ОГЭ литература 2018 (вариант 1-7)

1
Вариант 1
1.1.1 Почему Кутейкин называет жизнь Еремеевны в доме Простаковых «тьмой
кромешной»?
Ответ: Тьма кромешная это непроглядная темнота в прямом значении и
неисправимая необразованность, невоспитанность в переносном. Для комедии
классицизма проблема образования и воспитания является одной из самых важных:
дворянин должен быть достойным гражданином, полезным обществу. В образах
Простаковых же мы видим недалёкость, грубость, лицемерие и иные отрицательные
черты. Дворянин не имеет права относиться негуманно к вверенным ему крепостным.
Еремеевна готова жизнь отдать за Митрофана: «живот не жалеешь... а всё не угодно»,
она преданно служит хозяевам, а со стороны господ Простаковых получает лишь
неблагодарность, слышит оскорбления и угрозы; «Ну... а ты, бестия, остолбенела»,
«Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле», что и даёт Кутейкину повод
назвать её жизнь «тьмой кромешной» в этом доме.
1.1.2 Какую роль в репликах Простаковой играют слова со сниженной стилистической
окраской («харя», «бестия», «рыло»)?
Ответ: Речь персонажа средство его самохарактеристики. Слова со сниженной
стилистической окраской, грубые, просторечные, такие как «харя», «бестия», «рыло»,
встречающиеся в репликах Простаковой, создают образ невоспитанной,
необразованной, злобной женщины. Героиня позволяет себе оскорбления в адрес
учителей и слуг на протяжении всей пьесы (цитаты), показывая тем самым
пренебрежительное, высокомерное отношение. Благодаря речевой характеристике
создаётся образ, демонстрирующий пороки помещицы и крайне неприятный
читателю.
1.1.3. Сопоставьте сцену из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» с приведённым
фрагментом из романа А.С. Пушкина «Дубровский». Чем отношение Простаковой к
сыну отличается от отношения Троекурова к дочери?
Ответ: Тема данных эпизодов формально одинакова предстоящая свадьба, основные
персонажи родитель и ребёнок, однако отношение матери к сыну отличается от
отношения отца к дочери. Простакова слепо любит Митрофанушку: «друг мой
сердешный», «душенька», «Я тебя из глаз теперь не выпущу», её речь сопровождается
ремарками, передающими отношение к сыну, манипулирующему угрозой
самоубийства: «испугавшись», «вне себя». Героиня потакает ему вот всем, даже в
плане такого важного решения, как женитьба, которая является для недоросля
сиюминутной прихотью, лишь способом уйти от надоевшего занятия: «не хочу
учиться, хочу жениться». Троекуров тоже любит по-своему свою дочь: «Кирила
Петрович был тронут», но он не собирается учитывать мнение дочери в выборе
2
жениха: «Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слёзы тебе не помогут,
послезавтра будет твоя свадьба». Речь героя сопровождают характеристики «грозно»,
«сурово». Оба родителя хотят счастья своему ребёнку и связывают его с выгодной
партией (богатым супругом), но один видит его в исполнении любой прихоти, а
второй – в неукоснительном следовании его наказу.
1.2.1. Как в приведённом стихотворении соотносятся темы родины и мира?
Ответ: В стихотворении «Звезда полей» Николай Рубцов в центре мира видит свою
Родину. Звезда это символ, через который создаётся главный образ: она горит «для
всех тревожных жителей земли», но «только здесь, во мгле заледенелой» «восходит
ярче и полней». Для поэта знать это — и есть счастье, он любит свою Родину и
поэтому она для него краше всего мира, в этом он находит успокоение «в минуты
потрясений».
1.2.2. Какую роль в приведённом стихотворении играют повторы?
Ответ: Лексический повтор это приём, заключающаяся в намеренном повторении в
обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Повторы
усиливают эмоциональную выразительность текста. В стихотворении Рубцова
неоднократно повторяется сочетание «звезда полей», тем самым привлекается
внимание читателя к главному образу стихотворения, символизирующему образ
Родины. Кроме того, повторы в данном стихотворении создают особое настроение
размышления о сущности мира, месте Родины в мире, человеческом счастье:
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.
