Сценарий "Пушкин и Натали" 9-11 класс

1
Автор:
Кислова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 имени И.А.Сухана»
г..Кстово Нижегородская область
«Пушкин и Натали»
Сценарий литературной гостиной
Для учащихся 9-11 классов
2
Внеурочная деятельность по литературе
Сценарий литературной гостиной «Пушкин и Натали»
Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть
успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
говорится о том, что важнейшими качествами личности в настоящее время
становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ребята
должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.
Государственные образовательные стандарты по литературе содержат
следующие цели (я беру выборочно):
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, устной и письменной речи учащихся;
освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и
эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных
произведений с привлечением необходимых сведений по теории и
истории литературы.
Я считаю, что при изучении литературы необходимо обучить учащихся
навыкам деятельностного подхода, создать условия для раскрытия и
проявления творческих способностей каждого школьника.
Поэтому на уроках я применяю личностно-ориентированный подход к
обучающимся, построенный на использовании разноуровневых заданий,
использую метод проекта, способствующий развитию познавательных и
творческих способностей обучающихся.
Но в каждой школе всегда есть одаренные дети, с которыми работа по
предметам продолжается и после уроков.
3
И огромную роль, на мой взгляд, в обучении и воспитании таких детей
играет внеурочная деятельность по предмету: КВН, литературные гостиные,
викторины и т.д.
Я считаю тему любви очень актуальной в наше жестокое, озлобленное время.
Учащиеся 8-9-х классов – это уже не дети и ещё не взрослые. У них
появляются первые привязанности, влюблённости. И во время нынешней
безнравственности, когда многие СМИ пропагандируют насилие, агрессию,
разврат, я пытаюсь помочь подросткам понять, что существуют высокие
чувства, возвышенное отношение к женщине, романтические отношения. И
сделать это мне помогают великие творения гениальных поэтов и писателей.
Предлагаю сценарий литературной гостиной, с инсценировкой которого
группа моих 10-11 классов в 2010 году победила на районном конкурсе
литературных гостиных. С этой же постановкой ребята выступали в
дальнейшем перед учащимися 8-9-х классов.
Пушкин и Натали.
(Сценарий литературной гостиной)
(Слева и справа на сцене стоят Ведущие. В глубине сцены,слева, - мольберт
с портретом Натальи Николаевны Гончаровой. Пушкин входит под руку
Натальей Николаевной, усаживает её рядом с мольбертом. Звучит
негромкая музыка. Лист «Грёзы любви»).
Пушкин. Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём средь медленных трудов
4
Одной картины я желал быть зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец.
1-я Ведущая. Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника
Карла Брюллова нарисовать портрет молодой жены Натальи Николаевны. Он
звал её просто - Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на
протяжении всей их совместной жизни. Кто же она, эта женщина, которой
выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека?
О ней говорили разное. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался
очернить её. Пушкин как будто чувствовал. Что его счастье не может быть
длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ
прекрасной женщины для потомков.
(Ведущая подходит к мольберту).
Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд…А платье Натали
надела то, в котором Александр Сергеевич её впервые увидел и полюбил.
Это был самый счастливый день в их жизни…
(Звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта)
Пушкин. Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой, прелестной,
нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 г. на балу у танцмейстера
Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне
5
забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой от снега, и прямо с
порога кричит…
(Вбегает Вяземский)
Вяземский. Пушкин! Милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне
молоденькую невесту!
Пушкин. Никогда ещё с таким грустным чувством я не приезжал на бал.
Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр что-то говорил
мне и показывал на молоденьких барышень. И вдруг какая-то сила заставила
меня обернуться. Я увидел её – в прозрачном облаке воланов и кружев, в
толпе молоденьких поклонников, в окружении многочисленной родни…Я
шагнул навстречу своей судьбе.
(Пушкин приглашает Натали на танец. Они танцуют вальс под музыку
Штрауса «Поппури»)
2-я Ведущая. С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не
было ничего прекраснее и дороже неё. Он понял, что это прелестное
создание составит его счастье.
(Пушкин и Натали, держась за руки, смотрят друг на друга)
Пушкин. Я думал, сердце позабыло способность лёгкую страдать.
Я говорил тому, что было: «Уж не бывать! Уж не бывать!».
Прошли восторги и печали, и легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало пред мощной властью красоты…
Натали. Звезда моя! Свет предречённых дней!
Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
Твой луч светя звучит в душе моей,
6
В тебе она заветное читает.
И жар её, твой отблеск верный здесь,
Гори, гори! Не выгорит он весь!..
1-я Ведущая. Не так уж легко и просто было соединить Пушкину свою
судьбу с Натальей Николаевной. Её мать, скупая до чрезвычайности, злобная
и сварливая, терзала душу Александра Сергеевича, то требуя свидетельства о
его политической благонадёжности, то без конца жалуясь на свою бедность и
невозможность тратиться на приданое. Мать Натали третировала поэта,
устраивала оскорбительные сцены, иногда доводила его до исступления.
(В правом заднем углу сцены стоит стол со свечами и пером, за которым
Пушкин что-то пишет, несколько раз мнёт листы и с яростью бросает в
сторону). Звучит музыка Вивальди «Лето».
Пушкин. Снова тучи надо мною собралися в тишине,
Рок завистливой бедою угрожает снова мне…
Бурной жизнью утомлённы равнодушно бури жду:
Может быть, ещё спасённый,снова пристань я найду…
2-я Ведущая. 16 апреля 1830 г. Александр Сергеевич обратился с письмом
к шефу жандармов графу Бенкендорфу, прося выдать ему нечто вроде
свидетельства о благонадёжности.
