Рабочая программа по литературе 8 класс вечерняя школа В.Я. Коровина

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
1
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса вечерней школы разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закона Республики Бурятия «Об образовании в Республике Бурятия» (от 06.05.2014 № 508-V);
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. № 253 с
изменениями от 05.07.2017 № 629);
4. Основной образовательной программы МБОУ «Вечерняя СОШ»;
5. Устава МБОУ «Вечерняя СОШ»;
6. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)
7. Примерной программы по литературе основного общего образования.
8. Авторской программы по литературе к предметной линии учебников авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.
9. 8. Учебного плана МБОУ «Вечерняя СОШ» на 2018-2019 учебный год
Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и чело-вечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского
обще-ства, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю-щихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в
процессе образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружаю-щей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернатив-ные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познава-тельных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ-ствии с
изменяющейся обстановкой;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
4
Предметные результаты:
Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления зало-женных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и
формулировать тему, идею, нрав-ственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы,
формирование эстетического вкуса;
Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов
литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными
идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства
с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных
понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.
Содержание тем учебного курса.
Введение.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской
литературы.
5
Устное народное творчество. (
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка,
ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и
формы народных преданий.
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его
духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные
герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами. Особенности поэтики бытовой
сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).
Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы 18 века.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина Теория литературы. Понятие о
классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы 19 века.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства императора
Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности,
безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения
русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева - основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества
избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»),
принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
6
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова -
нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм
Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в
«Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм
(начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании
произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система
предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и
символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика
чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его
творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный,
мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-
условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма
(начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном
произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к
социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества.
Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца
вытекает из характеров» .И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное
явление.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
7
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество,
косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского
холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в
художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).
Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии
народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык
(развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных.
Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея
разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм
рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль
антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень», Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», А. А.
Фет. «Первый ландыш», А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы 20 века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных
ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и
счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание
и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер
Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С.А. Есенина.
Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление
художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
8
Писатели улыбаются.
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического
повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах
сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного
чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и
поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский
характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего
народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы
читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные
представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в
душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.
Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте»,
«Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой
Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого
солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер
рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой - повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе.
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец,
уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так
и есть»; Дон- Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта -
символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
9
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов - живая
мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии»
(В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век - эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и
невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера.
Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество.
Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и
события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки,
семейных устоев и отношений.
10
Учебно-тематическое планирование
Элементы содержания
кол-во
часов
Планируемые результаты
Вид учебной
деятельности
Домашнее
задание
Лите р атур а и истор ия .
1
Знать : понятие «художественная литература» ; понимать
характерные черты русской литературы, Интерес писателя к
историческому прошлому, историческим судьбам всего
человечества
Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть
различными видами пересказа
Составление тезисного
плана
Стр.6 -
7,пересказ
Входная контрольная работа
1
Выявление уровня литературного развития учащихся.
тестирование
Лирическая песня как жанр
народной поэзии. Обрядовые
песни.
1
Знать: особенности лирической песни как жанра фольклора Уметь:
объяснять особенности лирических песен, своеобразие жанра
частушки, роль народных песен в художественной литературе,
отличать лирическое и эпическое начало в песне, своеобразие
поэтического языка, многозначность поэтического образа,
оценивать исполнение народных песен
Монологическое
высказывание
Найти
историческ ие
песни о
Разине,
Ермаке
Народная историческая песня.
Предания как жанр фольклора
1
Знать: особенности исторической песни как жанра фольклора,
особенности предания как жанра фольклора, его жанровые
особенности
Уметь: определять роль в исторических песнях художественных
средств, раскрывать особенности содержания и художественной
формы предания, сопоставлять предания с народными сказками,
определять сходное и отличное
Работа с текстом
«Повесть о житии и о храбрости
благородного и великого князя
Александра Невского».
