Рабочая программа по литературе 9 класс (В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина)
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тырновская средняя общеобразовательная школа имени Л.А. Загоскина»
Пронского района Рязанской области
391151 Рязанская область Пронский район с.Тырново ул.Истья д 22 Тел / факс (49155) 39-6-42
E-mail:tyrnov[email protected], ОГРН 1026200622260, ИНН 6211004118, КПП 621101001
ПРИНЯТО
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 31.08.2018 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____________Н.В. Рыбалкина
Приказ №63 от 01.09.2018г.
Рабочая программа
по литературе
Класс 9
Всего часов на учебный год 102 часа
Количество часов в неделю 3 часов
Составлена в соответствии с программой по литературе для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений под ред. В. Я. Коровиной, В. П.
Журавлева, В. И. Коровина, Н. В. Беляевой (М.: Просвещение, 2015 г.)
Учебник: Литература для 9 класса. Автор: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Издательство: «Просвещение», 2015г.
Учитель:
Рыбалкина
Наталья Викторовна
кв. категория высшая
Стаж работы 14лет
РАССМОТРЕНО
на школьном методическом
объединении
Руководитель ШМО учителей
гуманитарного цикла
___________/Е.Н. Файзулина/
Протокол №1 от__________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________/Никифорова
Л.В./
с. Тырново, 2018 г.
2
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение, 2015.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).
Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с
новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и
справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи
формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-
эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного
читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них на развитие речи - 4 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа,
резерв - 2 часа.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе
и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста,
характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на
литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
3
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр
лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие
представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в
художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм
художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии,
юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых
особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений,
виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
• прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• определять идейную и эстетическую позицию писателя;
• анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
• оценивать проблематику современной литературы;
• анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их
разрешения, общее и различное в них;
• находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
• выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
4
Учебно-тематический план
Содержание
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Введение.
1
Литература Древней Руси
3
Русская литература ХVIII века
8
домашнее сочинение
Из русской литературы I половины ХIХ века
3
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
8
1
Творчество А.С.Пушкина
16
2 (анализ стихотв.- 1 час, сочинение
– 1 час)
Творчество М.Ю.Лермонтова
14
Творчество Н.В.Гоголя
9
1
Русская литература второй половины ХIХ века
7
Русская литература ХХ века. Проза
8
домашнее сочинение
Русская литература ХХ века. Поэзия
11
Из зарубежной литературы
5
Итоговые занятия по курсу 9 класса.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
2
Резервные уроки
2
Итого
97
4
Содержание тем учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской
самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение
«Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
5
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в
произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в
стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение
российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его
содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».
Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике,
публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к
слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна,
пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада
«Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и
христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов
персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил:
любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
6
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии.
Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная
сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и
индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале
критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М.
Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия,
олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие
понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о
незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и
«ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и
«Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя
так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные
представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель»,
новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским
романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция
Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ
Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе,
иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический
смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и
приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение
истины, благодати, красоты.
7
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к
несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к
нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием,
скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»),
чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому
человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов.
Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм
повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная,
нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в
повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова,
простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро-
ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.
8
Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений,
жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие
лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща
золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России —
главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма,
словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не
мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви.
Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе.
Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени».
Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских
стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б.
Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе.
Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление
представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов.
9
«Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как
синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и
падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла
{«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с
греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический
(движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через
познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через
восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский
характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й
акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи
Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста»,
«Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его
развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом
справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления
Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра
трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и
русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
10
Список произведений для заучивания наизусть
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по
выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов
«Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст.
Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное
слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Список литературы для самостоятельного чтения
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М.
11
Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.
ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
12
Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс
(102 часа)
№
урока
Тема урока.
Основное содержание.
Кол-
во
часов
Результаты обучения
Формы и виды контроля
Дата
(план)
Дата
(факт)
1
Введение.
Литература как искусство слова
и её роль в духовной жизни
человека.
1
Знать образную природу
словесного искусства, роль
литературы в общественной и
культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать
на поставленные вопросы, строить
монологическое высказывание.
- Чтение и анализ высказывания
историка Ключевского: «Человек –
главный предмет искусства..»
- Ответ на основной вопрос:
«Согласны ли вы с мнением
Ключевского, что литература дает
понимание себя»?
Литература Древней Руси (3 ч.)
2
Литература Древней Руси.
Самобытный характер
древнерусской литературы
«Слово о полку Игореве» -
величайший памятник
древнерусской литературы
1
Знать жанры литературы Древней
Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный
период развития литературы.
Знать историческую основу
«Слова», историю открытия
памятника, основные версии
авторства «Слова», особенности
жанра.
Характеристика этапов развития
древнерусской литературы. План.
Составление плана «Слова…».
Сопоставление с летописным
источником: сходства и различия
3
Система образов «Слова…».
Особенности языка и жанра
произведения
1
Знать: жанр и композицию про-
изведения, художественное
своеобразие «Слова», связи его с
фольклором, о жизни «Слова» в
искусстве.
Уметь: выделять смысловые
части художественного текста,
формулировать идею про-
изведения; выразительно читать,
соблюдая нормы литературного
произношения.
Комментирование текста,
установление ассоциативных
связей «Слова…» и гравюр
Фаворского, картины В.Васнецова.