1.2.3. Сопоставьте стихотворение Н. М. Рубцова «Звезда полей» с приведённым стихо-
творением И. А. Бунина «Вечер». В чём схожи эти стихотворения?
Ответ: Оба стихотворения можно отнести к философской лирике. Лирический герой
Бунина размышляет о счастье, глядя в бездонное небо, на проплывающее мимо
облако, слыша гул молотилки. Лирический герой Рубцова тоже счастлив, когда видит
знакомые пейзажи своей Родины, где «звезда полей» горит ярче и полней. Оба героя
счастливы, если Родина здесь, рядом. Это объединяет стихотворения.
2.4. Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести?
Ответ: Честь комплекс качеств человека, включающий благородство, верность,
справедливость, честность перед самим собой и другие. Это некая нравственная
высота. В романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкин поднимает нравственные
3
проблемы, и прежде всего это вопросы чести дворянина 19 века, что обозначено уже в
эпиграфе с помощью пословицы «Береги честь смолоду».
С точки зрения обозначения понятия чести важен эпизод, в котором отец Петра
Гринёва озвучивает заветы сыну, напоминает об обязанности нести службу как
положено и не срамить честного имени семьи: «служи верно, кому присягнешь;
слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от
службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
В начале романа Петруша показан настоящим недорослем: гонял голубей, играл
в чехарду с дворовыми мальчишками, проказничал, например, делал змея из
географической карты. Тем не менее первый его промах после отъезда из
родительского дома проигрыш в карты, показывает нам, что понимание чести
воспитано в герое: несмотря на возражения Савельича, он возвращает долг. Гринёв
также демонстрирует положительные качества, прося у слуги прощение за грубость и
глупое поведение.
Оказавшись в Белогорской крепости, герой демонстрирует способность
отстаивать не только свои чувства (он влюблён в Машу), но и честь возлюбленной на
дуэли со Швабриным.
Самым ярким эпизодом, доказывающим, что честь как качество развито в
Гринёве, является ситуация, в которой герой оказывается перед выбором: сохранить
свою жизнь и присягнуть Пугачёву либо отказаться и быть повешенным. Выбор Петра
Андреевича такой же, как у капитана Миронова: честь превыше всего.
Автор даёт возможность читателю сравнить: не все дворяне поступают
сообразно понятию чести. Швабрин позорное исключение: он присягает
бунтовщику, более того, он, пользуясь уязвимым положением Маши, готов принудить
её стать его женой.
Ближе к финалу мы видим, что Гринёв оказывается в сложном положении. Он
офицер армии, призванной подавить восстание Пугачёва, но он и единственный
защитник осиротевшей Маши, оказавшейся в стане врага. Особые отношения Гринёва
с Пугачёвым делают возможным для него спасти Машу, но это бросает тень
подозрения на главного героя. Он мог бы оправдать себя на суде, но не хотел
произносить имя Маши. Пётр Гринёв вновь выбирает, на этот раз между свободой и
честью имени возлюбленной. Честь для него оказывается выше и на этот раз.
Таким образом, для Пушкина важно было донести до читателя мысль, что для
дворянина честь – наиважнейшее понятие. В этом нравственная опора общества.
4
Вариант 2
1.1.1. Как и почему меняется настроение генералов от начала к концу приведенного
фрагмента?
Ответ: Попав на необитаемый остров, генералы «поникли головами». Ни к чему не
приспособленные, всю жизнь прожившие без забот и волнений, привыкшие, что рядом
всегда есть крепостной человек, готовый сделать всё для их комфорта, они не в состо-
янии прокормить себя. Только после мысли, что надобно им найти мужика, генералы
приходят в себя. К концу отрывка мы видим их уже совершенно довольными жизнью:
«сердца у них весело играли», потому что нашелся-таки мужик под их хомут и на не-
обитаемом острове.
1.1.2. Каково авторское отношение к генералам и мужику?
