Контрольная работа "Литература первой половины XVIII века"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им. Г.И.Носова»
Контрольная работа
по дисциплине «История отечественной культуры»
Тема: Литература первой половины XVIII века
Выполнил студент Валишин А.В.
Группы зИПОб-14-4
Проверил Чернова Н.В.
Магнитогорск
2018
2
Слайд 2
В первые десятилетия XVIII века произошли изменения в социальном составе
русского общества, в уровне образованности, в характере государственной власти.
Практика петровской эпохи предшествовала теоретическому обоснованию
принципов формирования новой знати. Выразительным документом петровского
времени является «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и
придворных…», изданная в 1722 году. «Услуги отечеству» становятся мерилом в
оценке человека, личные качества приобретают первостепенное значение. Не
знатность и богатство, а острый ум, воинская храбрость и гражданские поступки
определяют значение человека в общественной жизни. В начале XVIII века
просветительские идеи оказали значительное воздействие на формирование науки и
культуры, определив в большей степени и своеобразие формирующейся новой
русской литературы.
Слайд 3
Публицистичность и учительность были особенностью русской литературы
первой половины XVIII века. Среди новых начинаний петровского времени особо
следует отметить создание первой русской газеты – «Ведомости», которая начала
выходить с декабря 1702 года. Она заполнялась самыми разнообразными
сведениями – о событиях внутригосударственной жизни, ходе войны со Швецией,
информировала о действиях правительства, о международных делах, подчёркивала
рост авторитета России. Большое внимание газете уделяет Пётр I. Порой он сам
отбирает материалы для публикации, редактирует их, нередко и сам выступает на её
страницах. Так, известие о Полтавской битве, напечатанное в «Ведомостях» (1709,
№11), было написано им в день победы над шведами. «Сего дня, - писал Пётр, - на
самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армиею конною и пешею
атаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однако ж принуждена была
уступить, токмо с великим убытком неприятелю».
Успешно развивалась в это время молодая русская публицистика. Ко многим
переводным книгам писались предисловия, в которых доказывалась польза наук,
3
выходили работы, разъяснявшие суть политики Петра I, причины войны со
Швецией и т.д.
Слайд 4
Талантливым литератором петровского времени был Феофан Прокопович
(1681-1736) – видный теоретик литературы, поэт, драматург, оратор. Умный и
дальновидный деятель Феофан понял и оценил историческое значение петровских
преобразований и выступил с их защитой. Так, его трагикомедия «Владимир»,
написанная в 1705 году и стоящая у истоков русской драматургии нового времени,
включала в себя не только изображение событий, связанных с принятием на Руси
христианства при князе Владимире, но и в аллегорической форме прославляло
преобразования Петра I, сатирически изображая его противников.
Прекрасный оратор – публицист Феофан Прокопович наполнял свои «слова» и
«речи» злободневным, остро политическим содержанием, доказывая, например,
пользу поездок молодых людей за границу для учения, важность и необходимость
для России постройки флота и завоевании Балтийского моря, нападал на врагов
петровских реформ. В 1717 году он выступил с проповедью «Крепка яко смерть
любы (любовь)», в которой оправдывал женитьбу Петра на простой женщине, по
тому что брак этот был основан на взаимной любви, славил новую жену Петра –
Екатерину, высмеивая лицемеров и ханжей, выступавших против этого брака.
Перу Феофана Прокоповича принадлежат оды, послания, «похвальные
песни», а также небольшие лирические и шутливые стихотворения. Большое
впечатление на современников произвело его «Похвальное слово о преславной над
войсками свейскими победе», которая завершалось стихотворной «песнью
победной» - «Епиникионом», прославлявшей победу русских войск над Полтавой
(1709), и «Слово на погребении Петра Великого» (1725), начинавшееся словами:
«Что се есть? До чего мы дожили, о россияне? Что видим? Что делаем? Петра
Великого погребаем! Не мечтание ли сие? Не сонное нам приведение? Ох, как
истинная печаль! Ох, как известное наше злоключение!» и т.д.
Издавна чувство любви выражалось на Руси в безымянной народной песне.
