Методическая разработка "Серебряный век. Литературное кафе «Бродячая собака»" 11 класс

ОГБПОУ «Рязанский многопрофильный колледж г.Рязани»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Серебряный век. Литературное кафе «Бродячая собака»»
Подготовила: Лачугина Л.А,
преподаватель русского языка и литературы
Рязань,2017г.
Пояснительная записка.
Данное мероприятие проводилось по плану внеклассной работы учебного
кабинета.
Цель коллективно – творческого дела: приобщить студентов
эмоциональному восприятию произведений, музыке.
В течение всего мероприятия решались следующие задачи:
1.Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой
формировалось русское общество;
2.Закрепить интерес учащихся к русской поэзии, рассказать о богатстве тем,
образов поэзии разных направлений;
3.Совершенствуя коммуникативные навыки студентов, развивать
творческие способности детей через театрализацию , воспитывать интерес к
русской культуре и истории;
4. Осуществить связь литературы с профессией: изучить рецепт
цветаевского пирога, принять участие в его приготовлении.
На вечере происходило более глубокое ознакомление с творчеством поэтов
Серебряного века: А.Блока, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Ахматовой,
Н.Гумилева, И.Северянина, В.Маяковского, Д.Бурлюка, М.Цветаевой,
З.Гиппиус, С Есенина, а также глубокое понимание модернистских течений и
программ символизма, акмеизма, футуризма, музыкальных произведений
кумира эстрады первой половины 20 века А.Вертинского.
Этапы работы над литературным вечером:
1.Выбор произведений, работа над сценарием;
2.Работа над отдельными эпизодами в форме эпизодов с импровизированным
текстом.
3. Отработка музыкальных этюдов « Жираф» на стихи Н.Гумилева, «О,
жизнь без завтрашнего дня…» на стихи Ахматовой, «Под лаской
плюшевого пледа…» на стихи М.Цветаевой;
4.Подготовка декораций: столы, скатерти, подсвечники, свечи, чашечки с
блюдцами, плакаты: Эмблема подвала «Бродячая собака», высказывания
поэтов Серебряного века, силуэты Серебряного века;
5.Применение ТСО: компьютер, проектор, экран, Подготовка презентации с
портретами поэтов Серебряного века, видеофрагментами на песни
«Жираф»,» О, жизнь без завтрашнего дня…», «Под лаской плюшевого
пледа…»;
6.Работа над выразительностью речи, закрепление отдельных мизансцен.
7.Репетиции отдельных картин и репетиция всего литературного вечера.
8.Приговление цветаевского пирога студентами 3 –его курса под
руководством мастера производственного обучения в технологической
лаборатории и организация чаепития.
Время для подготовки мероприятия: 3 недели
Масштаб проведения мероприятия: внутриучрежденческий, межгрупповой
Оповещение о мероприятии: Литературный вечер входит в литературную
неделю, посвященную 125-летию со дня рождения М.И.Цветаевой:
«Премьера состоится 07 декабря в 14. 00 в актовом зале…»
Организатор мероприятия: Лачугина Л.А.- преподаватель русского языка и
литературы высшей категории
Участники мероприятия: студенты 1-ого ,2-ого,3-его курсов
Приглашенные:
Зав. технологическим отделением, преподаватели русского языка и
литературы, преподаватель истории, спец.дисциплин
Дата проведения: 07 декабря 2017 г.
Место действия: актовый зал, сцена интерпретация кафе «Бродячая
собака». Она поделена на две части: зал, где сидят посетители кафе и сцена.
Время действия: 1,5 часа
Зрители: студенты
Действующие лица:
1.К,Д.Бальмонт - Кузнецов Артем(72ПКПо-17)
2.А,А,Блок - Витальев Никита (72ПКПо-17)
3.В.Я.Брюсов – Требухин Андрей (55По – 15)
4.Н.С.Гумилев – Басагин Александр (79 ПКДо-17)
5.А.А.Ахматова - Иустин Екатерина (72ПКПо-17)
6.З.Н.Гиппиус - Овакимян Диана (63По-16),исполнившая песню
«Жираф» на стихи Н.Гумилева
7.И.Одоевцева Бикбова Рената (62 По-16),исполнившая песню «О,
жизнь без завтрашнего дня…» на стихи А.Ахматовой
8.И.Северянин – Лосев Никита (64ПО-16)
9.Д.Бурлюк – Каустов Всеволод (72ПКПо-17)
10.В Маяковский – Авраменко Даниил (72ПКПо-17)
11. С. А.Есенин – Сальников Дмитрий (54По-15)
12.М.И.Цветаева – Смирнова Мария (47То-15)
13.Б.Пронин - Юрьев Александр (79 ПКДо-17)
14.Голоса из зала: Кыйыкбаев Богдан, Сулейманов Завир
(78ПКо -17)
Сценарий внеклассного мероприятия
Звучит песня А.Вертинского «Уже падают листья».
