Рабочая программа Литература 7 класс В. Коровина

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Писаревская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена
на заседании методического
объединения
Протокол № 1 от
«21» августа 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
_____ /В.П. Ширина/
ФИО
«24» августа 2015г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____ /А.П. Васильченко/
ФИО
Приказ № 114 от
«25» августа 2015г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
7 класс
Составитель учитель литературы Мотузок Валентина Петровна
должность, Ф.И.О. педагога
Высшая квалификационная категория
квалификационная категория
2015- 2016 учебный год
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным
компонентом Государственного стандарта основного общего образования,
утверждённого приказом МО РФ №1089 от 05.03 2004 г, Примерной
программой основного общего образования по литературе и Программой
общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-11 классов (автор
программы В.Я.Коровина).
Цель рабочей программы создание условий для планирования,
организации и управления образовательным процессом по литературе.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение
следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной
культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование
начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы
и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-
литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях
конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных
устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу
как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое
богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях
литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики;
научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить
представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить
и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций
языка и художественной образности литературного текста.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно
основным вехам развития русской литературы.
На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности
формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию,
связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются
умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие
3
установление связей произведения с исторической эпохой, культурным
контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей
литературного образования становится систематизация представлений о родах
и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение
литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие,
притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание,
эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления
о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и
проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких
сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать
стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по
освоению содержания художественных произведений и теоретико-
литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных
жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с
элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста
произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе
жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и
умения работать с ними.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний,
умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной
программе МКОУ Писаревская СОШ. Она включает все темы,
предусмотренные Федеральным компонентом Государственного стандарта
основного общего образования (2004 г) и авторской программой учебного
курса.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе
классных сочинений - 2 часа, домашних сочинений – 2 часа.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение-1час
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема
литературы. Взаимосвязь характеров обстоятельств в художественном
произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира
стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
4
Устное народное творчество-6 часов
Предания. Поэтическая автобиография народа Устный рассказ об
исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр
и плотник»
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине
нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула
носитель лучших человеческих качеств рудолюбие, мастерство, чувство,
собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство
собственной: достоинства основные черты характера Ильи Муромца.
(Изучается одна былина по выбору.)
Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.
Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие
былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного
чтения.)
«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни
народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.
Кузней Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного
миров карело-финских эпических песен (Дли внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие
представлений). Былина Руны. Мифологический эпос (начальные представления)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость поел» виц и поговорок.
Выражение в них духа народного язык»
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость языка. Краткость и
выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов
мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на тему (эпитеты,
сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афорические
жанры фольклора. (Пословицы, поговорки, развитие представлений).
Из древнерусской литературы-2 часа
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и
Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к
личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции
уважительного отношения к книге.
Тео рия лите р атуры. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века -2 часа
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ея Величество государыни Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и
5
ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо
Родины важней чертой гражданина.
Теория лит ературы. Ода (начальные представления)
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте «Река времен в
своем стремленьи...», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле
жизни и судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века-32 часа
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На
берегу пустынных волн..), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к
истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление
мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине.
Сопоставление полководцев (Петра I из Карла XII). Авторское отношение к
героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности
композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.
Художественное воспроизведение быта и нравов! Древней Руси.
Те о р и я литера т ур ы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ
древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца
как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как
завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его
положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства
протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Те о р и я ли тер ат у р ы . Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI
века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл
столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита
Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до
конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь
поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с
позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о
«небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства,
полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.
«Молитва» («В минуту жизни трудную...») готовность ринуться навстречу
знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на
земле.
6
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение
предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-
запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление
Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос
повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Те о р и я л и тера т ур ы . Историческая и фольклорная основа произведения.
Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и
обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные
особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте
русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два
богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.
Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными
мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм
Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Те о р и я литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры
стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».
Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема
древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и
сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Те о р и я литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
7
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др.
Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность
к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение
(развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность
взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая
картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
«Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в
рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория ли тер атур ы . Сатира и юмор как формы комического
(развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край
ты мой, родимый край.., «Благовест». Поэтическое изображение родной
природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века-21 час
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение
«свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в
русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение
быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные
представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие,
бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя
стихотворения.
Те о р и я литературы. Лирический герой (начальные представления).
Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные
представления).
8
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие
героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих
людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей.
Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости
сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой
человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание
человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.
Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет
в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастер-
нака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом участником Великой Отечественной войны. Героизм,
патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в
стихотворениях поэтов участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А.
Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной
лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики
(начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем
плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,
поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писанию.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренний, духовной красоты
человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного
отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли
прекрасного в душе человека, в окружающей природе;. Взаимосвязь природы и
человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писате:ле.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
Особенности характера героев сельского и городского мальчиков,
понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного
доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
9
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии
окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н.
Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний
человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в
восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей
жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о
неразделимости судьбы человека и народа.
Теор и я литературы. Лирический герой (разви-1ие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги).
Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары
как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в
рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По
смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем
времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не
верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного
возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям
разных национальностей. Особенности художественной образности
дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы-6 часов
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.
Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь герой!». Гимн герою,
павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни
человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.
Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литер а т уры. Особенности жанра хокку (хайку).
10
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя
любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь
людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора; предания;
былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос; повесть;
литературный герой; понятие о теме и идее произведения; герой-
повествователь; портрет как средство характеристики; автобиографическое
художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе;
лирический герой; поэма; трёхсложные размеры стиха; тоническое
стихосложение; гипербола; гротеск; сатира и юмор как формы комического;
публицистика; литературные традиции. (Начальные представления и развитие
представлений и понятий).
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы
разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов
выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических
произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя
произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений,
находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в пьесе, рисовать словами портрет персонажа,
определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического
стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом
произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и
событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного
произведения- от отдельного тропа до композиции- и целостно воспринимать
позицию писателя;
11
- выделять основной конфликт художественного произведения и
последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического
стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого
литературного рода;
- оценивать игру актёров в пределах эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её
с точки зрения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к
нему.
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Ильина Н.Д. Библиотека учителя. Предметная неделя литературы в школе _
Ростов - на- Дону «Феникс». 2009.
2. Золотарёва И.В., Анишир С.И. В помощь школьному учителю. Поурочные
разработки по литературе 7 класс.-М., «ВАКо».2004.
3. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. Учебно-
методическое пособие, 4-е издание, стереотипное. – М. «Дрофа». 2001.
4. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
/авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 5.
5. Малюгина В. А., Черных О.Г. Мастерская учителя - словесника. Игровые
уроки по литературе. 7 класс. – М. «ВАКО». 2009.
6. Примерная программа основного общего образования по литературе -
http://ruslit.metodist.ru
7. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П.
Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение»,
2010 .
8. Свирина А.Н. Методический мастер- класс. Не бойся книги, школьник.
Уроки петербургских словесников- Санкт- Петербург: Сага, Азбука- классика,
2004.
9. Турьянская Б., Комиссарова Е. Литература в 7 классе. Урок за уроком.- М.
«Русское слово». 2002.
10. Чернышева И.С., Межуева Л.А. Технология современного урока.
Литература. Открытые уроки литературы в старших классах.- Воронеж. 2005.
11.Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего
образования, утверждённого приказом МО РФ от 5 марта 2004.
http://metodist.edu54.ru/node/13030
12
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
п/п
Тема урока
Количество
часов
Содержание урока
Виды деятельности уч-ся на уроке
Дата
по
плану
по
факту
Введение.
1
1.
Введение. Изображение
человека как важнейшая
задача литературы.
1
Личность автора, его труд, позиция,
авторское отношение к героям. Роды
литературы. Проблемный вопрос.
Чтение былин.
1.09
Устное народное
творчество
6
2.
Былина «Вольга и Микула
Селянинович». Нравственные
идеалы в образе главного
героя.
1
Воплощение в былине нравственных
устоев русского народа. Микула-
носитель лучших человеческих
качеств: трудолюбие, мастерство,
доброта, физическая сила, чувство
собственного достоинства. Гипербола.
Портретная характеристика.
Отбор материала для характеристики
образа. Комментированное чтение.
4.09
3.
Вн. чт. Былина «Илья
Муромец и Соловей
Разбойник» Бескорыстное
служение Родине.
1
Илья Муромец-носитель лучших черт
русского национального характера.
Выразительное чтение.
Характеристика эпического героя.
Чтение былин «Добрыня и Змей»,
«Святогор и Илья Муромец».
Характеристика героя.
8.09
4.
Предания как поэтическая
автобиография народа.
1
Исторические события в преданиях.
Выразительное чтение.
Прослушивание преданий в
актёрском исполнении.
11.09
5.
Русские пословицы и
поговорки. Пословицы
1
Выражение в пословицах духа родного
языка. Меткость и точность языка
Роль пословиц в художественном
тексте. Сочинение по пословице
15.09
13
народов мира.
пословиц. Устный пересказ. Работа с
афоризмами.
Из древнерусской
литературы
2
6.
«Поучение Владимира
Мономаха». Нравственные
заветы Древней Руси.
1
Широкий и глубокий взгляд на «весь
обитаемый мир». Композиция
«Поучения». Образ выдающегося
общественного деятеля в
древнерусской литературе. Русские
летописи. «Повесть временных лет»
Беседа. Выразительное чтение.
Анализ текста.
18.09
7.
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Нравственные
идеалы Древней Руси.
1
Нравственный облик главной героини
в древнерусской. Прославление любви
и верности.
Комментированное чтение.
Составление конспекта о
древнерусской литературе. Пересказ.