Анализ текста произведения по
вопросам и заданиям, выявление
его жанра.
13
4
Образ русской земли в
«Слове…», основные идеи
произведения
1
Знать:нравственно-патриот. идею
«Слова».
Уметь: выделять смысловые
части художественного текста,
формулировать идею
произведения, выразительно
читать текст.
Выразительное чтение и
восприятие текста: «Вступление»,
«Золотое слово» Святослава. Как
проявляется в «Золотом слове»
Святослава идея произведения? В
чем заключается патриотизм
произведения? Какова роль
изобразительно-выразительных
средств в создании образа Родины?
Каков голос автора?
Русская литература ХVIII века ( 8ч. )
5
Характеристика русской
литературы ХVIII века
1
Знать основные черты
классицизма как литературного
направления.
Уметь сопоставлять исторические
факты и литературные традиции
Чтение статьи учебника,
составление тезисного плана или
выписок (на выбор). Викторина по
материалам статьи.
6
М.В.Ломоносов – ученый, поэт,
реформатор русского
литературного языка
М.В.Ломоносов. Прославление
родины, мира, жизни и
просвещения в произведениях в
оде «На день восшествия…».
Жанр оды.
1
Знать биографию М.В.
Ломоносова, теорию 3 штилей,
теорию стихосложения,
особенности жанра оды.
Уметь анализировать
стихотворное произведение с
точки зрения его принадлежности
к классицизму, жанра, темы, идеи,
композиции, изобразительно-
выразительных средств.
Пересказ прочитанной статьи о
поэте, ученом и реформаторе
русского литературного языка.
Ответы на основные вопросы:
какие приметы классицизма можно
отметить в оде? Какие строки
привлекли внимание в оде и
почему?
7
Г.Р.Державин: поэт и
гражданин. Обличение
несправедливой власти в
произведениях (ода
«Властителям и судиям»).
Тема поэта и поэзии в лирике
Г.Р.Державина. (Стихотворение
«Памятник»).
1
Знать новаторство Державина,
жанр гневная ода, особенности
раскрытия темы пота и поэзии,
власти, какую роль отводит поэту
и поэзии.
Уметь анализировать
стихотворное произведение с
точки зрения его принадлежности
к классицизму, жанра, темы, идеи,
композиции.
Пересказ статьи учебника о
Державине. Выразительное чтение
оды «Властителям и судиям».
Анализ оды. Ответ на проблемный
вопрос: почему автора волнует
позиция власти, ее отношения к
народу и положение народа?
Выразительно читают «Памятник».
Ответы на вопросы на уровне
восприятия и понимания
произведения.
14
8
Гораций. Ода «Я воздвиг
памятник». Поэтическое
творчество в системе
человеческого бытия
1
Знать понятие античная лирика,
особенности взгляда римлян на
человека и эпоху.
Уметь Сообщение о поэте с
презентацией. Выразительное
чтение стихотворений и их анализ.
Ответить на вопросы: как пред-
ставляет Гораций задачи поэта; что
нового вносят в осмысление темы
творчества русские поэты; как они
отвечают на вопрос «В чём заслуга
и назначение поэта»?
9
Д.И.Фонвизин «Недоросль»
1
Основные каноны классицизма в
творчестве Фонвизина
10
А.Н.Радищев. Главы
«Путешествия из Петербурга в
Москву»
Особенности повествования,
жанра путешествия и его
содержательного наполнения.
1
Знать взгляды Радищева на
крепостное право, на
самодержавие.
Уметь формулировать идею,
проблематику изучаемого
произведения, находить черты
сентиментализма в произведении,
давать характеристику героев,
характеризовать особенности
сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных
средств, выявлять авторскую
позицию.
Кратко сообщают черты
классицизма и сентиментализма в
прочитанных главах, особенности
жанра путешествия, факты из
жизни и биографии А.Н.Радищева.
пересказывают, комментируя
главы «Путешествия…»,
определяют тему, идею
произведения, авторскую позицию.
Отвечают на проблемный вопрос:
почему А.С.Пушкин назвал
Радищева «врагом рабства»?
11
Н.М.Карамзин – писатель и
историк. Сентиментализм как
литературное направление.
1
Знать биографию Карамзина, его
заслуги как историка, журналиста,
писателя, новаторский характер
его литературного творчества,
признаки сентиментализма.
Уметь строить монологическое
высказывание, работать с
литературоведческим словарем.
Сообщение о писателе. Работа со
словарем: сентиментализм.
15
12
Н.М.Карамзин «Осень»,
«Бедная Лиза» - произведения
сентиментализма.
(Новые черты русской
литературы. Внимание к
внутренней жизни человека)
1
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать
содержание произведения
формулировать его идею,
находить черты сентиментализма
в произведении, давать
характеристику героев,
характеризовать особенности
сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных
средств, выявлять авторскую
позицию.
Анализируют стихотворение
«Осень».
Коротко пересказывают
содержание повести «Бедная
Лиза», отвечают на вопросы
(монологические ответы)
Домашнее сочинение: почему
ускользает от человека счастье?
Из русской литературы I половины ХIХ века ( 3ч.)
13
Золотой век русской
литературы (обзор)
1
Знать общую характеристику
русской литературы,
отличительные черты романтизма,
центральные темы русской
литературы.
Уметь давать развернутый ответ
на вопрос.
Читают статью «Шедевры русской
литературы, «Романтизм»,
развернуто отвечают на вопросы:
Как вы понимаете слова
Салтыкова-щедрина, что
литература – «сокращенная
вселенная»?