Особенности житийной
литературы.
1
Знать: содержание и историческую основу «Повести о житии ...»,
определения понятий: «летопись», «житие», смысл понятия
«духовная литература», идейно-художественное своеобразие
произведения
Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст;
определять род и жанр произведения
Анализ
художественного
текста
С.15-23,
С.27,
вопросы
«Кто он - сын земли Русской...»
Образ князя Александра
Невского.
1
Уметь: давать характеристику персонажа, выявлять авторскую
позицию, раскрывать идейно-художественное своеобразие
произведения через образ главного героя, Александра Невского,
соотносить события далекого прошлого с днем сегодняшним
Вн. чтение. «Повесть о
1
Знать: определение сатирической повести, ее содержание,
Комментированное
ответы на
11
Шемякином суде» -
сатирическое произведение 17
века
жанровые особенности;
Уметь: находить приемы сатирического изображения, жанровые
особенности сатирической повести
чтение
вопросы, стр
.36
Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
Сатирическая направленность
комедии.
1
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, его
место в развитии драматургии и театра; содержание пьесы, черты
классицизма.
Уметь: раскрывать сатирический пафос пьесы, определять тематику
и проблематику произведения
Беседа, работа с книгой
Проблема воспитания истинного
гражданина. Тема образования в
комедии «Недоросль»
1
Знать: содержание пьесы, образную систему комедии Уметь:
определять тематику и проблематику произведения, авторское
отношение к героям, уметь анализировать текст, называть
персонажей, выражающих авторскую оценку, объяснять, как
каждый из них оказывается в поместье Простаковой; давать
характеристику героям, определяя особенности речи
«положительных» персонажей, оценивать новый, просветительский
взгляд писателя
Монологическая
речь
Анализ эпизода комедии
«Недоросль». Особенности
анализа эпизода драматического
произведения
1
Знать: сюжет и образную систему комедии Уметь: выразительно
читать по ролям, проводить анализ отдельного эпизода, давать
характеристику персонажей, давать оценку действиям героев, в том
числе речевую
Чтение по ролям
Выписать
цитаты
Р.Р. Сочинение по комедии
Д.И.Фонвизина «Недоросль»
1
Знать: содержание и проблематику изученного произведения.
Уметь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к
выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный
материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать
написанное
Уметь: отбирать литературный материал для раскрытия темы,
структурировать его в соответствии с темой, идеей, умело
цитировать, отражать в своем сочинении комедийное мастерство
драматурга (ситуации пьесы, речь персонажей, их комичные
«поединки», использование антитезы, словесной детали)
Сочинение
И.А. Крылов. Басни «Обоз» и
«Лягушки, просящие царя» и их
историческая основа
1
Знать: историческую основу басен И.А. Крылова, содержание басен
Уметь: выразительно читать текст басен
Беседа
С.68-73,
инсцениро вка
басни
Аллегория и мораль
басен.И.А.Крылова
1
Знать: понимать аллегорию, определять мораль
12
Жизнь и творчество К.Ф.
Рылеева. Дума «Смерть Ермака»
1
Знать: характерные особенности жанра думы Уметь: выразительно
читать текст думы
Выразительное чтение
А.С.Пушкин и история. История
создания повести «Капитанская
дочка
1
Знать: факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина;
исторические источники; содержание изучаемого произведения.
Понимать, чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II
Уметь: определять тематику романа, сопоставлять художественный
текст с историческим трудом писателя, объяснять отношение
народа, дворян и автора к предводителю восстания по «Истории
Пугачева»
Сообщение
История Пугачевского бунта
(отрывки)
1
Образ Пугачева. Отношение народа к бунтовщику в «Истории
Пугачева»
Выразительное
чтение.
Аналитическая
беседа.
«Я жил недорослем». Интересы
и душевные качества молодого
Гринёва
1
Знать: содержание изучаемого произведения; этапы формирования
характера героя.