22.09
Из русской литературы 18
века
2
8.
М.В.Ломоносов Уверенность
Ломоносова в будущем
русской науки и её творцов.
1
«К статуе Петра Великого» «Ода на
день восшествия…» «Случились
вместе два астронома в пиру» «ночною
темнотою» М.В. Ломоносов-Человек,
Учёный, Поэт. Личность и судьба
гениального человека. Литературное
творчество. Признаки «штилей».
Выразительное чтение.
Статья о Ломоносове в учебнике.
Чтение и анализ текста статьи.
Отрывок оды наизусть. Беседа.
25.09
9.
Г.Р. Державин «Река времён»
«На птичку» «Признание».
Философские размышления о
смысле жизни.
1
Очерк жизни и творчества. Понимание
необходимости свободы для
творчества. Своеобразие поэзии
Державина. Выразительное чтение.
Элементы анализа.
Статья в учебнике о поэте.
Выразительное чтение.
Комментирование. Анализ средств
художественной выразительности.
Наизусть на выбор
29.09
Из русской литературы 19
века
27
10.
А. С. Пушкин «Полтава»
(отрывок). «На берегу
пустынных волн…» Образ
1
Пушкин в период создания поэмы
«Медный всадник». Конфликт в поэме.
Образ Петра Великого в «Полтаве».
Чтение наизусть,
элементы анализа. Обучение
выразительному чтению.
2.10
14
Петра Великого.
Мастерство в изображении
Полтавской битвы, прославление
мужества и отваги русских солдат.
Сопоставление полководцев.
11.
А. С. Пушкин «Медный
всадник». Прославление
деяний Петра 1.
1
Выражение чувства любви к Родине.
Образ автора в отрывке из поэмы.
Чтение наизусть,
элементы анализа. Обучение
выразительному чтению. Описание
иллюстраций.
6.10
12.
А.С.Пушкин «Песнь о вещем
Олеге». Смысл
сопоставления Олега и
волхва.
1
Летописный источник песни.
Художественное воспроизведение
быта и нравов Древней Руси.
Выразительное
чтение статьи А. Пушкина. Чтение и
пересказ. Комментированное чтение.
9.10
13.
А. С. Пушкин «Борис
Годунов». Сцена в Чудовом
монастыре. Образ летописца.
1
Значение труда летописца в истории
культуры. Характеры героев. Справка
о правлении Бориса Годунова.
Выразительное чтение. Роль
устаревших слов. Работа с
иллюстрациями.
13.10
14.
А. С. Пушкин «Станционный
смотритель». Изображение
«маленького человека», его
положение в обществе.
1
Пробуждение человеческого
достоинства и чувства протеста.
Трагическое и гуманистическое в
повести.
Комментированное чтение. Беседа.
Анализ текста.
16.10
15.
А. С. Пушкин «Станционный
смотритель». Дуня и
Минский.
1
Призыв к уважению человеческого
достоинства. Гуманизм повести.
Анализ эпизода. Выразительное
чтение. Описание иллюстраций.
20.10
16.
М.Ю.Лермонтов «Песня про
царя Ивана Васильевича…»
Картины быта 16 в и их
значение для понимания идеи
поэмы.
1
Очерк жизни и творчества М. Ю.
Лермонтова. Поэма об историческом
прошлом Руси. Особенности сюжета.
Язык и стих поэмы.
Рассказ о герое. Комментированное
чтение.
23.10
17.
М. Ю. Лермонтов «Песня про
царя Ивана Васильевича…»
Смысл столкновения
Калашникова с
Кирибеевичем и И. Грозным.
1
Защита человеческого достоинства
Калашниковым. Способы выражения
авторской позиции. Образ автора.
Анализ эпизода.
27.10
15
18.
Р/Р Классное сочинение.
«Почему народ славит
купца Калашникова?»
1
Защита человеческого достоинства
Калашниковым. Способы выражения
авторской позиции. Образ автора.
Письменный ответ на вопрос.
30.10
19.
Внеклассное чтение М. Ю.
Лермонтов «Когда Волнуется
желтеющая нива»
Размышления поэта о смысле
существования.
1
Анализ художественных образов. Сага.
Роль сравнений и олицетворений.
Эпитет. Олицетворение.
Представление о лирическом герое.
Выразительное чтение. «Молитва»,
«Ангел». Комментирование
стихотворений.
10.11
20.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».
Нравственный облик Тараса
Бульбы и его товарищей.
1
История создания повести. Образ
Запорожской Сечи. Осада польского
города Дубно. Героизм и
самоотверженность Тараса и его
товарищей. Анализ сцен. Развитие
понятия о литературном герое.
Чтение эпизодов. Рассказывание.
Характеристика героя. Презентация.
Описание иллюстраций.
13.11
21.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
Смысл сопоставления Остапа
и Андрия.
1
Составление сравнительной
характеристики героев. Работа с
художественным текстом. Развитие
понятия о литературном герое. Роль
портрета, интерьера в изображении
героев. Изобразительно-
выразительные средства (гиперболы,
эпитеты, сравнения, метафоры,
олицетворения), их роль в создании
образов.