14
В.А.Жуковский. Жизнь и
творчество (обзор). «Море»,
«Невыразимое» - границы
выразимого в слове и чувстве.
1
Знать основные черты
романтизма как литературного
направления
теоретико-литературные понятия
элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать
стихотворение. анализировать его
с точки зрения принадлежности к
романтизму, с точки зрения
жанра, темы, идеи, композиции,
изобразительно-выразительных
средств.
Кратко рассказывают о жизни и
творчестве В.А.Жуковского,
составляют таблицу или план.
Выразительно читают
стихотворения «Море»,
«Невыразимое», отвечают на
вопросы на уровне восприятия и
понимания: какой символический
смысл имеет образ моря? Что в
человеке и в природе, по мысли
поэта, «невыразимо» в стихах?
15
В.А.Жуковский. Баллада
«Светлана». Особенности
жанра. (Нравственный мир
героини баллады.)
1
Знать жанровые особенности
баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать
романтический характер баллады
и анализировать художественное
произведение.
Читают статью учебника «Жанр
баллады у Жуковского» и балладу
«Светлана», отвечают на вопросы,
в том числе и основной: «Почему
поэт утверждает, что «главное –
вера в провиденье?»
16
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 8+1р.р. )
16
А.С.Грибоедов Жизнь и
творчество.
1
Знать основные этапы
жизненного и творческого
пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать
хронологическую канву
прочитанного.
Чтение статьи учебника о
Грибоедове, воспоминаний
современников о писателе.
Составление таблицы. Развернутое
устное монологическое
высказывание «Портрет писателя».
17
«К вам Александр Андреич
Чацкий». Первые страницы
комедии. Знакомство с
героями. Анализ 1 действия
комедии А.Н.Грибоедова «Горе
от ума».
1
Знать особенности комедии как
жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,конфликт.
Уметь выразительно читать
произведение, отвечать на
вопросы, раскрывающие знание и
понимание текста, выявлять
внешний конфликт, черты
классицизма и реализма, видеть
афористичность речи, определять
стих комедии.
Выявление специфики жанра
комедии: работа со словарем
(комедия, конфликт, интрига,
сюжет) для понимания природы
общественной комедии,
«условности разговорного стиха».
Краткий пересказ сюжета 1
действия. Выразительное чтение
монологов с комментариями,
восприятием и анализом (по
плану).
18
«Век нынешний и век
минувший». Анализ 2 действия
комедии
1
Знать понятия проблематика,
идейное содержание, система
образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику
пьесы, идейное
содержание, внутренний
конфликт, давать характеристику
персонажей, в том числе речевую.
Ученики повторяют значение
терминов «экспозиция», «завязка»,
«внесценический персонаж»,
«развитие действия». Составляют
словарь толкований слов: фагот,
карбонарий, хрипун, пономарь,
разумник, слов просторечной
лексики. Чтение наизусть
монологов Чацкого и Фамусова.
Сопоставительный анализ
монологов (по плану). Отвечают
на вопросы: какие черты «века
нынешнего» и «века минувшего»
изображаются в споре Чацкого и
Фамусова? Какие стороны
московской жизни привлекают и
отталкивают героев?
17
19
«Можно ль против всех!»
Анализ 3 действия
1
Знать понятия проблематика,
идейное содержание, система
образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику
данных персонажей, в том числе
речевую, делать их сравнительную
характеристику с
Чацким, выявлять авторскую
позицию.
Устные сочинения на основе
кратких характеристик персонажей
через речь, жесты, авторские
ремарки, оценочные эпитеты.
Выразительное чтение монологов
и комментирование. Развернутый
ответ на вопрос: кто из московских
аристократов явился на бал в дом
Фамусова, каковы их взгляды на
службу. крепостное право,
воспитание и образование,
подражание иностранному?
Анализ диалогов Чацкого и Софьи,
Чацкого и Молчалина, сцены бала.
20
«Не образумлюсь, виноват…»
Анализ 4 действия
1
Знать текст комедии, определение
развязки действия, открытого
финала.
Уметь давать
характеристику персонажа, в том
числе речевую, отбирать материал
о персонажах пьесы, подбирать
цитаты
Выразительное чтение наизусть
монолога Чацкого. Повторяют
определение «развязка действия»,
«открытый финал». Развернутый
ответ на вопрос: как понимают ум
представители барской Москвы и
Чацкий? В чем горе, которое
приносит Чацкому ум? В чем
драма Софьи, Чацкого?
21-22
Семинарское занятие «Молодое
поколение в комедии.
Нравственный идеал
Грибоедова А.С.
2
Уметь давать
характеристику персонажа, в том
числе речевую,
Цитатные рассказы об одном из
героев: Чацком, Молчалине,
Софье, Фамусове.
Почему критики называют финал
комедии открытым?
23
И.А.Гончаров «Мильон
терзаний». Работа с
критической литературой
1
Знать основные положения
статьи.
Уметь отбирать материал из
статьи И.А. Гончарова «Мильон
терзаний» и из заметок А.С.
Пушкина о Чацком.
Чтение статьи И.А.Гончарова
«Мильон терзаний», запись
основных положений (конспект
или план-конспект)
18
24
РР Классное сочинение
обучающего характера по
комедии А.Н.Грибоедова «Горе
от ума». «Горе от ума»
1
Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в
соответствии с выбранной темой,
пользуясь учебной картой,
отбирать литературный материал,
логически его выстраивать,
превращая в связный текст.