Ответ: С горькой иронией изобразил Салтыков−Щедрин рабскую покорность кре-
стьянства в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Громадный
мужик, мастер на все руки, перед протестом которого, если бы он был на это способен,
не устояли бы генералы, безропотно подчиняется тунеядцам. Сам же веревку свил,
чтоб генералы держали его ночью на привязи. Да еще благодарен, что генералы
«мужицким его трудом не гнушаются». Трудно представить более рельефное изобра-
жение силы и слабости русского народа в эпоху самодержавия. Генералы вообще не
вызывают никакой симпатии и жалости, даже в момент, когда они могут умереть с го-
лоду от собственной беспомощности. Писатель высмеивает в господствующих генера-
лах тунеядство, праздность, невежество, глупость и гневно спрашивает: доколе они
будут паразитировать на теле народа.
1.1.3. Сопоставьте фрагмент сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина с приведенным ниже
фрагментом рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч». К каким выводам привело
вас это сопоставление?
Ответ: В обоих произведениях поднята тема отношения народа и господ. Тургенев-
ский Калиныч, как и мужик из сказки Салтыкова−Щедрина, готов служить своему
барину, с отцовской любовью заботится о нем. Но если сатирик Щедрин горько иро-
низирует по поводу рабского преклонения мужика перед генералами, то у Тургенева
звучит любование Калинычем, без явно негативного отношения к социальному
неравенству.
1.2.1. Охарактеризуйте настроение лирического героя стихотворения «Зимняя дорога».
Ответ: Настроение лирического героя передано с помощью эпитетов: «печальные
поляны», «колокольчик однозвучный», «путь скучен», «отуманен лик», ему грустно,
тоскливо, одиноко, сердце его тянется к любимой. В строчках, связанных с домом,
5
настроение иное: лирический герой сможет отдохнуть, забыться, уйти от тревог
благодаря любованию: «загляжусь не наглядясь».
1.2.2. Как в стихотворении А. С. Пушкина «Зимняя дорога» раскрывается тема
времени?
Ответ: Лирический герой на зимней дороге оказался как бы вне времени: все монотон-
но и бесконечно тянется: и дорога, и песня ямщика. Только верстовые столбы, кото-
рые хоть и выглядят уныло, говорят о том, что путь сокращается, конечная цель
приближается. Привлекает внимание повтор временного наречия «завтра», который
передаёт волнение и нетерпение: лирический герой мечтает, что приедет к любимой и
тогда они уже вдвоем опять окажутся вне времени, потому что ждут этой встречи с не-
терпением и не захотят разлучаться:
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит…
1.2.3. Сопоставьте стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Зимний вечер».
К каким выводам привело вас это сопоставление?
Ответ: В обоих стихотворениях рисуются картины зимнего вечера. Вечером лириче-
ский герой стихотворения «Зимняя дорога» оказывается в пути и видит унылый зим-
ний пейзаж:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Нерадостное настроение владеет и лирическим героем «Зимнего вечера». Картина
снежной бури вызывает в нем тоску и уныние:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
6
При этом оба лирических героя имеют надежу на выход из тоскливого состояния. Для
первого это заключается в возвращении домой к любимой, для второго в беседе с
другом, песне и знаменитом:
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.
2.3. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
Ответ: Мцыри это символ свободолюбия, чистоты и духовной силы. Главный герой
поэмы не смог жить в монастыре, вдали от своего дома. Для него жизнью были только
три дня на свободе, в союзе с природой (анализ эпизодов).
Вариант 3
1.1.1. Почему описание природы сопутствует описанию казаков, а при описании
поляков не используется?
Ответ: В основу своей повести Н. В. Гоголь положил историю национально-
освободительной борьбы украинского народа против панской Польши, захватившей
власть почти над всей Украиной. Степь — родина-мать казаков и, как мать, принимает
она их в свои объятья, чтобы утешить, передать жизненную силу и энергию. Для них
стрекотание насекомых это что-то сродни музыке: «очищалось в свежем ночном
воздухе и доходило до слуха гармоническим». «Бесконечная, вольная, прекрасная»
степь и вольные, красивые, сильные казаки нечто созвучное, родное друг другу.