Уметь: владеть различными видами пересказа; проводить анализ
отдельного эпизода, давать характеристику персонажей, давать
оценку действиям героев.
Уметь: рассуждать о роли отца, матери, Савельича в воспитании
Петруши Гринёва.
беседа по
содержанию, сжатый
пересказ.
Жизнь Гринева в Белогорской
крепости. Семейство
Мироновых.
1
Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему
художественных образов повести.
Уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в
диалоге по вопросам; давать характеристику героям
Пересказ
Выборочн
ый
пересказ
эпизодов
Гринёв и Швабрин. Проблемы
чести и достоинства,
нравственности поступка.
Сравнительная характеристика.
1
Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему
художественных образов.
Уметь: сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать
свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию,
анализировать текст, оценивая непрерывную цепь испытаний чести
героя и человеческой порядочности, давать сравнительную
характеристику героям
Понимать, что самостоятельная жизнь Гринёва - это путь утраты
многих иллюзий, предрассудков, обогащение его внутреннего мира
Анализ эпизодов
повести
Ответить на
вопросы
13
А. С. Пушкин. “Капитанская
дочка”. Главы 4-7. Гринёв и
Маша Миронова. Нравственная
красота героини.
1
Знать: содержание изучаемых глав в тексте; систему
художественных образов.
Уметь: владеть различными видами пересказа; строить устные и
письменные высказывания; выражать свое отношение к поступкам
героев; участвовать в диалогах
Устная
монологическая речь
А. С. Пушкин “Капитанская
дочка”. Главы 8-9. Изображение
народной войны и ее вождя
Емельяна Пугачева.
Взаимоотношения Гринёва и
Пугачева
1
Знать: исторические сведения о Пугачевском восстании;
содержание изучаемого произведения, его проблематику.
Уметь: характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять
авторскую позицию и свое отношение к прочитанному; объяснять,
как изображен восставший народ в романе, отношение автора к
проблеме народного восстания, как к «бунту, бессмысленному и
беспощадному», масштаб и сложность личности Пугачева, роль
Пугачева в жизни героя; сравнивать изображение Пугачева в
«Капитанской дочке» и в «Истории пугачевского бунта», сравнивать
Пугачева и Екатерину II; оценивать сложность и противоречивость
человеческого облика Пугачева, мотив превращения в создании
образа Пугачёва, пришедший из фольклора
Чтение и анализ теста
А. С. Пушкин “Капитанская
дочка”. Проблематика повести.
Утверждение автором
нравственных идеалов
гуманности, чести и долга.
Углубление понятия о
художественном образе-
характере. Становление
личности под влиянием “благих
потрясений”.
1
Знать: содержание и проблематику повести Уметь: глубоко
анализировать художественный текст (сопоставлять эпизоды и
сравнивать поступки и характеры героев; выражать свое отношение
к прочитанному; владеть различными видами пересказа)
Работа по тексту,
аналитическая беседа.
Р.Р. Подготовка к домашнему
сочинению по повести А.С.
Пушкина “Капитанская дочка”.
1
Знать: содержание и проблематику изученного произведения.
Уметь: обдумывать тему, ставить перед собой вопросы,
определяющие ход рассуждения, определять основную мысль
сочинения в соответствии с заданной темой, составлять план
сочинения и следовать логике данного плана при написании работы,
фиксировать свои мысли, читательские переживания, обосновывать
свою точку зрения, строить развернутое высказывание, соблюдая
нормы литературного языка
Составление плана
сочинения
Любовная лирика А.С.
1
Знать: историю создания стихотворения;
Выразительное чтение
14
Пушкина. «Память сердца» в
стихотворении «К ***» («Я
помню чудное мгновенье...»)
Уметь: определять тему стихотворения, находить и объяснять
значение музыки любви (звуковые и лексические повторы, повтор
строк, сквозные рифмы), роль художественно-выразительных
средств, выразительно читать
и анализ
Тема «дружества святого» в
стихотворении «19 октября»
(«Роняет лес багряный свой
убор...»)