Сочинение
А.С.Пушкин ( 16+2р.р. )
25
А.С.Пушкин. Жизнь и
творчество. Лицейская лирика.
Дружба и друзья в творчестве
А.С.Пушкина
1
Знать основные этапы
жизненного и творческого
пути А.С.Пушкина, основные
черты реализма как литературного
направления
Уметь создавать презентацию
информационного проекта.
Пересказывают статью учебника
(сжато), презентуют
информационный проект с
комментариями и обоснованными
суждениями. Ответ на вопрос: что
вы знаете о трагических
обстоятельствах жизни
А.С.Пушкина?
26
Основные мотивы лирики
А.С.Пушкина
1
Знать философские и
христианские мотивы в лирике
поэта.
Уметь анализировать
стихотворное произведение с
точки зрения его жанра, темы,
идеи, композиции,
изобразительно-выразительных
средств.
Выразительное чтение
стихотворений с выявлением
(комментарий и анализ) идейно-
художественного своеобразия
27
Развитие темы свободы в
творчестве А.С.Пушкина
1
Знать: свобода в лирике поэта как
политический, философский,
нравственный идеал. Основы
стихосложения.
Уметь анализировать
стихотворное произведение с
точки зрения его жанра, темы,
идеи, композиции,
изобразительно-выразительных
средств.
Пересказ статьи учебника
«Вольнолюбивая лирика
А.С.Пушкина», выразительное
чтение стихотворений «К морю»,
«Чаадаеву» (наизусть), «Анчар».
Развернутый ответ на вопрос:
почему тема свободы была так
важна для поэта? Что объединяет
эти стихотворения, какие мотивы?
19
28
Дружба и друзья в лирике
А.С.Пушкина
1
Знать адресаты пушкинской
любовной и дружеской лирики,
историю создания стихотворений.
Уметь анализировать
стихотворное произведение с
точки зрения его жанра, темы,
идеи, композиции, ,
изобразительно-выразительных
средств.
Рассказ о друзьях А.С.Пушкина,
выразительное чтение
стихотворений на тему «Дружба и
друзья в лирике А.С.Пушкина.
Развернутый ответ на вопрос:
какие идеалы утверждает
дружеская лирика?
29
Любовная лирика А.С.Пушкина
1
Знать адресатов любовной
лирики.
Понимать образно-
стилистическое богатство
любовной лирики.
Уметь выразительно читать ст-ия,
комментировать их, давать
развернутые ответы на вопросы.
Сообщение о любовных адресатах
А.С.Пушкина, выразительное
чтение стихотворений. Ответ на
вопрос: почему же лирический
герой не отрекается от любви, а
воспевает ее?»
30
Тема поэта и поэзии ( «Я
памятник…», «Пророк».
Обучение анализу одного
стихотворения
1
Знать взгляды поэта на
назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать
стихотворное произведение с
точки зрения его жанра, темы,
идеи, композиции,
изобразительно-выразительных
средств.
Ответы на вопросы, в том числе и
проблемные
31
РР анализ лирического
стихотворения А.С.Пушкина
(по выбору учащихся)
1
Уметь составлять план сочинения
в соответствии с выбранной
темой, отбирать литературный
материал, логически его
выстраивать, превращая в связный
Анализ стихотворения по
предложенному плану
32
Контрольная работа
Урок контроля по
романтической лирике начала
ХIХ века.
1
Знать содержание произведений.
Уметь находить объяснение
фактам, выбирать ответ, давать
ответ на вопрос
Тестовые задания: «Методические
рекомендации…»
20
33
«Цыганы» как романтическая
поэма: особенности
композиции, образной системы,
содержания, языка.
1
Знать признаки романтизма,
сюжет поэмы, отличительные
жанровые признаки, идейно-
художественные особенности.
Уметь комментировать текст,
находить признаки романтизма и
реализма, давать
сопоставительную
характеристику.
Характеристика героев,
комментарий текста.
34
«Собранье пестрых глав».
Творческая история романа
А.С.Пушкина «Евгений
Онегин».
1
Знать теоретико-литературные
определения, жанровые
особенности стихотворного
романа, композицию онегинской
строфы.
Уметь выделять смысловые части
текста
Ответы на вопросы
35
Онегин и столичное дворянское
общество
1
Знать содержание 1-5 гл. романа,
понимать, что такое тип «лишний
человек».
Уметь давать характеристику
герою, высказывать собственные
суждения о прочитанном
Развернутый ответ на вопрос, как
характеризует Пушкин столичное
дворянство.
36
Онегин и поместное
дворянское общество
1
Знать содержание глав, какое
воплощение нашел тип лишнего
человека в литературе
Развернутый ответ на вопрос,
какой предстает в романе жизнь
поместного дворянства.
37
Типическое и индивидуальное
в образах Онегина и Ленского.
1
Знать содержание глав романа,
понимать типическое и
индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику
литературному герою.
Ответы на проблемные вопросы
38
Татьяна и Ольга Ларины.
Татьяна – нравственный идеал
Пушкина
1
Знать авторское отношение к
героиням, оценку Татьяны
Белинским.
Уметь давать характеристику
героя произведения
Сравнительная характеристика:
монологический ответ с
цитированием.
39
«Бегут. Меняясь, наши лета,
меняя все, меняя нас». Татьяна
и Онегин
1
Знать текст художественного
произведения.
Уметь логично в соответствии с
планом изложить материал,
соблюдая композицию сочинения
Ответы на вопросы.