Поляки — чужие на украинской земле. Именно поэтому они не могут быть показаны в
единстве с природой этой земли.
1.1.2. При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ
чайки. Что символизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?
Ответ: Образ матери овеян в повести лиризмом и знаменует не только хранительницу
очага, опору семьи, но и вырастает до символа многострадальной родины, горестно
провожающей своих сыновей в огонь войны. При описании матери появляется образ
чайки, который воспринимается не только в смысле «чайка-мать», но и ассоциируется
с их родиной. Образ чайки появляется и в описании степи: над степью в воздухе
«роскошно купается чайка», которая становится символом воли, свободы. Родина,
степь, мать, свобода, воля — образы контекстуально синонимичные.
1.1.3. Сравните описание степи в приведенном фрагменте с изображением природы в
повести А. П. Чехова «Степь». Чем похожи пейзажи?
Ответ: И у Гоголя, и у Чехова степь одушевляется, уподобляется живому человеку,
целому миру, существующему по своим законам, являет собой идеальный образ
7
гармонии, противопоставленный миру людей. Гоголевская степь яркая. Отрывок
пестрит прилагательными цвета: зеленый, зелено-золотой, синий, черный. А цветов
миллионы! Вот где буйство красок! В чеховском описании меньше цвета: «грачи; все
они похожи друг на друга и делают степь еще более однообразной», но больше
глаголов, больше действия. И у Гоголя, и у Чехова важное место отводится в описании
степи птицам. Именно они самые близкие человеку обитатели степи. И именно они
напоминают и героям, и читателям о стремлении к свободе, развитию, полноте
прекрасной жизни.
1.2.1. Как в стихотворении отображена связь между природой и поэтическим
творчеством? (Жуковский «Невыразимое»)
Ответ: Риторическим вопросом «Что наш язык земной пред дивною природой?» поэт
намечает проблему: то, что будит чудо природы в душе человека, не может быть хоть
сколько-нибудь близко выражено с помощью языка. Да, поэт может описать облака,
лес, озеро, но душевное томление, воспоминание не в силах. Только молчание
остаётся человеку: «обессиленно безмолвствует искусство», «лишь молчание понятно
говорит». Поэту остаётся лишь страдать от чувства невысказанности, наслаждаться
прекрасным и стремиться «выразить невыразимое».
1.2.2. Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения?
Ответ: В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сам определил своеобразие
своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а
выражение мимолетных неуловимых переживаний. Сделать это очень трудно, порой
невозможно найти слова, для всего, что чувствуешь, видишь, чем живешь. Поэтому
стихотворение и завершается строкой «И лишь молчание понятно говорит»: тишина,
отсутствие слов не нарушит красоту, не будет содержать ошибку, искажение, этим оно
ценно.
1.2.3. Сопоставьте стихотворение В. А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным
ниже стихотворением А. А. Фета «Как беден наш язык! Хочу и не могу...». К каким
выводам вас привело это сопоставление?
Ответ: стихотворения объединяет идея о том, как сложно выразить мысли, чувства,
мимолётные состояния, появляющиеся у человека, созерцающего красоту природы.
Однако Жуковский вовсе отказывает человеку в способности передать
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
8
Сей миновавшего привет
В то время как Фет наделяет поэта такой сверхспособностью:
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах
2.1. Почему, читая повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» «...вы и удивляетесь ему
(Тарасу), и ужасаетесь, и смеетесь над ним» (В. Г. Белинский)?
Ответ: Характер главного героя повести очень многогранен. Удивляет в Тарасе
безудержность и грубость его натуры, сочетающиеся с преданностью и нежностью,
мы смеемся над его непосредственностью, простотой и жизнерадостностью,
ужасаемся его жестокости и беспощадности (примеры эпизодов).
Тарас Бульба национальный герой. Он похож на сказочного (былинного) героя:
героически бьется за веру и товарищество. Это герой своего времени: он суров с
женой и сыновьями. Требует от детей служения Отечеству.