Теперь рядом с ней стали появляться любовные стихи, написанные студентами,
4
офицерами, образованными дворянами. По обычаю они исполнялись под
аккомпанемент лютни. Так появляются новые песни, в которых выражались
реальные чувства петровской эпохи. Для этих песен было характерно сочетание
поэтических средств русского народного стиха и западноевропейской лирики,
широким обращением к античной мифологии. Появляется и новая образность –
«Любовь, любовь – жестка рана, пуще от меча в сердце дана», и новые метафоры –
«Сердце моё горит, красота твоя палит меня» и т.п. Эти песни писали
силлабическим размером на искусственном языке, представлявшем смесь русской,
польской и украинской фразеологии, книжных слов и выражений, славянизмом и
модных в петровскую эпоху иностранных слов.
Слайд 5. Любовные песни не печатались, а распространялись в списках,
большинство из них анонимны. Известны имена только нескольких авторов, среди
них – дочь Петра I Елизавета (будущая императрица) и молодой А.Д. Кантемир.
Сын молдавского господаря Дмитрия Кантемира, перешедшего на сторону России
и деятельно сотрудничавшего с Петром I , Антиох Кантемир формировался в кругу
идейных сподвижников русского царя, в атмосфере просветительских мероприятий
начала XVIII века.
Помимо любовной лирики, сочинялись официальные оды, прославлявшие
царя и его приближённых. Появляются и весёлые застольные песни, выражавшие
новое сознание человека, освободившегося от гнёта религиозно-церковных
представлений. «Для чего не веселиться? Бог весть, где нам завтра быть?...», -
говорилось, например, в одной из них. В подобных песнях, по словам
исследователя лирики петровского времени, «выразилась идеология новой жизни,
это – гимн земной жизни. Это – радость человека, освободившегося от страха
смерти, от мысли об ужасах последнего суда и загробных мук».
Наиболее интересным и типическим явлением в литературной жизни
петровской эпохи были рукописные повести о похождении героя нового времени –
молодого человека, получившего образование, уехавшего за границу, где он не
только учится, но и поступает на службу, делает успешную карьеру. Эти повести
строились по типу популярных в XVII и начале XVIII века переводных светских
5
повестей и авантюрных романов, заполненных многочисленными и необычайными
приключениями. Петровское время создало новый идеал человека – незнатного
рода, энергичного, предприимчивого, изучающего науки и добивающегося славы,
богатства и признания исключительно за собственные заслуги и храбрость, за ум и
находчивость, за сметливость и способность находить выход в, казалось бы
безвыходных положениях. Такими и выступали герои повестей: «… о российском
матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской
земли», «… о храбром российском кавалере Александре и о любительницах его
Тире и Елеоноре», «… о некоем шляхетском сыне» и др., созданных в петровское
время.
Среди повестей этого времени наибольший интерес представляет «Гистория о
российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии
Флоренской земли». Сюжеты её, навеянный переводной повестью «о гишпанском
шляхтиче Долоторне», становится основой рассказа о судьбе простого русского
человека, его идеалах, чувствах, самосознании.
Герой повести – Василий Кориотский – родом из «российских Европий» (так
автор именует Россию, ставшую крупной европейской державой). Он поступает на
службу во флот, становится матросом, упорно, настойчиво изучает мореходное
дело. Это не остаётся незамеченным, и его направляют учиться в Голландию для
овладения «науками арихметическими и разными навыками». Преуспев в морской
науке, он завоевал уважение купца, в доме которого жил. Тот поручает ему
торговые дела, и Василий, отлично справясь с ними, ещё и сам сумел разбогатеть.
Окрыленный успехами, Василий отправился в путешествие. Его корабль попадает в
бурю и тонет. Начинаются захватывающие приключения среди разбойников, у
которых он становится атаманом, встречает пленницу – королевну Ираклию,
влюбляется в неё; Ираклия отвечает взаимностью. После долгих приключений они
добираются до Флоренской земли, где Василий женится на Ираклии и становится
королём Флоренции.
Русский классицизм начал складываться во второй половине 20-х годов XVIII
столетия. Его первые представители – Кантемир, Тредиаковский и Ломоносов –
6
были поэтами – реформаторами. На начальном этапе становления русского
классицизма, поскольку он открывал исторически новый этап русской литературы,
оказались закономерно необходимыми реформы, и прежде всего в области
стихосложения и литературного языка, которые были осуществлены Тредиаковским
и Ломоносовым.
