Презентация "Мир дворянской усадьбы" 9 класс
Подписи к слайдам:
- Мир дворянской усадьбы
- Выполнила
- Дёмкина М.В.,
- учитель
- литературы
- МОУ СОШ №66
- Русская помещичья усадьба — это удивительная «страна в стране», замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев в архитектуре усадебного дома, разбивке садов и парков, создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и
- Цель работы- понять, что значит этот «мир дворянской усадьбы» ,
- узнать, как показана усадьба в литературных произведениях 19 века.
- библиотек. И конечно, усадьба — это прежде всего мир детства русских дворян.
- Усадьба - это комплекс, состоящий из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий.
- В XIX веке русские дворяне жили в родовых усадьбах.
- . Каждую весну начиналось «великое переселение» дворян из города в сельскую местность. Помещики спешили отправить письма приказчикам с требованием выслать за ними лошадей. Дети собирали свои книги и игрушки. Прислуга укладывала сундуки. Так начинался «дачный сезон».
- Любой зажиточный дворянин стремился
- иметь особняк в городе и в деревне.
- Пора тепла, цветов, работ,
- Пора гуляний вдохновенных
- И соблазнительных ночей.
- В поля, друзья! скорей, скорей,
- В каретах, тяжко нагруженных,
- На долгих или на почтовых
- Тянитесь из застав градских.
- А.С.Пушкин “Евгений Онегин”
- Существовали и поместные дворяне Они жили в деревне круглый год.
- Классицизм демонстрировали
- колонны главного дома, античные росписи, скульптура и мраморные
- статуи перед домом.
- Дома декабристов в Москве
- В XIX деревенские и городские особняки дворян строились в стилях классицизм и ампир.
- Ампир- это массивные
- монументальные формы ,
- богатые украшения,
- строгость линий.
- Важным элементом
- ампира являются
- скульптуры.
- Москва –город церквей .
- В московских адресах после указания района следовало название церковного прихода.
- «Живет у Симеона»,- пишет А.С. Пушкин о Москве в романе «Евгений Онегин»
- Адрес в Петербурге начинался указанием на улицу или полицейскую часть, к которой относится дом.
- В саду играли крепостные музыканты, давались театральные представления.
- перед дворянским особняком разбивали палисадник, сад с оранжереями и фонтанами, в которых расхаживали павлины и фазаны
- Вид с балкона усадьбы Останкино
- Парк в усадьбе
- В Петербурге, в Москве ,в крупном городе
- Петербургский дом начинался с вестибюля, куда выходили двери из швейцарской.
- Онегин во время последнего свидания с Татьяной в Петербурге также проходит все помещения : прихожую, залу, гостиную:
- Отсюда лестница вела в бельэтаж, где располагались основные комнаты: передняя, зала, гостиная. Из гостиной шли двери в спальню и кабинет.
- Такова планировка дома графини в "Пиковой даме".
- Нет ни одной души в прихожей.
- Он в залу; дальше : никого.
- Дверь отворил он.
- Московские дома стояли не в единую линию. Характерная черта московского пейзажа – деление города на отдельные , замкнутые мирки : части города, церковные приходы, городские усадьбы с домами-особняками. Каждый дом был отдельной архитектурной плеядой ,был окружен зеленью.
- «Вот окружен своей дубравой,
- Петровский замок»
- А.С.Пушкин
- Дворяне , переселившиеся в Москву, обстраивали её великолепными зданиями.
- На Воздвиженке, Тверской, Басманной, Покровке, Мясницкой выросли роскошные дворцы вельмож, построенные знаменитыми зодчими – Растрелли, Казаковым, Баженовым, Кваренги.
- Но вот уж близко. Перед ними
- Уж белокаменной Москвы,
- Как жар, крестами золотыми
- Горят старинные главы.
- Ах, братцы! как я был доволен,
- Когда церквей и колоколен,
- Садов, чертогов полукруг
- Открылся предо мною вдруг.
- «Евгений Онегин».
- У Пушкина
- пейзаж Москвы рассыпается на картины, здания, предметы. Улицы распадаются на дома, будки, колокольни
- Один из характерных домов 19 века.