Чтение эпизодов. Рассказывание.
Характеристика героя. Презентация.
Описание иллюстраций.
Комментированное чтение.
Словарная работа.
17.11
22.
Р/Р Классное сочинение.
Сравнительная
характеристика Остапа и
Андрия.
1
Составление сравнительной
характеристики героев. Работа с
художественным текстом.
Написание сочинения.
20.11
23.
И.С.Тургенев «Бирюк»
Мастерство в изображении
быта крестьян.
1
Сочувственное отношение к
крестьянам. Социально-
психологическая характеристика
персонажа. Выявление основных
приёмов создания художественного
образа.
Чтение рассказа. Пересказ. Элементы
анализа.
24.11
16
24.
И.С.Тургенев. Стихотворения
в прозе. «Русский язык»
«Близнецы» «Два богача» О
богатстве и красоте русского
языка.
1
Анализ стихотворений в прозе.
Лирическое и эпическое. Роль эпитета.
Черты жанра стихотворений в прозе.
Выразительное чтение, элементы
анализа текста, вопросы и задания.
27.11
25.
Н.А. Некрасов «Русские
женщины». Величие духа
русских женщин.
1
Слово учителя о Некрасове.
Историческая основа поэмы.
Композиция. Развитие понятия
«поэма»
Составление рассказа по
иллюстрации. Выразительное чтение
и комментирование.
1.12
26.
Внеклассное чтение. Н. А.
Некрасов «Размышления у
парадного подъезда»
«Вчерашний день…» Боль
поэта за судьбу народа.
1
Некрасовская муза. Значение
риторических вопросов и восклицаний
в стихотворениях. Изобразительно-
выразительные средства, их роль в
поэтических текстах. Словарная
работа. Чтение статьи «Из
воспоминаний А.Я. Панаевой»
Выразительное чтение. Определение
идеи стихотворения, размера,
составление схемы рифмовки.
Анализ образных средств.
4.12
27.
Внеклассное чтение. А. К.
Толстой. Исторические
баллады «Василий
Шибанов», «Михайло
Репнин». Правда и вымысел.
1
Слово об А.К. Толстом. Историческая
основа баллад «Василий Шибанов»,
«Михайло Репнин». Правда и вымысел
в произведениях. Конфликт
«рыцарства» и самовластья. Образ
Ивана Грозного. Осуждение
деспотизма. Верность, мужество,
стойкость Шибанова. Правдивость,
мужество, благородство Репнина.
Выразительное чтение,
характеристика героев, вопросы.
Словарная работа.
8.12
28.
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как…»
Сатира на социальные и
нравственные пороки
верхушки общества.
1
Слово о М.Е. Салтыкове-Щедрине.
Чтение вступительной статьи о
писателе Чтение статьи «Юмор,
сатира. О смешном в литературном
произведении». «Нравственные
пороки общества. Паразитизм,
тунеядство генералов, трудолюбие и
сметливость мужика. Осуждение
покорности мужика. Сатира и юмор в
«Повести...». Роль гротеска, гипербол.
Изучение сведений о писателе.
Чтение повести. Словарная работа.
Творческие задания. Сатира и юмор.
Эзопов язык. Анализ образных
средств.
11.12
17
Речевая характеристика героев.
Словарная работа. Иллюстрации к
повести.
29.
М. Е. Салтыков-Щедрин
«Дикий помещик». Смысл
названия сказки.
1
Художественное мастерство писателя-
сатирика в обличении социальных
пороков. Отражение пореформенных
процессов в сказке. Смысл названия
сказки. Роль гротеска, гипербол в
произведении. Физическое и
нравственное одичание помещика.
Рабское сознание мужиков.
Викторина. Чтение и разбор сказок.
Творческие задания. Анализ
диалогов. Роль аллегории. Приёмы
сказочного повествования.
15.12
30.
Л.Н.Толстой «Детство».
Взаимоотношения детей и
взрослых. Анализ
собственных поступков.
1
О творчестве писателя - беседа. Слово
о Л. Н. Толстом. Автобиографический
характер повести «Детство». Значение
темы детства в творчестве Л.Н.
Толстого. Духовная близость героя с
матерью и разобщенность с отцом.
Доброта, самопожертвование и
преданность Натальи Савишны.
Отношения с Карлом Иванычем.
Комментированное чтение.
Автобиография. Рассказ об одном из
героев.
18.12
31.
Л. Н. Толстой «Детство».
Духовный мир главного
героя повести.
1
Психологизм повести. Свежесть,
беззаботность, любовь, вера, присущие
детству. Проявления чувств героя,
анализ собственных поступков,
беспощадность к себе. Детство как
нравственный ориентир.
Комментированное чтение. Словарная
работа. Иллюстрации к повести.
Пересказ. Рецензирование. Мотивы
общего неравенства.
Автобиографический роман. Рассказ
о герое. Составление плана рецензии.