Ведущий выходит на сцену и открывает вечер:
- Добрый вечер дамы и господа! Рад приветствовать вас в нашем
литературном кафе «Бродячая собака»! Название «Бродячая собака» было
придумано от возникшей ассоциации: мол, писатели, поэты, художники и
другая творческая интеллигенция ищет пристанища, как бродячая собака.
Оно символизирует бесприютность и потерянность в жизни начала ХХ века,
и мы попытались создать себе приют нового, модернистского искусства,
надежный приют для художников, поэтов, который мог бы и нас защитить от
хаоса современной жизни.
Начало XX века. Смена времен, смена эпох. Поэты жили в это время
весело, но не беззаботно, Они были молоды и талантливы. Перед ними лежал
весь мир. В один из ненастных вечеров осени 1911 года к Николаю
Могилянскому, ученому-этнографу, вихрем ворвался его земляк Борис
Пронин, актер, режиссер, театральный деятель. Ему пришла гениальная идея
открыть подвал «Бродячая собака» по адресу Михайловская площадь, дом
пять. Итак,«Бродячая собака» была открыта 31 декабря 1911 года и работала
три раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно.
После 12. Кого только из писателей, художников, актеров не видели и не
слышали эти пестро раскрашенные стены.
На сцену выходит Бальмонт.
Ведущий:
- Поприветствуем Константина Дмитриевича Бальмонта.
Приезд Бальмонта всегда был настоящей сенсацией! Вся Россия была
влюблена в Бальмонта. Его прозвали Паганини русского стиха, Король
солнца русской лирики.
Выступление Бальмонта:
- Слова только ограничивают мысль, а символы выражают безграничное.
Будем как Солнце! Я научу вас акцентировать внимание на аллитерации,
ассонансах, диссонансах - чтобы бороться с немой, беззвучной поэзией.
Я изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я внезапный излом,
Я играющий гром,
Я прозрачный ручей,
Я для всех и ничей.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблен
И в себя и в других,
Я изысканный стих.
Будем как Солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!
Будем, как Солнце всегда молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,
Дальше, еще, до заветной черты,
Дальше, нас манит число роковое
В Вечность, где новые вспыхнут цветы.
Будем как Солнце, оно — молодое.
В этом завет красоты!
Из-за кулис выходит другой молодой человек.
Ведущий представляет А.А.Блока символиста. Образная символика не
исчезает из его творчества до конца жизни. Излюбленными темами
символистов являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо
событий. В стихах Блока появляется «Она», Прекрасная Дама, «Дева
радужных ворот», Заря.
Молодые люди обмениваются рукопожатиями. Бальмонт уступает сцену
Блоку.
Исполнитель роли Блока читает стихотворение «Предчувствую Тебя».
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Ведущий представляет В.Брюсова.
Исполнитель роли В. Брюсова рассказывает про течение символистов:
Символ – указательный палец образа в сторону смысла. Символизм
описывает не вещи, а впечатления от них. Наши стихи похожи на тайнопись,
понятную далеко не всем. Поэзия символизма передает настроение грусти,
смятения, неудовлетворенности жизнью.
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
З.Гиппиус:
- Позвольте мне дерзость. Несмотря на то, что меня, Зинаиду Гиппиус,
называют «декадентской мадонной», «белой дьяволицей», «Петербургской
кассандрой», я сегодня хочу вас поразить другим - спеть романс. Гиппиус
поет романс на стихи Гумилева «Жираф». В это время Гумилев к концу
произведения выходит из-за кулис с удивленно-недовольным выражением
лица.
Начинается спор между Гиппиус и Гумилевым.