1
Знать: факты жизни поэта (лицейские годы, Михайловская ссылка),
понимать отношение Пушкина к «лицейскому братству»,
скрепленному «лицейским духом»;
Уметь: наблюдать над словом в его художественной функции, над
интонацией и построением стихотворения, определять основные
мотивы каждой строфы, выразительно читать
Чтение наизусть
А.С.Пушкин. «Пиковая дама».
Проблема человека и судьбы.
Система образов персонажей в
повести. Образ Петербурга.
Композиция повести: смысл
названия, эпиграфов,
символических и
фантастических образов,
эпилога.
1
Знать: историю создания повести, понимать ее нравственную
проблематику, особенности жизненной философии героя Уметь:
сравнивать «Пиковую даму» с другими произведениями
пушкинской прозы
Творческая работа.
М.Ю.Лермонтов-певец свободы.
Лермонтовский Кавказ.
1
Знать: факты жизни и творчества поэта, связанные с Кавказом
Уметь: анализировать поэтический текст; характеризовать
особенности сюжета, композиции, роль ИВС; выразительно читать
стихотворения
Понимать, что значил Кавказ для Лермонтова-человека,
Лермонтова-поэта; Лермонтова-офицера
Выразительное чтение
История создания поэмы
«Мцыри».
1
Знать: содержание изучаемого произведения, историю создания
поэмы «Мцыри»
Уметь: выразительно читать текст поэмы; анализировать
поэтический текст; характеризовать особенности сюжета,
композиции, роль ИВС;
Комментированное
чтение поэмы.
Идейное содержание поэмы
“Мцыри”. Образ Мцыри в
поэме. Жизнь героя в монастыре
и три дня, проведенные на воле.
1
Знать: содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри
Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, трагические
противоречия между огромными силами его души и жизненными
обстоятельствами; замысел автора; выявлять способы и средства
раскрытия образа главного героя поэмы (пейзаж, портрет, деталь,
изобразительно-выразительные средства)
Беседа по прочитанному
материалу, словарная
работа.
15
Уметь: давать характеристику литературному герою, раскрывать
мотивы поступков героя
М.Ю. Лермонтов “Мцыри”.
Художественное своеобразие
поэмы.
Р.Р. Своеобразие «Мцыри» как
романтической поэмы. Тема
свободы личности в поэме.
1
Знать: черты романтизма как литературного направления,
определение понятия;
Уметь: выявлять черты романтизма в поэме «Мцыри», объяснять ее
своеобразие особенностями романтизма, проявившимися в поэме,
оценивать лирически приподнятый язык поэмы, определять
стихотворный размер
Чтение наизусть.
Р.Р. Сочинение по поэме
М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
2
Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить
доказательства, используя цитатный материал; искать нужную
информацию по заданной теме в источниках различного типа
Сочинение
Н.В. Гоголь - великий сатирик.
История создания комедии
«Ревизор»
1
Знать: этапы жизненного пути писателя, историю создания
комедии, особенности драматического произведения; литературного
жанра; определение понятия “комедия” (П) Уметь: составлять
тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного
произведения; выразительно читать фрагменты по ролям; понимать
идейный замысел комедии; объяснять отношение современников и
императора к пьесе Н.В.Гоголя
Запись основных
положений лекционного
материала.
Уездный город и его
обитатели(1ое действие
комедии)
1
Знать: основы сценического поведения; содержание комедии.
Уметь: давать характеристику персонажей; владеть различными
видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному
произведению; выразительно читать фрагменты комедии; выражать
свое отношение к прочитанному Уметь: подтверждать примерами
из первого действия пьесы повсеместность произвола и беззакония
властей, изображенных Гоголем, почувствовать нарастание страха,
стремительность развития первого действия, определять завязку
действия комедии
Чтение по ролям.
Словарная работа.