Окружающие относятся к Тарасу Бульбе с большим уважением, ценят его. Ярче всего
его характер и жизненная позиция проявляются в речи о товариществе (цитаты с
комментариями). Жизнь и гибель Тараса Бульбы автор и следом за ним читатель
оценивают как героические.
Вариант 4
1.1.1. Какой предстаёт Татьяна в приведённом фрагменте?
Ответ: Приведенный отрывок из романа Пушкина играет большую роль в раскрытии
характера Татьяны, так как помогает понять причины, сформировавшие этот характер
в детстве и юности. Татьяна не похожа на других, она выбивается из общего ряда об-
разов помещиков и помещиц, представленных в романе. С самого детства она была
«Дика, печальна, молчалива,/ Как лань лесная боязлива», что совсем несвойственно
детям. Она любила уединение, где подолгу мечтала, погружаясь в собственный мир
грез и размышлений. Татьяна выросла на любовных романах, которые сделали ее на-
турой мечтательной, сентиментальной. Именно этим и объясняется ее скорая
влюбленность в Онегина — в нем она увидела героя своих грез.
1.1.2. Какую роль в данном фрагменте играет приём противопоставления?
Ответ: Прием противопоставления используется в художественном произведении для
более полного раскрытия образа, темы, размышления. В романе А. С. Пушкина с по-
9
мощью противопоставления создается образ Татьяны. Татьяна в приведенном отрывке
противопоставляется своей сестре Ольге:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей...
Другим детям:
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Тем самым подчеркивается исключительность героини, ее неповторимость:
1.1.3. Сопоставьте фрагмент из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с
приведённым ниже фрагментом из романа «Дубровский» того же автора. В чём схожи
обстоятельства жизни и воспитания двух героинь Татьяны Лариной и Маши
Троекуровой?
Ответ: Приведенные фрагменты из романа Пушкина «Дубровский» и романа «Евгений
Онегин» описывают одинаковые условия воспитания и образования провинциальных
барышень. О Маше Троекуровой Пушкин пишет: «Она привыкла скрывать от него
(отца) свои чувства и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом
будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении». О Татьяне почти
дословно повторяет слова из «Дубровского»:
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей...
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Стремящиеся к уединенью, воспитанные на любовных романах, и Маша, и Татьяна
натуры глубокие, с богатым внутренним миром, способные к развитию и не ограничи-
вающиеся интересами уездной помещицы.
10
1.2.1. Какие значения обретает в данном стихотворении слово «мы»? (Окуджава «Нам
нужна одна победа»)
Ответ: Использование не единственного, а множественного числа – нетипично для
лирики. Местоимение «мы» в стихотворении Б. Окуджавы приобретает обобщенное
значение. Мы как все солдаты Великой Отечественной, мы как весь народ, жду-
щий Победы над врагом и не щадящий для этого даже самого дорогого жизни. У
всех одна цель, все как один стремятся к ее достижению в едином порыве.
1.2.2. Какова роль рефрена в приведённом стихотворении?
Ответ: Рефрен повтор одной или нескольких строк. В стихотворении Б. Окуджавы
рефреном звучат строки «нам нужна одна победа, одна на всех мы за ценой не
постоим», заключая в себе главную мысль: жажду жизни, мечту о мире. Без победы не
будет ни того, ни другого. Именно с целью показать это, обратить внимание читателя
на художественную идею стихотворения и используется рефрен.
1.2.3. Сопоставьте стихотворение Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа» с
приведённым ниже стихотворением В. Высоцкого «Мы вращаем Землю». В чём изоб-
ражение войны в стихотворении Б. Ш. Окуджавы схоже с картиной войны, созданной
В. С. Высоцким?
Ответ: Тема Великой Отечественной войны звучит в стихотворениях Высоцкого и
Окуджавы. Главной мыслью, их объединяющей, становится мысль о необходимости
победы над врагом. В этом едином порыве встали все на защиту своей Родины. И в
том, и в другом стихотворении показана целостная картина войны: и нападение, и
период отступления: «Над нашей Родиною дым» (Окуджава), «От границы мы Землю
вертели назад было дело сначала» (Высотский), и наступление итаты) и будущая
неотвратимая желанная победа. В обоих стихотворениях картина предельно широка
Высоцкого эта мысль более ярко выражена): это не Россия, а мир. Солдаты гонят врага
не только со своей территории, они освобождают от него всю Землю (цитаты).
