Презентация "Сергей Есенин. Тема Родины"
Подписи к слайдам:
- «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве».
- С. А. Есенин.
- МЕНЮ
- Любовь-поклонение
- Любовь-мираж
- Кризис
- Вдали от родины
- Возвращение на родину
- «Любовь - поклонение»
- Родина в творчестве Есенина - его единственная любовь. Он объясняется в любви не к женщине, а благодатной родине.
- Основная черта лирического героя поэзии Есенина, как и самой Руси, - кротость. Сам лирический герой – пастух, богомолец. Наибольшую важность для него представляет единение с природой, а природа для Есенина олицетворяет храм. Храм – христианство, Бог; природа – крестьянство. Именно эти два начала легли в основу мировоззрения поэта в те годы.
- Наиболее популярен в его поэзии 1914 – 1916 гг. образ крестьянского рая. Деревенская жизнь у поэта – крестьянский космос, а всевозможные мелочи, предметы, неразделимые с крестьянским бытом – образ духовной благодати.
- Ранний Есенин имеет пристрастие к диалектизмам (выть, веретье, скатый, дежка и т.д.), подчеркивающим его глубокую внутреннюю связь с Родиной.
- Кротость героя вытекает из ностальгии по старой крестьянской Руси, из принципа «всеприемственности», из философского успокоения.
- В предреволюционные годы Есенин все больше думает о судьбе загадочной нищей и необъятной России. Одной из основных тем, которая объединяет стихи 1916 года, является тема прощания с прошлым. В них отразилась горечь разлуки с другом, с родными местами, где поэт прислушивался к звукам природы и любовался ее красотой, с любовью, которая казалась лишь сном, отзвуком, тенью и теперь «отоснилась … навсегда». Возникают сквозные темы поиска пути, дороги для своей родины и самого себя.
- Край любимый! Сердцу снятся
- Скирды солнца в водах лонных.
- Я хотел бы затеряться
- В зеленях твоих стозвонных.
- По меже, на переметке,
- Резеда и риза кашки.
- И вызвенивают в четки
- Ивы – кроткие монашки.
- («Край любимый! Сердцу снятся…»,1914)
- Пойду в скуфье смиренным иноком
- Иль белобрысым босяком –
- Туда, где льется по равнинам
- Березовое молоко.
- …
- Счастлив, кто в радости убогой,
- Живя без друга и врага,
- Пройдет проселочной дорогой,
- Молясь на копны и стога.
- («Пойду в скуфье смиренным иноком…»,1914)
- Если крикнет рать святая:
- «Кинь ты Русь, живи в раю!»
- Я скажу: «Не надо рая,
- Дайте родину мою».
- («Гой ты, Русь, моя родная…», 1914)
- О Русь – малиновое поле
- И синь, упавшая в реку, -
- Люблю до радости и боли
- Твою озерную тоску.
- («Запели тесаные дроги…», 1916)
- "Любовь-мираж"
- Есенин, начиная с 1917 года и заканчивая 1919, - утопист. Два года он под влиянием своих утопических идей творил необиблейский миф о русской революции. Он не писал любовную лирику, не писал гражданскую, он не выступал как теоретик стиха; вся его творческая энергия сосредоточилась на идее России – Инонии, на иной Руси.
- Лишь в 1918 году параллельно с произведениями во славу Третьему Завету Есенин написал тихую лирику с ностальгическими мотивами покоя, благодати, «коломенской грусти», «свечки чисточетверговой», тихого радости и «златого затишья», «нежной девушки в белом».
- Пред поэтом вновь встают родные черты села и того невозвратного прошлого. Песни-крики, гимны Третьему Завету уравновешивались в настроениях поэта мотивам умиротворения, образами гармонии, любовными
- признаниями Родине, агрессивное динамическое состояние и лирического героя, и мироустройства в целом сменялось идеалами покоя, моделью статического миропорядка.
- И мыслил и читал я
- По библии ветров,
- И пас со мной Исайя
- Моих златых коров.
- («О пашни, пашни, пашни…», 1917 – 1918)
- Душа грустит о небесах,
- Она нездешних нив жилица.
- Люблю, когда на деревах
- Огонь зеленый шевелиться.
- («Душа грустит о небесах…», 1919)
- Звени, звени, златая Русь,
- Волнуйся, неуемный ветер!
- Блажен, кто радостью отметил
- Твою пастушескую грусть.
- Звени, звени, златая Русь.
- («О верю, верю, счастье есть…», 1917)
- В 1919 году наступает резкий перелом в настроениях Есенина. Он видит реальную опасность разрушения родного мира природы и чувствует свое бессилие перед грубой механической силой. В стихи двадцатипятилетнего поэта, теряющего свою любимую «голубую Русь», входят мотивы преждевременного заката жизни:
- Не жалею, не зову, не плачу,
- Все пройдет, как с белых яблонь дым.
- Увяданья золотом охваченный,
- Я не буду больше молодым.
- («Не жалею, не зову, не плачу…», 1921)
- В эти годы в поэзии Есенина громче всего звучала именно тема трагического противостояния города и деревни. Стихотворение о гибели деревянной Руси он назвал «Сорокоуст» - Словом, обозначающим поминальную службу по умершему в течение сорока дней после смерти. Здесь город-враг, который «тянет к глоткам равнин пятерню»; сама природа – в состоянии гибели:
- Оттого-то в сентябрьскую склень
- На сухой и холодный суглинок,
- Головой размозжась о плетень,
- Облилась кровью ягод рябина.
- Индустриальный образ требует от Есенина новой поэтики и нового языка. В «Сорокоусте» поэт сочетает грубость и даже сквернословие с необычайной нежностью, чтобы показать всю любовь и тоску по умирающей «голубой Руси». Есенин расширяет ритмические вариации стиха, рамки рифмы и ассонанса. Душевный внутренний кризис сопутствует резкому подъему в «профессиональном росте» поэта. Недаром Валерий Брюсов назовет «Сорокоуст» «лучшим из всех, что были написаны за последнее время».
- В 1921 году Сергей Есенин пишет широкоизвестную элегию «Не жалею, не зову, не плачу…», где поэт утверждает, что ничто на самом деле не проходит бесследно и наше прошлое живет в настоящем и переходит с нами в будущее. Каждый миг жизни благословенен и потому драгоценен, и потому ни о чем не стоит жалеть и всем стоит дорожить. Это стихотворение показало, что поэт преодолел имажинизм и опять очутился на свободе, вернулся «домой».
- Не жалею, не зову, не плачу,
- Все пройдет, как с белых яблонь дым.
- Увяданья золотом охваченный,
- Я не буду больше молодым.
- Ты теперь не так уж будешь биться,
- Сердце, тронутое холодком,
- И страна березового ситца
- Не заманит шляться босиком.
- Дух бродяжий! ты все реже, реже
- Расшевеливаешь пламень уст.
- О моя утраченная свежесть,
- Буйство глаз и половодье чувств.
- Я теперь скупее стал в желаньях,
- Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
- Словно я весенней гулкой ранью
- Проскакал на розовом коне.
- Все мы, все мы в этом мире тленны,
- Тихо льется с кленов листьев медь…
- Будь же ты вовек благословенно,
- Что пришло процвесть и умереть.
- («Не жалею, не зову, не плачу…», 1921)
- Ощущение трагедии, которая происходит с Россией и душой народа, обманутого «суровым Октябрем», мука собственного бессилия перед «роком событий», личные неурядицы выплескивались в стихи, составившие цикл «Москва кабацкая», и поэму «Страна Негодяев».
- В «Стране Негодяев» выразились не только оппозиционные настроения Есенина, но и понимание им своего изгойства в реальном социализме. Ему невыносимо
- и снисходительное к себе отношение властей, и свое «злое уныние», и то, что от революции только и осталось – «клюнь да трубка». Чувствуя себя пасынком в Советской России, Есенин и открыто выражал свое нежелание возвращаться на родину из заграничной поездки, и высказывал свое предположение о том, что его, крестьянская, революция еще не начиналась.
- В «Москве кабацкой» Есенин выразил свою общественную позицию: он не идет на компромисс, не принимает большевистскую версию революции ни в стихах, ни в жизни:
- «Я за советскую власть, но я люблю Русь. Я по- своему. Намордник я не позволю одеть на себя и под дудочку петь не буду. Это не выйдет.»
- В «Москву кабацкую» Есенин вводит тему «родного дома», «родимого края», любви к «этому дому деревянному». Все ушедшее, дорогое вдруг вспоминается поэту как сон:
- А сейчас, как глаза закрою,
- Вижу только родительский дом.
- Только ближе к родимому краю
- Мне б хотелось теперь повернуть.
- («Эта улица мне знакома…», 1923)
- Даже в стихотворении «Да! Теперь решено. Без возврата…», где Есенин признается в любви городу; «Я любил этот город вязевый. // Пусть обрязг он и пусть одрях», он с горечью вспоминает «низкий дом» и сдохшего «старого пса», а слова: «На московских изогнутых улицах // Умереть знать судил мне бог» указывают на «осужденность» поэта, какую-то «предначертанность» расставания с Русью деревянной.
- Есенин возвращается в Россию. На смену бурным страстям и диссонансам «Москвы кабацкой» в его поэзию 1924-1925 годов входит «иная жизнь, иной напев». Поэт снимает маску скандалиста и хулигана и раскрывает свою истинную суть – собеседника и философа.
- Главным и великим мотивом, объединяющим лирику последних лет, становится тема любви и верности родине, которая ярко прозвучала в «Возвращении на родину» («На родине»). «Возвращение на родину» рассказывает о посещении родимых мест после долгой разлуки и множестве открытий, которые ждали поэта на родине. Но главное – изменились люди. В рассказ героя врывается странная и непонятная ему жизнь близких – матери, деда, сестер.
- Задавленность крестьянской культуры, уничтожение нравственных ценностей когда-то голубой, радостной, Богом избранной и Миколой хранимой Руси – такой видит большевистскую деревню, «милый край», Есенин. Его ощущениям соответствует монолог деда. Голубой русский рай теперь – обпечаленная русская ширь с «водянистой, серой гладью».
- В этой России он чувствует себя чужаком. Элегическая грусть о Руси уходящей и прожитой жизни – темы лирики 1924 года. Об этом и «Этой грусти теперь не рассыпать…», и «Русь уходящая», и «Низкий дом с голубыми ставнями…», и «Отговорила роща золотая…».
- Потому и навеки не скрою,
- Что любить не отдельно, не врозь –
- Нам одною любовью с тобою
- Эту родину привелось.
- («В этом мире я только прохожий…», 1925)
- Что поет теперь мать за куделью?
- Я навеки покинул село,
- Только знаю – багряной метелью
- Нам листвы на крыльцо намело.
- («Я красивых таких не видел…», 1925)
- Ты мне пой. Ведь моя отрада –
- Что вовек я любил не один
- И калитку осеннего сада,
- И опавшие листья с рябин.
- («Ты запой мне ту песню, что прежде…», 1925)
- Наплевать мне на известность
- И на то, что я поэт.
- Эту чахленькую местность
- Не видал я много лет.
- («Мелколесье. Степь и дали…», 1925)
- И, голову вздымая выше,
- Не то за рощей – за холмом
- Я снова чью-то песню слышу
- Про отчий край и отчий дом.
- («Гори, звезда моя не падай…», 1925)
- Нездоровое, хилое, низкое,
- Водянистая, серая гладь.
- Это все мне родное и близкое,
- От чего так легко зарыдать.
- («Этой грусти теперь не рассыпать…», 1924)
- В те края, где я рос под кленом,
- Где резвился на желтой траве,–
- Шлю привет воробьям, и воронам,
- И рыдающей в осень сове.
- («Я усталым таким еще не был…», 1923)
- Но и тогда,
- Когда на всей планете
- Пройдет вражда племен,
- Исчезнет ложь и грусть,–
- Я буду воспевать
- Всем существом в поэте
- Шестую часть земли
- С названьем кратким «Русь».
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века" 10 класс
- Чтение трактата Н.В. Гоголя "Размышления о Божественной Литургии" как фактор приобщения молодёжи к традиционным христианским ценностям
- Конспект урока по литературному чтению «Игра становилась жизнью» (А. Гайдар «Тимур и его команда») 3 класс
- Презентация "Тексты публицистического стиля"
- Презентация "М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Особенности композиции"
- Презентация "Стихи детям А.Л. Барто" 1 класс