Тест "Литературоведение как наука"

Составитель: к. филол. н. Павельева Ю.Е.
Дисциплина: «Основы теории литературы»
Тест по теме: «Литературоведение как наука»
1. Модель системного единства литературы была предложена
+
У.Р. Фохтом
Б.Л. Мейлахом
А.А. Потебней
Б.В. Томашевским
2. Среди литературных явлений как особый вид духовной деятельности человека
выделяют
+
Литературное творчество
Литературное произведение
Литературный процесс
Литературное направление
3. Среди литературных явлений как модель реальной действительности,
выраженной в словесно-образной форме, выделяют
+
Литературное произведение
Литературный процесс
Литературное направление
Литературное творчество
4. Среди литературных явлений как последовательность литературных событий,
связанных с национальной историей, с исторической жизнью народа выделяют
+
Литературный процесс
Литературное направление
Литературное творчество
Литературное произведение
5. Литературные явления в их типологической обобщенности изучает
+
Теория литературы
История литературы
Литературная критика
Текстология
6. Методология литературоведения – это
+
Теория литературы
История литературы
Литературная критика
Текстология
7. Принципы анализа и оценки литературных явлений устанавливает
+
Теория литературы
История литературы
Литературная критика
Текстология
8. Литературные явления в их качественной определенности изучает
+
История литературы
Литературная критика
Текстология
Теория литературы
9. Последовательность событий, из которых складывается литературный процесс
изучает
+
История литературы
Литературная критика
Текстология
Теория литературы
10. Творчество конкретных писателей, их творческий путь, влияние творчества
одних писателей на творчество других изучает
+
История литературы
Литературная критика
Текстология
Теория литературы
11. Анализ и оценка современного литературного процесса относится к сфере
+
Литературной критики
Теории литературы
Истории литературы
Историографии
12. Формирует общественное мнение, стремясь скорректировать развитие
литературного процесса
+
Литературная критика
История литературы
Теория литературы
Текстология
13. К вспомогательным дисциплинам относится
+
Текстология
Теория литературы
История литературы
Литературная критика
14. К вспомогательным дисциплинам относится
+
Историография
Теория литературы
История литературы
Литературная критика
15. К вспомогательным дисциплинам относится
+
Библиография
Теория литературы
История литературы
Литературная критика
Составитель: к. филол. н. Павельева Ю.Е.
Дисциплина: «Основы теории литературы»
Тестовые задания по теме: «Литературные роды и жанры»
1. Повествование как организующее начало характеризует
+
Эпос
Лирику
Драму
Лиро-эпику
2. Действие как организующее начало характеризует
+
Драму
Эпос
Лирику
Лиро-эпику
3. Единичные состояния человеческого сознания как организующее начало
характеризуют
+
Лирику
Драму
Эпос
Лиро-эпику
4. Действие человека самого по себе, а не его мысли и чувства преобладают в
+
Эпосе
Лирике
Драме
Лиро-эпике
5. Действие как столкновение и противодействие характеров осуществляется в
+
Драме
Эпосе
Лирике
Лиро-эпике
6. Воздействие лирического героя на автора, а через него на читателя преобладает
в
+
Лирике
Драме
Эпосе
Лиро-эпике
7. Авантюрный роман – жанр
+
Эпоса
Лирики
Драмы
Лиро-эпики
8. Баллада – жанр
+
Лиро-эпики
Лирики
Эпоса
Драмы
9. Поэма – жанр
+
Лиро-эпики
Лирики
Эпоса
Драмы
10. Идиллия – жанр
+
Лирики
Эпоса
Драмы
Лиро-эпики
11. Новелла – жанр
+
Эпоса
Лирики
Драмы
Лиро-эпики
12. Элегия – жанр
+
Лирики
Эпоса
Драмы
Лиро-эпики
13. Басня – жанр
+
Лиро-эпики
Лирики
Эпоса
Драмы
14. Комедия – жанр
+
Драмы
Лирики
Эпоса
Лиро-эпики
15. Трагедия – жанр
+
Драмы
Лирики
Эпоса
Лиро-эпики
Составитель: к. филол. н. Павельева Ю.Е.