- Вход отнесен во двор.
- Фасад имеет трехчастное деление
- с портиком, несущим пологий
- фронтон. Высокие парадные комнаты расположены вдоль улицы. Жилая половина дома обращена во двор.
- Комнаты расположены в двух этажах,
- соединенных внутренней лестницей.
- Второй, мансардный этаж занимала
- прислуга. В подвальной части дома
- размещались кухня, кладовые.
- Дом А.В.Лопухина - старинный дворянский особняк
- Усадьба открывала огромные возможности для проявления вкусов владельцев в архитектуре и интерьере усадебного дома
- Существовали и роскошные поместья с грандиозными дворцами ,
- с театрами, парками, лабиринтами дорожек, статуями, прудами.
- Нижний этаж был обитаем, верхний
- же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами.
- Усадьба Останкино, принадлежала графу Шереметьеву
- В провинции состоятельные люди не отстают от столичной архитектурной моды.
- В селе Великое Гаврилов -Ямского района
- Ярославской
- области
- Здание создано известным архитектором 19 века
- Ф.О Шехтелем. Фасад здания представляет собой дворец в стиле ампир с крышей – смотровой площадкой, с которой открывался чудесный вид на парковый ансамбль особняка. В архитектурном облике есть и отзвуки средневекового
- замка и грановитой
- палаты.
- Особняк купца А.В.Локалова
- Голубой зал в особняке
- Лепнина и бронзовые люстры и светильники освещали не требующий портьер зал – окна и дверные проёмы самодостаточны и не требуют драпировок.
- Деревня .
- Дом
- помещика:
- «…легче тени
- Татьяна прыг в другие сени…»
- «В передней толкотня, тревога;
- В гостиной встреча новых лиц…»
- «…для гостей
- Ночлег отводят от сеней
- До самой девичьи…»
- « Нет ни одной души в прихожей.
- Он в залу; дальше; никого».
- Их показывает А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин»
- Москва .
- Особняк дворянина: дворянина:
- Садится Таня у окна.
- Редеет сумрак; но она
- Своих полей не различает:
- Пред нею незнакомый двор,
- Конюшня, кухня и забор.
- Уединенные поля,
- Прохлада сумрачной дубровы,
- Журчанье тихого ручья;
- На третий роща, холм и поле
- Стоял над речкою. Вдали
- Пред ним пестрели и цвели
- Луга и нивы золотые.(2,1)
- Мелькали сёла; здесь и там
- Стада бродили по лугам,
- Господский дом уединенный,
- Горой от ветров огражденный,
- И сени расширял густые
- Огромный, запущённый сад...
- (Дом Лариных)
- Типичное описание помещичьего дома можно встретить в исторических и литературных источниках:
- «Входное парадное крыльцо, с огромным навесом и двумя боковыми стенами в виде пространной будки»
- Читаем у Пушкина:
- Почтенный замок был построен
- Как замки строиться
- должны
- (дом Онегина)
- Господский дом уединенный,
- Горой от ветров огражденный,
- Например ,в селе по воскресениям и церковным праздникам родители с детьми отправлялись в церковь или в
- монастырь. Вернувшись домой, наносили визиты соседям.
- Набор светских занятий городского дворянина к началу 19 века включал официальные и семейные визиты, обязательные балы в течение зимы, поездки в театр , гулянья в парках, катания в праздники.
- «Переношусь мысленно в старый флигель с бревенчатыми стенами. Вот моя детская кроватка под кисейным занавесом …
- Рядом кровать няни, а в углу шкаф
- с образами Между двумя окнами шкаф с разными домашними припасами».
- Из воспоминаний помещицы Т. Толычевой
- Маленькие дворянки любили играть в куклы, няни часто водили детей на луг играть в горелки Значительную часть кругозора дворянской девушки определяли книги.
- Аллеи лип сада в Останкине были
- подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки .
- Парк состоял из Увеселительного(перед дворцом) и Прибавочного садов с несколькими живописными прудами.
- Хозяева усадеб проявляли фантазию в разбивке
- садов и парков.