22.12
32.
И. А .Бунин «Цифры»
Сложность взаимоотношений
взрослых и детей.
1
Слово о писателе. Сообщение о
писателе на основании высказываний
К.Г. Паустовского. Рассказ «Цифры».
Своеобразие образа рассказчика.
Психологизм рассказа. Воспитание
детей в семье. Герой рассказа:
сложность взаимопонимания детей и
Чтение и анализ рассказа. Анализ
композиции. Характеристика
персонажей.
25.12
18
взрослых, авторское решение этой
проблемы. Смысл названия
произведения. Комментированное
чтение. Словарная работа. Пейзаж и
его роль в творчестве Бунина.
33.
И. А. Бунин «Лапти».
Нравственный смысл
рассказа.
1
Чтение и обсуждение отзывов на
рассказы И.А. Бунина Образ Нефеда:
готовность к самопожертвованию,
решительность, находчивость,
сострадание, скромность. Роль детали
(красные лапти), природы в рассказе.
Чтение и анализ рассказа. Анализ
композиции. Характеристика
персонажей.
29.12
34.
А.П.Чехов «Хамелеон»
«Злоумышленник» Живая
картина нравов.
1
Биография писателя. Рассказ
«Хамелеон» живая картина нравов.
Смысл названия рассказа. Причины
перемен поведения Очумелова.
Осмеяние лицемерия, чинопочитания,
трусости и угодничества. Словарная
работа. Осмеяние трусости и
угодничества.
Чтение по ролям, инсценирование.
15.01
35.
Средства создания
комического в рассказе А. П.
Чехова «Хамелеон».
1
Выразительность юмористических
характеристик. Роль художественной
детали. Приёмы создания
комического. «Говорящие» фамилии
как средство юмористической
характеристики.
Развернутые высказывания на основе
прочитанного; прослеживание
изменения в поведении героя и
объяснять причины этих изменений;
выяснение значений незнакомых
слов. Сообщения, выразительное
чтение, анализ текста, вопросы и
задания.
19.01
22.01
36.
Два лица России в рассказе
А. П. Чехова
«Злоумышленник».
1
Смешное и грустное в рассказе А.П.
Чехова «Злоумышленник».
Выразительное чтение по ролям
рассказа «Злоумышленник». Смысл
названий рассказов. Изобразительно-
выразительные средства, их роль в
произведениях. Речь героев как
источник юмора. Способы проявления
Сообщения, выразительное чтение,
анализ текста, вопросы и задания.
26.01
19
авторского отношения к героям.
37.
Внеклассное чтение. Смех и
слёзы в рассказах А. П.
Чехова. «Размазня»,
«Тоска».
1
Смешное и грустное в рассказах А.П.
Чехова «Тоска», «Размазня».
Выразительное чтение по ролям
рассказа «Злоумышленник». Смысл
названий рассказов. Изобразительно-
выразительные средства, их роль в
произведениях. Речь героев как
источник юмора. Способы проявления
авторского отношения к героям.
Уметь выразительно читать по ролям
и пересказывать тексты; выявлять
особенности стиля чеховских
рассказов; характеризовать героев и
их поступки; при обсуждении
прочитанных произведений
аргументированно доказывать свою
точку зрения; находить в тексте
изобразительно-выразительные
средства и определять их роль
Выразительное чтение по
ролям, характеристика героев, анализ
текста.
29.01
«Край ты мой, родимый
край!»
1
38.
Стихотворения русских
поэтов 19 века о родной
природе. Поэтическое
изображение родной
природы.
1
Лирический герой. Анализ
стихотворений, образных языковых
средств. Жуковский, Бунин, А.
Толстой. Обучение анализу
лирического стихотворения.
Выразительное чтение. Анализ
стихотворения.
2.02
Из русской литературы 20
века
24
39.
М.Горький «Детство»
Изображение «свинцовых
мерзостей жизни» Дед
Каширин.
1
Рассказ о писателе. Работа с текстом.
Автобиографический характер
повести. Обучение составлению
рассказа о герое
Рассказ о герое. Анализ эпизода.
5.02
40.
41.
«Яркое, здоровое,
творческое» в русской жизни.
2
Образы Алёши, бабушки, Цыганка,
«Хорошего Дела». Роль антитезы в
изображении семьи Кашириных.
Контраст между добротой и
Обсуждение тем и планов сочинения.
Уметь определять тему и
пересказывать сюжет повести;
характеризовать героев и их
9.02
12.02
20
жестокостью, справедливостью и
несправедливостью. Вера в творческие
силы народа. Понятие о теме и идее
произведения. Иллюстрации к
повести. Знать сюжет и
содержание повести. Понимать идею
произведения (влияние детства на
формирование характера, вера в
человека, его творческие силы);
позицию автора и его отношение к
героям.
поступки; сопоставлять рассказ с
иллюстрациями к нему.
Аналитический пересказ,
характеристика героев по плану.
42.
43.