Дисциплина: «Основы теории литературы»
Тестовые задания по теме: «Язык художественной литературы»
1. Один из видов художественного повтора
+
Аллитерация
Парцелляция
Метонимия
Синекдоха
2. Один из видов художественного повтора
+
Анафора
Метафора
Хиазм
Эпитет
3. Один из видов тропов
+
Метафора
Хиазм
Эпитет
Анафора
4. Стилистическая фигура поэтического синтаксиса
+
Хиазм
Эпитет
Анафора
Метафора
5. Художественный прием
+
Эпитет
Анафора
Метафора
Хиазм
6. Поэтическому синтаксису соответствует понятие
+
Анаколуф
Метонимия
Сравнение
Эпифора
7. Один из видов тропов
+
Метонимия
Сравнение
Эпифора
Анаколуф
8. Художественный прием
+
Сравнение
Эпифора
Анаколуф
Метонимия
9. Один из видов художественного повтора
+
Эпифора
Анаколуф
Метонимия
Сравнение
10. Художественный прием
+
Литота
Синекдоха
Стык (подхват)
Эллипсис
11. Один из видов тропов
+
Синекдоха
Стык (подхват)
Эллипсис
Литота
12. Один из видов художественного повтора
+
Стык (подхват)
Эллипсис
Литота
Синекдоха
13. Поэтическому синтаксису соответствует понятие
+
Эллипсис
Литота
Синекдоха
Стык (подхват)
14. Использование слов или выражений в переносном значении характеризует
+
Тропы
Приемы
Фигуры
Поэтический синтаксис
15. Разновидность тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по
аналогии, при этом признак, по которому выстраивается аналогия, не назван
+
Метафора
Метонимия
Гипербола
Литота
16. Замещение одного слова другим, которое применено в переносном значении, при
этом основной компонент (понятие, о котором идет речь) вообще не назван
+
Метонимия
Гипербола
Литота
Синекдоха
17. Троп, основанный на перенесении значения с одного явления на другое по признаку
количественного отношения между ними
+
Синекдоха
Метонимия
Гипербола
Литота
18. Троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения реального
явления
+
Литота
Синекдоха
Метонимия
Гипербола
19. Присвоение свойств одушевлённых предметов неодушевлённым
+
Олицетворение
Оксюморон
Перифраз
Синтаксический параллелизм
20. Нарочитое сочетание противоречивых понятий
+
Оксюморон
Перифраз
Гипербола
Литота
21. Расположение конструктивно схожих фрагментов в смежных частях текста
+
Синтаксический параллелизм
Парцелляция
Эллипсис
Лексический параллелизм
22. Повторение одинаковых или похожих элементов в начале смежных фрагментов
текста
+
Анафора
Эпифора
Стык
Подхват
23. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный
+
Инверсия
Парцелляция
Эллипсис
Амфиболия
24. Художественная разновидность противопоставления, имеющая риторический
потенциал
+
Антитеза
Гипербола
Литота
Оксюморон
25. Повторение гласных звуков
+
Ассонанс
Аллитерация
Аллюзия
Ассоциация
26. Повторение согласных звуков
+
Аллитерация
Аллюзия
Ассоциация
Ассонанс
27. В отрывке:
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем…
выделенные слова – это
+
Эпитет
Сравнение
Метафора
Метонимия
28. В отрывке:
Улица была – как буря. Толпы проходили
Словно их преследовал неотвратимый Рок.