Разоблачение нравственных и
социальных пороков
чиновничества в комедии
«Ревизор»
1
Знать: содержание комедии, образную систему комедии, знать
обстоятельства, которые привели чиновников к ошибке.
Уметь: давать оценку действиям героев, раскрывать мотивы
поступков героев; владеть различными видами пересказа;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению;
выразительно читать фрагменты комедии; выражать свое отношение
к прочитанному, выявить нравственные и социальные пороки
чиновников.
Работа над
содержанием
действия,
комментированное
чтение
Мастерство Н.В.Гоголя в
1
Знать: содержание действий; позицию автора по отношению к
Чтение по ролям.
16
создании образа Хлестакова.
Хлестаковщина.
герою
Уметь: строить устные и письменные высказывания в связи с
изучением произведения; участвовать в диалоге по содержанию и
сопоставлению характеров; аргументированно отстаивать свою
позицию
Аналитическая беседа.
Составление таблицы
Чиновники на приеме у
«ревизора» (анализ 4действия
комедии)
1
Знать: план анализа эпизода, сюжет и образную систему комедии,
давать оценку действиям героев
Уметь: выразительно читать, анализировать прочитанное
Анализ эпизода
Финал комедии, его идейно-
композиционное значение.
Мастерство Гоголя-сатирика.
Белинский о комедии “Ревизор”.
Особенности композиционной
структуры комедии.
1
Знать: роль финала, смысл эпиграфа; содержание статьи Белинского
о комедии “Ревизор”; определение понятия “хлестаковщина”.
Уметь: делать обобщенные выводы о героях комедии, объяснять:
конфликт и сюжет художественного произведения, как в действии
драматического произведения обнаруживаются особенности
характеров героев, отношение драматурга к изображаемой им
жизни; составлять тезисы к статье; выражать свое отношение к
прочитанному; сопоставлять эпизоды и сцены комедии; сравнивать
героев; строить устные и письменные высказывания
Составление тезисов к
статье
Р.Р. Сочинение по комедии
Н.В.Гоголя «Ревизор»
2
Знать: содержание комедии, систему художественных образов
комедии
Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной
темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать
Сочинение
Л.Н. Толстой: страницы
биографии. Жизненные
источники рассказа «После
бала». Образ рассказчика.
1
Знать: основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого;
содержание рассказа.
Уметь: воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного;
формулировать тему, идею, проблематику произведения
Чтение и составление
плана статьи учебника,
слушание рассказа.
Контраст как прием,
раскрывающий идею рассказа
«После бала»
1
Знать: содержание изучаемого произведения; прием “контраста”.
Уметь: видеть авторскую позицию и позицию рассказчика,
совершенствовать навык устного и письменного высказывания,
находить при анализе текста ИВС; сопоставлять эпизоды рассказа;
владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге
Беседа с элементами
диспута,
сопоставительная
работа.
Мысль автора о моральной
ответственности человека за
1
Знать: содержание рассказа; приемы анализа текста.
Уметь: сопоставлять эпизоды рассказа; выявлять авторскую
Анализ текста
17
все происходящее.
позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть
различными видами пересказа
Р.Р. Сочинение по рассказам
Л.Н.Толстого
2
Знать:
Уметь: строить рассуждения на нравственно-этические темы
Сочинение
М.Е. Салтыков-Щедрин.
«История одного города» -
художественно-политическая
сатира. (Отрывок)
1
Знать: основные сведения об авторе, содержание «Сказок»
Салтыкова-Щедрина, особенности изображения народа и власти в
романе «История одного города»,
Уметь: понимать идейный замысел автора, давать характеристику
литературным персонажам
Выступление учащихся,
запись основных
положений лекции
учителя.
Н.С. Лесков. Нравственные
проблемы рассказа «Старый
гений»
1
Знать: основные сведения о писателе, содержании его
произведений,
Уметь: понимать идейный замысел рассказа «Старый гений», уметь
давать характеристику персонажам
Выразительное чтение
текста. Беседа по
содержанию
произведения.