Р/Р Подготовка к
домашнему сочинению
«Бабушка Акулина
Ивановна»
2
Обучение анализу эпизода. Тема
эпизода, его место в композиции. Роль
эпизода в раскрытии идеи
произведения. Герои, их поступки и
взаимоотношения. Речевая ха-
рактеристика героев. Роль деталей,
портрета, пейзажа, изобразительно-
выразительных средств в повести.
Автор-рассказчик.
Работа над сочинением. Отбор
художественного материала к
сочинению. Составление плана.
Выразительное рассказывание.
Иллюстрирование.
16.02
19.02
44.
М.Горький «Старуха
Изергиль». «Легенда о
Данко». Романтический
характер легенды.
1
Черты романтизма и реализма.
Понятие о романтическом характере.
Легенда о Данко как утверждение
подвига во имя людей.
Изобразительно-выразительные
средства (эпитеты, метафоры,
олицетворения, сравнения,
гиперболы), их роль в произведении.
Контраст света и тьмы. Черты
фольклора в легенде. Иллюстрации к
легенде.
Беседа. Иллюстрирование.
Творческие задания.
Художественный пересказ.
26.02
45.
В.Маяковский «Необычайное
приключение…» Мысли
автора о роли поэзии в жизни
1
Гуманистический смысл
стихотворения. Сведения о
Маяковском. Своеобразие
Чтение наизусть. Выразительное
чтение. Работа с лексикой.
1.03
21
общества.
стихотворного ритма.
Словотворчество Маяковского. Яркая
метафоричность произведения. Юмор
в стихотворении. Роль фантастики.
Своеобразие художественной формы
стихотворения, ритмики и рифмы.
Изобразительно-выразительные
средства (гиперболы, метафоры,
олицетворения, эпитеты, звукопись),
их роль в поэтическом тексте.
46.
Внеклассное чтение. В.
Маяковский «Хорошее
отношение к лошадям». Два
взгляда на мир.
1
Своеобразие стихотворного ритма.
Яркая звукопись, игра слов. Понятие о
лирическом герое. Два взгляда на мир:
безразличие, бессердечие мещанина и
гуманизм, доброта, сострадание
лирического героя. Злободневность
стихотворения. Изобразительно-вы-
разительные средства (гиперболы,
звукопись), их роль в стихотворении.
Гипербола. Звукопись.
Окказионализмы.
Выразительное чтение. Анализ
средств изобразительности.
4.03
47.
Л. Андреев «Кусака».
Сострадание и бессердечие.
1
Значимость проблем, поставленных
Л.Н. Андреевым. Развитие в
творчестве традиций русской
классической литературы. Рассказ
«Кусака». Чувство сострадания к
братьям нашим меньшим. Бессердечие
героев. Изобразительно-вы-
разительные средства, их роль в
рассказе. Ведущая роль
олицетворения.
Анализ поступков человека. Беседа.
Составление плана. Пересказ.
Композиционные особенности
рассказа.
11.03
48.
А. Платонов «Юшка»
Внешняя и внутренняя
красота человека.
1
Особенности жанра произведения.
«Юшка» и произведения фольклора -
общее и различное. Любовь и
ненависть окружающих героя людей.
Пересказ с элемента-
ми анализа. Беседа. Чтение по ролям.
Составление плана рассказа.
15.03
22
Юшка — незаметный герой с большим
сердцем. «Детскость» героя. Речевая
характеристика героя. Осознание
необходимости сострадания и
уважении к человеку. Роль образов
природы в рассказе. Изобразительно-
выразительные средства (метафоры,
олицетворения, эпитеты), их роль в
рассказе.
49.
А. Платонов «В прекрасном и
яростном мире». Вечные
нравственные ценности.
1
Автобиографичность рассказа «В
прекрасном и яростном мире». Труд
как нравственное содержание
человеческой жизни. Вечные
нравственные ценности. Положи-
тельный герой. Талант мастера и
человека в рассказе. Идея доброты,
взаимопонимания, жизни для других.
Своеобразие языка прозы А.П.
Платонова. Смысл названия рассказа.
Роль изобразительно-выразительных
средств в рассказе.
Выразительное чтение. Чтение
рассказа. Беседа Сопоставление
рассказа и притчи. Особенности
композиции. Сопоставление «Юшки»
и «Неизвестного цветка». Словарная
работа.
18.03
50.
51.
Р/р Подготовка к
домашнему сочинению
«Нужны ли в жизни
сочувствие и сострадание?»
2
Значимость проблем, поставленных
Л.Н. Андреевым. Развитие в
творчестве традиций русской
классической литературы. Рассказ
«Кусака». Изобразительно-вы-
разительные средства, их роль в
рассказе. Ведущая роль
олицетворения.
Работа над устным текстом
сочинения.
22.03
5.04
52.
Б. Л. Пастернак «Июль»,
«Никого не будет в доме».
Своеобразие картин природы.