2.1. Что сближает и что различает Татьяну и Ольгу Лариных?
Ответ: Характеры сестер Лариных показаны с использованием противопоставления.
Ольга весёлая, жизнерадостная девушка. Она послушная дочь, родители её любят, с
детства она была обыкновенным ребенком, ничто не вызывало в ней опасений. В
Ольгу без памяти влюблён Ленский. На его ухаживания она отвечает взаимностью, но
её любовь непостоянна. Когда Ленского не стало, она недолго горевала и вскоре
вышла замуж. Татьяна, наоборот, печальна, молчалива, замкнута в себе. Она не похо-
жа на других девушек. В то время как все вышивали, заполняли альбомы, Татьяна
читала романы и любовалась природой. В отличие от своей сестры «она в семье своей
родной казалась девочкой чужой./ Она ласкаться не умела/ К отцу, ни к матери своей».
11
Татьяна натура глубокая и любит Татьяна по-настоящему, не так как Ольга.
(Наполнить сочинение анализом текста, примерами).
Вариант 5
1.1.1. В чём проявляется близость приведённого фрагмента поэмы произведениям
устного народного творчества?
Ответ: Уловить связь приведенного фрагмента «Слова…» с фольклором несложно.
Основное их сходство — в языке. Он богат постоянными эпитетами: «мечи булатные»,
«головы поганые». О былинах заставляет вспомнить битва Всеволода с половцами.
Преувеличивается его мужество, при описании его подвигов автор использует прием
гиперболы: «Буй тур Всеволод, бьешься ты в самой гуще боя, прыщешь ты стрелами;
куда, буй тур, поскачешь, там лежат поганые головы половецкие…» Манера
повествования в «Слове…» тоже перекликается с народным творчеством. Автор часто
прерывает рассказ обращением к князю Всеволоду. Когда древние певцы исполняли
былины, они тоже отступали от повествования и взывали к своим слушателям. Не
исключается, что и «Слово…» было написано для исполнения под музыку, как
народные песни и былины.
1.1.2. Какую роль в описании битвы Игорева войска с половцами играет антитеза?
Ответ: Антитеза это противопоставление, оборот, в котором сочетаются резко
противоположные понятия и представления. Прием антитезы используется при
описании битвы. Так, враги предстают в описании «погаными», а среди них сияет
«золотой шлем» Всеволода. Сражаясь, «дети бесовы кликом поля перегородили, а
храбрые русичи перегородили червлёными щитами». Таким образом, прибегая к
противопоставлению, автор воспевает мужество русских воинов, которые без стона и
крика идут в бой, в то время как враг лишь криком защищается.
1.1.3. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы А. Т. Твардовского
«Василий Теркин» (глава «Поединок»), Как раскрывается в них тема воинского
подвига?
Ответ: В приведенном фрагменте «Слова…» описывается бой русских дружин с
половцами. Глава «Поединок» поэмы Твардовского «Василий Теркин» рассказывает о
рукопашной схватке главного героя с матерым фрицем. В обоих произведениях
авторы прославляют мужество русских воинов, которые за Родину готовы жизнь
отдать. Сама природа в «Слове…» скорбит о надвигающейся битве с половцами,
сочувствуя «храбрым русичам», желая им победы. На стороне Теркина в поединке
сознание справедливости своей борьбы: он защищает родную землю, на которую
незваным гостем пришел захватчик.
12
Как на древнем поле боя,
Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка всё решит.
И непобедимый русский воин должен одерживать победу в смертельной схватке,
потому что за ним Родина. Победа во все времена достигается тяжелым ратным
трудом, который сам по себе есть уже подвиг.
1.2.2. Какую роль в развитии главной темы стихотворения играет олицетворение?