Слайд 5
Но самое главное, классицизм утвердил два направления в отечественной
литературе XVIII века. Одно было представлено произведениями сатирическими,
обличительными, другое – сочинениями, утверждающими, воспевающими деяния
россиян, поэзией патриотических, а затем и высоких социальных идеалов, и прежде
всего идеалов свободы человека. У истоков одной из них находится творчество
Антиоха Дмитриевича Кантемира (1709-1744) первая сатира которого «На хулящих
учения. К уму своему» была написана в 1729 году. Кантемир обратился к созданию
героической поэмы, посвященной Петру I, названной им «Петрида, или Описание
стихотворное смерти Петра Великого, императора всероссийского». Задуманная
Кантемиром «Петрида» имела не только художественную, но и политическую
задачу: раскрыть плодотворность политических преобразований Петра I, показать
его как мудрого государя, наглядный пример для новой царицы Анны-племянницы
покойного императора.
Сайт 6
Когда Кантемир писал свои первые сатиры, на родину из Франции вернулся
молодой поэт и учёный Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769).Сын
астраханского священника Василий Кириллович Тредиаковский получил начальное
образование в школе католических монахов капуцинского ордена (где все учение
велось на латинском языке). Из Астрахани Тредиаковский бежал в Москву, где два
года успешно занимался в Славяно-греко-латинской академии. Из Москвы он
перебрался в Голландию, а оттуда в Париж. В Сорбонне он обучился
математическим, философским и богословским наукам и в 1730 году вернулся в
Россию. Историческая заслуга Тредиаковского состояла в том, что он понял
необходимость реформы стиха и предложил силабо-тоническую систему,
7
основанную на правильном чередовании ударных и не ударных слогов в строке.
Свою систему Тредиаковский изложил в трактате «Новый и краткий способ к
сложению российских стихов», который издал в 1735 году. Патриотические чувства
воодушевляли Тредиаковского всю жизнь, ещё будучи в Париже, он написал стихи
о Родине – «Стихи похвальные России» (1728 году). В следующее десятилетие тема
Родины была подхвачена и мощно развёрнута Ломоносовым.
Слайд 7
Окончательное становление новой русской литературы связанно с именем
Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Сын крестьянина Холмогорского
уезда Архангельской губернии, он с детства увлекался книгами. После обучения в
Москве и Петербурге Ломоносов завершил образование в Германии. Вернувшись в
Россию в 1741 году, он поселился в Петербурге, связав свою судьбу с Академией
наук. Гениальный ученый, инициатор создания первого русского университета, в
Москве, он с увлечением занимался поэзией, выступая её реформатором. Ломоносов
рекомендовал в качестве основного размера русского стиха четырёхстопный ямб,
отстаивал применение трёхсложных размеров, указывая на возможность не только
женской, но и мужской и дактилической рифмы. Первая ода Ломоносова «На взятие
Хотина» написанная четырёхстопным ямбом. По словам современников, ода
произвела большое впечатление в Петербурге необычностью своей стихотворной
формы: четырехстопный ямб с чередованием перекрестной и парной рифм создавал
впечатление большой ритмической энергии, хорошо согласующейся с содержанием
оды, прославляющей подвиги русских солдат-победителей. На основе глубокого
изучения живой разговорной речи он создаёт первое научное писание русского
языка – «Российскую грамматику» (1757), которая послужила основой для всех
последующих работ в данной области отечественной филологии.
Языковая реформа открывала широкие возможности перед новой
складывающейся литературой. Ломоносов узаконил использования живого русского
языка, обогатив его славянизмами, открыл источник его постоянного обновления в
использовании просторечия в произведениях низкого «штиля».
8
«Радеть о благоденствии общества» - вот главная обязанность писателя по
мысли Ломоносова. Поэтическим манифестом его явился написанный в 1750 годы
«Разговор с Анакреоном». Стихотворение построено в форме полемического
столкновения позиций древнегреческого и русского поэтов. Анакреон обосновывал
право поэта на частные темы, считая, что главной целью поэзии является
воспевание наслаждения и радостей человека в любви, дружбе и вине. Ломоносов
отвергал эту цель, утверждая идеал поэта – патриота, воспевающего величие и
красоту «возлюбленной матери» - России.
Ломоносов учёный и поэт, устремив с земли взгляд на бесконечный «звёздный
океан», разгадывал тайны космоса и свои догадки о причинах северного сияния, о
существовании множества населённых миров выразил поэтическим словом в
стихотворении «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого
северного сияния» (1743).К работе над поэмой, посвященной Петру I, Ломоносов
приступил в 50-х годах XVIII века. Тема Петра прошла через все его творчество: он
реализовал ее в одах, в «Слове похвальном», исторической сводке документальных
материалов – в «Сокращенном описании дел государевых», в мозаических картинах.