1
Урок изучения нового мате
риала, урок - практикум . Слово о
Б.Л. Пастернаке. Картины природы,
преображенной поэтическим зрением
Б.Л. Пастернака. Способы создания
поэтических образов (олицетворения,
Словесное рисование. Уметь
выразительно читать стихотворения;
находить в поэтических текстах
изобразительно-выразительные
средства и определять их роль;
сопоставлять произведения
8.04
23
сравнения, метафоры, перифразы,
звукопись) Единение с природой в
творчестве Б.Л. Пастернака.
литературы, музыки и живописи.
Выразительное чтение, анализ
текста.
53.
Трудности и радости грозных
лет войны в стихотворениях
А. Ахматовой, К. Симонова,
А. Суркова, А. Твардовского,
Н. Тихонова…
1
Интервью с поэтом участником
Великой Отечественной войны.
Интервью как жанр публицистики.
Героизм, патриотизм, само-
отверженность, трудности и радости
грозных лет войны в стихотворениях
А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т.
Твардовского, А.А. Суркова, Н.С.
Тихонова и др. Трагическая и
героическая тема произведений о Ве-
ликой Отечественной войне.
Чтение наизусть. Индивидуальные
сообщения. Чтение стихотворений.
Изготовление иллюстраций.
12.04
54.
Ф.Абрамов «О чём плачут
лошади» Эстетические и
нравственно-экологические
проблемы.
1
Знакомство с писателем. Разговор
автора-рассказчика с Рыжухой.
Олицетворение как средство
раскрытия образов. Роль диалога в
композиции рассказа. Горечь автора от
утраты народных традиций,
искренности, связи человека и
природы. Литературные традиции в
рассказе. Словарная работа.
Выразительное чтение.
Комментирование. Беседа. Пересказ.
Формулировка ответа на проблемный
вопрос.
15.04
55.
Е.Носов «Кукла».
Нравственные проблемы
рассказа.
1
Обучение целостному анализу
эпического произведения. Слово о
Е.И. Носове. Нравственные проблемы
рассказа «Кукла». Роль антитезы в
рассказе. Протест против рав-
нодушия, бездуховности.
Чтение отрывков из автобиографии.
Анализ «Вслед за автором».
Портретная характеристика героя.
19.04
56.
Е. Носов «Живое пламя»
Сила внутренней красоты
человека.
1
Рассказ «Живое пламя». Сила
внутренней, духовной красоты
человека. Осознание огромной роли
прекрасного в душе человека, в
окружающей природе. Взаимосвязь
природы и человека. Память о войне.
Чтение. Анализ темы и проблемы.
Пересказ. Чтение по ролям. Драма.
Конфликт. Авторская ремарка.
Высказывание на тему.
22.04
24
Смысл названий рассказов.
Сопоставление стихотворения К.К.
Случевского «Кукла» с рассказом Е.И.
Носова. Обучение целостному анализу
эпического произведения.
57.
Ю. Казаков «Тихое утро».
Взаимовыручка как мерило
нравственности человека.
1
Слово о Ю.П. Казакове. Рассказ
«Тихое утро». Особенности
характеров героев сельского и
городского мальчиков, понимание
окружающей природы. Роль пейзажа в
рассказе. Взаимоотношения детей.
Взаимовыручка как мерило нравствен-
ности человека. Подвиг мальчика и
радость от собственного доброго
поступка. Речевая характеристика
героев. Роль диалога в композиции.
Изобразительно-выразительны с
средства, их роль в произведении.
Рассказ о писателе. Беседа. Чтение по
ролям. Художественный пересказ.
Ответы на проблемные вопросы.
Характеристика героев. Словарная
работа.
26.04
58.
Стихи поэтов 20 века о
Родине, о родной природе.
1
Единство человека и природы. Общее
и индивидуальное в восприятии
природы русскими поэтами.
Уметь выразительно читать
стихотворения наизусть;
использовать теоретико-
литературные понятия в речи;
оценивать актерское чтение;
находить общее и индивидуальное в
восприятии природы русскими
поэтами; сопоставлять произведения
литературы, живописи и музыки;
находить в поэтических текстах
изобразительно-выразительные
средства и определять их роль.
Выразительное чтение
наизусть, элементы анализа.
29.04
59.
А. Т. Твардовский
Философские проблемы в
лирике.
1
Развитие понятия о лирическом герое.
Образы природы в стихотворениях
«Снега потемнеют синие...», «Июль
Презентация.
Анализ лирического произведения
(по плану).
3.05
25
макушка лета...», «На дне моей
жизни...». Память поколений.
Художественные средства,
передающие состояния при-роды и
человека. Подведение итогов жизни.
Размышления поэта о судьбе, смысле
жизни.
Уметь выразительно читать
стихотворения; определять их темы;
сопоставлять литературные
произведения друг с другом (Б.Л.
Пастернак «Июль», А.Т. Твардовский
«Июль макушка лета...»);
находить в поэтических текстах
изобразительно-выразительные
средства и определять их роль.
60.
Д.Лихачёв «Земля родная».
Духовное напутствие
молодёжи.