(Есенин «Я покинул родимый дом»)
Ответ: Олицетворение вид метафоры, в которой предметы, явления неживой
природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение служит
для создания неповторимого, яркого художественного образа. В стихотворении
Есенина «старый клен на одной ноге», похожий «головой» на поэта, «стережёт
голубую Русь». Клен предстает в образе живого, очеловеченного существа.
1.2.3. Сопоставьте есенинское стихотворение со стихотворением Н. М. Рубцова
«Прекрасно небо голубое...». Какие мотивы и образы указывают на идейную близость
двух произведений?
Ответ: Стихотворение «Прекрасно небо голубое…» созвучно есенинскому «Я покинул
родимый дом…». Оба они полны любви к родной земле, своим корням. В обоих
стихотворениях появляется мотив расставания, но вместе с ним звучит и вера в то, что
воссоединение произойдет обязательно (цитаты).
2.4. Город и деревня в рассказах В. М. Шукшина.
Ответ: Взаимоотношения между городом и деревней в рассказах Шукшина всегда
были сложными, противоречивыми. На городскую «похвальбу» цивилизацией человек
деревни часто в рассказах Шукшина отвечает хамством, защищается резкостью. Таков
Глеб Капустин из рассказа «Срезал».
Другой пример рассказ «Чудик», в котором изображён особый тип шукшинского
герой: человек не от мира сего, особенный, наивный, непонятый другими, но
открытый, честный, добрый. Он житель деревни. В городе, куда герой приезжает в
гости к брату, ему неловко. Городских жителей олицетворяют строгая телеграфистка,
исправившая нежное послание Чудика, жена брата: сварливая, заносчивая, не
оценившая доброго порыва выкрасить коляску. Герой любит свою малую родину,
гордится ею, что звучит в разговоре с братом (цитаты). В финале герой, вернувшись
13
домой, с детской непосредственностью бежит босиком по лужам и напевает. Читатель
понимает, что Чудик счастлив.
Вариант 6
Разбирали, т.к. было на пробном ОГЭ
Вариант 7
1.1.1. Почему общество, собравшееся у полковника С***, ожидает от Вулича «какой-
нибудь оригинальной выходки»?
Ответ: Описывая пари Печорина с Вуличем, Лермонтов дает нам описание поручика.
Автор подчеркивает, что все в поручике «согласовалось для того, чтоб придать ему
вид существа особенного, неспособного делиться мыслями и страстями с теми,
которых судьба дала ему в товарищи», подчеркивается также страсть Вулича к игре.
Именно поэтому от него можно было ждать чего угодно. Непредсказуемость и
«особенность» героя объясняет его выходку спор, на кону которого жизнь.
1.1.2. Какую роль в приведённом эпизоде играет описание внешности Вулича?
Ответ: Портрет описание внешности персонажа, одно из средств создания образа.
Портрет Вулича (цитата) в этом эпизоде не только знакомит читателя ним, но и
создаёт интригу, даёт ощущение предчувствия чего-то необычного. Ожидания
оправдываются: герой оказался способен на игру с собственной жизнью (цитата)
1.1.3. Сопоставьте фрагмент из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с
приведённым ниже фрагментом из повести А. С. Пушкина «Выстрел». В чём схожи
Вулич и Сильвио?
Ответ: Оба героя: и Сильвио, и Вулич окружены некоторой таинственностью. Они
не похожи на окружающих, в их судьбах и поступках всегда присутствует загадка,
которую тщетно пытаются отгадать знающие их. Они фаталисты. И Пушкин, и
Лермонтов дают понять, что от этих героев можно ожидать самого неожиданного
поступка, самого непредсказуемого шага, в чем читатель имеет возможность
убедиться, прочитав их истории.