21
40
Автор как идейно-
композиционный и лирический
центр романа. «Евгений
Онегин» как энциклопедия
русской жизни».
1
Знать идею произведения,
лирические отступления в романе,
авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и
героя
Ответить на вопрос, почему без
анализа лирических отступлений
романа невозможно понять
произведение.
41
«Моцарт и Сольери» -
проблема «гения и злодейства»
1
Знать содержание трагедии, уметь
определять основную проблему:
талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждать по
поднятым в произведении
проблема.
Ответы-рассуждения по поднятым
проблемам
42
РР Подготовка к сочинению
по роману.
1
Уметь составлять план сочинения
в соответствии с выбранной
темой, отбирать литературный
материал, логически его
выстраивать, превращая в связный
текст с учетом норм русского
литературного языка..
Д/р сочинение
М.Ю.Лермонтов (14ч. )
43
Лирика М.Ю.Лермонтова.
Жизнь и творчество.
Мотивы вольности и
одиночества в лирике
Лермонтова.
1
Знать основные факты жизни и
творческого пути поэта, основные
тропы, уметь находить их в тексте
Выразительное чтение
стихотворений, ответы на вопросы
44
«Я к одиночеству привык...»
Тема одиночества в лирике
М.Ю. Лермонтова
1
Знать: понятия:мотив, лириче-
ский герои, романтизм, скепти-
цизм, основные мотивы лирики;
понимать: идейный смысл сти-
хотворении, роль поэтической ин-
тонации, жанровые особенности;
уметь: анализировать стихотво-
рения
Ответить на вопросы: почему
мотив одиночества стал
основным в лирике; согласны ли
вы с мнением, что стихотворение
«Парус» - «ключ к поэзии»
Лермонтова»?
45
Образ поэта – пророка в
творчестве М,Ю. Лермонтова.
1
Знать основные мотивы лирики
поэта.
Уметь анализировать
стихотворения по вопросам.
Анализ стихотворений на тему
поэта и поэзии. Ответ на вопрос:
«Согласны ли вы, что
лермонтовский пророк начинается
там, где пушкинский пророк
заканчивается?»
22
46
Адресаты любовной лирики
М.Ю.Лермонтова и послания к
ним.
1
Знать адресатов любовной
лирики.
Уметь анализировать текст
на.лексическом уровне
Выразительное чтение
стихотворений. Анализ любовной
лирики
47
Эпоха безвременья в лирике
поэта.
1
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части
текста
Выразительное чтение
стихотворного текста. Анализ
стихотворений. Ответ на вопрос,
можно ли назвать лирику поэта
поэтическим дневником.
48
Роман «Герой нашего
времени». История создания
романа. Обзор содержания.
Сложность композиции.
Первый психологический
роман.
1
Знать понятия роман,
психологический роман,
содержание романа.
Уметь характеризовать
особенности сюжета и композиции
Викторина по тексту романа.
Ответ на вопрос (на основе
первичного восприятии): какова
основная проблема романа?
49
Печорин как представитель
«портрета поколения». Повесть
«Бэла»
1
Знать текст повести «Бэла».
Уметь сопоставлять эпизоды
романа и характеризовать
персонажей
Ответ на вопрос: как в портрете
Печорина угадывается
противоречивость его характера.
Устное словесное рисование.
50
Печорин и Максим Максимыч
1
Знать: текст повести;
понимать: художественные осо-
бенности повести, способы соз-
дания психологического портрета;
уметь: анализировать повесть с
учётом особенностей художест-
венного метода Лермонтова; вы-
борочно пересказывать текст;
определять границы эпизода
Ответить на вопросы: почему Лер-
монтов не мог доверить
портретную характеристику
главного героя Максиму
Максимычу; какую роль играет
портрет в раскрытии характера
героя?
В чём, по вашему мнению, виноват
Печорин перед бедным штабс-
капитаном
51
«Тамань» Печорин в обществе
«честных контрабандистов»
1
Знать: художественные особен-
ности повести, признаки роман-
тического сюжета, текст повести;
понимать: способы создания
образа главного героя через са-
мооценку; уметь: различать
героя, повествователя, автора в
повести «Тамань»; развёрнуто
обосновывать суждения; на основе
текста повести давать ха-
рактеристику герою; определять
конфликт повести
Письменно ответить на вопрос: с
какими новыми противоречиями в
характере Печорина вы
сталкиваетесь, читая «Тамань»?
Перечитать повесть «Тамань»,
второе вступление. Составить рас-
сказ о злоключениях Печорина в
Тамани
23
52
«Княжна Мэри» Печорин и
«водяное общество»
1
Знать: понятие «двойник»,
содержание повести;
уметь: составлять характери-
стику героя на основе текста по
плану; раскрывать «историю души
человеческой»
Прочитать повесть «Княжна
Мери», составить характеристику
Грушницкого по плану;
подготовить выразительное чтение
записей от 11 июня, 3 июля; подго-
товить художественный пересказ
сцены дуэли
53
Можно ли назвать Печорина
фаталистом?
1
Знать: текст повести; компози-
ционное значение повести;
проблематику и художественные
особенности; понимать: фило-
софскую концепцию повести;
уметь: развёрнуто обосновывать
суждения; создавать харак-
теристику героя на основе текста
повести; делать выводы и обоб-
щения; выделять границы эпизода
Письменные ответы на вопросы:
«Почему именно глава
«Фаталист» - разгадка всего
романа?», «Какая сила привела ду-
мающего человека, привыкшего во
всём отдавать себе отчёт, всё под-
вергать анализу, к признанию
необходимости для себя инди-
видуалистического отношения к
миру?» Прочитать отрывки из
статьи Белинского о романе Лер-
монтова
54
«Журнал Печорина» как
средство самораскрытия его
характера.