1
Справка об авторе. Жанр
публицистики. Д.С. Лихачев о
традициях, сокровищах прошлого, о
формировании человека в детстве и
юности, об открытости русской
культуры, о ценности языка, об
умении хорошо говорить и писать, о
правилах публичного выступления.
Публицистика. Воспоминания.
Понятие о жанре мемуаров. Значение
публицистики Д.С. Лихачева.
Выразительное чтение. Составление
ответов-обращений к сверстникам.
Подготовка рецензии на одно из
стихотворений 20века. Запись
тезисов.
6.05
61.
М. М. Зощенко «Беда».
Смешное и грустное в
рассказах писателя.
1
Гоголевские традиции в творчестве
М.М. Зощенко. Влияние М.Е.
Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова на
творчество М.М. Зощенко.
Своеобразие языка писателя.
Несоответствие реальности и мечты в
рассказе «Беда». Смешное и грустное в
произведении. Способы создания
юмористического (значимые название
деревни, фамилия героя, игра на
несоответствии, диалог).
Уметь выразительно читать и
анализировать рассказ, определять
его тему и идею; характеризовать
героя и его поступки Пересказ,
выразительное чтение по ролям,
анализ текста.
10.05
62.
Внеклассное чтение. Песни
на слова русских поэтов 20
1
Сообщения об И.А. Гофф, Б.Ш.
Окуджаве, А.Н. Вертинском.
Прослушивание песен в актерском
исполнении, обсуждение.
13.05
26
века.
Лирические размышления о жизни,
времени и вечности в стихотворениях
И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш.
Окуджавы «По Смоленской дороге»,
А.Н. Вертинского «Доченьки».
Изобразительно-выразительные
средства, характерные для лирических
песен (повторы, рефрен (припев),
образный параллелизм).
Из литературы народов
России.
1
63.
Р. Гамзатов «Опять за
спиною родная земля», «Я
вновь пришёл сюда…»
Размышления поэта об
истоках жизни.
1
Особенности художественной
образности Р. Гамзатова. Любовь к
малой родине, гордость за нее.
Краткие сведения о жизни и
творчестве Р. Гамзатова; содержание
стихотворений поэта. Патриотический
пафос стихотворений; важность
изучения многонациональной
российской литературы.
Презентация.
Уметь: выразительно читать
стихотворения; находить в
поэтических текстах изобразительно-
выразительные средства и
определять их роль. Выразительное
чтение, элементы ана-лиза текста.
8.05
Из зарубежной литературы.
7
64.
Р. Бёрнс «Честная бедность».
Представления поэта о
справедливости и честности.
1
Рефрен. Штамп. Антитеза. Метафора.
Роль Метафоры в тексте.
Пересказ. Рассказ о поэте.
Выразительное чтение. Анализ идеи
и темы.
13.05
65.
Д. Г. Байрон «Ты кончил
жизни путь…» как
прославление подвига во имя
свободы.
1
Слово о писателе. Внимание к
униженному и оскорблённому
человеку Роль антитезы в тексте.
Повествователь. Основные признаки
эпических произведений. Слово о Р.
Бёрнсе. Герои стихотворений Р.
Бёрнса. Представления поэта о
справедливости и честности, об
истинных ценностях.
Противопоставление бедности и
богатства, чести и бесчестия. Чтение и
Чтение. Беседа. Построение ответа на
проблемный вопрос.
17.05
27
обсуждение других стихотворений
поэта.
66.
Японские хокку.
Особенности жанра.
1
Особенности жанра хокку (хайку).
Жизнь природы и жизнь человека в их
нерасторжимом единстве. Лаконичные
поэтические картины. Близость хокку
к искусству живописи. Зрительные и
звуковые образы в хокку. Хокку
Мацуо Басе", Кобаяси Исса.
Философичность хокку. Трехстишия
учеников и их обсуждение.
Уметь воспринимать и выразительно
читать стихотворения, раскрывать их
смысл; создавать собственные
трехстишия. Выразительное чтение,
элементы анализа. Творческие
индивидуальные задания.
20.05
67.
О. Генри «Дары волхвов».
Преданность и жертвенность
во имя любви.
1
Слово об О. Генри. Нравственные
проблемы в произведениях
зарубежных писателей. Сила любви и
преданности, жертвенность во имя
любви в рассказе «Дары волхвов».
Особенности стиля писателя
(лаконичность, динамичность сюжета,
яркие герои).
Работа со статьёй в учебнике. Чтение
по ролям. Анализ текста. Пересказ.
Проверка техники чтения.
Выразительный пересказ.
24.05
68.
Р. Брэдбери «Каникулы».
Фантастический рассказ
предупреждение.
1
Мечта о победе добра. Юмор,
ироничность, непосредственность
интонации, неожиданная концовка.
Смысл названия рассказа.
Иллюстрации к рассказу.
Чтение и анализ текста. Пересказ
эпизода.
27.05
69.
Выявление уровня
литературного развития
учащихся.
1
Тестирование.
Тестирование.
31.05
70.
Резерв.
1
Итого
70