1.2.1. Как в приведённом стихотворении раскрывается мысль о связи человека с
природой? (Фет «Ещё весна, — как будто неземной»)
Ответ: Благодаря тому, что Фет много лет прожил в деревне, он любил и тонко
понимал природу, которой посвятил значительную часть своих произведений. Одним
из таких стихотворений стало «Ещё весна, как будто неземной…». В мельчайших
деталях прекрасного пейзажа нашли отражение мимолетные настроения, оттенки
человеческих чувств: «несбыточное грезится опять», когда «дух ночным владеет
14
садом» — природа и чувства гармонично сливается для поэта в нечто целое. Человек в
стихах Фета живет в одном ритме с природой: погружается в думы и грезы.
1.2.2. Какие художественные средства помогают А. А. Фету создать образ весны?
Ответ: Создать неповторимый образ весны помогают тропы и стилистические фигуры.
Эпитет «душистый холод» подчеркивает, что тепло еще не наступило, воздух
холодный, но уже наполнен запахами весны.
Повторы придают художественной речи особую ритмичность, усиливают ее
эмоционально-образную выразительность: автор акцентирует внимание на
переживаниях лирического героя:
Несбыточное грезится опять,
Несбыточное в нашем бедном мире,
И грудь вздыхает радостней и шире,
И вновь кого-то хочется обнять.
Инверсия необычный порядок слов в предложении — также позволяет создать
необычный интонационно-художественный рисунок стихотворения: все навевает
размышления о гармонии в отношениях человека и природы:
Ещё весна, — как будто неземной
Какой-то дух ночным владеет садом…
1.2.3. Сопоставьте стихотворение А. А. Фета «Ещё весна, как будто неземной...» с
приведённым ниже стихотворением Ф. И. Тютчева «Как неожиданно и ярко...». Какие
чувства и мысли сближают лирических героев этих произведений?
Ответ: Идейное содержание стихотворений созвучно: в мельчайших деталях
прекрасного пейзажа нашли отражение мимолетные настроения, оттенки
человеческих чувств. «Несбыточное грезится опять», когда «дух ночным владеет
садом» — у Фета;
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей! —
у Тютчева.
15
Природа и чувства гармонично сливается для поэтов в нечто целое. Человек в стихах
Фета и Тютчева живет в одном ритме с природой: погружается в думы и грезы.
2.1. Значение образа Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего
времени».
Ответ: Большинство читателей и критиков восприняли Печорина как героя
отрицательного. Так считал и император Николай I. Знакомясь с первой частью
произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный
служака Максим Максимыч. В.Г.Белинский признал в Максим Максимыче «тип чисто
русский». Максим Максимыч это, по мнению Белинского, «добрый простак,
который и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден
он».
Максим Максимыч беден, не имеет высокого чина и не слишком образован. Жизнь его
складывалась трудно, а воинская служба наложила определенный отпечаток на его
характер. Он рядовой армейский офицер, который многое повидал и имеет большой
жизненный опыт. Служебный долг для него превыше всего, при этом Максима
Максимыча характеризует жизнелюбие и способность тонко воспринимать красоту
окружающего мира. Штабс-капитан наделен чувством прекрасного, гуманен и
самоотвержен, умеет заботиться о людях.
В отношении к Печорину Максим Максимыч добр и радушен. Старый офицер
искренне привязывается к Григорию Александровичу и дарит ему нежность и
внимание. Максим Максимыч совершенно иной персонаж, чем главный герой романа.
Штабс-капитан выгодно отличается от Печорина своей простотой и
безыскусственностью, ему не свойственна рефлексия, он воспринимает жизнь такой,
какова она есть, не философствуя и не анализируя. Максим Максимыч близок к
окружающей действительности. Именно поэтому образ Максим Максимыча весьма
важен для раскрытия основной идеи произведения и характера Печорина. Этих героев
сближает удаль, любовь к природе, понимание ее величия и красоты, смелость и
благородство, непосредственность и искренность в общении, интерес к окружающему
миру, действенное отношение к нему. Однако добрый и простой штабс-капитан
неспособен понять характер и поступки Печорина, хотя искренне к нему
привязывается. Максим Максимыч воспринимает жизнь такой, какой она есть. Он
довольно ограниченный и примитивный служака, верный присяге и исправно
выполняющий свои обязанности. Однако по словам Белинского, у него «чудесная
душа, золотое сердце».