Печорин в системе образов
романа.
1
Знать содержание«Журнала
Печорина».
Уметь представлять
психологический портрет героя в
системе образов.
Ответы на проблемные вопросы,
монологические высказывания.
55
Романтизм и реализм романа.
Роман в оценке
В.Г.Белинского.
1
Знать понятия реализм и
романтизм, оценку романа «Герой
нашего времени» В.Г.Белинским
Уметь выявлять элементы
реализма и романтизма в романе,
сопоставлять их.
Развернутый ответ на вопрос: «Как
проявляется романтическое и
реалистическое в романе
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени». Дома: краткий конспект
статьи В.Г.Белинского.
56
Контрольная работа
по лирике М.Ю Лермонтова,
роману «Герой нашего
времени»
1
тестовые задания: уровни А, В, С
контрольная работа
Н.В.Гоголь ( 9+1р.р. )
24
57
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и
творчества. Проблематика и
поэтика первых сборников
«Вечера …», «Миргород».
1
Знать страницы жизни и
творчества, проблематика и
поэтика первых сборников
«Вечера …», «Миргород». Гоголя
Уметь выделять главное.
Сообщение о жизни и творчестве
писателя на основе прочитанной
статьи, презентация.
Мини-исследование «памятники
Н.В.Гоголю»
58
Цикл «Петербургские повести»
1
Проблематика сборника
59
Поэма «Мёртвые души».
Замысел, история создания.
Особенности жанра и
композиции. Обзор
содержания. Смысл названия.
1
Знать историю создания поэмы,
композиционные особенности,
жанровое своеобразие.
Уметь воспринимать
художественное произведение в
контексте эпох.
Объяснение смысла названия на
основе прочитанного текста, жанра
произведения.
60
«Неотразимо страшные идеалы
огрубления»: Манилов и
Коробочка
1
Знать: текст поэмы; понимать: спо-
собы создания образов помещи-
ков;
уметь: составлять характеристику
литературного персонажа;
развёрнуто обосновывать сужде-
ния; выявлять особенности
авторского стиля и приёмы сатири-
ческого изображения действи-
тельности
Чтение глав 2, 3; заполнить таблицу
«Сравнительная характеристика
помещиков в поэме» по разделам:
значение говорящей фамилии,
внешность, дом и постройки,
положение крестьян, отношение к
предложению Чичикова (Манилов
и Коробочка)
61
«Неотразимо страшные
идеалы огрубления»:
Собакевич и Ноздрёв
1
Знать: приём зоологизации,
текст поэмы; понимать: способы
создания образов помещиков;
уметь: составлять характери-
стику литературного персонажа,
развёрнуто обосновывать сужде-
ния; выявлять особенности ав-
торского стиля и приёмы сатири-
ческого изображения действи-
тельности
Прочитать главы 4, 5. Продолжить
заполнение таблицы (Собакевич и
Нозд-рёв); подготовить рассказ-
характеристику помещика
Собакевича
25
62
«Неотразимо страшные
идеалы огрубления»:
Чичиков у Плюшкина
1
Знать: приём зоологизации,
типический характер, текст
поэмы;
понимать: способы создания
образа Чичикова; уметь: состав-
лять характеристику литератур-
ного персонажа; развёрнуто обос-
новывать суждения; выявлять
особенности авторского стиля и
приёмы сатирического изобра-
жения действительности
Перечитать главу 6, заполнить
таблицу «Сравнительная
характеристика помещиков в
поэме» (Плюшкин); подготовить
рассказ-характеристику
Плюшкина
63
«Город никак не уступал
другим губернским городам»
1
Знать: текст поэмы;
понимать: смысл вставной
«Повести о капитане Копейкине»;
уметь: пересказывать текст, да-
вать обобщающую характери-
стику чиновникам; развёрнуто
обосновывать суждения; выявлять
особенности авторского стиля и
приёмы сатирического изобра-
жения действительности
Прочитать главы 7-10. Инд.
задание: пересказать «Повесть о
капитане Копейкине»,картины
жизни чиновников
64
Чичиков как новый герой эпохи
и как антигерой. Эволюция его
образа. «Мёртвые» и «живые»
души. Образ автора.
1
Знать содержание поэмы,
представителей помещичьей Руси
Манилов, Коробочка, Собакевич и
Чичиков.
Уметь анализировать эпизод,
характеризовать образ города,
персонажей поэмы, определять
позицию автора.
Характеристика города и героев
литературного произведения.
Ответить письменно на вопрос
«Кто же он? Стало быть, подлец?»
65
«Здесь ли не быть богатырю?»
Образ России в поэме
1
Знать: текст произведения; при-
чины незавершенности поэмы;
критическую оценку поэмы В.Г.
Белинским; темы лирических
отступлений; понимать: как
происходит эволюция автора - от
сатирика к пророку; уметь:
определять темы лирических
отступлений, анализировать их
текст, выявляя проблематику,
авторскую позицию
Групповые задания:
1) подготовить сообщение об
образе русского народа в поэме;
2)лирические отступления в поэме;
3) как оценил В.Г. Белинский
поэму?
26
66
РР Поэма в оценке Белинского.