Гумилев:
- Вы, бесспорно, поразили нас. Вы великолепно поёте. Но почему Вы,
символист, исполняете романс на мои стихи, акмеиста? Вам акмеизм не к
лицу, не уходите от своих символов.
- Но позвольте, ведь искусство, в том числе и поэтическое – общее
достояние!
Появляется Ахматова, успокаивает:
- Не ссорьтесь, друзья, не опускайтесь до уровня скверной брани!
Ведущий:
- И правда, господа, не стоит ссориться. Даже несмотря на то, что в нашей
«Собаке» позволено достаточно многое. Вспомните строки Кузьмина о
нашем подвале:
- Здесь цепи многие развязаны, Все сохранит подземный зал, И те слова,
что ночью сказаны, Другой бы утром не сказал…
Ахматова:
- Акмеизм – мое любимое направление! Символизм стремится к чему-то
высшему, невысказанному, в то время как акмеизму чужда мистика.
Особенности акмеизма: Ясность формы, точность слова, обращение к
материальному миру, к естественным предметам и мировым образам.
Акмеизм – это тоска по мировой культуре.
А я все сказала. Осталось только вот это. Читает два стихотворения:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Скажите, вы когда-нибудь любили….
Гумилев:
- Любовь – прекрасное чувство. Но я видел прекрасные закаты над
Африкой, величественных жирафов, слышал песни Оссиана…
Ахматова:
- Но ты не можешь любить это больше! Ты мой муж!
Гумилев:
- Я, дорогая, конквистадор. Читает сонет.
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман… но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду
Я конквистадор в панцире железном.
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую.
Ахматова:
- А кто же тогда я? Я не могу этого вынести!
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста не целуют, а пророчат.
Не подумай, что в бреду
И замучена тоскою
Громко кличу я беду:
Ремесло мое такое.
Уходят со сцены
Ирина Одоевцева (юная поэтесса) выходит на сцену с песней на стихи
Ахматовой «О, жизнь, без завтрашнего дня…»
Раздается грохот
Голос из зала:
- Вы тоже слышите какой-то грохот?
Б.Пронин:
- Я бы сказал, как в сказке, что это моя лягушонка в коробчонке скачет. Но
вы же понимаете, это футуристы пожаловали к нам в гости. Футуристы-
поэты с грохотом, хохотом вбегают в зал через дальний вход. По пути ведут
себя вызывающе. Северянин выходит на первый план, он с короной на
голове и фиолетовом плаще, и, жарко жестикулируя, пытается начать читать
свое стихотворение: Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен Я
повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол! Я избран королем поэтов,- Да будет
подданным светло! Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре. Я
избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре.
показывает на публику.
Бурлюк:
- Мы - футуристы. От футурум – будущее. Это говорю я, Давид Бурлюк,
отец русского футуризма!
Читает стихотворение
Каждый молод, молод, молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной...
За моей спиной
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни травы
Сладость горечь и отравы
Будем лопать пустоту
Глубину и высоту
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь!
Каждый молод, молод, молод
В животе чертовский голод
Все что встретим на пути
Может в пищу нам идти.
Маяковский:
- Мы еще называют себя будетлянами - поэтами будущего и хотим
изменить мир с помощью искусства.
И. Северянин:
- Они написали даже свой манифест – «Пощечина общественному вкусу».
Они предлагают бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода
современности!
Маяковский:
- Борис, разреши мне выйти на эстраду, и я сделаю «эпате», немножечко
буржуев расшевелю, какой-то у вас вечер кислый.
Борис Пронин.
- Шпарьте!
Исполнитель роли Маяковского рассказывает «Нате».
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я бесценных слов транжир и мот.
Из зала голоса:
Это возмутительно!
Это оскорбительно!
Что позволяют себе футуристы!
Гумилев:
- Футуристы талантливы, но все, что они пишут антипоэзия!
Пронин:
- Время рассудит, господа!
Есенин выходит на сцену:
- Ваши стихи мне не понятны!
Маяковский:
- Ничего, ваши дети их поймут.
Есенин:
- Нет, и дети мои их не поймут!
Маяковский:
- А почему вы так убеждены, что ваши дети пойдут в вас? Может быть, у них
мама умнее и они будут похожи на нее.
Бальмонт:
- Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают!