Поэзия родной природы.
Стихотворения поэтов 19 века.
Обучение анализу
стихотворения
1
Знать: аспекты анализа стихотворения.
Уметь: определять род и жанр литературного произведения;
выразительно читать стихи; строить устные и письменные
высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям
Чтение наизусть
А.П. Чехов. Рассказ «О любви»
как история об упущенном
счастье.
1
Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности,
содержание рассказа, его тему;
Уметь: выявлять философский смысл рассказа, понимать конфликт
между течением жизни в чеховском мире и любовью; выявлять
отношение автора к герою, роль пейзажа в рассказе
Анализ
художественного
текста
Трагедия любви в рассказе И.
Бунина «Кавказ»
1
Знать: содержание текста;
Уметь: определять тему рассказа, понимать проблемы,
поставленные автором, бунинское восприятие темы любви
Анализ
художественного
текста
А.И. Куприн. Слово о писателе.
Комментированное чтение
рассказа «Куст сирени»
1
Знать: автора, факты жизни и творчества писателя, сюжет рассказа;
Уметь: давать сравнительную характеристику героев, собственную
оценку изображенного, оценивать позицию автора
Чтение текста
произведения. Работа в
группах, дискуссия.
18
А.И. Куприн «Куст сирени».
Утверждение согласия и
взаимопонимания, любви и
счастья в семье
1
Уметь: выявлять нравственные проблемы произведения, определять
его художественную идею, уметь искать и выделять необходимую
информацию из учебника, определять понятия, создавать
обобщения.
А.А. Блок. Образ родины как
символ веры в будущее.
Стихотворный цикл «На поле
Куликовом»
1
Знать: основные факты жизни и творчества поэта; произведения.
Уметь: определять род и жанр литературного произведения;
формулировать тему, идею, проблематику произведения;
выразительно читать
Чтение и анализ
стихотворений
С.А. Есенин. Образ
предводителя восстания в поэме
«Пугачёв»
1
Знать: автора, факты его жизни и творческого пути, историю
создания поэмы «Пугачев», подход поэта к изображению вождя
восстания; понимать оценку бунта Пугачева Есениным;
Уметь: объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений,
метафор, повторов в тексте поэмы
Чтение и анализ
стихотворений
И.С. Шмелев. Как я стал
писателем. Рассказ о пути к
творчеству.
1
Знать: содержание понятий «юмор», «сатира», «ирония». Уметь:
выявлять художественные средства своеобразие писателя в подходе
к сатирическому изображению исторических событий.
Работа со статьёй
учебника. Ответы на
вопросы.
М.А. Осоргин. Краткий рассказ
о писателе. «Пенсне».
Сочетание фантастики и
реальности в рассказе.
1
Знать: содержание понятий «олицетворение», «метафора». Уметь:
выявлять приемы и способы создания сочетания фантастики и
реальности в рассказе; понимать психологическое содержание
представленных автором мелочей
Краткий пересказ
Писатели улыбаются. Тэффи.
«Жизнь и воротник.
1
Знать: факты жизни и творчества писателей.
Уметь: отмечать краткость речи, ироническое отношение к
слабостям человека, понимать абсурдность происходящего в
сатирических рассказах
Защита презентации
М. М.Зощенко «История
болезни»
1
Знать: факты жизни и творческого пути писателя Уметь: Уметь
характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять
авторскую позицию.
Беседа по содержанию
текста
19
А.Т. Твардовский. Поэма
«Василий Теркин». История
создания поэмы.
1
Знать: факты жизни и творческого пути писателя, историю
создания поэмы «Василий Теркин», композицию поэмы Уметь:
понимать ее сюжет, который складывался по мере хода всенародной
войны, соотношение жизненной правды и художественного
вымысла, тему исторической памяти
Запись основных
положений лекции
учителя. Коллективная
работа по статье
учебника.
Народно - поэтическая основа,
героика и юмор в поэме
«Василий Теркин». Главы «На
привале», «Перед боем»,
«Гармонь»
1
Знать: содержание глав.