А в откровенном, исполненном горечи и тяжёлых предчувствий письме к
матери Натали вскоре после того, как было сделано предложение, Пушкин
писал:
Пушкин (читает письмо). Только любовь и нежность помогли мне
заслужить расположение Вашей дочери. Но, будучи окружена всегда
восхищением, поклонением, соблазнами, надолго ли сохранит она это
7
расположение? Ей будут говорить, что лишь несчастная судьба помешала ей
заключить другой, более равный, более блестящий, более достойный её союз.
Не возникнут ли у неё сожаления? Бог мне свидетель, что я готов умереть за
неё… Перейдём к вопросу о денежных средствах. До сих пор мне хватало
моего состояния. Хватит ли его после женитьбы? Я не потерплю ни за что на
свете, чтобы жена моя испытывала лишения, чтобы она не бывала там, где
она призвана блистать. Чтобы угодить ей, я согласен принести в жертву всё,
чем увлекался в жизни, моё вольное существование…
1-я Ведущая. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец,
согласие было получено.
(Звучит музыка. Крейслер «Горе любви»).
Пушкин (вскрывая письмо). Участь моя решена! Я женюсь! Та, которую я
любил целых два года, которую везде отыскивали мои глаза, - она моя!
2-я Ведущая. В конце августа, накануне свадьбы, Пушкин уехал в Болдино
для устройства своих денежных дел. Ехал совсем на короткое время, но
надолго застрял в деревне, окружённый холерным карантином. Три месяца
тревог, тоски, ожидания, три месяца уединения и необычайного взлёта
таланта и творческих способностей. Болдинская осень…
( Пушкин и Натали поочерёдно читают письма)
Пушкин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом
ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю ещё больше лица
Натали. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу, с тех пор, как
здесь, я только и думаю, как бы удрать к тебе. Кроме тебя, в моей жизни мне
утешения нет…
1-я Ведущая. Пушкин увидел улыбку любимой только в начале декабря,
когда, наконец, была открыта дорога на Москву. Он встретил Наталью
8
Николаевну, и не было для него более счастливых мгновений. Однако,
почему поэт писал: «И, может быть, на мой закат печальный блеснёт любовь
улыбкою прощальной…»? Может, это предчувствие своей будущей
трагической судьбы? Первое время жизнь Александра Сергеевича и Натали
казалась безоблачной. Брюллов рисовал портрет счастливой жены. Пушкин
давал советы. И всё это происходило в Царском Селе, куда переехала
молодая семья после свадьбы. Там же находился и императорский двор.
(Звучит музыка. Бетховен «Симфония №).
Александр Сергеевич чувствовал себя счастливым, но вскоре жизнь
осложнилась. Всё сильнее сжималось кольцо светской вражды, всё более
ужесточался контроль со стороны царя и Третьего отделения, продолжались
грубые нападки официальной критики. Всё оборачивалось против Пушкина,
всё толкало его к гибели: ненависть светского общества, чрезмерное
внимание Николая к Натали, наглые ухаживания Дантеса, подлость и грязь…
Вяземский. Пушкин стрелялся с Дантесом. Рана оказалась смертельной.
Умирая, Александр Сергеевич испытывал величайшие муки. Но несмотря на
это, думал о других и прежде всего – о семье. Он отдал мне последние
распоряжения: снял с руки кольцо и попросил принять его на память.
Простился с близкими и нашёл в себе силы сказать слова утешения Наталье
Николаевне. 27 января 1837 г. его не стало.
(Пушкин с Натали медленно расходятся в разные стороны, протягивая друг
к другу руки. Пушкин уходит, а Наталья Николаевна закрывает лицо руками
и скорбит. В это время ведущая под музыку Прокофьева «Танец рыцарей»
читает отрывок из стихотворения М. Цветаевой «Поэт и царь»).
2-я Ведущая.
Через полтора столетия М.Цветаева напишет: « Гончарова – не причина, а
повод смерти Пушкина, с колыбели предначертанной. Тяга Пушкина к
9
Гончаровой – это тяга гения к нулю. Он хотел нуль, потому что сам был всё.
А судьба выбрала самое простое и верное орудие смерти – красавицу».
(Далее звучит стихотворение А.Дементьева «У могилы Н.Н.Ланской» на
фоне музыки Вивальди «Лето»)
1-я Ведущая. «Здесь похоронена Ланская…». Снега некрополь замели,
А слух по-прежнему ласкает святое имя – Натали.
Как странно, что она Ланская. Я не Ланской цветы принёс,
А той, чей образ возникает из давней памяти и слёз.
Нам каждый день её был дорог до той трагической черты,
До Чёрной речки, за которой настало бремя суеты.
Как странно, что она Ланская.Ведь вслед за выстрелом сама
Оборвалась её мирская, её великая судьба.
И хорошо, что он не знает, как шли потом её года.
Она фамилию сменяет, другому в церкви скажет «да».
Но мы её не осуждаем. К чему былое ворошить.
Одна осталась – молодая, с детьми, а надо было жить.
И всё же как-то горько это, не знаю, чья уж тут вина,
Что для живых любовь поэта так от него отдалена.
10
Список использованной литературы.
1. Цветаева М. Избранное.- Москва: Просвещение, 1990
2.Письма А.С.Пушкина к Н.Н.Гончаровой. www.celuu.ru/letters/199.html
3.Письма А.С.Пушкина к Бенкендорфу. www.rvb.ru/pushkin/01text/10
letters//1732_544.htm
4.Стихотворения А.Дементьева. www.proskolu.ru/gofile/681883-a254883
5.Скоркина Н.М. Литературные гостиные. -Волгоград: Учитель – АСТ,2002