Маяковский :
- Мои стихи не море, не печка и не чума!
Блок выходит на сцену и говорит:
- Успокойтесь!! Как вы себя ведете в высококультурном месте?! В этом
творческом саде?
Есенин, глубоко задумавшись, успокаивается и говорит:
- Даааа, жизнь – цветущий весенний сад, и человек в этом саду один из
прекрасных его плодов.
Блок:
- Сад… всегда считал, что реальный мир должен быть противопоставлен
раю. Ведь всё в жизни строится на контрасте!
Есенин:
- Я считаю, что сад это и есть рай. Крестьянский рай, который
противопоставлен городу. Ведь город – враг, который «тянет к глоткам
равнин пятерню».
Маяковский:
- Согласен, сейчас в городе нет рая. И только революция поможет нам
построить будущее – цветущий город-сад.
Ведущий:
- В 1917 году Есенин тоже, как и Маяковский, сначала восторженно примет
революцию, но только со своим, крестьянским, уклоном. Но позже он одним
из первых поймет –большевики – не попутчики в новый мир и скажет:
Есенин: « веслами отрубленных рук вы гребете в страну грядущего».
Блок:
- А не думаете ли вы, что сад – это образ недостижимого для человека
счастья, образ манящей мечты?
Исполнитель роли Есенина читает:
Цветы мне говорят - прощай,
Головками склоняясь ниже,
Что я навеки не увижу
Ее лицо и отчий край.
Любимая, ну, что ж!
Ну, что ж!
Я видел их и видел землю,
И эту гробовую дрожь
Как ласку новую приемлю.
И потому, что я постиг улыбкой мимо,
- Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.
Не все ль равно - придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленной и дорогой
Всю жизнь, пройдя с
Пришедший лучше песню сложит.
И, песне внемля в тишине,
Любимая с другим любимым,
Быть может, вспомнит обо мне
Как о цветке неповторимом.
Бросают в ноги Есенина яблоко. Поднимает и читает «Исповедь хулигана»
На сцену выходит исполнительница роли М.Цветаевой. Она
восхищается творчеством С.Есенина и читает стихотворение:
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я бренная пена морская.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий:
- Действительно, стихи Марины Цветаевой переживут века, им настанет
свой черед. И будущие потомки будут зачитываться её поэзией, посвящать ей
песни. Посмотрите, как это будет
Клип песня Земфиры «Я полюбила Вас, Марина Цветаева»:
Ведущий - Цветаевой:
Вы верите, что так будет?
Цветаева:
- Нет, но если моя поэзия остановит хоть одного, не даст ему сделать тот
роковой шаг, который я совершила, я буду счастлива!
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух — не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! — Неба дочь!
С полным передником роз! — Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! — Ястребиную ночь
Бог не пошлет по мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Про
́
резь зари — и ответной улыбки прорез...
Я и в предсмертной икоте останусь поэтом
Звучит песня А. Вертинского «В бананово-лимонном Сингапуре».
Ведущий:
- Господа! Как быстро летит время! Уж скоро утро.
Понемногу кафе пустеет. Поэты, конечно, засиживаются дольше всех.
Гумилёв и Ахматова ждут утреннего поезда, другие сидят за компанию.
Потом, за компанию, все вместе поедут на вокзал, где в ожидании поезда
пьют чёрный кофе. Разговор уже плохо клеится, больше зевают. На улицах
пусто и темно. В церквях звонят к утренней молитве. Дворники сгребают
выпавший за ночь снег. Скоро начнётся новый день со своими радостями и
заботами. Прощай, “Собака”! До вечера!
Литературное кафе “Бродячая собака” просуществовало до 1915 года. Затем
из-за финансовых трудностей его закрыли. Преемником “Собаки” стал
“Приют комедиантов”.
Список использованной литературы:
Серебряный век: стихотворения. - Москва: Эскимо,2015.-(Русская классика)
Интернет –ресурсы:
http://www.rulit.me/books/na-rubezhe-dvuh-stoletij-kniga-1-read-387963-1.html
http://booksonline.com.ua/view.php?book=90071
http://online-knigi.com/page/21054
http://www.rulit.me/books/peterburgskie-zimy-read-170668-1.html
http://www.libros.am/book/read/id/175861/slug/nekropol-1
https://www.litmir.me/br/?b=280845&p=1