- И в Петербурге , и в Москве дворцы и особняки высшей аристократии располагались на
- набережных рек Невы и Неглинной
- Первый этаж дома:
- После парадных комнат- длинный зал с семью окнами в двух стенах .
- В зале было двое дверей: первая - в коридор, ведущий к девичьей, и черный выход на двор. Вторая - в гостиную; третья -из гостиной в кабинет или в спальню. Эти две комнаты и часть зала были обращены к цветнику или к саду.
- .
- Дом был окружён огромным садом.
- Непременная деталь - балкон. Дом ставился на склоне. С одной из сторон открывался вид на скат холма, на спуск к реке , на луга, поля, перелески.
- Она любила на балконе
- Предупреждать зари восход…
- Часто стены и потолки в парадных комнатах
- затягивали холстом, который
- расписывали краской домашние
- художники
- Затем в гостиную
- …А вот камин;
- Здесь барин сиживал один…
- Здесь с ним обедывал зимою
- Покойный Ленский, наш сосед.
- …Везде высокие покои,
- В гостиной штофные обои,
- Царей портреты на стенах,
- И печи в пестрых изразцах.
- Комната Татьяны же обставлена совсем иначе. Когда Татьяна осматривается вокруг себя, она видит стол с лампадой, груду книг, кровать, стоящую под окном, портрет Байрона на стене и столик со статуэткой.
- Так Онегин поселился не в «высоких покоях», а в задних жилых покоях
- В комнате, которую занял Онегин, было всё просто: "пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый".
- Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет, столовая, детская , девичья, кладовая, сени был в каждом помещичьем доме.
- Планировки сельских домов были
- похожи
- В зажиточных домах стояла мебель, обитая кожей и украшенная золотыми гвоздиками, на окнах –
- шторы из парусины , на потолках- хрустальных люстры.
- Останкинский дом по убранству и представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор.
- Каждая усадьба представляет собой картинную галерею. Являясь атрибутом хорошего вкуса, они идеально вписываются в интерьера особняка. Почти обязательная принадлежность усадьбы - это фамильные портреты.
- Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Лучшие творения художников попадали в коллекциях вельмож, академии художеств.
- Портреты семьи Пушкиных
- Два замечательных портретиста того времени,
- Даже в самых заурядных усадьбах собирались библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы. Художественные вкусы помещиков демонстрировали книги по ведению хозяйства, по строительству.
- Оазис высокой культуры и духовного аристократизма
- был изящным сборным местом всех замечательных личностей современного общества, - вспоминал С. П. Шевырев.
- Поколение Татьяны - барыня уездная, "с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках".
- «В Москве дом княгини Зинаиды Волконской
- Особые масштабы принимало музыкальное творчество в усадьбах некоторых петербургских вельмож.
- В Борисовке, принадлежавшей Шереметьевым, была создана прекрасная хоровая капелла, гастролировавшая даже в
- Москве и Петербурге.
- Дворянские усадьбы являлись музыкальными центрами
- Историческая и художественная литература свидетельствуют о том, что русская усадьба - огромный пласт отечественной истории и культуры, с которым тесно связаны литература, музыка, живопись, различные виды искусств.
- Обмен новостями, модами, знаниями из самых разных областей науки и искусства делали усадьбу одним из замечательных явлений русского общества 19 века
- Благой М.Т. Архитектурные памятники. - М.: Наука, 1989.
- История русской культуры. Т. 8. - М., 1952.
- Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1990.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М.: Наука,1998.
- Милюков Н.В. Очерки истории русской культуры.- М.: Знание, 1989.
- Стернин Ю.Г. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба. Вып. 1(17). М. - 1994.
- Турчин В.С. Усадьба и судьба классицизма в России // Русская усадьба. Вып. 1(17). М. - 1994.
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Несказанное, синее, нежное... . Жизнь, творчество, личность С. Есенина"
- Урок внеклассного чтения "Читай! Умей! Живи ярко!" 2 класс
- Презентация "Наш товарищ - Борис Заходер"
- Технологическая карта ООД "Пересказ рассказа К. Лукашевич «Добрая девочка»"
- Презентация "Литература второй половины XVIII века" 11 класс
- Презентация "Тема любви в произведениях А.И. Куприна" 11 класс