белый пароход
Слово «нет» волною чёрной
Опрокинет, разобьёт?..
Или сердцу в сладкой пище –
Нет нужней её и чище –
Вдруг откажет слово «нет»,
Точно сердце – это нищий?
Разве страсть – как райский луг,
Что меня спугнул ты вдруг?
Или слово «нет» считаешь
Ты одним из райских слуг?
Иль ещё какая сила
В слове «нет» тебя прельстила?
Иль во сне пресветлый рай
Показать я попросила?
По-арабски дал ответ...
Разве я Абдул – поэт?
Разве я Аби, который
По-арабски пишет «нет»?
Или слова «нет» значенье –
Это средство для леченья,
И его просила я
Как лекарство от мученья?..
Чем так горько отвечать,
Лучше было промолчать.
Слова «нет» я не просила
Класть на сердце, как печать!
Чтоб осилить боль и бред,
Всё окрасить в чёрный цвет,
Разве я тебя просила
Говорить мне слово «нет»?
Если в лучшей из бесед
Спросят: «Любишь ли, мой свет?» –
Прекращают ли беседу
Безнадёжным словом «нет»?
Иль прервать любовь пора
Быстрым росчерком пера?!
Словом «нет» её прикончить,
Точно взмахом топора?!
9
Нет! пиши его умело,
Амброй на бумаге белой,
Присылай мне слово «нет», –
Нет до этого мне дела!
Нет, любовь моя – при мне,
Что б ты ни сказал во сне!
Нет, любовь не обездолю
Даже по твоей вине!
Сниться может то и это...
Не нарушу я обета.
Нет, надежды не убьют
Все недобрые приметы!
Хоть тебя я удивила –
Не суди меня, мой милый,
Что в неистовстве любви
Столько слов наговорила!
Твой да будет счастлив путь...
Нет, счастливым ты не будь,
Если мне, хотя бы в гневе,
Не напишешь что-нибудь!
- Какое литературное направление предполагает написание писем?
(Сентиментализм.)
- Насколько реалистичен образ возлюбленного в стихотворении «Патимат пишет
Маллею»?
- Как относится лирическая героиня к своему сну? Можно ли назвать этот сон
вещим?
- Упоминание о чём указывает нам, что произведение написано в конце XIX века?
(Белый пароход.)
- Для чего Патимат Кумухская оформила своё письмо в вопросно-ответной
форме. (Таким образом выявляется накал страстей, буря, бушующая в душе
автора этих строк.)
IX. Подведение итогов урока.
- Понравилось ли вам литературное творчество горянок Дагестана на стыке XIX –
XX веков?
- В чём сходства и отличия Анхил Марин, Щазы из Куркли и Патимат из Кумуха?
X. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений (на выбор
учащихся).
10
Горянки
Дагестана
конца
XIX
начала
XX
веков
.
Открытый урок дагестанской литературы
В 9 классе МБОУ «СОШ № 6»
Хираева Н.Р.