Подготовка к сочинению.
1
Знать текст произведения,
лирические отступления в нем,
понятиие чичиковщина
Понимать роль главного героя в
системе образов. Уметь
характеризовать Чичикова и
других героев в системе образов,
использовать в характеристике
критические замечания
литературоведо.
сочинение
Русская литература второй половины ХIХ века ( 7+1р.р. )
67-68
А.Н.Островский. Слово о
писателе. «Бедность не порок».
Особенности сюжета.
Патриархальный мир в пьесе,
любовь и её влияние на героев.
Комедия как жанр
драматургии.
2
Знать творческую биографию
писателя, содержание
произведения.
Понимать патриархальный мир в
пьесе, любовь и её влияние на
героев, уметь характеризовать
героев.
Рассказ о писателе на основе
прочитанного. Характеристика
героев.
69
Л.Н.Толстой. Слово о
писателе. «Юность». Обзор
содержания трилогии.
Формирование личности героя
повести.
1
Знать особенности
автобиографического
произведения, содержание
произведения, о трех периодах
жизни человека в трилогии
Уметь характеризовать
внутренний мир героя через
внешние проявления.
Рассказ о писателе, определение
черт личности героя
70
А.П.Чехов. Слово о писателе.
В мастерской художника.
«Тоска», «Смерть чиновника».
1
Знать творческую биографию
писателя, содержание рассказа,
индивидуальную особенность
рассказов писателя, эволюцию
образа «маленького человека»..
Анализ рассказов:
монологические ответы.
27
71-72
Ф.М.Достоевский. Слово о
писателе. «Белые ночи».
Тип петербургского мечтателя,
черты его внутреннего мира.
2
Знать содержание, уметь
характеризовать изобразительно-
выразительные средства
Уметь определять элементы
сентиментализма в повести,
анализировать произведение,
выделять проблему.
Рассказ о писателе на основе
прочитанного. Характеристика
внутреннего мира героя.
73
РР Подготовка к домашнему
сочинению – ответу на
проблемный вопрос «В чём
особенность изображения
внутреннего мира героев
русской литературы второй
половины ХIХ века? (На
примере одного-двух
произведений).
1
Знать содержание произведений,
проблемы, которые поднимают в
них авторы.
Уметь создавать письменное
сочинение
сочинение
74
Поэзия второй половины ХIХ
века. Н.А.Некрасов,
Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров,
эмоциональное богатство.
1
Знать представителей русской
поэзии второй половины ХIХ века:
Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев,
А.А.Фет.
Уметь анализировать поэтические
произведения
Анализ поэтических произведений
поэзии Н.А.Некрасова,
Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.
Русская литература ХХ века. Проза ( 8 ч. )
75
Русская литература ХХ века.
Многообразие жанров и
направлений.
1
Знать особенности русской
литературы ХХ века.
Иметь представление о
многообразии жанров и литерных
направлений.
Сообщение об особенностях
русской литературы ХХ века6
жанры, литературные
направления..
76
И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и
«проза» русской усадьбы.
1
Знать о жизни и творчестве
писателя, рассказ «Тёмные аллеи».
Уметь анализировать
произведение
Анализ рассказа: монологические
ответы..
28
77-78
М.А.Булгаков. Слово о
писателе.
«Собачье сердце» как
социально-философская сатира
на современное общество.
Система образов.
2
Знать основные сведения о жизни
и творчестве писателя. Знать
содержание повести, особенности
булгаковской сатиры, понятие
шариковщины.
Уметь раскрывать
художественное своеобразие
рассказа. Уметь определять
нравственную проблематику
повести
Анали с раскрытием
художественного своеобразия
проиведения, его нравственной
проблематики.
79-80
М.А.Шолохов. Слово о
писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба
человека и судьба Родины.
2
Знать особенности композиции
рассказа «Судьба человека».
Уметь характеризовать образ
главного героя
Анализ рассказа: монологические
ответы.
81
А.И.Солженицын. Слово о
писателе.
«Матрёнин двор». Картины
послевоенной деревни. Образ
рассказчика.
1
Знать автобиографическую основу
рассказа «Матренин двор».
Уметь раскрывать
художественное своеобразие
рассказа
Рассказ о писателе с презентацией.
Анализ рассказа с элементами
художественного пересказа и
акцентом на художественном
своеобразии.
82
Тема «праведничества» в
рассказе. Образ праведницы,
трагизм её судьбы.
1
Знать текст произведения,
понятие «праведничество», уметь
объяснять смысл праведничества в
рассказе, поднятые писателем
проблемы.
Объяснение смысла
«праведничества» в рассказе с
опорой на текст произведения и
поднятые писателем проблемы.
Домашнее сочинение: как вы
понимаете заключительную фразу
произведения?
Русская литература ХХ века. Поэзия ( 11 ч. )
83
Русская поэзия Серебряного
века.
1
Знать содержание теоретико-
литературных терминов. Уметь
выделять главное и значимое в
учебном материале
Уметь конспектировать лекцию
29
84
А.А.Блок. Слово о поэте.
Образы и ритмы поэта.
Трагедия лирического героя в
«страшном мире».
Своеобразие лирических
интонации.
1
Знать основные факты биографии
поэта.
Уметь выразительно читать
наизусть стихотворения А.Блока
Знать особенности трагедии
лирического героя в «страшном
мире»., своеобразие лирических
интонаций.
Сообщение о словотворчестве
поэта на основе прочитанной
статьи, выразительное чтение
стихотворений.