Уметь: Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции;
выявлять авторскую позицию.
Лексическая работа,
работа с текстом.
Василий Теркин -
олицетворение национального
характера.
«Переправа», «Два солдата»,
«Кто стрелял?»
Образ автора в поэме. Любимые
главы поэмы «Василий Теркин»
1
Знать: Знать образную природу словесного искусства,
Уметь: анализировать, как автор создает живой и убедительный
народный характер, какими средствами поэт подчеркивает
предельную степень обобщенности в образе героя, своеобразное
воплощение черт русских богатырей
Анализ поэмы.
Стихи и песни о Великой
Отечественной войне.
1
Знать: автора стихотворений, композиторов, положивших стихи на
музыку;
Уметь: объяснять тематику стихотворений, их музыкальность,
простоту сюжета, объяснять жанр лирической песни, сопоставлять
фронтовые песни с песнями народными
Выразительное чтение
наизусть
А.П. Платонов « Возвращение».
Картины войны и мирной жизни
в рассказе. Утверждение добра,
сострадания, гуманизма в душах
солдат, вернувшихся с войны.
1
Знать: творчество писателя и содержание текста
Уметь: анализировать текст, формулировать тему, идею,
проблему, выражать свою точку зрения
Аналитическая беседа
20
Рассказ В.П.Астафьева
«Фотография, на которой меня
нет».
1
Знать: основные факты жизни и творчества писателя, содержание
рассказа.
Уметь: определить основную мысль рассказа (непреходящая
историческая память народа), отмечать непринужденность живых
интонаций народной русской речи, определять художественную
роль отступлений; понимать человеческие характеры и
взаимоотношения между людьми
Работа по тексту
Русские поэты 20 века о Родине,
родной природе. Поэты
Русского Зарубежья об
оставленной ими Родине. Общее
и индивидуальное в
произведениях русских поэтов.
1
Знать: образную природу словесного искусства, уметь выразительно
читать стихи, участвовать в диалоге.
Уметь: определять род и жанр литературного произведения;
выразительно читать стихи; строить устные и письменные
высказывания в связи с изученными произведениями; участвовать в
диалоге по прочитанным произведениям
Сопоставительный
анализ стихотворений
У. Шекспир. Трагедия «Ромео и
Джульетта». Семейная вражда и
любовь героев. Ромео и
Джульетта - символы любви и
жертве нности
1
Знать: факты биографии автора Иметь представление об эпохе
Возрождения.
Уметь: объяснять особенности жанра, основной конфликт, роль
монологов, определять эпизоды, наиболее значимые для понимания
Выступления учащихся,
работа с текстом,
Жан Батист Мольер.
Слово о Мольере. «Мещанин во
дворянстве». Сатира на
дворянство и невежественных
буржуа.
1
Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности
(путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга);
понимать особенности драматического произведения эпохи
классицизма, основной конфликт (столкновение разумного и
неразумного начал, правила трех единств).
Уметь: определять приемы создания Мольером комических
ситуаций, их роль в пьесе; объяснять конфликт комедии, уметь
составлять характеристику персонажей, определять идейно-
художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина
Выразительное чтение,
пересказ, лексическая
работа
Джонатан Свифт. Краткий
рассказ о писателе.
1
Уметь: выявлять тему, идею, проблематику изучаемого
произведения
Беседа по вопросам.
21
«Путешествие Г улливера»
Вн. чтение. В. Скотт «Айвенго»
1
Знать: автора и факты его биографии и творческой деятельности,
содержание
произведения; понимать историческое время, изображенное в
романе, поступки героев;
Уметь: выявлять своеобразие исторического романа, сопоставлять
его с романом А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оценивать
сплетение в романе истории и вымысла, сочетание правды истории
и фантазии
Запись основных
положений лекции
учителя.
Выразительное чтение.
Итоговая контрольная работа
72ч
Тестирование