использован художественный прием
+
Сравнение
Эпитет
Литота
Синекдоха
29. Чаша желаний, змея сомнений – пример тропа
+
Метафора
Синекдоха
Метонимия
Литота
30. В отрывке:
«Все мое» – сказало злато,
«Все мое» – сказал булат,
«Все куплю» – сказало злато,
«Все возьму» – сказал булат
выделенные слова – это
+
Метонимия
Литота
Метафора
Синекдоха
31. Отрывок: «Всё спит – и человек, и зверь, и птица…» пример тропа
+
Синекдоха
Метонимия
Литота
Метафора
32. Отрывок: «Редкая птица долетит до середины Днепра» пример
+
Гиперболы
Литоты
Олицетворения
Сравнения
33. Отрывок:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад
пример
+
Олицетворения
Сравнения
Гиперболы
Литоты
34. Отрывок: «Певец весенних дней пернатый» пример
+
Перифраза
Метафоры
Сравнения
Олицетворения
35. В отрывке:
Ты вел мечи на пир обильный,
Все пало с шумом пред тобой
выделенное слово – это
+
Метонимия
Литота
Метафора
Гипербола
36. Отрывок:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
пример
+
Звукоподражания
Ассонанса
Аллитерации
Анафоры
37. Отрывок:
Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поет…
пример
+
Анафоры
Звукоподражания
Ассонанса
Аллитерации
38. Отрывок:
Вы ликуете шумной толпой,
Он всегда и повсюду один.
Вы идете обычной тропой,
Он – к снегам недоступных вершин…
пример
+
Антитезы
Сравнения
Иронии
Сарказма
39. Отрывок:
И курганов зеленеет
Убегающая цепь…
пример
+
Инверсии
Парцелляции
Синтаксического параллелизма
Эллипсиса
40. Отрывок: «Не час, не день, не год уйдёт…» пример
+
Градации
Инверсии
Парцелляции
Эллипсиса
41. . Отрывок:
Пороша. Мы встаем и тотчас на коня,
И рысью по полю при первом свете дня…
пример
+
Эллипсиса
Градации
Инверсии
Парцелляции
42. В отрывке:
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!
выделенное слово – это
+
Сарказм
Антитеза
Сравнение
Ирония
43. Отрывок: «Мы все глядим в Наполеоны…» пример
+
Синекдохи
Метонимии
Литоты
Метафоры
44. Отрывок: «Лежал закат костром багровым…» пример
+
Сравнения
Эпитета
Литоты
Синекдохи
45. Отрывок: «Бегут ручьи моих стихов» пример
+
Метафоры
Гиперболы
Антитезы
Амфиболии
Составитель: к. филол. н. Павельева Ю.Е.
Дисциплина: «Основы теории литературы»
Тестовые задания по теме: «Стиховедение»
1. Единица соизмеримости стихов в античном и силлабо-тоническом
стихосложении
+
Стопа
Мора
Колон
Изоколон
2. Фактор, определяющий ритм в силлабо-тоническом стихе
+
Количество стоп
Количество слогов
Долгота гласных
Количество слов
3. Вид античной строфы; двустишие, первая строка которого имеет форму
гекзаметра, а вторая – пентаметра это…
+
Элегический дистих
Александрийский стих
Логаэд
Тонический стих
4. Досиллабические и силлабические стихи с обязательной парной рифмовкой,
называемые в русской литературе двоестрочием
+
Вирши
Александрийский стих
Логаэд
Тонический стих
5. Форма тонического стиха
+
Тактовик
Восьмисложник
Логаэд
Свободный стих
6. Вид рифмы по звучанию
+
Богатые
Внутренние
Омонимические
Полные
7. Вид рифмы по положению в стихе
+
Внутренние
Богатые
Омонимические
Полные
8. Вид рифмы по лексико-грамматическим признакам
+
Омонимические
Богатые
Внутренние
Полные
9. Вид рифмы по составу
+
Полные
Богатые
Внутренние
Омонимические
10. Чередование сильных и слабых мест в стихе
+
Стопа
Метр
Размер
Мора
11. Двусложная стопа с первым слабым и вторым сильным слогами
+
Ямб
Хорей
Дактиль
Анапест
12. Двусложная стопа с первым сильным и вторым слабым слогами
+
Хорей
Дактиль
Анапест
Ямб
13. Трехсложная стопа с первым сильным и двумя слабыми слогами
+
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
Хорей
14. Трехсложная стопа с первым и третьим слабыми и вторым сильным слогами
+
Амфибрахий
Анапест
Дактиль
Ямб
15. Трехсложная стопа с первым и вторым слабыми и третьим сильными слогами
+
Анапест
Амфибрахий
Дактиль
Хорей
16. Пропуск ударения на сильном месте в стопе
+
Пиррихий
Спондей
Трибрахий
Бакхий
17. Возникновение в стопе внесистемного ударения
+
Спондей
Трибрахий
Бакхий
Пиррихий
18. Размер отрывка
Играй. Адель,
Не знай печали...
+
2-стопный ямб
2-стопный хорей
3-стопный ямб
3-стопный хорей
19. Размер отрывка
Подруга думы праздной,
Чернильница моя...
+
3-стопный ямб
4-стпоный ямб
3-стопный хорей
4-стопный хорей
20. Размер отрывка
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог...
+
4-стопный ямб
3-стопный ямб
3-стопный хорей
4-стопный хорей
21. Размер отрывка
Еще одно, последнее сказанье,
И летопись окончена моя...
+
5-стопный ямб
4-стопный ямб
5-стопный хорей
4-стопный хорей
22. Размер отрывка
В одном из городов Италии счастливой
Когда-то властвовал предобрый старый Дук...
+
6-стопный ямб
5-стопный ямб
5-стопный хорей
6-стопный хорей
23. Размер отрывка
Горные вершины
Спят во тьме ночной...
+
3-стопный хорей
3-стопный ямб
4-стопный хорей
4-стопный ямб
24. Размер отрывка
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...
+
4-стопный хорей
4-стопный ямб
3-стопный хорей
3-стопный ямб
25. Размер отрывка
Нежно-небывалая отрада
Прикоснулась к моему плечу...
+
5-стопный хорей
5-стопный ямб
4-стопный хорей
4-стопный ямб
26. Размер отрывка
Долго не сдавалась Любушка-соседка.
Наконец, шепнула: есть в саду беседка...
+
6-стопный хорей
6-стопный ямб
5-стопный хорей
5-стопный ямб
27. Размер отрывка
В тихий вечер ночью на распутьи трех дорог
Я колдунью молодую подстерег...
+
6-стопный хорей
6-стопный ямб
5-стопный хорей
5-стопный ямб
28. Размер отрывка
Кубок янтарный
Полон давно...
+
2-стопный дактиль
3-стопный дактиль
2-стопный амфибрахий
2-стопный анапест
29. Размер отрывка
Раз у отца в кабинете
Саша портрет увидал...
+
3-стопный дактиль
2-стопный дактиль
3-стопный амфибрахий
3-стопный анапест
30. Размер отрывка
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели...
+
4-стопный дактиль
3-стопный дактиль
4-стопный амфибрахий
4-стопный анапест
31. Размер отрывка
Румяной зарею
Покрылся восток...
+
2-стопный амфибрахий
2-стопный дактиль
3-стопный амфибрахий
2-стопный анапест
32. Размер отрывка
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи...
+
3-стопный амфибрахий
3-стопный дактиль
4-стопный амфибрахий
3-стопный анапест
33. Размер отрывка
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль...
+
4-стопный амфибрахий
4-стопный дактиль
5-стопный амфибрахий
4-стопный анапест
34. Размер отрывка
В золотые закаты
Убежала земля...
+
2-стопный анапест
2-стопный дактиль
2-стопный амфибрахий
3-стопный анапест
35. Размер отрывка
О весна, без конца и без краю,
Без конца и без краю мечта...
+
3-стопный анапест
3-стопный дактиль
3-стопный амфибрахий
4-стопный анапест
36. Размер отрывка
Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь...
+
4-стопный анапест
4-стопный дактиль
4-стопный амфибрахий
5-стопный анапест
37. Размер дольника
Смуглый отрок бродил по аллеям.
У озерных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
+
3-ударный
4-ударный
5-ударный
вольный
38. Размер дольника
Черный ворон в сумраке снежном
Черный бархат на смуглых плечах.
Томный голос пением нежным
Мне поет о южных ночах…
+
3-ударный
4-ударный
5-ударный
вольный
39. Размер дольника
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны…
+
3-ударный
4-ударный
5-ударный
вольный
40. Размер дольника
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть…
+
3-ударный
4-ударный
5-ударный
вольный