Поэма «Петр Великий» начинается с описания поездки Петра I в Архангельск с
целью отразить нападение шведской армии. Вторая песнь посвящена осаде
Шлиссельбурга русскими войсками. Заканчивая эту песнь, поет предупреждает, что
воздерживается от описания торжеств по случаю взятия Шлиссельбурга, так как
впереди- рассказ о более важных победах в истории Северной войны. Но в поэме
«Петр Великий», как указал сам Ломоносов во вступлении к первой песне, он
должен был воссоздать не только героические события Северной войны,
закончившейся великой победой под Полтавой в 1709 году, но и подробно раскрыть
«деяния» Петра, его борьбу с внутренними врагами, строительство армии и флота,
основание Санкт-Петербурга, развитие наук и искусств.
Слайд 8
С именем А. П. Сумарокова (1717-1777) связано утверждение в русской
литературе XVIII века эстетической доктрины классицизма. В выпущенных им в
1748 году «Двух Епистолах» Сумароков давал наставления начинающим русским
9
писателям в том, каким образцам им надлежит следовать в различных поэтических
жанрах, какими должны быть сами эти жанры, в чем состоит искусство стихотворца.
Сумароков заложил основы национального репертуара русской сцены XVIII века.
Именно ему принадлежит заслуга создания первых национальных образцов
ведущих жанров драматургии классицизма-трагедии, комедии, оперы. Не случайно
он явился и первым директором основанного в 1756 году первого публичного
русского театра. Русская элегия, стихотворная сатира и русская басня
особенностями своей поэтической структуры также обязаны Сумарокову. Подобно
Ломоносову Сумароков видел в литературе средство формирования общественного
мнения.
Слайд 9
Вывод. Русские мыслители и писатели на протяжении более века - от Феофана
Прокоповича до Пушкина включительно- потому самоотверженно и утверждали
доктрину просвещенного абсолютизма, что опирались на реальный, запечатленный
историей опыт Петра-преобразователя. Ломоносов, опираясь на художественный
опыт человечества, писал глубоко национальные, самобытные оды, выразив дух
поднимающейся нации. Пафосом его поэзии стала идея утверждения величия и
могущества России, молодости, энергии и созидательной деятельности верящей в
свои силы и свое историческое призвание нации. Созданная Ломоносовым поэзия
существовала рядом с сатирическим направлением, зачинателем которого был
Кантемир. Именно в творческих поисках Кантемира и Тредиаковского русская
литература XVIII века впервые предстает в своем новом облике. Деятельность этих
двух авторов не только подготовила органичное восприятие системы европейского
классицизма на русской почве, но и частично обозначила уже качественное
своеобразие тех путей, по которым будет развиваться русская литература на
протяжении всего столетия. Для Ломоносова Родина была высоким идеалом, и свое
творчество в самых различных областях знаний он рассматривал с точки зрения той
пользы, которую оно приносит его «возлюбленной» - Отчизне. Патриотизм
приобретает в произведениях Ломоносова характер общественной позиции великого
ученого. Подобно Ломоносову Сумароков видел в литературе средство
10
формирования общественного мнения. Сила и благосостояние государства
зиждется, по его мнению, на неукоснительном соблюдении всеми членами общества
своего долга.
11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Скрынников Р.Г. Россия накануне смутного времени. / Р.Г. Скрынников. – М.:
Мысль, 1981. -205с.
2. Глуховский Г. А. История русской литературы. в 4 т. Т. 4. / Г.А. Глуховский. –
М.: Академия наук СССР, 1947. – 452с.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для
учебных заведений. / Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 1999. -448с.
4. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. Учебник для вузов.
/ А.Н. Маркова. – М.: Юнити, 1998. -600с.
5. Курилов А.С. История русской литературы XI – XX веков. / А.С. Курилов. –
М.: Наука, 1983. -478с.
6. Лихачёв Д.С. История русской литературы. в 4 т. Т. 1. / Д.С. Лихачёв. –Л.:
Наука, 1980. -813с.
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Тебе, о Родина, сложил я песню ту..." 11 класс
- Презентация "Загадки и пословицы русского фольклора" 2 класс
- Зейін Шашкин "Доктор Дарханов" романы
- Урок по литературе "В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре» Подготовка к пересказу"
- Презентация "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»" 6 класс
- Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»" 6 класс