Анализ стихотворений.
85
С.А.Есенин. Народно-песенная
основа лирики поэта. Тема
Родины.
Размышления о жизни,
природе, человеке.
1
Знать основные события творче-
ской биографии поэта, его про-
граммные произведения.
Уметь анализировать поэтический
текст, выделяя тропы и стилисти-
ческие приемы
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
86
В.В.Маяковский. Новаторство
поэзии. Своеобразие стиха,
ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта.
Словотворчество поэта.
1
Знать отдельные факты
биографии поэта. Своеобразие
ритма, интонации.
Уметь выразительно читать
стихотворения Маяковского.
Сообщение о словотворчестве
поэта на основе прочитанной
статьи, выразительное чтение
стихотворений наизусть.
87
М.И.Цветаева. Особенности
поэтики. Стихи о поэзии, о
любви, жизни и смерти.
Образ Родины в лирическом
цикле «Стихи о Москве».
Традиции и новаторство.
1
Знать факты биографии поэтессы.
Особенности новаторства,
традиций, тематику
стихотворений.
Уметь выразительно читать и
анализировать стихотворения.
Выразительное чтение
стихотворений наизусть и их
анализ.
88
Н.А.Заболоцкий.
Философский характер лирики
поэта.
Тема гармонии с природой,
любви и смерти.
1
Знать факты биографии поэта.
тематику стихотворений, их
философский характер.
Уметь выразительно читать и
анализировать стихотворения.
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
89-90
А.А.Ахматова. Слово о поэте.
Трагические интонации в
любовной лирике.
Тема поэта и поэзии.
Особенности поэтики.
2
Знать факты биографии поэтессы.
Особенности новаторства,
традиций, тематику
стихотворений, трагические
интонации в любовной лирике,
отношение к поэту и поэзии.
Уметь выразительно читать и
анализировать стихотворения.
Сообщение о поэтессе с
презентацией.
Выразительное чтение
стихотворений и их анализ.
30
91
Б.Л.Пастернак. Философская
глубина лирики поэта.
Вечность и современность.
1
Знать факты биографии поэта.
тематику стихотворений, их
философский характер.
Уметь выразительно читать и
анализировать стихотворения.
Сообщение о поэте с
презентацией. Выразительное
чтение стихотворений и их анализ.
92-93
А.Т.Твардовский. Слово о
поэте. Раздумья о Родине и
природе в лирике поэта.
«Страна Муравия» (отрывки из
поэмы). Мечта о преображении
Родины.
2
Знать факты биографии поэта.
тематику стихотворений,
особенности творческого метода
поэта.
Уметь выразительно читать,
пересказывать и анализировать
стихотворения.
Сообщение о поэте с презентацией
«К юбилею поэта». Выразительное
чтение стихотворений и их анализ.
Из зарубежной литературы ( 5ч. )
94
Данте Алигьери.
«Божественная комедия»
(обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её
философский характер.
1
Иметь представление о
творчестве Данте, о героях
произведения и знать содержание
1-3 песен «Ада».
Уметь выразительно читать текст
песен, определять их
аллегорический характер.
Ответы на вопросы
95-96
У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с
чтением отдельных сцен).
Гуманизм общечеловеческое
значение героев.
(Гамлет и его одиночество в
конфликте с реальным миром.
Трагизм любви.
Гамлет как вечный образ
мировой литературы.)
2
Знать основные факты из жизни
Шекспира, содержание трагедии
«Гамлет». Иметь представление о
героях трагедии.
Уметь участвовать в диалоге по
прочитанному произведению,
понимать чужую точку зрения
Ответы на вопросы
31
97-98
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с
чтением отдельных сцен).
Философская трагедия.
Особенности жанра. Идейный
смысл трагедии.
(Противопоставление добра и
зла. Поиски справедливости и
смысла жизни.
Смысл сопоставления Фауста и
Вагнера. Фауст как вечный
образ мировой литературы).
2
Знать основные факты из жизни
Гете, содержание отдельных сцен.
Уметь раскрывать
мотивы поступков героев
Ответы на вопросы
99-100
Итоговые занятия по курсу 9
класса. Выявление уровня
литературного развития учащихся.
2
Ответы на вопросы (по уровням)
Ответы на вопросы.
101-
102
Резервные уроки
2
32
НОРМЫ ОЦЕНКИ
ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его
умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл
Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые
примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же
исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в
формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится
определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике.
33
Нормы оценки сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
• правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения
героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,
важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст
сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
• точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка “5” ставится за сочинение:
• глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,
необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
• стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
• написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка “4” ставится за сочинение:
• достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по
теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
• логичное и последовательное изложение содержания;
• написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:
• в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены
отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
• материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
• обнаруживается владение основами письменной речи;
• в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:
• не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа
отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
• характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
• отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка “1” ставится за сочинение:
• совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
• содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки “2”.
Отметка “1” носит в основном воспитывающий характер и используется в текущем контроле.
Литература - еще материалы к урокам:
- Олимпиадные задания по литературе 9 класс (с ответами)
- Жизнь и творчество Н.В. Гоголя
- Презентация "Евгений Серафимович Велтистов. «Приключения Элекроника»"
- Конспект урока "Дж. Родари. Волшебный барабан" 3 класс
- Технологическая карта урока "Пытаемся понять, как на нас воздействует красота" 4 класс
- Сценарий мероприятия, посвящённого 145-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова