Чтение трактата Н.В. Гоголя "Размышления о Божественной Литургии" как фактор приобщения молодёжи к традиционным христианским ценностям

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный институт культуры»
Статья
Чтение трактата Н.В. Гоголя «Размышления о Божественной Литургии»
как фактор приобщения молодёжи к традиционным христианским
ценностям
Автор:
Андреева Юлия Фёдоровна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГИК,
член научной секции «Психология и педагогика чтения»
Санкт-Петербургского психологического общества
Санкт-Петербург
2015 г.
2
Аннотация
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания
молодёжи. Автор анализирует трактат Н.В. Гоголя «Размышления о
Божественной Литургии», раскрывает педагогический потенциал данного
текста.
Ключевые слова: молодёжь, духовно-нравственное воспитание,
катехизация, христианские ценности, традиционные ценности.
Приступая к размышлению о педагогическом потенциале последнего,
посмертно изданного произведения Н.В. Гоголя, следует дать определения
ключевым для данной темы понятиям «Божественная Литургия» и
«катехизация».
Первое понятие происходит от греческого слова «leiturgia» -
обязанность. В настоящее время под Божественной Литургией понимают
христианское церковное богослужение [2, с. 74].
Понятие «катехизация» является производным от слова «катехизис»
(греч. katechisis поучение, наставление). Катехизис представляет собой
краткое изложение христианского знания, предназначенное для начального
религиозного обучения. В связи с этим под катехизацией мы понимаем
процесс приобщения к христианским ценностям и наставление в вере.
Катехизационное воздействие должно быть направлено в первую
очередь на молодёжную аудиторию. Приведённый тезис основывается на том
факте, что от духовно-нравственного облика представителей молодого
поколения зависит состояние российского общества в целом. Не случайно
состоявшийся в 2011 году Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви определил, что воспитание детей и молодежи продолжает оставаться
одним из приоритетных направлений общецерковной деятельности [3].
Понимание важности данного вопроса свойственно не только
современным иерархам Церкви и педагогам. В России катехизация
3
молодёжи, приобщение молодых граждан к традиционным православным
ценностям имеет давние традиции.
Не удивительно, что классик русской литературы Н.В. Гоголь, составляя
предисловие к трактату «Размышления о Божественной Литургии», указал в
нём на то, что данная вероучительная книга адресована преимущественно
молодому читателю.
Своё повествование писатель начал следующими словами: «Целью этой
книги показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается
наша литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало
ознакомленным с ее значением. Из множества объяснений, сделанных
Отцами и Учителями, выбраны здесь только те, которые доступны всем
своей простотою, которые служат преимущественно к тому, чтобы
понять необходимый и правильный исход одного действия из другого.
Намеренье издающего эту книгу состоит в том, чтобы утвердился в голове
читателя порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманьем следующему
за Литургиею, повторяя всякое слово, глубокое внутреннее значенье ее
раскрываться будет само собою» [1, с. 347].
Для специалиста в области читателеведения рассматриваемый трактат
интересен тем, что он содержит сведения об обрядовой стороне чтения
новозаветных текстов. Данная составляющая содержания «Размышлений»
имеет непосредственное отношение и к катехизации.
Известно, что в число основных структурных элементов
катехизационного процесса входит чтение Священного Писания и
специальной духовной литературы. Следовательно, любая информация о
методике чтения этих текстов может быть использована для наставления
читателей, приобщаемых к христианским ценностям.
В «Размышлениях о Божественной Литургии» Н.В. Гоголь
охарактеризовал священнодействия, осуществляемые в процессе Литургии
оглашенных, являющейся второй частью Богослужения. В их число входит
чтение Апостола (Деяний Святых Апостолов) и Святого Евангелия.
4
Н.В. Гоголь проникновенно описал следующие обрядовые действия:
«Торжественно открываются Царские врата, как бы врата самого
Царствия Небесного, и глазам всех собравшихся предстаёт сияющий
престол, как селение Божией славы и верховное училище, отколе исходит к
нам познание истины и возвещается вечная жизнь. Приступив к престолу,
священник и диакон снимают с него Евангелие и несут его к народу не
Царскими вратами, но позади алтаря боковой дверью, напоминающею дверь
в той боковой комнате, из которой в первые времена выносились книги на
середину храма для чтения.
Собрание молящихся взирает на Евангелие, несомое в руках смиренных
служителей Церкви, как бы на Самого Спасителя, исходящего в первый раз
на дело Божественной проповеди: исходит Он тесной северной дверью, как
бы неузнанный на середину храма, дабы, показавшись всем, возвратиться в
святилище Царскими вратами. Служители Божьи посреди храма
останавливаются; оба преклоняют главы…» [1, с. 362].
В ходе литургии Евангелие сначала только выносится из алтаря и
демонстрируется прихожанам. Его последующему чтению предшествуют
определённые молитвы, песнопения и обряд, связанный с чтением Деяний
Святых Апостолов, также описанный Н.В. Гоголем: «Чтец с Апостолом в
руке выходит на середину храма. Воззваньем: вонмём! призывает диакон
всех предстоящих ко вниманию. … Громко, выразительно, чтобы всякое
слово было слышно всеми, начинает чтец прилежно, сердцем приемлющим,
душею ищущею, разумом, испытующим внутренний смысл читаемого,
внемлет собранье, ибо чтение Апостола служит ступенью и лествицей к
лучшему уразумлению чтения евангельского…» [1, с. 365].
Описав данные обряды, Н.В. Гоголь продемонстрировал читателям то,
каким должно быть отношение истинного православного христианина к
Священному Писанию. Резюмируя вышесказанное, мы можем назвать это
отношение благоговейным и сакрализованным.
5
В основе подобного восприятия священных текстов лежит
неконвенциональная (безусловная) трактовка языковых знаков,
характеризуемая иррациональным и субъективно-пристрастным отношением
к слову. Она базируется на представлении о том, что слово это не условное
обозначение предмета, а его часть.
При отождествлении знака и обозначаемого, слова и предмета, имени
вещи и её сущности в сознании читателя возникает представление о
трансцендентных свойствах текста. Такими свойствами являются
божественное происхождение, святость и вечность (вневременность).
Следует отметить, что судьба трактата «Размышления о Божественной
Литургии» оказалась весьма драматичной. Окончательный вариант рукописи
по ошибке был сожжён автором в ночь на 12 февраля 1852 года.
После смерти Н.В. Гоголя Цензурный комитет подверг уцелевший
черновик значительным сокращениям. В конце XIX века оригинал трактата
был восстановлен по безымянной рукописи. В восстановленном тексте
сохранялись все допущенные автором литургические ошибки и неточности,
вполне закономерные, поскольку произведение создавалось не богословом,
знатоком литургики, а прозаиком, автором многочисленных художественных
произведений.
В нашей стране «Размышления о Божественной Литургии» не
переиздавались до 1990 года. Данный текст не включался в собрания
сочинений Н.В. Гоголя, как произведение, представляющее узко
биографическое значение и не имеющее прямого отношения к литературной
деятельности классика.
В настоящее время каждый читатель может обраться к этому тексту.
Сотрудники православных библиотек Санкт-Петербурга, занимаясь
продвижением духовной литературы, активно рекомендуют пользователям
«Размышления о Божественной Литургии».
Данная рекомендация является наиболее актуальной для вчерашних
школьников, ведь они хорошо знакомы с биографией и художественными
6
произведениями писателя. Следовательно, для них Н.В. Гоголь остаётся
близким и понятным автором, творчество которого не вызывает
читательского отторжения и неприятия.
В число факторов, повышающих привлекательность наследия классика,
входит открытие после реконструкции в Красногвардейском районе Санкт-
Петербурга Центральной районной библиотеки им. Н.В. Гоголя.
Данную библиотеку по праву называют уникальным городским
проектом, экспериментальной площадкой и примером трансформации
ординарного учреждения в привлекательный для молодёжи культурный
центр со стильным интерьером и современным оборудованием.
Следует отметить, что имя Н.В. Гоголя не является для этой библиотеки
формальностью. В её стенах уделяют внимание творчеству Николая
Васильевича. В настоящий момент библиотекари по традиции отдают
предпочтение произведениям писателя, вошедшим в сокровищницу
отечественной и мировой художественной литературы.
Завершая повествование, мне хотелось бы выразить надежду на то, что в
ближайшем будущем трактат «Размышления о Божественной Литургии»
также займёт место в читательском сознании пользователей петербургской
библиотеки им. Н.В. Гоголя и всех молодых людей, встающих на путь
приобщения к традиционным христианским ценностям.
Источники
1. Гоголь Н.В. Размышления о Божественной Литургии / Н.В. Гоголь //
Полное собрание сочинений и писем. в 17 т. т.6. Выбранные места из
переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. Москва; Киев: Изд-во Московской
патриархии, 2009. – С.347-396.
2. Новейший словарь религиоведения / авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В.
Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов на Дону: Феникс, 2010. 444
с.
7
3. Об организации молодёжной работы в Русской Православной Церкви
[Электронный ресурс] / Священный Синод Русской Православной Церкви //
Синодальный отдел по делам молодёжи Русской Православной Церкви. –
Режим доступа: http://sinodm.ru/department/documents/ (дата обращения
16.01.14).
4. Соколов Б. Гоголь: энциклопедия / Б. Соколов. Москва: Алгоритм,
2003. 544 с.